Full text

Сегодня высшее образование в России активно ищет пути и средства, ресурсы и перспективы преобразования процесса подготовки студентов. Этот поиск осуществляется и психолого-педагогическими науками, и образовательной практикой.

В течение последних десятилетий нами накоплен результативный опыт включения в образовательный процесс вуза такой формы учебных занятий, как педагогические мастерские [1]. Педагогическая мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» собственной знаниевой парадигмы через критическое осмысление предлагаемых сведений и конструктивное решение творческих задач. Эта французская технология базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализует компетентностный подход (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов, Э. Ф. Зеер и другие) и принципы личностно ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская).

Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» (А. Бассис, О. Бассис, А. Валлон, М. Дюком, П. Колен, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и другие). Методические идеи данной группы получили свое развитие в работах отечественных исследователей педагогических мастерских как инновационного явления в теории и методике профессионального образования (М. Б. Багге, Н. И. Белова, Е. О. Галицких, Г. В. Головин, М. Г. Ермолаева, Д. Г. Левитес, И. А. Мухина, Т. В. Модестова, А. А. Окунев, О. В. Орлова, В. А. Степихова и другие).

Педагогическая мастерская представляет собой процесс, в котором происходят качественные личностные изменения, если ведущий мастерскую исповедует как руководящие главные принципы гуманистической педагогики, отраженные в педагогической концепции «Нового образования»:

-          ценностно-смысловое равенство всех участников образовательного процесса и, соответственно, безошибочность их деятельности;

-          способность каждого участника к построению собственного знания, к параллельному с ним самостроительству, к самореализации и саморегуляции;

-          обучение в деятельности, ведущей к переосмыслению знаний, переоценке ценностей, осознаваемых участником как субъективное открытие;

-          равная значимость развития когнитивной, эмоционально-ценностной и практически-действенной сфер личности в познавательном процессе [2].

Роль мастерских в процессе обучения определяется как смена способа, технологий, обстоятельств в организации занятий, как поиск подходов к конструированию своей жизни, где приоритет отдается личностной уникальности, индивидуальности, ответственности. Мастерские содействуют ста­новлению интегральных личностных характеристик, которые и вы­ступают как непосредственные показатели профессионального разви­тия человека. Они позволяют формировать компетентного специалиста XXI в., обладающего высоким уровнем личностной мотивированности, заинтересованности в эффективной профессиональной деятельности, умением осуществлять выбор, возможностью просчитывать изменения, ориентированностью на самосовершенствование, на будущее.

Ведущие принципы отбора содержания в мастерских совпадают с требованиями компетентностного подхода: социокультуросообразность, практикоориентированность, гуманизация, ориентирующаяся на самовоспитание и самообразование, гуманитаризация, определяющая ин­тегративность знаний, концентрация на формировании личностного опыта. Потенциал педагогических мастерских как образовательной технологии позволяет формировать все виды компетенций.

Центральное место в педагогических мастерских принадлежит личности, которая свободно и ответственно принимает решения, рефлексивно воспринимает себя в мире, владеет самоактуализацией и саморегуляцией, познает, обретает смыслы, создает це­лостный образ мира и формирует отношения с ним. При этом мастерские создают условия для личностного развития каждого участника образовательного процесса.

В процессе работы с применением педагогических мастерских как интенсивной технологи обучения расширяются рамки мотивационной сферы личности. Появляются познавательно-побуждающие мотивы, происходит перестройка восприятия, памяти, мышления, переориентация интересов, активизация способностей личности. Это активизирует учебный процесс и оказывает определяющее влияние на формирование личности: побуждает личность к раскрытию своего потенциала.

Важным и решающим условием в мастерских является «проживание» личной ситуации неожиданности. Это сильное психоэмоциональное состояние, способное инициировать мгновенное осознание объемности и многоплановости в постижении ситуации или объекта. Вместе с тем алгоритм мастерских предупреждает «эмоциональное растекание» и позволяет двигаться вперед, адекватно воспринимая и оценивая любой незапланированный результат.

Состоявшийся эффект эмоционального «потрясения» мобилизует интеллектуальные и духовные возможности личности, позволяя зафиксировать следующие объекты исследования и обозначить поисковые зоны.

