Full text

Вопросы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций в современной ситуации поиска новых форм передачи национальной духовной традиции и ценностных установок российского народа представляют особый интерес. Это было подчеркнуто Святейшим Патриархом Кириллом на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 г. Предстоятель Русской православной церкви отметил, что «до сих пор некоторые люди живут стереотипами советского времени, утверждая, что образование и просвещение находятся в конфликте с религией. <…> Но ведь совершенно очевидно, что этот тезис ложный… Мы подошли к тому, чтобы начать новый этап церковно-государственного взаимодействия в вопросах образования» [1].

Религия является одним из важнейших и древнейших феноменов духовности человека. И в настоящее время ее влияние распространяется и на развитие мировоззренческих и нравственных установок людей, и на их поведение. Более того, в последние годы наблюдается рост религиозной активности, который в условиях России имеет существенные особенности, поскольку здесь лишь недавно атеистическое государство сменилось светским.

В современных условиях духовного кризиса действующая в России система светского образования оказалась неспособной полностью реализовать функции духовно-нравственного обучения и воспитания.

Становятся очевидными идеи о том, что получение образования как некого целостного и конечного продукта включает не только знания, умения, навыки и компетенции. Важнейшей составляющей его является понимание смысла жизни, формирование ценностных установок. В таком контексте абсолютно уместным представляется взаимодействие светских и религиозных организаций, которое будет способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы российского общества.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В настоящее время растет интерес к проблеме изучения соотношения светского и религиозного в российском обществе. В большом количестве научных работ анализируются условия, необходимые для построения конструктивного диалога между светской властью и религиозными организациями, соотношение светских и религиозных ценностей в контексте проблемы построения гражданского общества (З. М. Муртузова, И. Б. Чернова и др. [2, 3]).

Изучению особенностей и характера взаимодействия институтов светского и религиозного образования на примере взаимодействия государственных и религиозных общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждений России посвящена диссертационная работа А. Г. Нестеровой [4].

В настоящее время появляется всё больше научных работ, посвященных изучению проблемы предмета и методологии преподавания теологии в современных российских светских высших учебных заведениях. Авторы статей В. П. Рожков, В. К. Шохин и другие раскрывают основное содержание дискуссий среди ученых по этому вопросу [5, 6].

Оценка участия религиозных организаций в педагогическом процессе, исследование роли религии и церкви в сфере образования представлены в работах В. В. Зеньковского, С. И. Гессена др. [7, 8]

Особый интерес для настоящего исследования представляют труды В. И. Гараджи, И. В. Метлика, Т. А. Гучетль и других, раскрывающие специфику взаимодействия институтов религиозного и светского образования в современных условиях [9–11]. В частности, научный интерес И. В. Метлика связан с вопросами интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы [12].

Урок религии в системе школьного образования – предмет исследований немецкого профессора Института педагогики педагогического факультета Технического университета г. Дрездена Ю. Койновой-Цельнер [13].

Проблемам разработки и использования авторских УМК на уроках православной культуры посвящены научные труды профессора Литовского экологического университета О. Л. Янушкявичене [14–16].

Анализ вышеперечисленных работ позволяет сделать вывод, что вопросы взаимодействия институтов светского и религиозного образования в современной России остаются еще недостаточно исследованными; новые подходы к вероисповедной политике российского государства актуализируют проблему диалога светского и религиозного образования и их воздействия на жизнь современного общества.

 

Методологическая база исследования

 

Методологическая база исследования опирается на общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и священнослужителей по изучению проблемы взаимодействия светских учебных заведений с религиозными организациями. При исследовании данной проблемы был использован институциональный подход (К. Манхейм, Ф. Р. Филиппов), позволивший проанализировать особенности институтов светского и религиозного образования и выделить возможные направления их сотрудничества.

 

Результаты исследования

 

Взаимодействие классического гуманитарного знания и теологии, являющееся для некоторых представителей современного образования неразрешимой методологической или даже мировоззренческой проблемой, на самом деле традиционно, и его история насчитывает не одну сотню лет.

В отличие как от стран Западной Европы, где уже в XII в. началось становление светской университетской науки, так и от Византии, где традиции светского гуманистического образования придворной аристократии сохранялись вплоть до исчезновения империи, в России до XVIII в. не было образовательных институтов, не являвшихся церковными. В первом высшем учебном заведении России – Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого, светские науки подчинялись богословию и изучались с позиций православия [17]. Высокое качество получаемого в академии образования было очевидно. Ее выпускники стали выдающимися деятелями науки, культуры и просвещения (М. В. Ломоносов, Д. И. Виноградов, Л. Ф. Магницкий, епископ Иннокентий Пензенский, В. К. Тредьяковский, С. П. Крашенинников) [18]. Выпускники Академии, продолжившие в дальнейшем свою преподавательскую и исследовательскую деятельность в других учебных заведениях, дали начало развитию системы российского образования.

