Full text

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – приоритетное направление в развитии современной системы специального образования в Российской Федерации. С чем связана такая тенденция? Безусловно, с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, каждый год на 4% увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с синдромом Дауна, с расстройствами аутистического спектра, с нарушением интеллекта, с тяжелыми нарушениями речи и другими нарушениями).

Инклюзивное образование рассматривается как «включенное образование», при котором дети с ограниченными возможностями здоровья посещают те же дошкольные образовательные организации, что и их здоровые сверстники, находятся с ними в одной возрастной группе, обучение и развитие дошкольников осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей, уровня здоровья, дети обеспечиваются психолого-педагогической поддержкой.

Анализ деятельности дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации свидетельствует об эффективности совместного пребывания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей, однако в данной модели образования были выделены следующие проблемные места: в существующих на сегодняшний день нормативных документах, регламентирующих инклюзивное образование, отсутствует положение о правах и обязанностях дошкольной образовательной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; необходимо отметить недостаточную компетентность воспитателей в вопросах обучения, воспитания, коррекции детей с проблемами здоровья, неготовность общества к принятию такой категории детей, в частности, нежелание многих родителей здоровых дошкольников обучать своих детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья; важной проблемой инклюзивных дошкольных образовательных организаций является проблема финансирования, отсутствие в детских садах реальной системы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, адаптации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к условиям детского сада. Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют об актуальности проводимого нами исследования.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Теоретические аспекты инклюзивного образования в разное время активно изучались как зарубежными, так и российскими учеными:

‒     инновационная модель перехода к инклюзивному образованию, возможности дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья были представлены в исследованиях доцента американского университета М. Кинг-Сирса [1];

‒     технология поддержки детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном классе («тьюторство над сверстниками») описана в трудах Р. Бонд, Э. Кастагнера [2];

‒     опыт использования дидактических материалов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах города Стамбула (раздаточный материал, постеры, учебники, модели, схемы и др.) описан в научной статье В. Ю. Дикера [3];

‒     результаты исследования психологического климата в классах с детьми с нарушением слуха, обучающихся в средней общеобразовательной школе Словении, позволили М. Шмидт, Б. Кагран выявить как положительные, так и отрицательные стороны инклюзии слабослышащих школьников [4];

‒     роль педагога инклюзивного класса, необходимые ему для работы с детьми с особыми потребностями коммуникативные умения (сотрудничество, сотворчество, лидерство и др.) описаны в исследованиях Н.-К. Френч, Р.-В. Чопра [5];

‒     анализ нормативно-правовой базы, принципы и технологии реализации инклюзивной практики обобщены в исследованиях Н. В. Борисовой [6];

‒     опираясь на зарубежный опыт прогрессивных стран в области инклюзивного образования детей-инвалидов, И. И. Лошакова описала особенности обучения и воспитания детей данной категории в общеобразовательной школе, а также свое видение развития системы инклюзивного образования в современной России [7];

‒     мощная теоретическая база по проблемам интегрированного и инклюзивного образования представлена в трудах Н. Н. Малофеева, автор выступает против формального подхода к инклюзии, предлагает альтернативные модели инклюзивного образования [8];

‒     особенности освоения основной образовательной программы детьми с нарушением слуха в разных условиях инклюзивного образования описаны в трудах Э. И. Леонгард [9];

‒     проблемы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития рассмотрены в научных публикациях И. В. Борисова. Автор детально описывает технологию сопровождения детей с задержкой психического развития в муниципальном дошкольном образовательном учреждении [10].

