Full text

Анализ исследований, проведенных на основе демографических, институциональных и культурных макроуровней добровольческой деятельности, показывает, что под волонтерской деятельностью понимается такая деятельность, при которой человек часть своего свободного (личного) времени, а следовательно, сил, энергии, знаний, опыта, добровольно (без принуждения или указания «сверху») тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом. Добровольческую деятельность любого вида можно назвать актуальной, инновационной и сложной. Повышение эффективности политики подготовки к волонтерской деятельности связано с тем, что на многие социальные проекты не хватает денежных средств, добровольцы воспринимаются как «бесплатная рабочая сила»; подобное отношение приводит к губительным для продвижения добровольчества последствиям, их эмоциональной дестабилизации и нарушению психической регуляции личностных моделей поведения в стрессовых условиях. Большинство авторов подчеркивают исключительную важность продолжительности участия добровольцев в социальных проектах, поэтому в процессе их подготовки следует особое внимание уделить формированию мотивации к добровольческому труду, направленности личности на задачу и взаимодействие; удовлетворенности трудом; высокого уровня овладения новыми навыками и самим процессом деятельности, стремления к познанию; собственных стандартов оценки качеств личности и стандартов компетенции. Такой процесс подготовки волонтеров предусматривает использование всех современных ресурсов и технологий.

Цель работы – раскрыть особенности деятельности проекта «Голос книги» и программы, способной повлиять на повышение уровня мотивации её волонтеров.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В российской научно-педагогической литературе волонтерство представлено как особая форма занятости, наиболее полно этот феномен раскрыт А. В. Трохиной [1]. Конкретные функции волонтерского движения не только в современной России, но и за её пределами обоснованы в исследованиях О. А. Усачевой [2]. А. Н. Калининой и М. В. Певной проведено обобщение опыта международного волонтерства и показана его роль в развитии молодежи стран БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) [3].

Полезную информацию в аспекте разработки теоретико-методологических основ исследования ожиданий и мотивации волонтеров содержат работы Г. М. Романовой, И. Н. Макаровой, А. В. Шашкова [4]. Корректный анализ особенностей работы со студентами-волонтерами проведен М. В. Певной [5], Е. И. Шуваевой и Н. В. Петровой [6]. Влияние личностных особенностей на развитие мотивации деятельности волонтеров исследовано Е. С. Тужиковой [7].

Мотивационному аспекту разновозрастных субъектов волонтерской деятельности посвящены работы К. В. Тюриной [8], В. И. Спириной и В. И. Драгомир [9]. Мотивация же субъектов молодежной добровольческой деятельности достаточно целостно раскрыта Е. В. Михалевой [10]. В процессе моделирования программы формирования мотивации к деятельности волонтеров проекта «Голос книги» были учтены накопленный отечественными авторами опыт в области психодиагностического познания волонтерской деятельности, который систематизирован в работах В. А. Сонина [11] и В. Э. Мильмана [12]; практика выбора технологий организации работы с волонтерами именно в России, представленная О. А. Пискуновой [13]; технологии мультимедийной поддержки Центра подготовки волонтеров, разработанные С. В. Черемшановым и М. С. Кругловой [14]; работа по формированию каузальной атрибуции волонтеров, проведенная А. И. Шевцовым, В. М. Кузьминой [15].

В процессе исследования учтены результаты и побочные эффекты собственного опыта формирования эмоциональной устойчивости волонтеров на примере добровольцев геронтологических программ и специфики их подготовки [16]. В соавторстве с М. Н. Дудиной исследованы различные аспекты формирования социальной активности и гражданской позиции [17]. Особое место в подготовке волонтеров социальных программ занимает формирование и развитие их умений в области поведенческих паттернов регулирования собственного самочувствия в стрессовых ситуациях, это показано в наших коллективных исследованиях с группой ученых Н. В. Мамылиной, Н. А. Белоусовой, Е. В. Мельник, Н. И. Аркаевой [18]. Высказали мы свою позицию и по вопросам соотношения профессиональных и личностных качеств волонтеров социальных проектов также в коллективном исследовании с участием А. А. Саламатова, М. В. Потаповой, Н. О. Яковлевой, Е. В. Яковлева [19].

Анализ зарубежных исследований, опубликованных в последние два десятилетия (Р. А. Чаан, Ф. Хенди, М. Уодсворт [20]), позволил понять развитие концептуального эмпирического представления коллег о феномене волонтерской деятельности.