Полагаем, что справедливы слова ректора восстановленной в 2010 г. академии С. Н. Храмешина о том, что «наследником Славяно-греко-латинской академии является всё российское образование» [19]. Продолжателями научных и образовательных традиций Славяно-греко-латинской академии называют себя Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская академия наук, Московская духовная академия. Помимо различных современных специальностей в Академии и сейчас осуществляется подготовка в области православного богословия [20].

В  XVIII в. в России богословие изучалось в синодальных учебных заведениях, а в начале XIX в. (1804 г.) первый университетский устав, разработанный в качестве общего для всех университетов российских губерний, предусматривал создание двух особых церковно-богословских кафедр: 1) догматического и нравоучительного богословия, толкования Священного Писания и 2) церковной истории [21]. Студенты университетов изучали историю библейских событий, историю и нравственное учение Церкви, православные догматы.

В середине 30-х гг. XIX в. в университетах организовались единые богословские кафедры. Тогда же С. С. Уваровым (с 1832 г. – заместитель министра народного просвещения, а с 1838 г. – министр народного просвещения) была сформулирована так называемая «теория официальной народности» [22], включавшая в себя в качестве основных начал национальной жизни православную веру, самодержавие как форму государственного управления и народность как принцип следования национально-культурным традициям и интересам большинства населения. Оценивая данную теорию с точки зрения последующих двух столетий российской истории, необходимо отметить, что отказ от принципа сильной централизованной государственной власти, трансляция иностранных социальных ценностей и идеологий (коммунизм, либерализм) и вытеснение традиционных православных нравственных норм неизменно приводили к кризисным последствиям для страны.

Особую роль сыграло православие в XX в. в судьбах русского зарубежья. Православные университеты и семинарии, основанные в странах Европы и Северной Америки, а также храмы Русской православной церкви за рубежом стали институциональной основой сохранения национально-культурной идентичности русской эмиграции на протяжении нескольких поколений. Через православное богословие происходила интеграция в национальный духовный опыт великих достижений философской мысли первой половины XX в. – философии жизни, феноменологии, экзистенциализма. Накопленный эмиграцией научный (богословский, исторический, религиоведческий) потенциал стал в 1990-е гг. методологической и источниковедческой базой для возрождения системы духовного и теологического образования в России.

Если рассматривать школу и Церковь в качестве базовых институтов социализации человека и передачи ему нравственных норм и традиций народа, то как никогда актуальны сегодня слова русского религиозного философа, литературного критика и публициста, одного из главных теоретиков славянофильства Ивана Васильевича Киреевского о том, что «школа не должна быть заменою, но необходимым преддверием Церкви» [23].

Как известно, с весны 2010 г. в России был начат эксперимент – введение нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах общеобразовательных школ. Это нововведение касалось 18 регионов страны [24]. Одним из первых регионов, включенных в эксперимент, была Пензенская область. В случае успешности этого нововведения (что и случилось) практику преподавания такого курса должны были перенести на общеобразовательные школы всех регионов России с 2012 г. [25]

В ноябре 2014 г. в Минобрнауки готовились предложения о введении аналогичного курса со второго по десятый класс общеобразовательных школ [26]. Думается, что воспитательная работа на основе идей православия должна проводиться и в профессиональной, в том числе и в высшей, школе, тем более что президент РФ В. В. Путин обещал: «Конечно, деятельность религиозных конфессий в вузах будет только приветствоваться» [27].

Одна из первых кафедр теологии была открыта в национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» [28]. Это был первый и необходимый шаг к выполнению важной задачи, поставленной Архиерейским собором, – налаживанию качественного, компетентного диалога православного богословия и науки. По словам протоиерея Владимира Шмалия, «кафедра теологии в МИФИ – площадка качественного и компетентного диалога между богословием и наукой» [29].

Справедливы слова профессора Московской духовной академии и семинарии, кандидата богословия, профессора, протоиерея М. Козлова о том, что «православие в вузе – это не религиозная агрессия, а исконная традиция российского образования <…> И те, кто в вузах с этим сталкиваются, понимают: а кто ещё, кроме Церкви, может позитивно влиять на нравственную атмосферу в вузе?» [30].