Ценность деятельности в педагогических мастерских заключается в возможности получить опыт изменения результатов, заданных определенной целью. Как правило, любая цель задает форму результата и его границы, которые подавляют поисковое развивающееся действие, дошедшее до запланированного итога, даже если он предполагает свое эффективное развитие. В мастерских эти рамки, созданные целью, разрушаются в процессе индивидуальной деятельности.

Следовательно, создавая условия для смещения акцентов с цели на сам процесс достижения этой цели, меняются подходы, способы, пути личностной деятельности, иногда корректируется сама цель.

В мастерской ведется активное отстаивание собственных идей, права на существование своей гипотезы, своего алгоритма решения предлагаемой задачи.

В мастерской ставятся вопросы, которые соответствуют личностным потребностям каждого участника, а не идут с ними в разрез, заставляя подчиняться им, считаться с ними, учитывать, внедрять их в свое пространство, насилуя себя, превращая себя в автоматического исполнителя, скованного стереотипами.

Участники отказываются от привычных своих ощущений, обще­принятого здравого смысла, производя умственные и кон­цептуальные скачки, когда устаревшая теория всту­пает в резкое противоречие с фактами и экспериментами.

Следовательно, педагогическая мастерская – это всегда личностный кризис прежних представлений.

Итак, эффективному использованию педагогических мастерских в образовательном пространстве гуманитарного вуза способствуют их широкие возможности:

  1. Организация учебной деятельности, основанной на системе логических и эвристических методов.
  2. Проблемность, интегрированность и новизна (информативность, избыточность, неадаптированность, разноплановость, оригинальность) в использовании учебно-методического материала.
  3. Неоднозначность, разнообразие предлагаемых коммуникативных ситуаций. Ставка на конструктивный диалог, сотворчество участников.
  4. Приоритет субъективного поиска нестандартного решения, выбора варианта или оптимального способа выполнения из множества существующих.
  5. Высокая рефлексивная активность всех участников, способствующая познанию, анализу и пониманию собственных мыслей, чувств, состояний, а также отражению восприятия и оценки другими людьми.
  6. Получение творческого продукта, представленного в материальной и нематериальной форме, как результата мастерской, характеризующегося целостностью, интегративностью, новизной, оригинальностью, уникальностью, субъективностью, личностной значимостью, направленностью на прогрессивную деятельность [3].

Примером мастерской, которая может использоваться в процессе изучения любой гуманитарной дисциплины (культурология, история, социология, философия, литература, ораторское искусство, педагогика и психология и т. д.), может быть «Страшно близкий мне круг мыслей» (О. М. Фрейденберг) [4]. Ее задачи: зародить сомнение в прежнем знании; актуализировать желание исследовать собственный коммуникативный потенциал и создать образ индивидуального комфортного коммуникативного пространства. Форма – мастерская творческого письма. Мастерская готовится заранее. Предлагается опережающее домашнее задание. Проведение мастерской подчиняется строгому алгоритму.

 


 

Модель занятия

 

Прометей спустился однажды к людям.

А были они тогда еще слабые и жалкие, без мыслей и надежды.

Имея глаза, они не умели разобраться в том, что видели,

слушая, ничего не слышали, и жили они на земле,

не понимая того, что происходило вокруг…

Мифы Древней Греции

 

Опережающее домашнее задание: составьте образ Петербурга XIX века, пользуясь текстом произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч. I, гл. I; ч. II, гл. I, II, VI; ч. V, гл. V; ч. VI, гл. VI).

В самом начале занятия участники обсуждают название и эпиграф мастерской.

  1. Индуктор. В качестве индуктора используется текст домашнего задания, один из которых зачитывается вслух. Далее каждый участник воспроизводит (письменно или в виде рисунка) тот образ Петербурга, который запомнился (можно использовать художественные описания местности, домов, комнат, людей, взятых из других произведений: «Антоновские яблоки» И. А. Бунина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Обломов» И. А. Гончарова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «Отцы и дети» И. С. Тургенева).
  2. Деконструкция. Задание: участники представляют свои работы.

Вывод: работали все над одним текстом, слушали одинаковое описание, но каждый воспроизвел по-своему, то есть так, как характерно для его доминирующей репрезентативной системы.

  1. Реконструкция. Участники образуют группы. Задание: воссоздать образ авторского Петербурга, учитывая описания всех участников группы, сравнить с оригиналом. Группы афишируют результат.
  2. Кульминация – разрыв.

1)     Дается понятие о репрезентативных системах, заполняется таблица с использованием описания Петербурга Ф. М. Достоевского.