О том, что повышение эффективности правительственной политики добровольчества находится в зоне особого внимания многих стран, написано в работах таких ученых, как Дж. Брадней и А. Уильямсон [21]. Авторы Л. М. Саламон, С. В. Соколовски и M. A. Хеддок показали, что во всем мире признана и измеряется экономическая ценность волонтерской работы, разработаны концепции, оценки и дорожные перспективные карты [22]. Ценности добровольческого движения в различных субъектах США выявлены на основе демографических, институциональных и культурных макроуровней зарубежными коллегами T. Ротоло, Дж. Уилсоном [23].

За рубежом добровольцы работают в больницах, специфику этой работы раскрыли в своих трудах Ф. Хенди и Н. Сринивасан [24]. Т. Ротоло и Дж. Уилсон заметили, что более ориентированные на конкретный производственный результат добровольцы находят применение своим силам на промышленных предприятиях [25]; выводы же, которые сделали авторы Э. Стирлинг, С. Килпатрик и П. Орпин, говорят о том, что те волонтеры, которые отличаются более высоким альтруизмом, работают в некоммерческих организациях [26].

Добровольческая деятельность укрепляет межнациональные отношения, об этом сказано в работах таких ученых, как Х. К. Анхайер и Л. М. Саламон [27], и, как считают Г. Николс и Р. Рэлстон, способствует социальной интеграции волонтеров [28].

Подготовка к волонтерской деятельности за рубежом, которую раскрыли A. Мельхиор и Л. Бейлис, также предусматривает формирование и развитие соответствующего гражданского отношения и поведения молодежи средней и высшей школы [29].

 

Материалы и методы исследования

 

Базу исследования составили волонтеры социального проекта «Голос книги» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

В процессе исследования использованы шесть методик: методика диагностики направленности личности Басса (ориентационная анкета) [цит. по 30]; тест «Определение удовлетворенности личности своим трудом» А. В. Батаршева [цит. по 31]; «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана [цит. по 32], «Опросник для определения источников мотивации» Дж. Барбуто, Р. Сколла [33]; «Исследование мотивов» Б. Кристиане [34], опросник В. И. Долговой, Л. А. Млкеян [35]; глубина математической обработки ограничилась вычислением процентов [36]. Исследовательская работа выполнена под нашим руководством её инициаторами и организаторами Л. Млкеян, К. Шарафитдиновой.

Были разработана и реализована целевая программа, формы работы – индивидуальные и групповые дискуссии, ролевые игры, беседы, работа в группах, мини-лекции, тренинги. В структуре каждого занятия соблюдалась логика его начала (приветствие, выяснение общей атмосферы в группе, настрой группы на работу); основной части (настрой на упражнения, упражнения, обсуждение результатов) и подведения итогов занятия (заключительное слово ведущего, окончание занятия).

 

Результаты исследования

 

Деятельность проекта «Голос книги» разворачивалась в несколько этапов, каждый из них был направлен на достижение общей цели (способствовать формированию ценностного отношения к добровольческой деятельности проекта «Голос книги») и содержал ключевые события, которые считаем уместным раскрыть подробнее.

Этап 1. Участие в конвейере проектов на Всероссийском образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме». Цель – развитие рефлексии на уровне «Я – доброволец», распределение функционала и реализация календарного плана проекта.

На форуме необходимо было пройти несколько этапов защиты проекта.

Первый этап. Составить проект по тем критериям, которые заранее были высланы оргкомитетом. На втором этапе было необходимо защитить проект перед экспертами. Защита длилась три минуты, после чего эксперты задавали вопросы для получения более полной информации о самом проекте и о дальнейшей его реализации. На третьем этапе – «Народное голосование» – проходило голосование участников форума за представленные на форуме проекты. По итогам проект стал победителем конвейера проектов и был удостоен гранта.

По условиям гранта требовалось выполнить план работы, названный в заявлении при подаче проекта на форум.

1. Набор команды добровольцев для реализации проекта по различным направлениям работы: работа с участниками; работа с дикторами; работа с партнерами; техническая работа; работа с сайтом; информационное сопровождение; продвижение в Интернете; работа с образовательными организациями; административно-хозяйственная работа; работа с волонтерами; промо и шоу. Желающие стать членами команды волонтеров подавали заявки в группе проекта ВКонтакте. В заявке кандидаты указывали контактные данные, опыт своей деятельности, желаемую сферу работы, после этого организаторы проекта изучали поданные заявки и приглашали на собеседование в штаб проекта. Набор проводился с сентября 2016 г. по март 2017 г. Новый участник проекта после прохождения собеседования подключался к работе всей команды.