Осенью 2015 г. президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России принял решение придать теологии статус научной специальности [31, 32].

По состоянию на 2015/2016 учебный год лицензию на подготовку теологов получили уже 37 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений. В 2012 г. Министерство образования выделило под теологов 186 бюджетных мест [33].

Важным достижением является создание диссертационного совета по теологии. Первая в России диссертация по теологии представлена к защите 1 июня 2017 г. [34–36]. Протоиерей Павел Хондзинский – заведующий кафедрой практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – защитил первую в современной России диссертацию на соискание ученой степени по научной специальности «Теология» [37].

К настоящему времени в России известны уже несколько форм институциализации богословия. В Омском государственном университете учреждено отделение теологии, в Алтайском, Дальневосточном и Рязанском университетах – факультеты, в Тверском и Тульском педагогическом – межфакультетские кафедры, в Кузбасской государственной педагогической академии и в Курской государственной сельскохозяйственной академии – курсы православной тематики и др. [38–42]

К сожалению, в Пензенской области отсутствуют кафедры теологии в светских вузах. Между тем в нашем регионе есть одно из старейших учебных заведений, существующее более двух веков, – Пензенская духовная семинария[1]. Одним из видных ее семинаристов был уроженец Пензенского края, крупнейший представитель отечественной исторической науки Василий Осипович Ключевский [43][2]. Именно Пензенская духовная семинария выполняет роль координатора в деле объединения светского образования и духовного просвещения в нашем регионе.

Абсолютно очевидно, что исключительно светская система образования не способна дать ответы на вопросы о предназначении человека и смысле его существования. Продукт такого образования – одномерный человек – обладает дефицитом духовного иммунитета и понимания собственной ответственности за свою жизнь и жизнь других людей. Успешный и эффективный, всесторонне развитый современный человек должен быть компетентным и в естественных, и в гуманитарных науках, и в религиозных вопросах.

Существующие светские образовательные организации не вполне могут удовлетворить все духовные потребности студентов. Современная воспитательная работа в вузах, как правило, заключается в проведении физкультурно-спортивных, патриотических, культурных и развлекательных мероприятий. Подготовку молодого человека к кризисным ситуациям в его или её последующей жизни – смерть близких родственников, развод, измена или вынужденное расставание с любимым человеком, вынужденная безработица, временная или постоянная потеря работоспособности, – современная система воспитательной работы не осуществляет по многим причинам. Это и нежелание говорить «о негативных вещах», и неумение, а также собственный личный травматический опыт, с которым сам воспитатель не знает, как справиться. Поэтому важную социальную и воспитательную роль играют профессиональные священнослужители, одним из призваний которых является разговор и духовная помощь людям, оказавшимся в подобных ситуациях. С этим связано и невольное субъективное восприятие священнослужителей со стороны молодежи и лиц, далеких от Церкви: одни испытывают к ним невольное уважение как к людям, чей жизненный опыт наполнен глубокими тайнами других людей, другие испытывают к ним страх – зачастую по той же причине. Это обстоятельство обусловливает ту важную роль в нравственной социализации молодежи, которую могут играть лица, являющиеся представителями тех социальных институтов, которые в общественном сознании неразрывно связаны с нравственным учением. В нашем обществе такими социальными институтами являются в первую очередь Русская православная церковь, а также другие традиционные религии, исторически связанные с национальной культурой народов России.

Главная роль в оценке и достижении доверия со стороны представителей светских образовательных организаций к представителям духовенства принадлежит институциональным и внеинституциональным площадкам и формам взаимодействия.

Основной институциональной площадкой взаимодействия светских и церковных педагогов является проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, диспутов. Благодаря инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сегодня все епархии Русской православной церкви проводят региональные этапы Всероссийских Рождественских чтений. Уникальность этой площадки в системе светского и духовного образования трудно переоценить. В каждом регионе страны, где в среднем располагаются три епархии, преподаватели вузов, учителя школ, представители творческой и культурной интеллигенции, представители органов власти, студенты и школьники принимают участие в обсуждении духовных тем, общих для всей страны. Например, в 2016 г. соорганизаторами Чтений, которые провели отдельные секции конференции на различные темы, выступили семь светских вузов г. Пензы [44]. Поэтому можно сказать, что Рождественские чтения – один из факторов обеспечения духовного и нравственного единства нашего государства.

Рождественские чтения являются главной и самой яркой, но не единственной площадкой взаимодействия светских и религиозных учебных заведений. Если говорить о примере Пензенской области, то на базе духовной образовательной организации высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви» регулярно проводятся всероссийские и международные конференции, посвященные проблемам христианской педагогики.

