Наиболее актуальным вопросом в современном мире является вопрос о качестве жизни. Представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования как одного из главных социальных институтов.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование как важнейшую жизненную ценность, главный фактор развития. Исходя из этой взаимосвязи, качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. устанавливает в качестве наиболее приоритетных задач достижение высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования [1].
Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых и задача формирования востребованной оценки качества образовательных результатов:
- через развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования посредством реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества;
- распространение в российской системе оценки качества образования международных инструментов оценивания и исследования качества образования;
- поддержку инноваций в области развития и мониторинга системы образования.
Данный подход, закрепленный в стратегически значимых документах, долгосрочных целевых программах развития образования на 2016–2020 гг. регионального и муниципального уровней, нацеливает каждую образовательную организацию на выбор стратегии оценки качества.
Необходимость создания системы оценки качества образования, в том числе внутренних систем оценки качества образования в образовательных организациях, обусловлена введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов и появлением необходимости их оценивать на всех уровнях.
В образовательной организации должна быть создана система получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (в том числе определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организация педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать управленческие решения.
При этом целью системы оценки качества образования должен быть систематический сбор и обработка информации о степени соответствия условий, структуры и содержания образовательных программ в образовательных организациях [2].
Сегодня перед каждой образовательной организацией возникает проблема получения объективной и достоверной информации о результатах образовательной деятельности. Эта информация может быть получена разными способами, в том числе и с помощью мониторинга.
14 декабря 2016 г. Министерством образования и науки Челябинской области совместно с Региональным центром оценки качества и информатизации образования была разработана концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (приказ от 14 декабря 2016 г. № 01/3525). В данном документе оценка качества образования подразумевается как оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем [3].
Под системой оценки качества образования на региональном уровне понимается совокупность компонентов, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образования в конкретной образовательной организации, а также деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем [4].
Исходя из целей данной Концепции, а также утвержденной методики оценки качества образования, в соответствии с требованиями ФГОС общего образования общеобразовательными организациями Челябинской области объектом оценки региональной системы оценки качества образования являются образовательные организации и их системы, реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, оценке качества подлежат все субъективные и объективные факторы образовательного процесса.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в методику оценки качества образования включены такие компоненты мониторинга, которые позволяют получить данные как о процессах реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, так и о процессах подготовки к введению ФГОС основного общего и среднего общего образования.
В данном случае мы будем говорить о мониторинге в части оценки соответствия структуры основных образовательных программ среднего общего образования требованиям ФГОС среднего общего образования и уровня сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования, который проводится по двум критериям:
- соответствие структуры основных образовательных программ среднего общего образования требованиям ФГОС среднего общего образования;
- сформированность условий введения ФГОС среднего общего образования.
Оценка осуществляется на основе определенной системы критериев и индикаторов, характеризующих основные элементы эталона качества условий, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, а также Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
- качество условий реализации основных образовательных программ, в том числе кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий;
- качество процессов и содержания образования в конкретной образовательной организации;
- качество результатов освоения основных образовательных программ [5].
В рамках первого критерия мониторинга осуществляется анализ и оценка структуры основных образовательных программ согласно требованиям ФГОС среднего общего образования. В ходе мониторинга предполагается констатация факта соответствия или несоответствия исследуемых локальных нормативных актов (или их проектов) требованиям ФГОС среднего общего образования.
Оценка предполагает установление факта соответствия или несоответствия структуры основной образовательной программы среднего общего образования требованиям ФГОС среднего общего образования.
Оценивание основных образовательных программ осуществляется по двум индикаторам:
- формализованность основных образовательных программ общеобразовательной организации, то есть представленность содержания основных образовательных программ по пунктам в соответствии с примерной основной образовательной программой среднего общего образования и федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, без учета смыслового содержания;
- структурированность (организованность) основных образовательных программ общеобразовательной организации, то есть наличие определенной структуры в рамках каждого раздела основной образовательной программы, состоящей из взаимосвязанных подразделов.
Индикатор «Структурированность основной образовательной программы» включает в себя четыре показателя, по которым определяется соответствие структуры основной образовательной программы требованиям ФГОС среднего общего образования:
1) структура основной образовательной программы;
2) целевой раздел основной образовательной программы;
3) содержательный раздел основной образовательной программы;
4) организационный раздел основной образовательной программы.
Индикатор «Структурированность разделов основной образовательной программы» является интегральным и представляет собой совокупность трех компонентов, а именно:
1) «Соответствие структуры компонентов целевого раздела ООП требованиям ФГОС».