2. Оборудование помещения студии звукозаписи. Было закуплено два профессиональных диктофона для записи аудиокниг. Диктофоны позволяют более оперативно осуществлять озвучивание книг, время озвучивания книг сократилось в два раза (на озвучивание одной книги 450 страниц в среднем стал уходить один месяц, тогда как раньше это занимало два месяца). Часть дикторов записывали книги в студии звукозаписи, а медийные личности (проректор по воспитательной работе ЮУрГГПУ Л. А. Глазырина, радиоведущие и профессиональные дикторы) осуществляли запись в любое удобное для себя время с помощью диктофонов. По окончании записи книги аудиозаписи монтируются в нужном порядке и выкладываются в группу проекта ВКонтакте.

3. Создание официального сайта проекта «Голос книги» и группы в социальных сетях. Проведен мониторинг различных сайтов. Сайт создавался с учетом особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья (цвет, который они лучше воспринимают; шрифт текста, размещение конкретной информации).

4. Организация взаимодействия с другими странами. В г. Костанай Республики Казахстан руководит проектом «Голос книги» Л. А. Должанская, работник радиостанции города. Озвученные книги также размещаются в официальной группе Вконтакте. Проведен двухдневный тренинг для дикторов проекта «Голос книги» с целью совершенствования ораторского мастерства и навыка работы с микрофоном.

5. Организация рекламы проекта «Голос книги», в том числе репортаж на Костанайском телевизионном канале о проекте; публикации в газетах, в СМИ; запись фильма о проекте для телеканала Россия 24.

6. Мониторинг необходимой литературы для дальнейшего озвучивания. База книг для озвучивания ежемесячно пополняется, на сегодняшний день в работе находят 7 книг, озвучены 20. Запрос от образовательных организаций на 10 книг.

7. Запись аудиокниг. Запись книг осуществляется тремя способами: в профессиональной студии работают 11 дикторов. Каждый диктор 2–3 раза в неделю по 2–2,5 часа озвучивает на диктофоны книги по заранее составленному графику. Два человека в свободном режиме озвучивают книги.

Этап 2. Обсуждение проекта с исполняющим обязанности губернатора Челябинской области Е. В. Рединым, министром образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецовым, с руководством министерства социальных отношений Т. Е. Никитиной и победителями грантового конкурса молодых образовательных форумов. Цели: наметить перспективы добровольческой деятельности, установить информационное взаимодействие и контакты со смежными проектами Челябинской области

Этап 3. Участие в Национальной премии «Студенческий дозор» в номинации «За защиту прав людей с особенностями здоровья». Цель – совершенствование добровольческой деятельности. На этом этапе экспертная комиссия, состоящая из представителей правозащитных структур, органов власти, студенческого сообщества, провела масштабную всероссийскую кампанию по выявлению лучших практик защиты прав студентов и наиболее активных российских правозащитников. Как отметил руководитель проекта «Студенческий дозор», председатель Всероссийского студенческого союза О. Цапко, Премия три года подряд в Татьянин день объединяет самых неравнодушных к проблемам своих сокурсников. Общая задача состоит в том, чтобы разрабатывать проекты по улучшению правового положения российского студента, создавать эффективные механизмы контроля за исполнением всех социальных гарантий студентам России.

В работе Студенческого правозащитного форума приняли участие представители студенческих организаций вузов и ссузов России, а также представители общественных объединений и инициативных групп, занимающихся защитой прав студентов. Волонтеры посетили лекции, мастер-классы экспертов и известных правозащитников, круглые столы и дискуссии, в рамках которых проходил обмен опытом в области повышения качества образования, антикоррупционной деятельности и защиты прав студентов, в том числе студентов с особенностями здоровья. Проект «Голос книги», который начал свою реализацию на факультете психологии, победил в Национальной премии «Студенческий дозор».

Победители Премии-2017 впервые получили мини-гранты от Всероссийского студенческого союза на развитие правозащитной деятельности в каждой номинации. Форум и Премия проводились в рамках гранта Росмолодежи, выделенного Всероссийскому студенческому союзу, и комплексного правозащитного проекта «Студенческий дозор», трижды поддержанного грантами Президента РФ.