В настоящее время Пензенская духовная семинария организует проведение международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика: история и современность» (19–20 октября 2017 г.). Конференция проводится с целью определения путей воспитания христианина в современных условиях и выявления направлений совместной образовательно-воспитательной деятельности государства и Церкви [45].

Помимо проведения совместных конференций, институциональной площадкой взаимодействия является выделение отдельных секций, посвященных духовно-нравственной проблематике, в традиционных научно-практических конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых, а также приглашение на эти секции представителей церковной науки.

Институциональной формой взаимодействия, имеющей индивидуальный характер, является прохождение производственной (педагогической) или преддипломной практики студентов светских вузов в религиозных организациях (как правило, епархиальном управлении либо духовном учебном заведении). Если говорить о Пензенской епархии, то только в 2016/2017 учебном году на её базе проходили экспертную практику магистрант философского факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и преддипломную практику студентка Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ). В последнем случае также можно говорить о такой неинституциональной форме взаимодействия, как научное консультирование представителем Церкви при подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра по теме «Православный туризм как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи».

Кроме указанных, среди институциональных форм взаимодействия можно отметить следующие:

– организация совместной научной работы двух и более представителей светской и богословской науки по общей теме. Можно выразить уверенность, что такие научные труды будут способствовать качественному изменению уровня гуманитарных исследований;

– взаимное посещение учебных занятий и проведение открытых учебных занятий. Такие учебные занятия могут проходить в двух формах. Во-первых, рассказ по теме занятия с точки зрения представителя теоцентрического мировоззрения. Примером такого занятия является лекция о средневековой философии, прочитанная одним из авторов настоящей статьи в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) [46].

Перспективным является взаимодействие светской и церковной педагогики в методологической сфере. В первую очередь это усиление духовно-нравственной направленности в дисциплинах гуманитарного блока, которые всегда содействовали развитию внутреннего мира личности. При изучении курса «Философия и история образования», читаемом в ПензГТУ для студентов направления подготовки «Профессиональное обучение», знакомство с историей развития педагогической науки и образования следовало бы построить на идее приоритета воспитания над обучением. Неоценим воспитательный потенциал раздела отечественной философии и истории образования с его педагогическими сочинениями жанра «учительной литературы» («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, которого называли на Руси вторым Златоустом и др.).

На занятии по истории Отечества, в ходе изучения сражения на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском большую пользу приносит просмотр фрагмента художественного фильма «Александр Невский», рассказ о благоверном князе Александре Невском как о святом праведном воине. Положительные образцы и примеры деятельности знаменитых людей имеют необыкновенно большую воспитательную силу.

Во-вторых, это проведение встреч священнослужителя со студентами с их согласия и по тем вопросам, ответы на которые они хотели бы услышать. Проведение таких встреч стало традицией в стенах ПензГТУ и ПГУАС.

На наш взгляд, было бы целесообразным введение в вариативную часть программы бакалавриата курса «Основы православной культуры», в которой акцент делался бы не столько на ознакомление с культурным и историческим наследием православного христианства, сколько с православной нравственной культурой. Условием введения такого курса является развитие внутри церковной науки нового подхода к осмыслению и разговору о христианской нравственности, который был бы основан на современных достижениях социальных и исторических наук. В настоящее время в Пензенской духовной семинарии ведется работа по подготовке учебного пособия «Актуальные вопросы современного нравственного богословия и христианской социальной философии», призванного реализовать данный подход. Отдельные фрагменты данного пособия публикуются на официальном сайте Пензенской епархии [47] с последующей републикацией в социальных сетях преподавателями светских вузов – участниками «Религиозно-философского общества»[3]. Данная практика призвана создать условия, в которых обсуждение вопросов нравственной жизни, в том числе с участием священнослужителей, из диковинки превращается в социальную норму для современной молодежи.

Ограничением институциональных площадок взаимодействия является то, что общение происходит в форме научного диалога, в то время как общение со студентами требует, с одной стороны, живого, неформального стиля разговора, с другой стороны, способности к одинаково глубокому обсуждению как смысложизненных, так и семейно-бытовых проблем. Поэтому наряду с институциональными площадками диалога светских преподавателей и священнослужителей важную роль взаимной оценки и установления межличностного доверия играют внеинституциональные площадки.