Научные исследования (Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, Н. Л. Лихачевой, В. С. Лубовского, И. Ф. Марковской, Е. С. Слепович, У. В. Ульенковой, Г. В. Фадиной, С. Г. Шевченко, А. С. Широкшиной и др.) посвящены изучению проблем обучения и воспитания детей с задержкой психического развития:

‒     классики специального образования Т. А. Власова, М. С. Певзнер в своих исследованиях обосновали научные подходы к понятию «задержка психического развития», описали психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития, особенности организации коррекционного процесса в образовательном учреждении с детьми с задержкой психического развития [11];

‒     классификация задержки психического развития (клинические и психолого-педагогические подходы) представлена в трудах К. С. Лебединской. Автор к первой группе отнесла задержку конституционального происхождения, ко второй – соматогенного, к третьей – психогенного, к четвертой – церебрально-органического [12];

‒     в исследованиях В. С. Лубовского сделан акцент на специфике обучения детей с задержкой психического развития, методах и приемах развития внимания, мышления, памяти данной категории детей [13];

‒     клинико-нейропсихологический подход к детям с задержкой психического развития представлен в трудах известного психолога И. Ф. Марковской [14];

‒     практико-ориентированную направленность носит исследование Е. С. Слепович. Автор в своем методическом пособии описывает игровые технологии, направленные на коррекцию познавательной сферы, игровой деятельности детей с задержкой психического развития [15];

‒     в монографии У. В. Ульенковой представлены результаты исследования общих особенностей к учению шестилетних детей с задержкой психического развития, описаны диагностические методики, позволяющие определить уровень психического развития дошкольников [16];

‒     специфика подготовки специалистов к работе с детьми с задержкой психического развития раскрывается в учебно-методическом пособии Г. В. Фадиной [17];

‒     в научных исследованиях С. Г. Шевченко представлена система развивающего воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития прошли многолетнюю апробацию и активно внедряются в практику работу дошкольных учреждений [18];

‒     в исследованиях А. С. Широкшиной, Н. Л. Лихачевой описана специфика развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории [19];

‒     в научной публикации Н. А. Платохиной, Н. Н. Абашиной, В. Г. Игнатович представлена система взаимодействия детского сада и семьи в процессе адаптации детей с задержкой психического развития к условиям дошкольной образовательной организации [20].

Анализ научных исследований по проблеме обучения и развития детей с задержкой психического развития показал, что важным фактором успешной коррекции нарушений в развитии данной категории дошкольников является формирование у детей эффективных навыков коммуникации (исследования Д. И. Бойкова, Е. Е. Дмитриевой, Е. А. Екжановой, Л. В. Кузнецовой, Е. В. Локтевой, Е. А. Стребелевой и др.):

‒     на явное отставание в развитии коммуникаций, незрелость мотивационно-потребностной сферы детей с задержкой психического развития указывают исследования, проведенные Д. И. Бойковым, Е. Е. Дмитриевой, Л. В. Кузнецовой. Ученые пишут о том, что у таких детей наблюдается снижение потребности в общении со взрослыми и сверстниками, трудности в усвоении речевых норм [21–23];

‒     решающая роль коррекционной работы в развитии коммуникационной сферы дошкольников с задержкой психического развития, включения их в окружающую среду описана в трудах Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой [24, 25];

‒     содержание работы, направленное на формирование коммуникативной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, раскрыто в исследовании Е. В. Локтевой [26].

Диагностическое обследование 47 детей пяти-шести лет с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях г. Ростова-на-Дону показало (в исследовании использовался метод наблюдений, метод решения проблемных ситуаций, метод вербальных выборов и т. п.): у детей с задержкой психического развития значительно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми, дети испытывают коммуникативные трудности (в усвоении речевой информации, умении слушать, отвечать на вопросы, установлении контакта с другими детьми, связном изложении своих мыслей, желаний и др.).

Таким образом, результаты научных исследований показали, что у детей с задержкой психического развития без целенаправленной помощи взрослого коммуникационная сфера развивается со значительным отставанием от дошкольников с нормой в развитии, всё вышесказанное актуализирует проблематику нашего исследования.

