Реформирование системы высшего образования предъявляет особые требования к условиям реализации образовательных программ, что означает необходимость новых решений в организации университетской среды, модернизации и возможной трансформации образовательной инфраструктуры вуза. Необходимость построения универсальной среды вуза, удовлетворяющей образовательные потребности и создающей образовательные возможности для участников образовательного процесса, определяет важность исследования особенностей ее восприятия. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминируют действия студентов и преподавателей в ней. В чем состоят различия восприятия университетской среды бакалаврами, магистрантами, преподавателями, в чем состоят особенности действий участников образовательного процесса в зависимости от особенностей восприятия университетской среды? Эти вопросы определяют проблему нашего исследования.
Актуализация проблематики образовательной среды вуза обусловлена недостаточной изученностью особенностей ее восприятия участниками образовательного процесса. Значимость результатов исследования состоит в определении инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса. С этой целью нами была предпринята попытка выявления особенностей представлений о среде вуза у участников образовательного процесса.
В исследовании приняли участие бакалавры, магистранты, преподаватели Института педагогики и психологии ГАОУ ВО МГПУ. Общее количество испытуемых – 184 человека.
В основу исследования был положен свободный ассоциативный опрос, где испытуемый должен был называть ассоциации с местом, которое нравится/не нравится ему в большей/меньшей степени.
Ответы испытуемых подвергались качественной и количественной оценке: анализ ответов, объединение ответов в смысловые группы; определение среднего количества встречаемости ответов выделенной смысловой группы, расчет процентного соотношения смысловой группы от абсолютного числа ответов.
Для выделения категорий предпочитаемых мест мы воспользовались типологией мест в вузе, составленной на основе классификации Е. А. Соловьевой [1]:
- внутреннее пространство вуза: индивидные места поведения; субъектно-деятельностные места; личностно ориентированные места – места статусно-ролевых взаимодействий, презентативные места, элементы, свидетельствующие о принадлежности к данному учебному заведению; вспомогательные места – места, связанные с обслуживанием учебного процесса (бухгалтерия, канцелярия, внутренний двор и т. д.); пути – лестницы, коридоры, входы;
- внешнее пространство вуза: здание в целом, внутренний двор, спортивные площадки, места для отдыха и взаимодействия на прилегающей к зданию территории и т. д.
Данные по положительно и негативно воспринимаемым местам в вузе по группе в целом представлены на рисунке.
Положительно и негативно воспринимаемые места в вузе по группе в целом
Так, среди негативно воспринимаемых групп вузовского пространства лидируют субъектно-деятельностные, индивидные и личностно ориентированные места.
Какие места наиболее дискомфортны для различных групп участников образовательных отношений? Для этого обратимся к данным табл. 1.
Таблица 1
Распределение негативно воспринимаемых мест в группах бакалавров,
магистрантов, преподавателей (%)
Категория испытуемых Тип места |
I курс |
II курс |
III курс |
Заочники |
Магистранты |
Преподаватели |
Индивидные |
20 |
27 |
38 |
33 |
69 |
10 |
Субъектно-деятельностные |
23 |
40 |
31 |
19 |
0 |
47 |
Личностно ориентированные |
37 |
27 |
24 |
42 |
8 |
19 |
Вспомогательные |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
0 |
Пути |
0 |
|
0 |
0 |
15 |
19 |
Здание |
20 |
6 |
7 |
6 |
0 |
5 |
Как показывает табл. 1, студенты и преподаватели практически в одинаковой мере негативно воспринимают основные группы мест в вузе. В связи с этим можно предположить, что требуется пересмотреть вопросы организации университетского пространства с целью создания условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия участников образовательного процесса.
Относительно негативно воспринимаемых мест следует отметить следующее: в группах студентов III курса и магистрантов – «Индивидные места», в группах студентов II курса и преподавателей – «Субъектно-деятельностные места», в группах студентов I курса и студентов заочной формы обучения – «Личностно ориентированные места» (см. табл. 1).
Данные о положительно воспринимаемых местах в вузе обобщены в нашем исследовании представлений студентов и преподавателей о среде университета [2].
Какие характеристики указывают студенты и преподаватели при описании пространства вуза? Данные характеристики были проанализированы нами и объединены в 16 смысловых групп: комфортность; размер помещения; световые характеристики; отношение; эстетика; вкусовые характеристики; запах; кожные ощущения; чистота помещения; технологичность; звуковые характеристики; состояние помещения; «человек»; функциональность; цветовые характеристики; «вуз». Так, категория «Комфорт» при описании негативно воспринимаемых мест используется в значениях «неуютное», «некомфортное» и т. п.
Анализ данных табл. 2 показывает, что в качестве основных характеристик негативно воспринимаемых мест в вузе большинство опрошенных указывают такие параметры помещения, как «комфортность», «размер помещения», «световые характеристики», «кожные ощущения», «отношения», «чистота помещения», «состояние помещения».
