Full text

Когда мы рисуем портрет современного студента технического вуза, то видим перед собой не просто профессионала, разбирающегося только в своей, специфической отрасли, но и разносторонне развитого, читающего, умеющего мыслить, эффективно взаимодействовать с окружающими, грамотно и аргументированно излагающего свою точку зрения интеллигента – иными словами, специалиста с высоким уровнем коммуникативной компетентности. Много сказано о необходимости формирования коммуникативной компетентности современного студента в процессе обучения в вузе, поскольку только «развитые риторические умения помогают понять других людей и сделать понятным то, что мы хотим сообщить им» [1].

Обобщая опыт преподавания языковых дисциплин в техническом вузе, необходимо подробно проанализировать возможности риторических навыков в процессе становления коммуникативной компетентности, поскольку практически все составляющие развитой коммуникативной компетентности напрямую зависят от того, насколько хорошо будущий профессионал будет владеть приемами оформления речи, адресованной другим людям.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» работа происходит по нескольким направлениям. Одно из самых важных – организация выступлений на практических занятиях: именно такая форма работы позволяет оттачивать риторические навыки.

Небольшие по времени ораторские выступления позволяют сформировать разные виды навыков: отстаивания своей точки зрения, умения не бояться отвечать на неожиданные вопросы, говорить в присутствии аудитории; совместной деятельности, выработки единого решения. Большая часть практических занятий при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» требует от студентов умения формулировать свои мысли и четко излагать их перед слушателями, аргументируя свою позицию. Например, работая над темой «Составляющие понятия “культура речи”», студенты на первом практическом занятии должны представить свое, обобщенное определение понятия «культура речи» (на лекции рассматривается несколько определений). Неизбежно возникновение дискуссии, потому что каждый вкладывает в определение что-то свое. Студентам приходится аргументировать свою точку зрения: зачастую под культурой речи обучающиеся понимают стремление выражаться «высоким слогом» даже в неподобающей ему ситуации, например в ситуации бытового общения. Как показывает опыт, практически всегда в результате совместной деятельности рождается определение понятия «культура речи», которое подразумевает знание норм литературного языка и умение пользоваться ими в зависимости от ситуации, в которой происходит общение.

На одном из первых занятий также происходит обсуждение проблемы использования словарей. Задача тех, кто берется за выступление на эту тему, – не только рассказать аудитории о многообразии лингвистических словарей, но и доказать необходимость использования их в практике устной речи; обозначить, какие словари обязательно должен иметь «под рукой» грамотный современный специалист. Коллективная работа по изучению возможностей словарей разных типов приводит к неожиданным выводам: например, обучающиеся констатируют, что обращение к фразеологическому и этимологическому словарям обогащает не только словарный запас, но и позволяет стать более эрудированным.

При изучении темы «Формы существования русского языка» на практических занятиях студенты готовят выступления по проблемам соотношения литературного языка и других форм русского языка. Живой интерес вызывает обсуждение уральского диалекта, особенностей уральского акцента, его влияния на восприятие оратора проживающими в других регионах носителями литературного языка. Мнения разделяются: кто-то считает недопустимым явное проявление диалектных фонетических особенностей; другая часть группы терпимо относится к ним, признавая важность очищения речи от диалектных особенностей для представителей «публичных» профессий. В то же время студенты приходят к пониманию необходимости отношения к уральскому диалекту как культурному наследию нашего края, приводя примеры самобытной речи представителей старшего поколения, особые «уральские» словечки, индивидуализирующие речь, замечательные речевые характеристики героев сказов П. П.Бажова, благодаря которым мы узнаем о тяжелой жизни уральских рабочих. Студенты делают вывод, что все-таки необходимо не допускать в публичной речи грубых фонетических проявлений говора, и разрабатывают стратегию борьбы с ними: снижение темпа речи, внимательное отношение к фонетическим особенностям речи.