 

Методологическая база исследования

 

Методологическую базу исследования составили следующие научные подходы:

‒     личностно ориентированный подход к развитию личности ребенка с задержкой психического развития, направленный на поддержку у дошкольников процессов самопознания, самореализации и самостроительства (Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Г. И. Ефремова, И. А. Коробейников и др.) [27–29];

‒     гуманистический подход к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития требует пристального изучения психолого-педагогических особенностей детей данной категории, учет их индивидуальных, возрастных и гендерных различий в процессе организации коррекционно-развивающего процесса (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, Н. Н. Матвеева и др.) [30–32];

‒     средовый подход к развитию личности ребенка с задержкой психического развития предполагает создание в дошкольной образовательной организации коррекционно-развивающей среды, отвечающей требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (Н. Н. Блинов, Е. С. Слепович, Г. В. Фадина, С. Г. Шевченко и др.) [33–36];

‒     интегрированный подход к обучению детей с задержкой психического развития предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, адресную специализированную помощь и психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми потребностями (Н. Н. Малофеев, Л. Г. Мустаева, С. Г. Шевченко и др.) [37–39];

‒     деятельностный подход к развитию личности ребенка с задержкой психического развития предполагает передачу дошкольникам социокультурного опыта в процессе организации взаимодействия «взрослый – ребенок» (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн и др.) [40–42].

Кроме того, методологическую основу исследования составили: теория психического развития личности ребенка дошкольного возраста (А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна); компенсаторная теория аномального развития ребенка (Л. С. Выготского); теория единства биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна) и др.

 

Результаты исследования

 

Недостаточное изучение проблемы общения детей с задержкой психического развития в современном образовании, данные диагностического обследования дошкольников обусловили разработку инновационного проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Цель проекта: разработать и апробировать психолого-педагогические условия, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

 

Задачи, решаемые внедрением проекта:

  1. Развитие у дошкольников с задержкой психического развития навыков ведения диалога со сверстниками и взрослыми (соблюдение очередности в разговоре со сверстниками и взрослыми, слушание собеседника, поддержание общей темы диалога, проявление внимания, уважения к собеседнику, использование доброжелательного тона и т. п.).

2.  Создание в дошкольной образовательной организации условий, направленных на развитие коммуникативной активности детей с задержкой психического развития в разных видах деятельности в условиях инклюзивного образования (внесение в развивающую среду вещных элементов, способствующих совместному общению дошкольников, оборудование в групповой комнате центра игровой активности и т. п.).

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования (организация и проведение теоретических семинаров, практикумов, мастер-классов, открытых занятий по проблеме исследования и т. п.).

4. Установление сотрудничества с семьями дошкольников с задержкой психического развития и родителями детей с нормой в развитии (проведение совместных праздников, развлечений, организация выставок поделок, экскурсий и походов, дней открытых дверей и т. п.).

Теоретическая основа проекта:

– концептуальные подходы к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (Н. В. Борисова, И. И. Лошакова, Н. Н. Малофеев, Э. И. Леонгард и др.);

– научные позиции ведущих российских дефектологов и психологов по проблеме воспитания и развития личности ребенка с задержкой психического развития (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, Н. Л. Лихачева, В. С. Лубовский, И. Ф. Марковская и др.);

– теоретические подходы к формированию у детей с задержкой психического развития эффективных навыков коммуникации (Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Е. А. Екжанова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Стребелева и др.).

Содержание инновационного проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» представлено следующими разделами.

Раздел 1 «Учимся общению» (цель – освоение дошкольниками с задержкой психического развития навыков ведения диалога со сверстниками и взрослыми).

