Full text

Неопределенность социально-экономического прогноза, характерная для современной ситуации, зачастую приводит к потере или формированию негативной жизненной перспективы. Отсутствие последней наряду с негативным видением своего будущего особенно остро ощущается наиболее активной и перспективной частью населения, что, в свою очередь, приводит к депрессивным настроениям, выученной беспомощности, профессиональной стагнации, а также психосоматизации и другим деструктивным личностным изменениям.

Жизненную перспективу личности мы понимаем как обобщенный образ прогнозируемых и планируемых событий жизни в контексте их ценностно-смыслового значения во взаимосвязи с оценкой своего прошлого и настоящего.

Конструктивность жизненной перспективы мы обозначаем через общую оптимистичность восприятия разных периодов времени своей жизни – настоящего, прошлого и будущего, а также выраженность ценностно-смысловых связей между различными этапами своей жизни, внешними и внутренними аспектами своей деятельности, что определяет потенциальную продуктивность жизненной перспективы в плане ее воздействия на активность и адаптацию личности в социуме, повышение состояния благополучия и удовлетворенности личности своими достижениями.

Целью проведенного нами исследования было выявлениемотивационных особенностей личности, имеющей выраженные признаки конструктивности жизненной перспективы.

Для выявления критериев конструктивности жизненной перспективы личности нами были проанализированы основные подходы к изучению жизненной и временной перспективы в работах К. А. Абульхановой [1], Е. И. Головахи и А. А. Кроника [2], И. В. Ковалева [3], М. Ш. Магомед-Эминова [4], Е. Ю. Мандриковой [5], Ж. Нюттена [6], И. А. Ральниковой [7] и других. По итогам проведенного анализа нами было сделано заключение о том, что методологический подход, заключающийся в описании отдельных типов построения образа разных этапов жизни личности, затрудняет осуществление эмпирических исследований и решение практических задач психологического сопровождения личностного и профессионального становления. В противовес типологическому подходу мы предлагаем рассматривать изучаемое явление через понятие «свойства», то есть отдельно взятые характеристики жизненной и временной перспективы. Те или иные свойства жизненной перспективы в разной степени могут проявляться в разных условиях жизни личности и могут повышать или снижать ее адаптивные способности. С этой позиции жизненная перспектива рассматривается, с одной стороны, как субъективное образование, совокупность представлений личности, а с другой стороны, как психологический механизм, регулирующий поведение.

В основных характеристиках временной и жизненной перспективы личности вслед за рядом авторов (Ж. Нюттен, И. А. Ральникова и другие) мы предлагаем выделять когнитивный, ценностно-смысловой, мотивационный, эмоционально-оценочный и поведенческий (организационно-деятельностный или практический) аспекты. В исследовании, по материалам которого подготовлена эта статья, нами была использована авторская анкета для изучения двух из представленных выше компонентов – ценностно-смыслового (мотивационного) и эмоционально-оценочного. Анкета включала 27 вопросов с вариантами ответов, отличающихся разной степенью конструктивности и потенциальной продуктивности жизненной перспективы.

Ценностно-смысловой (мотивационный) аспект временной перспективы отображает важные для личности ценности, жизненные моти­вы и личностные смыслы, а также особенности мировосприятия и понимания разных этапов своей жизни – настоящего, прошлого и будущего. В конструктивной жизненной перспективе, повышающей личностную эффективность, представления о будущем связывают ценности прошлого и настоящего для личности, тем самым придают смысл текущей деятельности, решаемым задачам, прилагаемым усилиям и имеющимся достижениям в настоящем. Таким образом, конструктивная перспектива характеризуется заботой личности о своем будущем в настоящем времени. При этом важна также очевидная для индивида ценность настоящего периода своей жизни, удовлетворенность ею, радость и жизнеутверждающее мироощущение настоящего момента. Конструктивность жизненной перспективы связана с опорой при построении жизненных планов на внутренние факторы. Это собственные интересы и потребности личности, стремление использовать в достижениях свои способности. Признаком конструктивности также считается связь жизненных целей с базовыми личностными мотивами и опора на «Я-концепцию», что повышает мотивационную готовность к реализации поставленных целей. Для личности с жизненной перспективой, менее способствующей успеху, характерна значительная внешняя обусловленность планов на жизнь.

