Full text

Первые курсы обучения в вузе приходятся на юношеский возраст – начало взрослой, самостоятельной жизни. Именно в юношеском возрасте происходит качественная перестройка самосознания, когда прежние детские и подростковые представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. Центральным возрастным новообразованием юности является окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни. Специфика данного возраста обусловлена сформированностью Я-концепции, принятием юношами и девушками ответственности за свою жизнь, за перспективы профессионального и личностного роста. Самоотношение и отношение к жизни в целом, являясь компонентами сложной системы личностных отношений, играют важную роль в становлении и успешной самореализации личности.

Изучением самоотношения и особенностей самоотношения в юношеском возрасте занимались Б. Г. Ананьев, Р. Бернс, И. С. Кон, А. В. Орлова, С. Р. Пантилеев, К. Роджерс, М. А. Рушина, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин и др.

Проблема удовлетворённости жизнью на разных уровнях представлена в трудах М. Аргайла, Л. В. Куликова, Н. В. Паниной, М. Селигмана, Т.К. Терра, А. З. Шапиро.

Цель нашего исследования изучение особенностей самоотношения и жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте.

Методы и методики исследования: теоретические методы психологического исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение); метод тестирования («Методика исследования самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантилеева; тест «Индекс жизненной удовлетворённости» в адаптации Н. В. Паниной); количественный и качественный анализ обработки данных с использованием методов математической статистики (критерии t-Стьюдента, r-Пирсона).

Эмпирическое исследование особенностей самоотношения и жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте проводилось на базе Оренбургского государственного медицинского университета в 2016 г. В исследовании приняли участие 111 студентов I–III курсов в возрасте от 18 до 23 лет, из них 76 девушек, 35 юношей.

Согласно Б. Г. Ананьеву, отношения к себе, являясь наиболее поздним образованием личности, завершают структуру характера, обеспечивают целостность, выполняют функции саморегулирования и контроля развития, способствуют образованию и стабилизации единства личности. С отношением человека к себе связаны цели жизни и деятельности, ценностные ориентации и установки [1].

По определению Н. И. Сарджвеладзе самоотношение личности включено в качестве подструктурной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру. «Я» существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом, и объектом отношения. Согласно концепции Н. И. Сарджвеладзе, самоотношение включает в себя когнитивный, аффективный и конативный компоненты [2].

С. Р. Пантилеев на основе эмоциональной и оценочной подсистем самоотношения как интегральной характеристики личности выделяет в нем три компонента: самоуважение (позитивное оценочное самоотношение), аутосимпатию (позитивное эмоциональное самоотношение) и самоуничижение (негативное самоотношение) [3].

В. В. Столин, в свою очередь, определяет самоотношение как специфическую активность субъекта в адрес своего «Я», состоящую в определенных внутренних действиях, характеризующихся эмоциональной спецификой и предметным содержанием самого действия. Самоотношение любого человека можно описать с помощью трех модальностей: симпатия/антипатия, уважение/неуважение и близость/отдален­ность [4].

Самоотношение как выражение отношения человека к самому себе выполняет ряд функций: функцию «зеркала», функцию самовыражения и самореализации, функцию сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я», функцию саморегуляции и самоконтроля, функцию психологической защиты, функцию интракоммуникации [5].

М. А. Рушина, А. В. Орлова, изучая полоролевые особенности самоотношения в юношеском возрасте, пришли к следующим выводам: юноши более уверены в себе, чаще опираются на собственное мнение при принятии решений, уверены в своей способности производить на окружающих благоприятное впечатление, больше уважают себя; девушки чаще обвиняют себя, обнаруживают внутренние противоречия и склонны к внутриличностным конфликтам [6].

Изучение самоотношения с помощью методики В. В. Столина и С. Р. Пантилеева позволило выявить уровень сформированности компонентов самоотношения в юношеском возрасте.