Проблема использования жаргона в речи также обсуждается на практических занятиях. Примеры употребления профессионального жаргона (в нашем случае – жаргона работников железнодорожного транспорта) и учебного сленга приводят обучающихся к выводу о возможности их применения в определенных ситуациях общения. Данные об использовании в речи товарищей по учебе уголовного жаргона, полученные в результате кропотливой каждодневной работы, вызывают у аудитории замешательство: многие студенты никогда не задумывались над тем, что слова «разборка», «стрелка», «стопудово» и прочие в результате бездумного употребления могут создать неблагоприятное впечатление о произносящем их человеке.

Особый интерес студентов на практических занятиях привлекает обсуждение просторечия. Безусловно, в ходе выступлений на эту тему студенты оттачивают мастерство ведения дискуссии, поскольку в аудитории всегда находится хотя бы один, кто считает, что в использовании просторечия интеллигентным человеком (а к ним относит себя большая часть обучающихся) нет ничего плохого. «Прививкой от просторечия» сами участники называют примеры из речи окружающих, а также знаменитые рассказы М. Зощенко (например, «Аристократка»).

Организуя выступления на практических занятиях по теме «Функциональные стили русского языка», преподаватель помогает будущим специалистам избежать ошибок при подготовке выступлений разных жанров. Большим успехом у студентов пользуется упражнение, предполагающее официально-деловое выступление, организованное с использованием разговорного стиля.

Проблема соблюдения литературной нормы также становится поводом для дискуссии в студенческой аудитории. Особенно интересно обсуждение процесса становления норм разных видов и их изменения. Выступления, в которых подробно прослеживается ход изменения конкретной нормы (например, грамматической – в отношении допустимой нормы использования слова «кофе» в среднем роде), позволяют понять, что это не стихийный, а закономерный процесс.

В ходе работы возникает также проблема украшения публичного выступления (канон «элокуцио», которому в классической риторике уделялось большое внимание). Организуется работа в парах: один студент представляет простое, схематичное выступление; другой – то же, но с использованием тропов, фигур, фразеологизмов. Возникает проблема: в какой ситуации общения наиболее приемлемо лаконичное выражение мыслей, а в какой необходимо ее украсить; какова мера украшения?

Таким образом, именно выступления на практических занятиях не просто дают возможность отточить навыки произнесения публичных речей, но и включают студентов в процесс совместной деятельности. На каждом занятии при обсуждении выступлений происходит выработка единого решения членами учебной группы, возникает обратная связь между студентами, преподавателем и группой. Навыки установления обратной связи, рефлексии являются важным компонентом коммуникативной компетентности специалиста.

Особенно успешно происходит становление коммуникативной компетентности студентов в процессе самостоятельной работы. Конечным этапом самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» становится написание и публичная защита итогового исследования; зачастую такая деятельность является «пропуском» для участия в конкурсах научно-исследова­тельских работ студентов различных статусов: от внутривузовского до международного. Каковы бы ни были результаты такого вида самостоятельной познавательной деятельности, каждый участник повышает уровень своей коммуникативной компетентности, приобретая опыт публичных выступлений, защиты собственного мнения. Самостоятельная работа с итоговым выступлением превращается в первый этап проходящей «красной нитью» через все полотно учебного процесса в вузе деятельности по публичному представлению итогов научных исследований; в конечном счете от успешного прохождения именно этого этапа зависит результат защиты курсовой и выпускной квалификационной работы; в будущем – научного исследования.

Казалось бы, гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи» не связана со сферой профессиональной направленности. Но практика показывает, что именно работа над итоговым выступлением позволяет студентам научиться выбирать тему в соответствии со специальностью или сферой интересов (например, темы, связанные с профессиональным сленгом, возможностями официально-делового стиля; проблемами заимствований и жаргонизмов; использования лексики групп по увлечениям). Подготовка итогового исследования развивает навыки работы с научным текстом (правильное оформление содержания, ссылок, умение работать в научном жанре, не допуская смешения стилей). Оттачивается также бесценный в научной деятельности навык обобщения результатов интеллектуального труда, рефлексии, использования итогов коллективной деятельности.

