Full text

Реформирование системы высшего образования предъявляет особые требования к условиям реализации образовательных программ, что означает необходимость новых решений в организации университетской среды, модернизации и возможной трансформации образовательной инфраструктуры вуза. Необходимость построения универсальной среды вуза, удовлетворяющей образовательные потребности и создающей образовательные возможности для участников образовательного процесса, определяет важность исследования особенностей ее восприятия. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминируют действия студентов и преподавателей в ней. В чем состоят различия восприятия университетской среды бакалаврами, магистрантами, преподавателями, в чем состоят особенности действий участников образовательного процесса в зависимости от особенностей восприятия университетской среды? Эти вопросы определяют проблему нашего исследования.

Актуализация проблематики образовательной среды вуза обусловлена недостаточной изученностью особенностей ее восприятия участниками образовательного процесса. Значимость результатов исследования состоит в определении инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса. С этой целью нами была предпринята попытка выявления особенностей представлений о среде вуза у участников образовательного процесса.

В исследовании приняли участие бакалавры, магистранты, преподаватели Института педагогики и психологии ГАОУ ВО МГПУ. Общее количество испытуемых – 184 человека.

В основу исследования был положен свободный ассоциативный опрос, где испытуемый должен был называть ассоциации с местом, которое нравится/не нравится ему в большей/меньшей степени.

Ответы испытуемых подвергались качественной и количественной оценке: анализ ответов, объединение ответов в смысловые группы; определение среднего количества встречаемости ответов выделенной смысловой группы, расчет процентного соотношения смысловой группы от абсолютного числа ответов.

Для выделения категорий предпочитаемых мест мы воспользовались типологией мест в вузе, составленной на основе классификации Е. А. Соловьевой [1]:

-          внутреннее пространство вуза: индивидные места поведения; субъектно-де­ятельностные места; личностно ориентированные места – места статусно-ролевых взаимодействий, презентативные места, элементы, свидетельствующие о принадлежности к данному учебному заведению; вспомогательные места – места, связанные с обслуживанием учебного процесса (бухгалтерия, канцелярия, внутренний двор и т. д.); пути – лестницы, коридоры, входы;

-          внешнее пространство вуза: здание в целом, внутренний двор, спортивные площадки, места для отдыха и взаимодействия на прилегающей к зданию территории и т. д.

Данные по положительно и негативно воспринимаемым местам в вузе по группе в целом представлены на рисунке.

 

 

Положительно и негативно воспринимаемые места в вузе по группе в целом

 

Так, среди негативно воспринимаемых групп вузовского пространства лидируют субъектно-деятельностные, индивидные и личностно ориентированные места.

Какие места наиболее дискомфортны для различных групп участников образовательных отношений? Для этого обратимся к данным табл. 1.

Таблица 1

Распределение негативно воспринимаемых мест в группах бакалавров,

магистрантов, преподавателей (%)

 

Категория

испытуемых

Тип

места

I курс

II курс

III курс

Заочники

Магистранты

Преподаватели

Индивидные

20

27

38

33

69

10

Субъектно-деятель­ностные

23

40

31

19

0

47

Личностно ориентированные

37

27

24

42

8

19

Вспомогательные

0

0

0

0

8

0

Пути

0

 

0

0

15

19

Здание

20

6

7

6

0

5

Как показывает табл. 1, студенты и преподаватели практически в одинаковой мере негативно воспринимают основные группы мест в вузе. В связи с этим можно предположить, что требуется пересмотреть вопросы организации университетского пространства с целью создания условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия участников образовательного процесса.

Относительно негативно воспринимаемых мест следует отметить следующее: в группах студентов III курса и магистрантов – «Индивидные места», в группах студентов II курса и преподавателей – «Субъектно-деятельностные места», в группах студентов I курса и студентов заочной формы обучения – «Личностно ориентированные места» (см. табл. 1).

Данные о положительно воспринимаемых местах в вузе обобщены в нашем исследовании представлений студентов и преподавателей о среде университета [2].

Какие характеристики указывают студенты и преподаватели при описании пространства вуза? Данные характеристики были проанализированы нами и объединены в 16 смысловых групп: комфортность; размер помещения; световые характеристики; отношение; эстетика; вкусовые характеристики; запах; кожные ощущения; чистота помещения; технологичность; звуковые характеристики; состояние помещения; «человек»; функциональность; цветовые характеристики; «вуз». Так, категория «Комфорт» при описании негативно воспринимаемых мест используется в значениях «неуютное», «некомфортное» и т. п.

Анализ данных табл. 2 показывает, что в качестве основных характеристик негативно воспринимаемых мест в вузе большинство опрошенных указывают такие параметры помещения, как «комфортность», «размер помещения», «световые характеристики», «кожные ощущения», «отношения», «чистота помещения», «состояние помещения».