Этап 4. Тренинги для добровольцев проекта от Л. А. Должанской (г. Костанай). Цель – развитие своего потенциала в разных сферах добровольческой деятельности, взаимодействие с добровольцами Республики Казахстан.

Тренером была Л. А. Должанская, опытный работник радиостанции, ведущая и программный редактор, член художественного совета Костанайского русского драматического театра. Отзывы о тренингах были высокими. Вот что, например, говорила одна из участниц тренинга С. Нигматулина: «Лично я почерпнула для себя массу полезной информации, как справляться с волнением перед выступлением (особенно запомнилось дыхание по квадрату), на какие вопросы ответить себе, чтоб перестать волноваться, упражнения для тренировки голоса и др.».

Этап 5. Презентация проекта «Голос книги» в г. Челябинске. Цель – распространение опыта добровольческой деятельности.

У гостей на презентации была возможность получить полную информацию о деятельности проекта; познакомиться с командой организаторов и дикторов; увидеть «закулисье», эпизод записи аудиокниг; изучить модели студии молодежного инженерно-технического творчества «Трогательная»; посмотреть творческие номера от лучших коллективов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и проекта «Равный Равному»; посетить выставку тактильной графики от Областного краеведческого музея, проявить желание войти в команду дикторов и волонтёров.

Этап 6. Встреча с депутатом Государственной думы РФ В. В. Бурматовым. Цель – постановка новых задач реализации добровольческой деятельности, обеспечение взаимодействия с общественными организациями города.

Этап 7. Встреча с представителями Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых. Цель – укрепление направленности на задачу и взаимодействие.

Этап 8. Итоговое собрание. Цели: укрепление обратных связей и взаимодействия, корректировка задач, обсуждение акций добрых дел со всем проектом «Голос книги», направленных на улучшение жизни и социализации детей и взрослых с особенностями здоровья.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у волонтеров слабо выражен такой источник мотивации, как внутренняя Я-концепция, а также социальные мотивы к деятельности. У большинства волонтеров преобладает общежитейская направленность личности, тогда как для волонтеров проекта важна рабочая направленность, соответствующая основным требованиям к волонтерам, и прежде всего социальная ответственность. Так, внутренние источники мотивации преобладают только у 14,29% волонтеров и являются не востребованными у такого же их числа (14,29%); у 28,57% проявляется инструментальная мотивация, а у 35,71% такая мотивация находится на низком уровне. Внутренняя Я-концепция выражена у 57,14% волонтеров и у 14,29% не выражена. Внешняя Я-концепция как источник мотивации не востребована совсем у 35,71% человек. Коммуникативные мотивы деятельности преобладают у 21,43% волонтеров и находятся на низком уровне у 42,86%. Познавательные мотивы на высоком уровне у 57,14% и на низком – у 14,28%. У 21,43% волонтеров преобладают социальные мотивы деятельности; у 42,86% социальные мотивы деятельности не востребованы.

Была разработана и реализована программа формирования мотивации к деятельности волонтеров проекта «Голос книги», состоящая из десяти занятий (по пять-шесть упражнений), проведенных в течение месяца.

Цель программы – формирование мотивации к деятельности волонтеров проекта «Голос книги».

Первое занятие – «Хочу дружить». Цель – оптимизировать внутригрупповые взаимоотношения: развить навыки группового взаимодействия, сплотить группу.

1.1. «Познакомимся». Цель – преодолеть психологический барьер в общении, вступить в диалог с партнером, познакомиться с ним. Членам группы предлагается представиться. Каждый участник, представляясь, перечисляет те качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называет свое хобби, девиз жизни. Представление проходит по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

1.2. «Рисунок сообща». Цель – создание благоприятной атмосферы для работы группы, сплочение группы. Каждый участник задумывает образ, который он хотел бы нарисовать. Всем участникам выдается чистый лист бумаги, и каждый рисует только часть задуманного образа. По команде «Стоп» он передает рисунок следующему. Тот подрисовывает к начатому рисунку следующую часть, ту, которую считает нужной, и так до тех пор, пока рисунок не вернется обратно, то есть не пройдет полный круг.