Так, 75% всех испытуемых (83 человека) имеют средний уровень самоуважения, 25% (28 человек) – высокий уровень самоуважения. В компонент «самоуважение» входят значения шкал: открытость (внутренняя честность), самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я (отражение самоотношения). Данный компонент выражает оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально-норма­тивным критериям: моральности, успешности, воле, целеустемлённости, социальному одобрению.

Результаты по компоненту «аутосимпатия» свидетельствуют о том, что низкий уровень аутосимпатии имеют 11% (12 человек), средний уровень аутосимпатии – 67% (75 человек), высокий уровень аутосимпатии – 22% (24 человека). В данный компонент самоотношения входят такие шкалы, как самоценность, самопринятие, самопривязанность. Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я».

По третьему компоненту самоотношения «внутренняя неустойчивость» низкий уровень имеют 14% (15 человек), средний уровень – 69% (77 человек), высокий уровень – 17% (19 человек). Данный компонент содержит шкалы: внутренняя конфликтность и самообвинение. Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

Средние значения выраженности компонентов самоотношения у испытуемых представлены в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения компонентов самоотношения в юношеском возрасте

 

Компоненты

само­отношения

 

Испытуемые

Самоуважение

(максимальное значение – 40)

Аутосимпатия (максимальное значение – 30)

Внутренняя неустойчивость (максимальное значение – 20)

Выборка в целом

23,34

17,41

10,27

Юноши

23,82

17,61

9,50

Девушки

23,04

17,29

10,66

 

Характеризуя особенности самоотношения в юношеском возрасте, следует отметить, что большинство испытуемых имеют средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней устойчивости. Это утверждение касается как выборки в целом, так и юношей и девушек по отдельности. Полученные данные свидетельствуют о стабильности и зрелости самоотношения в юношеском возрасте.

Сравнение компонентов самоотношения у юношей и девушек с помощью критерия t-Стьюдента позволило выявить значимое различие по уровню выраженности внутренней неустойчивости (p ≤ 0,05), девушки показали большую внутреннюю неустойчивость по сравнению с юношами. Следовательно, юноши внутренне более устойчивы, непротиворечивы, обладают более позитивным самоотношением. По компонентам «самоуважение» и «аутосимпатия» статистически достоверных различий между юношами и девушками не выявлено.

Понятие «удовлетворённость жизнью» трактуется в отечественной науке как психологическое благополучие, степень психологического комфорта, социально-пси­хологическая адаптированность (Е. В. Антонова, Л. В. Куликов, Н. В. Панина, А. З. Шапиро).

Зарубежные авторы (М. Аргайл, М. Селигман) удовлетворённость жизнью связывают с понятием счастья. Согласно М. Аргайлу, удовлетворённость – одна из составляющих счастья, рефлективная оценка прошлого и настоящего положения дел [7].

И. А. Джидарьян в своей работе «Психология счастья и оптимизма» подчёркивает, что главной характеристикой счастливого человека, в отличие от несчастливого, является прежде всего его оптимизм, вера в лучшее будущее [8].

С целью изучения жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте использовалась методика «Индекс жизненной удовлетворённости» в адаптации Н. В. Паниной.

Индекс жизненной удовлетворённости – интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую. Жизненная удовлетворённость подразумевает следующие составляющие: интерес к жизни; целеустремлённость, последовательность в достижении жизненных целей; согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями; положительную оценку собственных качеств и поступков; общий фон настроения [9].

Результаты исследования показали, что 38% испытуемых (42 человека) имеют низкую жизненную удовлетворённость, что характеризует их как эмоционально неустойчивых, тревожных, неудовлетворённых настоящим положением дел и собой. В эту группу попали 52% юношей (18 человек) и 38% девушек (42 человека).

Среднюю жизненную удовлетворённость имеют 28% испытуемых (31 человек), из них 17% юношей (6 человек) и 33% девушек (25 человек). Испытуемые данной группы эмоционально стабильны, социально адаптированы, удовлетворены ситуацией и собой.