Тематический цикл совместных видов деятельности педагога с детьми:

– «Я – ребенок» (рассматривание с дошкольниками детских фотографий, принесенных из дома, беседа-диалог «Мои любимые игрушки и т. п.);

– «Я и моя семья» (рассматривание с детьми фотографий из семейного альбома, беседа-диалог о членах семьи, обсуждение любимых занятий близких родственников, решение проблемных ситуаций, например: «У меня лишний билет в цирк, кого взять с собой?»);

– «Я в детском саду» (проведение с дошкольниками экскурсий по помещениям детского сада и его территории, словесная игра «Закончи предложения» (например, «Я люблю ходить в детский сад, потому что…», «В детском саду я люблю заниматься…», «Я хочу, чтобы в моем детском саду всегда было…», «Я люблю в детском саду играть с…» и т. п.), беседа-диалог «Детский сад будущего», психогимнастика «У меня грустное/веселое настроение», совместная продуктивная деятельность «Подарки любимому детскому саду»);

– «Я и мои друзья» (решение с дошкольниками проблемных ситуаций (например, «У меня заболел друг/подруга, «Я обидел своего друга/подругу» и др.); игра-импровизация «День рождения моего друга/подруги»; продуктивная деятельность «Подарок для моего лучшего друга/подруги»):

– «Я могу…» (выставка поделок, выполненных руками дошкольников, беседа по их содержанию, игра «Угадай, что я делаю» (например, педагог/ребенок показывает какие-то действия, остальные дети угадывают); совместная продуктивная деятельность «Умеешь рисовать – научи другого»);

– «Я хочу научиться» (просмотр фрагмента телевизионной передачи «Лучше всех», беседа по ее содержанию, чтение отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки», беседа-диалог по содержанию, психогимнастика «Я превращаюсь…» (например, в хитрую лису, злого волка, трусливого зайца), совместная продуктивная деятельность – изготовление поделки в технике оригами «Бумажные журавлики»);

– «Я люблю читать» (организация и проведение литературного конкурса «Отгадай произведение/персонажа»; просмотр и обсуждение содержания презентации «Мои любимые сказки», сочинение сказки по заданному сюжету, продуктивная деятельность «Иллюстрируем книгу сказок» – комментированное рисование);

– «Моя будущая профессия» (организация и проведение настольной дидактической игры «Все профессии важны», просмотр и обсуждение содержания видеопрезентации «Самые редкие профессии», беседы-диалоги «Профессии моих родителей», «Моя будущая профессия»);

– «Мое любимое время года» (организация и проведение настольной дидактической игры «Времена года», словесная игра «Расскажи своему другу о любимом времени года», игра-драматизация «Двенадцать месяцев», продуктивная деятельность «Мое любимое время года» – использование нетрадиционных техник рисования»).

Раздел 2 «Педагогическая мастерская» (цель – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования).

Тематический цикл видов деятельности с педагогами дошкольной образовательной организации:

– «Теория инклюзивного образования» (анализ педагогами научных подходов к понятиям «инклюзивное образование», «лица с ограниченными возможностями здоровья», «дети с задержкой психического развития», сравнительный анализ зарубежного и российского опыта инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» и т. п.);

– «Нормативно-правовая база инклюзивного образования» (сравнительный анализ нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом; изучение локальных актов дошкольной образовательной организации по инклюзивному образованию и т. п.);

– «Развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития» (анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; специфики процесса развития коммуникативных способностей детей с задержкой психического развития; сравнительный анализ программ для детей с задержкой психического развития и т. п.);

– «Технологии развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития» (анализ методов и приемов развития коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития: игровые, проектные, коммуникативные, информационные и т. п.);

– «Развивающая предметно–пространственная среда коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития» (моделирование развивающей предметно-пространственной среды коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и т. п.),

– «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в процессе развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития» (обсуждение актуальных форм, методов и приемов работы с родителями, сравнительный анализ российского и зарубежного опыта, разработка перспективного плана сотрудничества с семьями воспитанников и т. п.).

Раздел 3 «Родом из детства» (цель – повышение педагогической компетентности родителей по проблеме развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования).