1.3. «Что изменилось?» Цель – развить чувство привязанности, ощущения групповой сплоченности и самоутверждения. Участники садятся полукругом. Один из них становится водящим. Остальным участникам игры предлагается занять определенные позы по их желанию и запомнить, как они сидят. Водящий должен постараться запомнить позу каждого участника, после чего водящий отворачивается, участники меняют что-либо в своей позе – и водящий должен восстановить первоначальные позы каждого из участников. Ошибки водящего участники исправляют после того, как он закончит «восстановление» поз всех участников. Установив истину и указав водящему на его промахи, участники меняются ролями.

1.4. «Позитивное представление». Цель – дать участникам возможность поверить в себя, поддержать себя и окружающих. Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего.

1.5. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия. Учащиеся ежедневно в конце каждого занятия записывают в специально заведенный «Дневник побед» всё, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее пяти). Все плохое забывается и опускается.

Второе занятие – «Пойми меня». Цель – отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, навыки самопрезентации.

2.1. «Снежный ком». Цель – вспомнить имена участников.

2.2. «Семь богатырей». Цель – тренировать умение убеждать.

2.3. «А я счастлив». Цель – отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

2.4. «Передать одним словом». Цель – подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

2.5. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

Третье занятие – «Ты и я, мы с тобой друзья». Цель – осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии.

3.1. «Берлинская стена». Цель – способствовать сплочению коллектива, выявить стратегии поведения.

3.2. «Лабиринт». Цель – найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих.

3.3. «Умение слушать». Цель – осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние.

3.4. «Релаксация». Цель – возможность быстро отдохнуть от психологической нагрузки.

3.5. «Рукопожатие». Цель – закончить тренинг, поднять настроение.

Четвертое занятие – «Жить в мире с собой и другими». Цель – формирование позитивного отношения к окружающим людям.

4.1. «Сосед справа, сосед слева». Цель – активизировать участников группы.

4.2. Беседа «Что такое толерантность и интолерантность?». Цель – расширить представления волонтеров о том, что такое толерантность и интолерантность.

4.3. «Мозговой штурм». Цель – стимулирование творческой активности.

4.4. «Комплимент». Цель – отработать навыки эмпатии и новых способов поведения, сформировать умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

4.5. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

Пятое занятие - «Мой выбор». Цель – научиться выражать свои мысли ясно и четко, мотивируя свой выбор; формирование коммуникативных навыков.

5.1. «Визитка». Цель – формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств; умения представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

5.2. «Напиши вопрос». Цель – развить умение отвечать на неожиданные вопросы.

5.3. «Сад чувств». Цель – восстановить внутреннее равновесие.

5.4. «Волшебный лес чудес». Цель – развитие чувства эмпатии, доверия.

5.5. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

Шестое занятие – «Твори добро». Цель – формирование у участников психологической готовности к добровольческой деятельности.

6.1. - «Снежный ком мотивов». Цель – ответить на вопрос «Что в моей личности помогает мне мотивировать других людей и что — мешает?»

6.2. «Сила мотива». Цель – научиться передавать общий тон мотива.

6.3. «Достижение цели». Цель – учить обращаться к кому-нибудь с просьбой.

6.4. «Контракт». Цель – исследование мотивирующей силы (и слабости) договора, а не переговоров.

6.5. «Настроение в цвете». Цель – формирование позитивного настроения участников.

6.6. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

Седьмое занятие – «Все впереди». Цель – способствовать формированию открытых отношений между членами группы. Создание устойчивых представлений волонтеров друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.

7.1. «Я умею!» Цель – активизировать работу группы, поднять самооценку.

7.2. «Скала». Цель – укрепление командного духа, сплочение коллектива.

7.3. «К чему приведет». Цель – проанализировать возможные трудные ситуации и свое поведение.

7.4. «Моя мечта». Цель – оценить возможности и пути осуществления своих желаний.

7.5. «Комплименты». Цель – рефлексия участников группы.

7.6. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

Восьмое занятие – «Судно, на котором я плыву». Цель – способствовать осознанию самого себя, развивать способности видеть и достигать поставленные цели.

8.1. «Люди странного города». Цель – обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.

8.2. «Релаксация». Цель – погружение в свой внутренний мир, поиск ресурсов для достижения цели.

8.3. «Рисунок корабля». Цель – рефлексия участников.

8.4. «Гавань». Цель – способствовать осознанию своего внутреннего Я, повышению уверенности в своих силах.

8.5. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

Девятое занятие – «Мои мотивы». Цель – выявление и активизация мотивов личности волонтеров, необходимых им в добровольческой деятельности.

