Full text

Образовательная программа профессиональной подготовки художника-педагога содержит такой вид художественно-практической деятельности, как учебная практика «Пленэр». Пленэрные задачи охватывают как живописные, графические и композиционные разделы совершенствования навыков будущих художников-педагогов, так и творческо-познавательные. Н. Я. Маслов в учебном пособии говорит о пленэре как об «основном источнике жизненных впечатлений» [1] в контексте композиционного обучения и пишет о том, что пленэрная практика активизирует познавательную деятельность студентов-художников. Также пленэрные эскизы автор обозначает «подготовительным материалом к текущим учебным заданиям по композиции, а в дальнейшем – к дипломной работе» [2].

В тематических планах пленэров всегда есть разделы, связанные с изображением архитектурных мотивов, памятников истории и культуры, а завершаются пленэрные программы, как правило, композиционно-тематическими заданиями, подразумевающими сбор и объединение натурных поисков в «сочиненный» пейзаж-картину с группами людей и сюжетно-тематической основой.

В существующей учебно-методической литературе, программах пленэров или рекомендациях мастеров пейзажного жанра разработаны в основном вопросы формирования изобразительных навыков при работе над пейзажем (Н. Я. Маслов, В. С. Кузин, Б. Г. Смирнов и А. А. Унковский, К. Ф. Богаевский). Подробным методическим учебным пособием по графике пейзажа являются учебники Н. П. Бесчастнова [3, 4], который помимо разработки методики выполнения графического пейзажа и всех возможных его мотивов останавливается на истории жанра (в том числе и второй половины ХХ века), роли и значении городского мотива для культуры и искусства, его концептуальных задачах в развитии личности художника.

Одна из главных задач художественно-педагогического образования – научить молодого художника мыслить самостоятельно и творчески, освободиться от стереотипности образов, сюжетов, композиций. И это также актуально в работе на пленэре. Художник-педагог пейзажист Е. И. Саяпина пишет: «Начиная работать на пленэре, студенты иногда выбирают такие пейзажные мотивы, которые напоминают им увиденное у мастеров пейзажа (И. И. Левитана, И. И. Шишкина и др.) или то, что обычно видят у товарищей и на выставках. Таким образом, начинающие пейзажисты смотрят на мир чужими глазами» [5].

В рамках пленэра студентам должна быть поставлена задача воспринимать город как исходный материал для познания и преобразований, для совершенствования навыков поиска информации, творческих и композиционных решений. Начинать же и вести подобную работу над «новым» восприятием привычных видов городской среды они должны с ознакомления с историей жанра городского пейзажа и архитектуры, ввиду того что преобразованию и творчеству предшествует этап познания, сбора информации по вопросу или обозначенной проблеме. Это поможет увидеть привычную городскую натуру по-новому, наполнит ее образ историческим контекстом и глубиной в сознании студентов, а затем отразится на их работах: «…рисуя по памяти, мы переносим на бумагу образы, которые у нас отложились в памяти в результате долгих наблюдений и изучений. Это знание предмета надо постоянно совершенствовать, дополняя новым зрительным опытом» [6].

Педагог должен показать студентам подход к работе, заключающийся не только в визуальном восприятии городской натуры, но и концептуальном, культурологическом.

Пленэрные задачи и учебные часы завершаются на стадии создания графических и живописных этюдов, эскизов, набросков, зарисовков, продолжить работу «в материале» студенты могут в рамках дисциплины «художественная графика и композиция», то есть самые удачные эскизы могут быть переведены в графические печатные техники – травленый штрих, сухая игла, акватинта, линогравюра, прорезная гравюра. Однако стоит отметить, что предложенные студентам принципы творческо-познавательной, аналитической работы с городской натурой и её историческим контекстом могут иметь свои результаты уже к завершающим этапам над первыми же заданиями и воплотиться в желании студентов даже в рамках пленэра продолжить этот процесс в печатной. Помочь в технологическом исполнении своих эстампов студентам могут труды В. М. Звонцова и В. И. Шистко [7], С. В. Бурмистровой [8], Н. А. Устрицкой [9].

Хотелось бы также отметить, что в педагогической практике существующие общие концепции организации пленэрной практики основываются только на художественно-практических задачах и мало используют возможности жанра городской пейзаж в творческо-познавательном развитии студентов. Наблюдается «стихийность» в выборе изображаемой архитектуры и её сюжетов, а также техник выполнения, в то время как конкретные учебно-творческие задачи в рамках изображения города предполагают определенные техники и манеры исполнения. Во всем объеме просмотренных пленэров трудно выделить последовательную, тематическую концепцию художественно-познавательного знакомства с городской натурой. Задания же должны формулироваться тематически и сюжетно более последовательно и определенно. Учебные задания должны содержать более углубленное и стилистически разнообразное изучение истории и современности архитектуры и культуры городов.