Курс «Русский язык и культура речи» предоставляет студентам неязыкового уникальную возможность совершенствования техники речи. Навык бережного отношения к голосовому аппарату и его тренировки начинает осознаваться как такой необходимый элемент повседневной жизни как, например, утренняя гимнастика. Одно из направлений работы – ликвидация «мышечных зажимов» (особенно важное потому, что мы имеем дело с носителями «уральского акцента», особенности которого основаны именно на «мышечном зажиме»). Упражнения по постановке «брюшного дыхания», работа с голосовым аппаратом, формирование навыка произнесения речей в нижнем голосовом диапазоне с целью избегания перегрузки голосовых связок, работа со стихотворными текстами и скороговорками – все эти элементы присутствуют на каждом практическом занятии и помогают повысить уровень ораторского мастерства обучающихся.

Планомерная работа над публичной речью позволяет довести до совершенства навык построения композиции публичного выступления; в конце изучения курса практически все студенты даже в короткой речи стараются соблюдать принцип наличия введения для обозначения главной цели выступления; основной части, полностью раскрывающей обозначенную тему; заключения, содержащего выводы по теме исследования.

Важно также вооружить обучающихся знаниями о типах речей, которые помогут правильно выстраивать общение в зависимости от его целей, что особенно важно для студентов как будущих руководителей. С большим интересом воспринимается работа с эпидейктической (хвалебной или порицающей) речью. Знание принципов построения такой речи помогает выразить свои мысли в тех случаях, когда люди собираются, чтобы почувствовать себя единым целым (что, как правило, является типичной ситуацией в деятельности руководителя любого уровня). Поэтому такая речь призвана осуждать всё то, что мешает реализации общей цели, и хвалить то, что способствует её достижению. Умение учитывать фактор адресата, использовать прием преувеличения значимости деяния, выставлять случайное как часть разработанного плана – усвоение всех этих принципов организации хвалебной речи помогает студентам успешно, увлеченно создавать тренировочные речи.

Студенты учатся выстраивать также две разновидности аргументирующих речей – убеждающую, в которой оратор отстаивает правильность своего мнения, и агитирующую, призывающую к необходимости определенных действий. В ходе работы по произнесению такого типа речей обучающиеся приходят к осознанию важности наличия в ней спорного вопроса – проблемы речи и тезиса – ответа на спорный вопрос; установления контакта с аудиторией, которой адресована речь, немыслимого без учета ее интересов. Очень важно отработать приемы организации агитационной речи в разных ситуациях взаимоотношений с аудиторией: враждебных, безразличных, заинтересованных.

Разновидность агитационной речи – речь по контрасту – становится интересной для изучения в студенческой аудитории благодаря ее исключительной убедительности: ведь в ней сравниваются противоположные явления. Принципы организации информирующей речи представляются не такими сложными лишь на первый взгляд; при этом к речи подобного типа предъявляются высокие требования: она должна вызывать интерес; быть актуальной; четко структурированной; вызывать стремление к исследованию освещаемой проблемы.

Умение произносить речи-импровизации переводит оратора на более высокую ступень, предполагая способность за очень короткий промежуток времени организовывать уместную в сложившейся ситуации речь. При этом автор импровизации соблюдает все те принципы, которые необходимы при подготовке к другим видам выступлений: выдвижение тезиса, аргументов; соблюдение композиции с наличием введения, основной части, заключения.

Особый интерес вызывают занятия по организации дискуссий и переговоров – неотъемлемой части деятельности современного специалиста, руководителя. Важно осознание основных принципов ведения дискуссии – честность, открытость, наличие обратной связи между сторонами, умение вести не спор ради спора, а спор по существу; именно при этих условиях работают основные приемы полемики: правильный подбор аргументов, их расстановка; разработка стратегии и тактики спора. На практических занятиях организуются группы, вступающие друг с другом в спор, использующие весь арсенал стратегических приемов: приемы, направленные против тезиса и аргументов противника; на защиту собственного тезиса. Поскольку студенты технического вуза умеют мыслить логично, они с большим удовольствием применяют в споре достаточно сложные полемические приемы: подмену тезиса противника, доведение его до абсурда, ослабление тезиса, требование новых аргументов. С большим интересом та часть группы, которая не участвует в споре, следит за тем, как оппоненты стараются склонить аудиторию к принятию их точки зрения, используя весь арсенал тактических средств: обращение к интересам, воле, эмоциям слушателей; лесть, запугивания, ложные обещания. Участники спора учатся вызывать эмоциональную реакцию оппонента, поскольку она заставляет его терять контроль логики речи и обессиливает.