Таблица 2

Характеристики негативно воспринимаемых мест в вузе по группе в целом

 

Рейтинговое место

Категория пространства

Характеристика пространства

Количество выборов (%)

1

Комфортность

Некомфортное

16

1

Размер помещения

Маленькое/тесное

16

2

Световые характеристики

Мало освещенное/темное

11

3

Кожные ощущения

Душное/холодное

10

4

Отношение

Унылое/угнетающее

9

4

Чистота помещения

Грязное

9

4

Состояние помещения

Старое/запущенное

9

5

Технологичность

Технически неоснащенное

6

6

Звуковые характеристики

Шумное

3

6

Эстетика

Некрасивое

3

6

Запах

Плохо пахнущий

3

7

Вкусовые характеристики

Невкусное

2

8

Вуз

Не соответствующее университету

1

8

Функциональность

Нефункциональный

1

9

Цветовые характеристики

Однотонный

0,5

9

Человек

Многолюдный

0,5

 

Полученные данные вполне объяснимы, так как в пространстве учебных корпусов не оборудованы мягкие зоны, нет зон для взаимодействия и коммуникаций, что позволяет испытуемым характеризовать данное пространство как неуютное, некомфортное.

Аудиторный фонд не рассчитан на проведение лекционных занятий для потока студентов численностью 70 и более человек. Для поточных занятий необходимо формирование крупных функционально-планировочных зон – лекционных аудиторий (проекторных, помещений для конференций). Помещения кафедр также минимальны по своей площади. Недостаточная площадь аудиторий, кафедр и других помещений учебного корпуса, в свою очередь, вызывает негативные ощущения разного плана, что влечет за собой негативные эмоции и формирует негативное отношение к учебному корпусу в целом.

Как видно из табл. 3, наиболее часто встречаемыми характеристиками университетской среды в плане ее негативного восприятия являются следующие параметры: «комфортность», «размер помещения», «отношение», «кожные ощущения», «технологичность», «состояние помещения». Если обратиться к характеристикам негативно воспринимаемых мест в отдельных группах испытуемых, то мы видим, что в группе бакалавров I курса в большинстве случаев перечисляются такие характеристики, как «комфортность», «размер помещения», «состояние помещения», в группе бакалавров II курса – «размер помещения», «кожные ощущения», «технологичность», в группе бакалавров III курса – «размер помещения», «чистота помещения», «кожные ощущения», в группе бакалавров заочной формы обучения – «комфортность», «размер помещения», «световые характеристики», в группе магистрантов – «комфортность», «размер помещения», «отношение», в группе преподавателей – «состояние помещения», «размер помещения», «отношение».

Таблица 3

Характеристики негативно воспринимаемых мест в вузе в группах студентов

и преподавателей

 

Характеристики

I курс

II курс

III курс

Заочники

Магистранты

Преподаватели

Комфортность

22

12

11

17

25

9

Размер помещения

14

19

16

14

17

17

Отношение

3

9

0

12

15

12

Вкусовые характеристики

1

3

5

2

4

0

Световые характеристики

11

7

11

17

11

8

Кожные ощущения

7

16

13

13

4

6

Чистота помещения

7

11

22

6

10

4

Звуковые характеристики

4

0

3

3

2

0

Запах

5

0

6

3

2

0

Эстетика

7

0

3

2

5

1

Технологичность

3

14

0

4

0

12

Функциональность

0

0

0

2

0

6

Состояние помещения

12

9

8

3

0

23

Вуз

4

0

0

1

0

2

Человек

0

0

2

0

5

0

Цветовые характеристики

0

0

0

1

0

0

 

Таким образом, на основе исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса можно сделать следующие выводы:

-          индивидные, субъектно-деятельностные и личностно ориентированные места являются наиболее часто отмечаемыми категориями мест в университетской среде в группах студентов и преподавателей;

-          среди негативно воспринимаемых мест в вузе в группах студентов III курса и магистрантов отмечаются «Индивидные места», в группах студентов II курса и преподавателей – «Субъектно-деятельностные места», в группах студентов I курса и студентов заочной формы обучения – «Личностно ориентированные места»;

-          при описании различных типов мест в вузе студенты и преподаватели используют следующие группы: комфортность, размер помещения, отношение, эстетика, запах, кожные ощущения, чистота помещения, технологичность, звуковые характеристики, состояние помещения, «человек», функциональность, цветовые характеристики, «вуз»;

-          наиболее часто встречаемыми характеристиками университетской среды в плане ее негативного восприятия являются следующие параметры: «комфортность», «размер помещения», «отношение», «кожные ощущения», «технологичность», «состояние помещения».