Выполненные в рамках пленэра графические изображения города носят фрагментарный характер и ограничиваются изображением отдельных архитектурных элементов зданий – крылец, ставен и окон, колоннад, антаблементов, фронтонов, отделенных от общих видов улиц, «вырезанных» из городского пространства фасадов и т. д. Подобные тенденции объясняются интересом к истории архитектуры города и её деталям, однако на этом задании работа над городским пейзажем (в особенности в рамках методики развития творческо-познавательной деятельности) не может завершиться. Подобная учебная задача должна располагаться в комплексе практических заданий на начальном этапе как ознакомительная и вводная в жанр.

Однако изучение истории изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладных стилистических черт эпох должно «усваиваться» студентами на практике посредством поиска, наблюдения и анализа элементов городской натуры, а главное – художественно-практического изображения этих образов. И здесь главная задача для молодого художника – освоить профессиональные изобразительные навыки, «азбуку», ввиду того что без грамотного владения художественным мастерством, инструментами у него не получится воплотить ни один, даже самый интересный концепт.

Графика обладает большей документальной достоверностью изображения, позволяет сосредоточиться на подробностях анализа и изображения исторически значимых деталей архитектуры, ее стилистических и конструктивных особенностях. В живописных изображениях многие из этих важных информационно-познавательных подробностей растворены в искажениях световоздушной среды.

Одной из главных задач выполнения графического городского пейзажа на пленэре является компетентное, грамотное изображение и рисование архитектуры и её деталей. Помимо практики работы с линейной и световоздушной перспективой, рисование архитектуры обозначает свои задачи, а именно изучение архитектурных стилей и ордеров на практике, отрабатывается внимание, ответственность и терпение в рисовании их деталей, а также портретных, пропорциональных отношениях зданий и их фасадов. Ввиду своей узнаваемости и уникальности архитектурные объекты требуют гораздо большей ответственности в рисовании от художника, «портретное» сходство здесь еще важнее, чем в изображении натурщиков.

Во многих работах студентов отмечаются ошибки в построении линейной перспективы зданий и отдельных деталей архитектуры, улиц, а также масштабных соотношений элементов города, природы или стаффажа. Даже обозначенная выше фрагментарность нуждается в поверке перспективных основ выбранных элементов – балконов, эркеров, колоннад, подъездов и крылец, не говоря об ансамблях зданий, пересечениях улиц и т. д.

Начальные задания должны базироваться на работе с большими, общими пропорциями построения городских видов, полных наглядной демонстрации законов линейной и пространственной перспективы. Поскольку эскиз городского пейзажа базируется на грамотном изображении законов линейной перспективы, без этого любая эффектная композиция будет испорчена. В то же время задачу построения правильной линейной перспективы необходимо соединить и дополнить задачей изображения световоздушных изменений городской, архитектурной натуры, которая позволит развить навыки не только передачи глубокого пространства, но и работы с композицией пейзажа.

В. С. Кузин в учебном пособии «Рисунок. Наброски и зарисовки» [10] уделяет внимание рисованию архитектуры и города. Автор дает рекомендации для более тщательного изучения и передачи архитектурных конструкций практиковать их наблюдение и рисование в разное время суток: в дневные солнечные часы наиболее наглядно выражены все особенности рельефа фасадов зданий, а в вечерние, когда солнце спускается к горизонту, контрсвет подчеркивает общие силуэты архитектурных конструкций.

Также стоит помнить, что рисунок должен передавать первое визуальное впечатление художника, и это плавно переводит нас к разговору о композиции пейзажа.

Композиция. Приметив на первом этапе работы определенный городской вид, художник предлагает сам себе множество его решений и избирает тот вариант, что наиболее эффектно по художественным характеристикам и его личному отношению и замыслу воплотится в будущей картине. Необходимо помнить основные принципы и методы композиционной работы.

Композиционный центр играет роль доминанты как в построении картины, так и в её восприятии – то, к чему стремятся все смысловые и пластические направления картины.Композиция делится на главный и второстепенные элементы, стремящиеся к нему. Второстепенное обязано и призвано выгодно «обрамлять», подчеркивать главное – подводить внимание зрителя к нему.

Работа с контрастами (тональный, цветовой, контрасты объемов) поможет в выделении главного и второстепенного в картине.

В композиции городского пейзажа огромную роль играет ритмика архитектурных масс, их «диалог». Город, рассматриваемый с точки зрения композиционной ритмики, наполнен вертикалями, горизонталями, высотными зданиями, этажами, направлениями улиц и тротуаров и потому дает возможность художнику дополнять, подчеркивать, «спасать» композиционные решения в меру его композиционной интуиции и сообразительности.

Начинать композиционную разработку городского вида следует с определения линии горизонта, композиционного соотношения объемов неба и земли, наиболее крупных объектов изображения.