Поскольку одним из показателей конструктивности жизненной перспективы является такое понимание своего опыта, при котором прошлое задает направление развития в настоящем и будущем, в качестве примера приведем следующий вопрос разработанной нами анкеты: «Как ваше прошлое влияет на ваше настоящее и будущее?» Для оценки ответов на этот вопрос в соответствии с представлением о конструктивности жизненной перспективы мы использовали следующие критерии.

Мои планы связаны с моими достижениями – 2 балла.

Опыт прошлого позволяет выбирать новые пути на основе моих достижений в прошлом – 2 балла.

Мой опыт – это мой потенциал, он придает мне уверенность – 2 балла.

Наше прошлое ограничивает выбор вариантов в будущем («От осинки не родятся апельсинки») – 1 балл.

Кем мы стали, тем нам и придется оставаться – 1 балл.

Мой прошлый опыт не пригодился мне в настоящем – 0 баллов.

У меня нет каких-то достижений, которые пригодятся в будущем, – 0 баллов.

Эмоционально-оценочный аспект жизненной перспективы, также вошедший в разработанную нами анкету, отражает отношение к различным этапам своей жизни и переживаемые по отношению к ним чувства и эмоции. Для конструктивной жизненной перспективы характерна удовлетворенность достижениями, их положительная оценка в целом и в различных аспектах (например, если даже что-то произошло не по плану, но получен ценный опыт). Относительно настоящего времени своей жизни характерно чувство уверенности и относительной безопасности в настоящем и ближайшем будущем. Пример вопроса для выявления выраженности показателя конструктивности жизненной перспективы, отражающего эмоционально-оценочный компонент: «Как вы оцениваете степень благоприятности обстоятельств вашей жизни?» Для выявления особенностей оценки факторов внешней среды при построении жизненной перспективы мы предложили испытуемым следующие варианты ответов.

Судьба меня не балует – 0 баллов.

У меня и моих родителей нет нужных мне связей и материальных возможностей – 0 баллов.

В нашей экономике невозможно чего-то достигнуть – 0 баллов.

Надо искать те решения, которые будут работать и в сложившихся обстоятельствах, – 2 балла.

Времена разные, а возможности есть всегда – 2 балла.

Кроме представленной анкеты в исследовании были использованы методика «Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман), опросник уровня притязаний (В. К. Гербачевский), методика диагностики социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере личности (О. Ф. Потёмкина), опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо). Выборку составили 40 человек, в число которых вошли студенты дневного и заочного отделений разных факультетов и сотрудники Тольяттинского госуниверситета из нескольких подразделений. Возраст испытуемых от 19 до 40 лет. Соотношение исследуемых по половому признаку – 25 женщин и 15 мужчин. Образование высшее, неполное высшее (период обучения в вузе). Данные психологической диагностики были подвергнуты корреляционному анализу методом Пирсона, результаты которого представлены в таблице.

Первые строки таблицы отражают результаты корреляции между отдельными компонентами мотивационной структуры личности по методике В. Гербачевского и уровнем выраженности признаков конструктивности жизненной перспективы. Значимые связи выявлены шкалой «будущее» методики Ф. Зимбардо, конструктивностью жизненной перспективы и состязательным мотивом, мотивом самоуважения, ожидаемым уровнем результатов и закономерностью результатов. Согласно интерпретации указанных шкал, названные компоненты мотивационной структуры личности входят в группу, которая образует мотивационное ядро личности и определяет эффективность в достижении жизненных целей. Не выявлено существенной значимости в формировании детальной и проработанной жизненной перспективы таких мотивов, как избегание и мотив смены деятельности. В совокупности выявленных взаимосвязей личность с конструктивной жизненной перспективой характеризуется как уверенная в своих планах, устойчивая и настроенная на достижения.