При оттачивании эвристических навыков преподаватель совместно с участниками дискуссии приводит членов группы к выводу, что участие в споре, необходимость вступления в конфликт должны хорошо обдумываться; если есть даже небольшая возможность избежать их, то лучше обойти конфликтную ситуацию стороной: это позволит не только сберечь силы и избежать открытых конфликтных действий, но и приучит осознавать истинные причины столкновения и находить мирный выход. Студенты с большим интересом анализируют образцы «неразрешимых» споров (например, классический спор о том, нужно ли платить за тень от осла) и приходят к осознанию того, что исход противостояния может зависеть от позиций сторон по отношению к объекту конфликта.

Альтернативный вариант разрешения конфликтной ситуации – переговоры, цель которых – найти компромисс, заставить оппонентов поступиться частью притязаний; в идеале последствие успешных переговоров – последующее сотрудничество.

Студенты одной из групп предложили тему спора: «Можно ли вмешиваться в семейную жизнь в случае применения насилия?» Они решали проблему вначале в виде спора: один оппонент настаивал на том, что вмешательство неизбежно, так как речь идет о здоровье и жизни людей, а второй доказывал, что вторжение в частную жизнь неприемлемо; дискуссия обрастала все новыми аргументами, но вывод сделать не удавалось. Затем обучающиеся решили провести обсуждение проблемы, а не спор на эту тему, что позволило выработать стратегию поведения в конфликтной ситуации подобного рода.

Мы видим, что учебная деятельность по формированию риторических навыков не только способствует совершенствованию речевой компетентности, но и помогает успешно социализироваться, научиться выбирать правильную модель поведения в спорной ситуации, позволяет осознать важность соединения усилий, принятия совместного решения.

Очевидно, что ни один из перечисленных нами выше видов работы немыслим без правильного выстраивания взаимоотношений между участниками учебного взаимодействия – сотрудничества, предполагающего умение принимать общее решение, осознавать результаты учебного труда.

Если попытаться представить себе образ современного представителя технической интеллигенции, обладающего высоким уровнем коммуникативной компетентности, то это будет человек, разбирающийся в проблеме форм существования русского языка и правильного их использования в литературном языке; понимающий возможности разных функциональных стилей; умеющий выстраивать публичное выступление в различных жанрах; соблюдающий литературные нормы; обладающий навыками работы с голосовым аппаратом и правильной организации дискуссий. Все эти характеристики успешно реализуются в практике речевой коммуникации при развитых навыках рефлексии, совместной деятельности по выработке единого решения. Казалось бы, перед нами престает некий идеальный образ. Но практика обучения показывает, что даже в рамках небольших курсов «Русский язык и культура речи», «Риторика» в техническом вузе при умелой организации образовательного процесса большая часть студентов в той или иной степени приближается к нарисованному выше образу. Преподаватели языковых дисциплин отмечают также, что именно студенты технических специальностей заинтересованно относятся к изучению их предмета; при проведении исследовательской деятельности в области языка такие обучающиеся часто продуцируют яркие, оригинальные идеи; навыки оформления идей в вербальную форму помогают в исследовательской деятельности.

Подводя итоги, необходимо отметить, что внимание к совершенствованию риторических навыков представителей технической интеллигенции призвано «способствовать воспитанию у них активного, инициативного отношения к процессу познания, основанного на осознании целей учения, восприятии себя как субъекта учебной деятельности» [2]. Современный специалист не сможет достичь высокого уровня профессиональной компетентности без сложившейся коммуникативной компетентности; неотъемлемой частью последней является владение навыками организации публичной речи.