Высокую жизненную удовлетворённость показали 34% испытуемых (38 человек), из них 31% юношей (11 человек) и 35% девушек (27 человек). Лица с высокой удовлетворённостью жизнью чувствуют себя психологически комфортно, имеют общий позитивный фон настроения, эмоционально устойчивы, положительно оценивают свои качества и поступки, уверены в себе, решительны.

На рисунке представлено процентное соотношение девушек и юношей с низкой, а также средней и высокой жизненной удовлетворённостью.

 

 

 

Показатели жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте (%)

 

Испытуемых со средней и высокой жизненной удовлетворённостью мы объединили в одну группу, так как степень их психологического комфорта достаточно высока, они являются психологически благополучными и социально адаптированными. Испытуемые с низкой жизненной удовлетворённостью характеризуются общим сниженным эмоциональным состоянием, имеют «проблемные» сферы жизни и нуждаются в коррекционной работе с ними.

Сравнение показателей жизненной удовлетворённости у юношей и девушек с помощью критерия t-Стьюдента показало отсутствие статистически достоверных различий в данной характеристике (tэмп= 1,2; p > 0,1).

В табл. 2 представлены средние значения по шкалам методики «Индекс жизненной удовлетворённости». Шкала 1 – интерес к жизни; шкала 2 – последовательность в достижении целей; шкала 3 – согласованность между поставленными и достигнутыми целями; шкала 4 – положительная оценка себя и собственных поступков; шкала 5 – общий фон настроения.

Статистическая обработка полученных результатов с помощью критерия t‑Стьюдента позволила выявить различия в составляющих жизненной удовлетворённости у юношей и девушек. Обнаружены значимые различия по шкале 2 (tэмп= 2,0; p ≤ 0,01) и шкале 4 (tэмп= 1,7; p ≤ 0,05), на основании чего можно сделать вывод, что девушки по сравнению с юношами более последовательны в достижении целей и чаще положительно оценивают себя и свои поступки. По шкалам «интерес к жизни», «согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и «общий фон настроения» статистически достоверных различий не обнаружено.

Таблица 2

Средние значения составляющих жизненной удовлетворённости

в юношеском возрасте

 

Составляющие

ИЖУ

 

Испытуемые

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Максимальное значение – 8 баллов

Выборка в целом

5,2

5,9

5,0

5,0

5,5

Юноши

5,1

5,6

4,9

4,7

5,5

Девушки

5,3

6,3

5,1

5,3

5,4

 

Корреляционный анализ результатов изучения самоотношения и жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте позволил выявить положительные корреляционные связи на высоком уровне значимости: 1) между жизненной удовлетворённостью и самоуважением (р ≤ 0,001); 2) жизненной удовлетворённостью и аутосимпатией (р ≤ 0,001) – и отрицательную корреляционную связь между жизненной удовлетворённостью и внутренней неустойчивостью (р ≤ 0,001). Полученные результаты подтверждают мысль о том, что отношение к себе и отношение к жизни в целом являются компонентами сложной системы отношений, характеризующей личность.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1)     для юношеского возраста характерным является средний уровень сформированности всех компонентов самоотношения (самоуважения, аутосимпатии, внутренней устойчивости), что свидетельствует о стабильности и зрелости самоотношения в этом возрасте; юноши внутренне более устойчивы, непротиворечивы, чем девушки;

2)     достаточно высоким является процент юношей и девушек (52% и 32% соответственно) с низкой жизненной удовлетворённостью, свидетельствующей о сниженном общем эмоциональном состоянии и «проблемных» сферах жизни, что можно объяснить высокой степенью сложности, неопределённостью юношеского возраста; сравнительный анализ результатов по шкалам методики «Индекс жизненной удовлетворённости» показал, что девушки по сравнению с юношами более последовательны в достижении целей и чаще положительно оценивают себя и свои поступки;

3)     существует взаимосвязь между жизненной удовлетворённостью и компонентами самоотношения (самоуважением, аутосимпатией и внутренней устойчивостью) в юношеском возрасте, что подтверждает понимание самоотношения и жизненной удовлетворённости как сложной системы отношений, характеризующей личность.