Тематический цикл видов деятельности с родителями дошкольной образовательной организации:

– «Психолого-педагогические особенности развития дошкольников с задержкой психического развития» (особенности развития внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения детей с задержкой психического развития; онтогенез и дизонтогенез речевого развития детей старшего дошкольного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных ученых и т. п.);

– «Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» (особенности развития артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, звукопроизношения, лексики, грамматического строя речи, связной речи детей с задержкой психического развития и т. п.);

– «Игровые технологии как эффективное средство развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития» (обсуждение игровых технологий, способствующих формированию психических новообразований у дошкольников с задержкой психического развития, навыков контроля и самоконтроля, развитию адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т. п.);

– «Инклюзивное образование: современное состояние, проблемы и перспективы развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (обсуждение актуальных проблем инклюзивного образования в Российской Федерации, выполнение требований к развивающей предметно–пространственной среде, направленной на развитие навыков коммуникации детей с задержкой психического развития и т. п.).

Технологии реализации проекта:

технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития и дошкольниками с нормой в развитии: беседы-диалоги «Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Мой лучший друг» и др.; рисование на тему «Подарки любимому детскому саду», «Подарок для моего лучшего друга/подруги» и др.; тематические праздники и развлечения «День рождения детского сада», «Праздник лучших друзей» и др.; дидактические и сюжетно–ролевые игры «Времена года», «Все профессии важны», «Дочки–матери» и др.; решение проблемных ситуаций «У меня заболел друг/подруга», «Я обидел своего друга/подругу» и др.; чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Я маму мою обидел», А. Милн «Винни-Пух и Все-Все-Все» и др.; рассматривание альбомов с фотографиями «Моя семья», «Мои друзья» и др.;

технологии, используемые в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации: анкетирование педагогов «Специфика развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития»; консультация «Создание в дошкольной образовательной организации психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»; мастер-класс «Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»; семинар-практикум «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»; портфолио педагогов «Технологии коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития»; педсовет «Педагогические условия развития сотрудничества детей и взрослых в условиях инклюзивного образования»; педагогическая гостиная «Проектные технологии в развитии коммуникативных навыков дошкольников»; выставка психолого-педагогической литературы для воспитателей «Дошкольник с задержкой психического развития»; школа молодого педагога «Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации: проблемы и пути решения»;

технологии, используемые в процессе повышения педагогической компетентности родителей (тематические родительские собрания «Игровые технологии как эффективное средство развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития»; индивидуальная консультация «Развитие психических процессов дошкольников с задержкой психического развития»; размещение информации для родителей на сайте детского сада «Играем вместе с ребенком», «Нормативно-правовая база инклюзивного образования», творческий конкурс «Поделки из природного и бросового материала»; тренинг «Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития»; выставка педагогической литературы для родителей).

Этапы работы над проектом

Первый этап – теоретического осмысления – определение проблематики исследования, темы, цели, задач, анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, диагностическое обследование дошкольников, определение содержания проекта.

Второй этап – практико-ориентированный – реализация содержания проекта, апробация коррекционно-развивающих технологий, форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей по проблеме исследования.

Третий этап – рефлексивный – повторное диагностическое обследование коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития, анализ и обобщение результатов внедрения проекта.

 

Заключение

 

Результаты внедрения проекта в дошкольной образовательной организации:

‒     дети с задержкой психического развития овладели навыками ведения диалога со сверстниками и взрослыми;

‒     в дошкольной образовательной организации созданы условия для развития коммуникативной активности детей с задержкой психического развития в разных видах деятельности;

‒     педагоги демонстрируют высокий уровень компетентности по проблеме развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования;

‒     в дошкольной образовательной организации установлено тесное сотрудничество с семьями дошкольников с задержкой психического развития и родителями детей с нормой в развитии.

Перспективы работы над проектом:

‒     разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования;

‒     внедрение программы повышения квалификации «Технологии организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития» для воспитателей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

‒     подготовка к печати учебно-методического пособия для воспитателей «Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»;

‒     установление сотрудничества дошкольной образовательной организации со школой по проблеме обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.