Значения корреляции компонентов мотивационной структуры личности

с показателями жизненной перспективы

 

 

Конструктивность ЖП

Негативное прошлое

Гедонистическое настоящее

Будущее

Позитивное прошлое

Фаталистическое настоящее

Познавательный мотив

0,368

–0,250

0,268

0,212

0,018

0,009

Мотив избегания

–0,061

–0,211

0,074

–0,179

0,062

0,079

Состязательный мотив

0,331*

–0,150

0,319*

0,348*

0,328*

–0,028

Мотив смены деятельности

0,182

0,038

0,153

0,052

0,103

0,088

Мотив самоуважения

0,331*

–0,248

0,316*

0,328*

0,302*

–0,235

Значимость результатов

0,445**

0,153

0,245

0,345*

0,305*

0,145

Сложность задания

–0,027

–0,221

–0,181

0,027

0,122

–0,187

Волевое усилие

–0,015

0,268

0,115

–0,335*

–0,065

–0,005

Оценка уровня достигнутых результатов

0,320*

0,079

0,178

0,379*

–0,079

–0,079

Оценка своего потенциала

0,308*

0,228

0,378*

0,255

0,212

0,270

Намеченный уровень мобилизации усилий

–0,166

0,193

0,056

–0,116

0,186

–0,006

Ожидаемый уровень результатов

0,320*

0,310*

0,110

0,410**

0,216

0,200

Закономерность результатов

0,403**

0,145

0,207

0,003

0,165

0,145

Инициативность

0,348*

–0,187

0,348*

0,402**

0,048

0,279

Поддержание жизнеобеспечения

0,364*

–0,305*

0,264

0,164

0,264

0,118

Комфорт

0,295

–0,079

0,168

0,118

0,068

–0,268

Социальный статус

0,420**

0,244

0,088

0,312*

0,088

0,006

Общение

0,447**

0,206

0,303

0,313*

0,118

0,009

Общая активность

0,481**

0,270

0,253

0,353*

0,113

0,230

Творческая активность

0,408**

0,134

0,278

0,117

0,329*

0,310*

Поддержание жизнеобеспечения

0,322*

0,048

0,156

0,125

0,045

0,225

Альтруизм

0,133

0,164

–0,187

0,226

–0,220

0,087

Эгоизм

0,279

0,338*

–0,301

0,315*

–0,002

–0,034

Процесс

0,128

0,079

–0,134

0,279

–0,079

0,239

Результат

0,453**

–0,328*

0,348*

0,348*

0,268

–0,378*

Власть

0,334*

0,153

–0,256

0,156

0,256

0,151

Свобода

0,145

0,017

0,323

0,102

–0,001

0,210

Деньги

0,387*

0,145

–0,209

0,361*

0,103

0,203

Труд

0,215

–0,187

0,048

0,099

0,018

0,125

 

* – значимая связь на уровне 0,05 (0,312), ** – значимая связь на уровне 0,01 (0,402).

 

Положительная значимая связь обнаружена между насыщенной ценностно-смыс­ловой и позитивной жизненной перспективой и закономерностью результатов, а также инициативностью в постановке целей, инициации новой деятельности, что заставляет нас рассматривать эти мотивы не только в качестве причинных факторов конструктивности жизненной перспективы, но и благополучия личности в настоящем, о чем свидетельствуют значимые положительные корреляции этих мотивов со шкалой «гедонистическое настоящее» Ф. Зимбардо.

Такие компоненты мотивационной структуры, как поддержание жизнеобеспечения и комфорт, не показали наличия четкой корреляционной взаимосвязи с параметрами конструктивности жизненной перспективы, связанными с будущим, однако они отражаются на оценке личностью других периодов своей жизни – настоящего, позитивного и негативного прошлого. Мы считаем, что мотивы, относящиеся к текущей деятельности и жизнеобеспечению личности в настоящем, с малой вероятностью служат побудителями к построению четкой конструктивной и продуктивной жизненной перспективы на будущее, не побуждают личность к глубокой проработке жизненной перспективы.

В то же время высокую степень взаимосвязи мы выявили между группой мотивов по В. Гербачевскому, которые связаны с восприятием необходимости постановки и достижения личностью достаточно трудных целей. В этой группе обнаружены тенденции к отрицательным взаимосвязям компонентов жизненной перспективы и мотивации волевого усилия, что свидетельствует о намеренном стремлении личности, имеющей позитивную жизненную перспективу, избегать лишних поводов для тревоги и напряжения.

Существенная особенность личности, имеющей конструктивную жизненную перспективу, – актуальный мотив стремления к общению и присоединению к группе, согласно методике В. Мильмана. Особенности поведения такой личности могут выражаться в положительных устремлениях к социуму через проявление аффилиации и стремление использовать хорошие отношения с другими людьми в качестве ресурса для достижения своих целей.

