Психологические трудности и различные ситуативные эмоциональные расстройства все чаще встречаются у детей уже в младшем школьном возрасте. Эти явления – неотъемлемая часть развития, хотя сами по себе не обязательно представляют те или иные психологические проблемы. Наиболее распространенными эмоциональными нарушениями являются тревожность, страх и агрессия детей.
Для раскрытия сущности этих явлений, а также для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы важное значение приобретает изучение тревожности, страхов и агрессии на разных этапах детства [1–3]. Обращение к проблеме эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте особенно актуально, так как в этот период формируются первичные установки на социальную успешность и уверенность в своих способностях.
Причины ситуативной и постоянной тревожности ребенка различны. Ситуативная тревога возникает, как правило, в сложной ситуации и проходит в результате решения проблемы. Ее основными причинами в младшем школьном возрасте могут быть изменение режима дня, смена места жительства, переход в новый класс, непринятие ребенка сверстниками, критика взрослыми и т. д. В современной динамичной жизни дети вынуждены адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям, поэтому появление ситуативной тревожности неизбежно.
К числу психологических причин устойчивой (постоянной) тревожности в младшем школьном возрасте можно отнести следующие: 1) трудности, возникающие в период возрастного кризиса семи лет; 2) проблемы в обучении; 3) авторитарность и чрезмерные требования взрослых (учителей и родителей); 4) сложности в общении со взрослыми и сверстниками; 5) индивидуальные особенности ребенка; 6) черты характера, способствующие формированию неадекватной самооценки; 7) стрессовые или аффективные ситуации, с которыми сталкивается ребенок [4].
Как правило, эти причины тесно связаны между собой. Завышенные требования и критические замечания взрослых, авторитарный стиль отношений и хроническое отсутствие достижений вызывают чувство тревоги у детей, склонных к эмоциональным переживаниям.
Трудности в овладении учебным материалом, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками могут привести к развитию так называемого школьного невроза, когда ребенок, боясь ошибиться и вызвать насмешки сверстников, отказывается ходить в школу, а на уроках порой не слышит учителя, так как чрезмерно напряжен и погружен в свои переживания. Однако далеко не всегда лишь школьная неуспеваемость вызывает чувство тревоги у младшего школьника. Известно, что среди отличников также немало тревожных детей, которые стремятся изо всех сил сохранить положительное представление о себе у сверстников и учителей.
С целью определения состояния тревожности обучающихся 1–3-х классов (n = 82) мы провели диагностику с использованием детского варианта шкалы явной тревожности (адаптация А. М. Прихожан) [5]. Исследование показало, что наблюдается разнонаправленная тенденция к проявлению тревожности от 1-го к 3-му классу в зависимости от половозрастных особенностей (табл. 1).
Таблица 1
Динамика возникновения тревожных состояний по выборкам (%)
Половозрастные выборки |
|||||
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
|||
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
48 |
52 |
42 |
58 |
35 |
65 |
Статистический анализ полученных данных показал, что в группе девочек проявляется тенденция уменьшения количества испытуемых, транслирующих явную тревожность, от 1-го к 3-му классу. У мальчиков же прослеживается обратная тенденция, т. е. количество испытуемых с переживанием тревожности увеличивается от 1-го к 3‑му классу.
Далее мы проанализировали особенности компонентов самооценки тревожных младших школьников. Было установлено, что для 64% испытуемых характерен уровень адекватной и завышенной самооценки. Данный показатель свидетельствует о психологическом благополучии и комфорте детей. Тем не менее у 36% испытуемых был выявлен низкий уровень самооценки, т. е. почти каждый третий ученик испытывает эмоциональный дискомфорт. В числе причин, снижающих уровень самооценки и вызывающих состояние тревоги, выявлены переживания детей по поводу своего статуса в классе, невысоких показателей в учебе, отношений с одноклассниками.
Психика ребенка младшего школьного возраста отличается повышенной чувствительностью, уязвимостью и неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям современной ситуации: «фильмы-ужастики», устрашающие персонажи компьютерных игр, ежедневные сообщения о военных действиях и террористических актах в средствах массовой информации. Все это актуализирует важность определения переживаемых страхов ребенком, так как их выявление и преодоление способствует дальнейшему эмоционально-психическому развитию.