Таблица 2
Характеристики негативно воспринимаемых мест в вузе по группе в целом
Рейтинговое место |
Категория пространства |
Характеристика пространства |
Количество выборов (%) |
1 |
Комфортность |
Некомфортное |
16 |
1 |
Размер помещения |
Маленькое/тесное |
16 |
2 |
Световые характеристики |
Мало освещенное/темное |
11 |
3 |
Кожные ощущения |
Душное/холодное |
10 |
4 |
Отношение |
Унылое/угнетающее |
9 |
4 |
Чистота помещения |
Грязное |
9 |
4 |
Состояние помещения |
Старое/запущенное |
9 |
5 |
Технологичность |
Технически неоснащенное |
6 |
6 |
Звуковые характеристики |
Шумное |
3 |
6 |
Эстетика |
Некрасивое |
3 |
6 |
Запах |
Плохо пахнущий |
3 |
7 |
Вкусовые характеристики |
Невкусное |
2 |
8 |
Вуз |
Не соответствующее университету |
1 |
8 |
Функциональность |
Нефункциональный |
1 |
9 |
Цветовые характеристики |
Однотонный |
0,5 |
9 |
Человек |
Многолюдный |
0,5 |
Полученные данные вполне объяснимы, так как в пространстве учебных корпусов не оборудованы мягкие зоны, нет зон для взаимодействия и коммуникаций, что позволяет испытуемым характеризовать данное пространство как неуютное, некомфортное.
Аудиторный фонд не рассчитан на проведение лекционных занятий для потока студентов численностью 70 и более человек. Для поточных занятий необходимо формирование крупных функционально-планировочных зон – лекционных аудиторий (проекторных, помещений для конференций). Помещения кафедр также минимальны по своей площади. Недостаточная площадь аудиторий, кафедр и других помещений учебного корпуса, в свою очередь, вызывает негативные ощущения разного плана, что влечет за собой негативные эмоции и формирует негативное отношение к учебному корпусу в целом.
Как видно из табл. 3, наиболее часто встречаемыми характеристиками университетской среды в плане ее негативного восприятия являются следующие параметры: «комфортность», «размер помещения», «отношение», «кожные ощущения», «технологичность», «состояние помещения». Если обратиться к характеристикам негативно воспринимаемых мест в отдельных группах испытуемых, то мы видим, что в группе бакалавров I курса в большинстве случаев перечисляются такие характеристики, как «комфортность», «размер помещения», «состояние помещения», в группе бакалавров II курса – «размер помещения», «кожные ощущения», «технологичность», в группе бакалавров III курса – «размер помещения», «чистота помещения», «кожные ощущения», в группе бакалавров заочной формы обучения – «комфортность», «размер помещения», «световые характеристики», в группе магистрантов – «комфортность», «размер помещения», «отношение», в группе преподавателей – «состояние помещения», «размер помещения», «отношение».
Таблица 3
Характеристики негативно воспринимаемых мест в вузе в группах студентов
и преподавателей
Характеристики |
I курс |
II курс |
III курс |
Заочники |
Магистранты |
Преподаватели |
Комфортность |
22 |
12 |
11 |
17 |
25 |
9 |
Размер помещения |
14 |
19 |
16 |
14 |
17 |
17 |
Отношение |
3 |
9 |
0 |
12 |
15 |
12 |
Вкусовые характеристики |
1 |
3 |
5 |
2 |
4 |
0 |
Световые характеристики |
11 |
7 |
11 |
17 |
11 |
8 |
Кожные ощущения |
7 |
16 |
13 |
13 |
4 |
6 |
Чистота помещения |
7 |
11 |
22 |
6 |
10 |
4 |
Звуковые характеристики |
4 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
Запах |
5 |
0 |
6 |
3 |
2 |
0 |
Эстетика |
7 |
0 |
3 |
2 |
5 |
1 |
Технологичность |
3 |
14 |
0 |
4 |
0 |
12 |
Функциональность |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
6 |
Состояние помещения |
12 |
9 |
8 |
3 |
0 |
23 |
Вуз |
4 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
Человек |
0 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
Цветовые характеристики |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Таким образом, на основе исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса можно сделать следующие выводы:
- индивидные, субъектно-деятельностные и личностно ориентированные места являются наиболее часто отмечаемыми категориями мест в университетской среде в группах студентов и преподавателей;
- среди негативно воспринимаемых мест в вузе в группах студентов III курса и магистрантов отмечаются «Индивидные места», в группах студентов II курса и преподавателей – «Субъектно-деятельностные места», в группах студентов I курса и студентов заочной формы обучения – «Личностно ориентированные места»;
- при описании различных типов мест в вузе студенты и преподаватели используют следующие группы: комфортность, размер помещения, отношение, эстетика, запах, кожные ощущения, чистота помещения, технологичность, звуковые характеристики, состояние помещения, «человек», функциональность, цветовые характеристики, «вуз»;
- наиболее часто встречаемыми характеристиками университетской среды в плане ее негативного восприятия являются следующие параметры: «комфортность», «размер помещения», «отношение», «кожные ощущения», «технологичность», «состояние помещения».