9.1. «Автономизация мотива». Цель – определить условия эффективности механизма автономизации мотива.

9.2. «Администратор гостиницы». Цель – проверка навыков, которые вырабатывались у участников в ходе тренинга: убеждения, активного слушания, эмпатии, решения конфликтов.

9.3. Мини-лекция «О структуре мотивов». Цель – просвещение волонтеров.

9.4. «Мотивы деятельности волонтера». Цель – проанализировать мотивы деятельности волонтера.

9.5. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

Десятое занятие – «День прощания». Цель – проверить и закрепить полученную информацию и ощущения.

10.1. «Последняя встреча». Цель – совершенствовать коммуникативную культуру.

Упражнение 2 – «Что я нового узнал». Цель – помочь участникам обобщить смысл программы, актуализировать её основные позиции.

10.2. «Спасибо за прекрасный день». Цель – выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

10.3. «Дневник побед». Цель – подведение итогов, саморефлексия.

После реализации программы видны значительные изменения в отношении волонтеров к своему добровольческому труду (см. рисунок).

На рисунке показано, что до проведения программы у 63% добровольцев проекта проявлялась потребность помогать людям, после – у 72%. Значимость и престиж в реализации деятельности сначала выбрали 27%, после – 9%. Показатель «желание заявить о себе» не изменился (9%). Организация помощи группе людей до 81%, после реализации программы – 100%. Участвовать в организации мероприятий изъявляли желание 18%, после – 72%; в оказании помощи детям–инвалидам – 27%, а после – 72%;

 

 

Результаты подготовки волонтеров проекта «Голос книги»

 

желание раскрыть себя в качестве добровольца в направлении спорта и туризма возникало у 9%, после – у 45%; в качестве донора – у 18%, после – 54%. Направление деятельности правового просвещения граждан интересовало 27%, а после реализации программы формирования ценностного отношения к добровольческой деятельности проекта «Голос книги» – 90%.

Анализ результатов, полученных по методике «Определение направленности личности» Б. Басса, свидетельствует о том, что после реализации программы направленности личности на себя не выявлено, до её реализации было 9%; показатели направленности личности на задачу выросли на 18%, добровольцев с направленностью на задачу стало после реализации программы 72% и на 9% увеличились показатели направленности личности на взаимодействие.

Анализ данных по тесту «Определение удовлетворенности личности своим трудом» А. В. Батаршева показал, что после проведения программы показателей низкого удовлетворенности трудом не выявлено; на 27% увеличились показатели высокого уровня удовлетворенности трудом; на 18% снизились показатели среднего уровня.

Результаты диагностики по методике В. Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности» также подтверждают изменение направленности личности волонтеров в сторону проявления рабочей направленности на 45%. У этих волонтеров изменилась направленность личности с общежитейской на рабочую. Они направили свои жизненные стремления не только на самих себя, но и на окружающих их людей. Стали больше времени уделять коллективу, а также активно принимать участие в обсуждении общих задач и в достижении общей цели. Для них характерна увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Результаты диагностики по методике Дж. Барбуто и Р. Сколла «Опросник для определения источников мотивации» волонтеров проекта «Голос книги» показывают, что после проведения программы изменяются и внутренние ценности, волонтеры более осознанно начинают относиться к собственным стандартам оценки качеств личности и стандартам компетентности.

После проведения программы выявлено изменение и социальных мотивов деятельности – у 45% волонтеров социальные мотивы стали преобладать.

 

Заключение

 

Реализация программы формирования мотивации волонтеров к деятельности социального проекта «Голос книги» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета способствует решению задач создания педагогических условий для преодоления зажатости и напряжения; выявления и развития у волонтеров гуманности, милосердия и сострадания; социальной активности, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков; толерантности к происходящим в ходе групповой работы процессам.

Обобщая диагностические данные, можно сделать вывод о повышении целостности мотивационного компонента добровольческой деятельности в условиях его целенаправленного формирования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработанной и реализованной на основе диагностики общих и специфических особенностей мотивации добровольческой деятельности программе формирования мотивационной сферы волонтеров проекта «Голос книги»; сама программа вместе с подобранным, апробированным и адаптированным психодиагностическим инструментарием и тренинговыми упражнениями для волонтеров по развитию их мотивации может быть успешно использована в процессе оптимизации добровольческой деятельности волонтеров социальных программ.