Изучение детских страхов осуществлялось с использованием опросника «Страхи у детей» (автор А. И. Захаров) [6]. Наибольшую выраженность у младших школьников имеет страх физического вреда, на второй позиции – медицинские страхи, на третьем месте – кошмарные сны и страх темноты, далее следуют страхи смерти, боязнь некоторых животных и социальные страхи.
Было установлено, что девочки в большей степени предрасположены к переживанию страхов, связанных с «фильмами-ужастиками» (61%), смертью близких (38%), боязнью темноты (30%), кошмарными снами (24%), уколами, укусами змей и пауков, физическим и вербальным наказанием (15%), видом крови, ссор и конфликтов в семье (8%). Для мальчиков характерны такие виды страхов, как страх смерти (48%), страх темноты, кошмарные сны (36%), фильмы ужасов (28%), страх физического и вербального наказания (21%), школьные страхи (6%).
Агрессивное поведение довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Причины агрессии младшего школьника могут быть разными, но часто они вызваны дискомфортом, отсутствием уверенности в себе, переживанием собственной неполноценности. Среди наиболее распространенных причин агрессии у детей можно выделить: 1) боязнь получить травму, подвергнуться нападению; 2) переживание обиды или эмоциональной травмы; 3) желание привлечь внимание своих сверстников, желание быть главным; 4) защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [7].
Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии, за которой часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети, используя грубые слова, даже не понимают их смысла, но прибегают к ним, желая досадить как взрослым, так и своим сверстникам. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, ушибся, его дразнили или обидели [8].
Дети с агрессивным поведением характеризуются некоторыми общими чертами. К ним относятся ограниченность и примитивность ценностной системы, узость интересов и отсутствие увлечений и пр. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Они характеризуются эмоциональной жестокостью, озлобленностью по отношению к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватной или нестабильной самооценкой, повышенной тревожностью, эгоцентризмом, неспособностью находить выход из сложных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими регуляторами поведения. Вместе с тем среди агрессивных детей встречаются и дети интеллектуально и социально развитые. Их агрессия является средством повышения собственного престижа и демонстрации своей самостоятельности и взрослости [9].
Для выявления уровня агрессивного поведения в младшем школьном возрасте нами была использована проективная методика «Крокодилы» и методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга). Результаты диагностики по методике «Крокодилы» представлены в табл. 2.
На рисунках испытуемых, у которых прослеживаются агрессивные тенденции, выражены такие элементы, как крупное изображение крокодила, зубы, шипы, изображение нескольких животных, прорисованная пасть у крокодила. Это позволяет сделать вывод, что в поведении детей есть агрессия как вербального, так и физического характера. Признаки агрессии на рисунке отсутствуют у 66% испытуемых, на их рисунках нет вышеперечисленных признаков, а также выступов и острых углов.
Результаты диагностики по методике «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга) представлены в табл. 3.
Таблица 2
Результаты диагностики по методике «Крокодилы»
Наличие агрессивных тенденций (количество испытуемых в %) |
|
Отсутствие агрессивных тенденций |
Наличие агрессивных тенденций |
66 |
34 |
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Агрессивность»
(модификация теста Розенцвейга)
Направление реакции |
||
Экстрапунитивные |
Интропунитивные |
Импунитивные |
52% |
33% |
15% |
Тип реакции с фиксацией |
||
Фиксация на препятствии |
Фиксация на самозащите |
Фиксация на удовлетворении |
25% |
53% |
22% |
По результатам исследования были сделаны выводы относительно форм проявления агрессивного поведения. Исходя из данных табл. 3, можем сказать, что у большинства младших школьников (52%) проявляется экстрапунитивная реакция, т. е. реакция, направленная на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. У 33% респондентов агрессивная реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя. И лишь 15% младших школьников фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Наиболее выраженный тип реакции «с фиксацией на самозащите» характерен для 53% детей. Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана. Менее выраженные типы реакций «с фиксацией на препятствии» у 25% респондентов. Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные. У 22% школьников выявлена «фиксация на удовлетворение потребности» – постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Исследование эмоциональной сферы является важным моментом в исследовании общего психического развития ребенка. Цель нашей работы заключалась в изучении эмоциональных нарушений у младшего школьника, а также определении возможной психокоррекционной работы с детьми, склонными к проявлению тревожности, переживанию страха и демонстрации агрессивного поведения.