 

Репрезентативные системы

 

Визуальная –

я вижу

Аудиальная –

я слышу

Кинестетическая –

я чувствую

Дигитальная –

я высказываю свое отношение и оценку

Оглядевшись

Вода голубая

И др.

Стук

Шумел ветер

И др.

Жара

Вонь

И др.

Отвратительный

Грустный

И др.

 

Участники выясняют свою репрезентативную систему. Далее проводится игра, где участники выступают (рассказывают спонтанно любую историю) в своей и чужой репрезентативных системах и различают их.

2)     Дается понятие о ценностных ориентирах – «Вратах Сортировки», то есть способах представления человека, во многом обусловливающих индивидуальное коммуникативное пространство:

Люди. Кто?; Вещи, Действия. Что?; Ценности. Зачем?; Процесс. Как?; Время. Когда?; Место. Где?

  1. Задание: создайте представление о Петербурге со всех позиций «Врат Сортировки», отвечая на вопросы:

1) Что это такое? 2) Как это делается? 3) Зачем это надо/почему? 4) Кто/с кем/для кого? 5) Когда? 6) Где?

  1. Составьте план по построению собственного комфортного коммуникативного пространства. Результаты заданий афишируются, комментируются, корректируются.
  2. С целью оптимизации межличностного взаимодействия рассматривается одна из наиболее универсальных индивидуальных коммуникативных программ – TOTE: Т – тест (куда хотели идти?) – постановка целей, разработка контрольного теста, устанавливающего степень достижения назначенной цели.

О – операция (шаг) – если цель не достигнута, мы ищем другие пути для приближения к ней.

Т – тест (туда ли идем?) – см. выше.

Е – выход – если критерии нашего контроля удовлетворяются, то мы выходим на следующий этап программы.

Задание: проиллюстрируйте работу данной программы: используя все знания, полученные в данной мастерской, учитывая свои коммуникативные особенности, составьте описание Петербурга, в котором вы испытывали бы состояние внутреннего удовлетворения и покоя.

Варианты:

1) …Тепло, солнечно, влажно. Много людей с добрыми лицами. Все улыбаются и ведут диалоги о прекрасной погоде. Запах покоряет меня. Это липы цветут. Жужжание пчел умиротворяет всю картину… На набережной с манящим шелестом перекатываются волны. Вечер. Как утомителен был день, так и радостен вечер… Удивительно гармонично каменный город сливается с рекой, липами, птицами, заходящим солнцем… (Анна Б., факультет психологии)

2) ...Праздник везде! На каждой улице, в каждом доме… Новый год. Много снега, света, радости. Смех раздается даже в неказистых, бедных домах. Все люди радуются… Магазины полны людей, света, запах елок властвует здесь. Говорят, запах хвои успокаивает… Громады домов успокоились и спят. Им тоже нужен отдых… Утро. Тишина. Птицы переговариваются и рассказывают истории утра нового года. Люди им сейчас не страшны… (Иван С., юридический факультет)

3) …Состояние радости, конечно, прекрасно и умилительно, но Раскольников должен ответить за смерть и физически, поэтому я потерплю грязный город, затхлый воздух, строительную пыль, жару… (Александр М., юридический факультет)

  1. Афиширование. Студенты представляют свои работы.
  2. Рефлексия. Изобразите в цвете свое коммуникативное пространство и попросите получившееся изображение у того человека, с которым вам очень хочется общаться (наладить отношения). Участники мастерской обмениваются своими изображенными «пространствами».

Данная мастерская позволяет участникам: продемонстрировать силу речевого воздействия на слушателей, раскрыть пути грамотного разрешения различных ситуаций в коммуникативном взаимодействии, открыть богатые выразительные возможности современного русского литературного языка – тем самым спровоцировать создание условий для дальнейшего самостоятельного развития коммуникативного и духовно-нравственного потенциала.

Итак, использование мастерских как формы занятий в образовательном процессе вуза позволяет создать условия для трансформации личностных мотивов и установок деятельности, что базируется прежде всего на внутренней работе студентов, которая проявляется в принятии ими активной позиции и готовности к продуктивной обратной связи; определении собственного уровня готовности к процессу внутренних изменений; осознании своего личностного достоинства; управлении собственной информационной базой и понимании соотношения с ней своего уровня компетентности; осмыслении четкой профессиональной установки на межличностное взаимодействие с человеком и разнообразными проявлениями его природы.