2) «Соответствие структуры компонентов содержательного раздела ООП требованиям ФГОС».
3) «Соответствие структуры компонентов организационного раздела ООП требованиям ФГОС».
Заключение о соответствии структуры основной образовательной программы требованиям ФГОС среднего общего образования осуществляется по совокупности показателей.
Второй критерий мониторинга осуществляет оценку сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования.
Важнейшими факторами, обеспечивающими успешность введения ФГОС среднего общего образования в части создания условий, являются:
- системность в создании условий к введению ФГОС среднего общего образования;
- своевременность и полнота мониторинга общеобразовательными организациями, муниципальными и региональными органами управления образованием уровня сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования;
- выявление проблем в создании условий введения ФГОС среднего общего образования и своевременность их решения на всех уровнях управления;
- эффективность принятия управленческих решений по результатам мониторинга.
Именно поэтому в предлагаемой концепции мониторинга важное место отводится исследованию сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях. Исходя из положений ФГОС среднего общего образования, выделены следующие совокупности условий реализации основных образовательных программ на этапе введения среднего общего образования:
- кадровое обеспечение введения ФГОС CОО;
- психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС CОО;
- финансовое обеспечение введения ФГОС CОО;
- материально-техническое обеспечение введения ФГОС CОО;
- информационно-методическое обеспечение введения ФГОС CОО;
- учебно-методическое и информационное обеспечение введения ФГОС CОО.
Данные совокупности условий играют роль критериев, с помощью которых устанавливается факт сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования.
При этом с точки зрения эффективности управления процессом создания условий, контроля его качества целесообразным является объединение критериев по следующим группам:
1. Финансовое обеспечение, материально-техническое и информационно-методическое введение ФГОС общего образования.
2. Кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС общего образования.
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение введения ФГОС общего образования.
Каждый из выделенных критериев сформированности условий имеет свое содержательное и процессуальное наполнение – показатели. При этом по наличию или отсутствию представленных показателей можно судить в дальнейшем об уровне сформированности в общеобразовательной организации как отдельных критериев, так и их комплекса.
Оценка сформированности условий осуществляется на основе двоичной системы исчисления: «0» баллов указывается, если показатель полностью отсутствует или наблюдается частичное соответствие; «1» балл указывается, если показатель полностью реализован. Итоговое количество баллов по критерию является основанием определения уровня сформированности данного критерия. Уровень сформированности определяется в соответствии с оценочной шкалой процентным соотношением полученной в ходе оценки общеобразовательной организацией суммы баллов по конкретному критерию к максимальному количеству баллов по данному критерию и соотносится с уровнем соответствия требованиям: «в полном объеме соответствует требованиям», «не в полном объеме соответствует требованиям», «частично соответствует требованиям».
Мониторинг сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования и соответствия структур основных образовательных программ осуществляется в три этапа:
- этап самооценки, когда общеобразовательные организации самостоятельно осуществляют определение эффективности своей деятельности по введению ФГОС среднего общего образования;
- этап внешнего аудита, осуществляемый специалистами муниципальных органов управления образованием;
- этап обработки Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования полученных от муниципальных органов управления образованием результатов мониторинга по региону.
При разработке мониторинга учитываются следующие принципы: объективность информации, сравнимость данных, прогностичность данных (позволяющая принимать эффективные стратегические управленческие решения), принцип целевого назначения (предполагает получение объективной информации в рамках целей конкретной образовательной организации, а также всего региона в целом).
Данная методика применима не только для проведения мониторинга региональной системы оценки качества среднего общего образования, ее можно использовать в качестве одного из направлений внутренней системы оценки качества образования в конкретной образовательной организации. При этом, имея единую систему критериев, полученные данные отдельной образовательной организации можно использовать для принятия управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях.
Таким образом, реализация целостной системы мониторинга качества образования позволяет выявлять и прогнозировать закономерности процессов в обеспечении качества образования, оценить эффективность принятых управленческих решений, что делать управление качеством образования в образовательной организации результативным.
В рамках мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. будут реализоваться комплексные проекты по разработке мониторинга системы образования, включая создание единой интегрированной системы открытых данных.
В данном контексте практика проведения мониторинговых исследований в Челябинской области показывает необходимость разработки электронного варианта мониторинга качества общего образования.
Такой подход позволит осуществлять ввод данных в единую электронную оболочку по всем параметрам изучаемых объектов мониторинга, причем формирование единого информационного ресурса должно осуществляться на нескольких уровнях: региональном (с формированием первичных статистических данных как по всему региону, муниципалитету, так и по отдельной образовательной организации), на уровне муниципалитета, отдельной образовательной организации.