Мотивом, способствующим построению конструктивной жизненной перспективы, является также мотивация общей высокой активности, которая связана с общей энергичностью и стремлением прилагать свою энергию и умения в таких сферах деятельности, которые ведут к реальным достижениям.

Статусно-престижная мотивация, отражающая потребность личности в получении со стороны окружающих внимания, признания определенного уровня положения в обществе, способности оказывать влияние на события и других людей, также связана со стремлением личности иметь более стройную и конструктивную жизненную перспективу.

Между тем оказалось, что мотивация общественной полезности и альтруистичности личности, которая считается высшим стремлением зрелой личности, не является значимо выраженным мотивом построения конструктивной жизненной перспективы, тогда как жизненная перспектива личности является более четкой и более детализирована у тех испытуемых, которые имеют актуальные мотивы поддержания жизнедеятельности и комфорта в организации своей жизни.

Построению более продуктивной жизненной перспективы способствует высокий уровень мотивации творческой активности личности, которая выражается в стремлении использовать свою энергию и личностные возможности в той сфере, где можно в ходе творческой деятельности получить результаты, важные для достижения успехов личности и решения поставленных жизненных задач.

В исследовании показано, что с повышением конструктивности жизненной перспективы у испытуемых становятся более реалистичными цели в настоящей жизни и благодаря этому у них снижается фаталистичность восприятия настоящего, цели имеют под собой реальную опору, в будущем они подкреплены более значительной ответственностью за достижение. Такая характеристика представлений о жизни оказалась значимо связанной с социально-психологическими установками личности на результат по О. Потемкиной. Позитивность восприятия будущего характерна для испытуемых с выраженными мотивами результата и эгоистической направленности на достижение собственного благополучия и на получение материальных благ (шкала «деньги»).

Кроме того, анализ показателей по шкале «гедонистическое настоящее» говорит о том, что выраженная ориентация на свободу сопровождается высоким уровнем удовлетворенности своими достижениями в настоящем, достаточно конструктивной оценкой своей текущей жизнью и имеющимися на настоящий момент достижениями.

Оказалось, что личность с выраженными мотивами разумного эгоизма, с ориентацией на результат и на деньги склонна к самостоятельному конструктивному поиску вариантов развития событий, делает это с опорой на имеющийся опыт, который в целом оценивает позитивно. Выявленная связь между выраженностью ориентации личности на результат, деньги и собственную ответственность за свое благополучие с показателями конструктивности жизненной перспективы сопровождается высокими баллами по шкале «будущее» методики Зимбардо, что говорит о наличии достаточного количества идей и планов, ориентированных на дальнейшее самосовершенствование и профессиональное развитие.

Осмысленное прошлое играет существенную роль в построении планов на будущее, поскольку часть жизни, оставшаяся в прошлом, придает смысл активности и достижениям в настоящем времени, а настоящее, судя по положительной корреляции этой группы ориентаций личности со шкалой «гедонистическое настоящее», ощущается как эмоционально насыщенное и безопасное.

У шкалы «негативное прошлое» выявлена значимая отрицательная корреляция с ориентацией на результат. Негативное восприятие своего опыта и отрицательное отношение к прошлому отличается проявлениями тревоги, сопровождается низкой самооценкой и недостаточной оценкой своих ресурсов, потенциальных возможностей. Недостаточная когнитивная переработка своего опыта, его недостаточная осмысленность оказалась характерна для испытуемых с ориентацией на эгоизм, что находится в противоречии с результатами анализа связи этой шкалы с восприятием будущего. Таким образом, планирование своей жизни и оценка ее результатов в прошлом имеют разное значение для личности и не всегда ориентация даже на разумный эгоизм имеет для личности одинаковую ценность при переоценке опыта и анализе уже прошедших событий.

В целом можно отметить, что испытуемые с потенциально более продуктивной жизненной перспективой имеют более высокие баллы по шкале «будущее», однако по шкале «позитивное прошлое» статистически достоверных связей между изучаемыми переменными нами выявлено не было. Между конструктивностью жизненной перспективы и показателями шкал «негативное прошлое» и «фаталистическое настоящее» выявлена отрицательная связь на уровне тенденции, что было бы более явным и значимым на более значимом уровне при увеличении выборки. Положительная связь обнаружена со шкалой «гедонистическое настоящее», что нами было проинтерпретировано как подтверждение диагностических возможностей разработанной нами анкеты.