Очень важно умение использовать композиционные возможности плановости, которая доступна художнику в городских видах, а также другие природные и климатические особенности работы над жанром городского пейзажа (направления и объемы облаков, улиц и тротуаров, деревья и кустарники). Это также можно обозначить как проблему свободы композиционного мышления студентов – в учебном процессе нет знакомства с принципами «сочиненного» пейзажа, усилия студентов и задачи педагогов останавливаются на натурных изображениях действительности.

Эффектно примененный стаффаж может стать изюминкой картины, без него потеряющей свою оригинальность. Включение людей в пространство пейзажа должно подчиняться единым перспективным построениям, единому масштабу для всего изображения. Правильно и пропорционально обозначенные фигуры людей выгодно подчеркнут иные планы картины, будут гармонично существовать в них. Стаффаж должен не только композиционно дополнять картину, но тематически и стилистически быть гармоничным к окружению, антуражу, а также помогать зрителю понять сюжетный контекст – эпоху, моду, страну.

В традиции работы над городским пейзажем многих учебных заведений нет восприятия стаффажа и антуража как универсальных элементов в построении композиции изображения города. Конечно же, рисование стаффажа основывается на изучении пластической анатомии и рисовании человека и возможно не ранее чем на III–V курсах обучения, что должно быть отражено в этапах внедрения и очередности заданий комплекса и методической системы. Несмотря на то что в учебной программе и задачах пленэра одним из пунктов обозначается пейзаж со стаффажем, студенты неохотно берутся за это, преподаватели не настаивают, и в редких случаях можно встретить на просмотре городской пейзаж с использованием стаффажа.

Колорит графического городского пейзажа напрямую связан с опытом живописных пленэрных работ. Световоздушная перспектива составляет основу понимания и видения колорита городского пейзажа, обусловливает не только живописные, но и его композиционные решения. Наблюдения и навыки пленэрной работы в первую очередь обеспечат студента-художника необходимым для работы над городским пейзажем способом мышления и восприятия натуры. Особенности изменения цвета в пространстве не только наиболее заметны в масштабах города, но и наглядно подчеркивают плановость, а значит, дают дополнительные идеи композиционных решений.

Колорит городского пространства имеет свои особенности. В отличие от природы естественных ландшафтов, город наполнен такими проявлениями времени, как современная архитектура, отличающиеся насыщенной палитрой новые строительно-отделочные материалы, наружная реклама и так далее. Художник города должен уметь исправлять «ошибки» современного дизайна или иных колористических и композиционных обстоятельств и помнить, что дословное изображение города не является самоцелью.

Умение со вкусом, грамотно и тонко использовать цвет в картине важно как для художников-живописцев, так и для графиков. Разговор о колорите касается не только живописи, но и графики. Можно даже предположить, что добиться эффектного колористического решения сложнее для цветного графического городского пейзажа, чем для его живописных вариантов. Один из самых известных русских художников-графиков начала ХХ века, член объединения «Мир Искусства» А. П. Остроумова-Лебедева прославила свой город Санкт-Петербург. Её работы являются самым ярким примером того, как правильно исполненный колорит создает истинный образ города, не дает шансов зрителю не узнать его.

  Погода и климат вносят концептуальную, эмоциональную смысловую нагрузку и обозначают конкретные художественно-живописные особенности и правила выполнения пейзажа. Внешняя климатическая среда меняет, оформляет созданную человеком вторую среду.

Работа с цветовыми пространственными изменениями в пейзаже города дает студентам-художникам редкую возможность наблюдения и анализа физических, световых явлений в изображении натуры, которые в гораздо меньшей степени проявляются в жанрах натюрморта или портрета. Подобная задача имеет под собой основания, обозначенные для истории искусства и истории городского пейзажа художниками-импрессионистами, которые «погружали» город в условия воздушной среды, чаще всего искусственно усиленные, тем самым ставя задачу разрушить стереотипы восприятия образов знакомого города.

Импрессионисты одни из первых начали использовать возможности цвета в печатной графике. «Писсаро, например, экспонировал три состояния своего офорта с изображением осенней ярмарки, поместив их в одну раму, одно рядом с другим. Всё это свидетельствует о том, что и в гравюре художников интересовала возможность отразить прихотливую изменчивость световоздушной среды. С этой целью ими использовались те специфические возможности, которые предоставляла печатная техника» [11]. Это, в свою очередь, обозначает более профессиональные, «взрослые» учебные задачи, другие грани формируемого мастерства будущих художников-педагогов, новый пласт изобразительных задач и способов их решения – работу над образом города.

Пленэрная практика, как правило, проходит за пределами учебного заведения и по прошествии I, II или III курса обучения, что позволяет студентам воспринять себя и процесс более творчески, свободно и приближенно к профессиональному образу жизни. Именно поэтому в начале пленэрной практики наиболее уместно напомнить педагогам и студентам: «“Художественное” предполагает формирование отношения к предметному миру как эстетической среде, окружающей человека, как носителю гармонии форм и цвета. Утилитарные качества предметной среды здесь более чем вторичны» [12].