Среди внеинституциональных форм взаимодействия можно отметить следующие:

– организация круглых столов с участием священнослужителя на темы нравственных основ семейной жизни;

– проведение бесед, посвященных изучению истории православия Пензенского края, его церквей и монастырей. Помимо теоретического знакомства возможна организация и их посещения. На Пензенской земле есть такие места. К примеру, это может быть Успенский кафедральный собор, в котором находится наша пензенская святыня – мощи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, причисленного к лику святых на юбилейном соборе 2000 г. [48] Кстати сказать, святитель Иннокентий является представителем богословской науки, он имел степень доктора богословия, был ректором и профессором Петербургской духовной семинарии;

– светские и духовные образовательные организации сближаются и обмениваются кадрами. Так, духовные образовательные организации имеют возможность набирать и набирают желающих пройти обучение и приобрести духовное звание из среды молодежи. Это обычные современные люди, и далеко не всегда они из семей священников, а выпускники общеобразовательных школ, вузов. Например, выпускник Пензенской государственной технологической академии (ныне ПензГТУ) был рукоположен в священнослужители (иерей Олег Андреев).

Одной из наиболее интересных внеинституциональных площадок в Пензенской епархии является «Философско-богословское кафе» (преобразовано в 2017 г. в «Религиозно-философское общество»). Диалоговая площадка объединила более 10 ученых-гуманитариев и представителей духовенства. В работе «кафе» представлены более пяти образовательных организаций и учреждений культуры г. Пензы (Духовная семинария, ПензГТУ, ПГУАС, Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, колледж искусств и др.).

Целью создания «кафе» было установление доверительных отношений и творческое общение между преподавателями вузов (представителями как теоцентрического, так и антропоцентрического мировоззрений) и клириками епархии в неформальной обстановке «за чашкой чая».

Важным условием интереса к площадке со стороны светских преподавателей является неуклонное сохранение атмосферы диалога, недопущение превращения «Философско-богословского кафе» в подобие богословских курсов с четко очерченным разделением между организаторами, лекторами и слушателями. За время существования «кафе» также удалось элиминировать тенденцию некоторых светских преподавателей к ведению «крестовых походов» и насаждению собственной точки зрения. Сохранение атмосферы непринужденного и уважительного общения позволило выполнять «Философско-богословскому кафе» функцию творческой лаборатории, где выступающие могли бы представить свои перспективные научные идеи для их конструктивной критики и методологического развития.

Деятельность «Философско-богословского кафе» позволила к весне 2017 г. укрепить контакты и взаимное доверие со стороны его светских и церковных участников, что, в свою очередь, послужило базисом для приглашения участвующего в деятельности «кафе» священника для встреч со студентами вузов г. Пензы.

Опыт проведения встреч студентов вузов г. Пензы с представителями Русской православной церкви показывает, что сама по себе принадлежность к религиозному институту не является гарантией внимания и доверия студентов, готовности их к диалогу на религиозные или духовно-нравственные темы. В частности, в феврале 2017 г. в одном из вузов г. Пензы была проведена крупная встреча известного проповедника и церковного писателя общецерковного уровня со студентами, а также всеми желающими, которая вызвала негативный эффект, обусловленный следующими факторами: 1) принудительное участие студентов во встрече с приглашенным священнослужителем или мирским лицом, представляющим ту или иную конфессию; 2) агрессивный стиль общения, негативные оценочные суждения в адрес аудитории; 3) непрозрачная система подачи вопросов в форме записок, из-за чего у студентов складывается ощущение срежиссированности диалога, где выступающий отвечает на им же подготовленные вопросы. Данные обстоятельства вызвали нежелание присутствовавших на встрече студентов проводить встречи с представителями Пензенской епархии.

Непременными условиями успешного общения священнослужителя со студентами являются:

1. Наличие педагогического опыта и психологического такта со стороны священнослужителя. Важно, чтобы приглашающие священника преподаватели знали о его возможностях, имели с ним личное взаимодействие, в рамках которого они могли бы оценить ораторские и педагогические способности священника, его общий культурный и образовательный уровень.

2. Желание со стороны студентов провести такую встречу. У некоторых студентов ПензГТУ был негативный опыт общения с православным духовенством. Однако отрицательно ответивших на предложение пообщаться со священником не было. Две студентки – участницы встречи позже добровольно пришли на заседание «Философско-богословского кафе». В Пензенском государственном университете (ПГУ) студентам нескольких групп поступило предложение о проведении встречи со священником, но оно было отвергнуто в связи с недавним негативным опытом принудительного общения с приезжим проповедником.

Важным фактором согласия или несогласия студентов на встречу со священнослужителем является то, в какой форме преподаватель заочно представляет этого священника. Как показала практика, совершенно неизвестный аудитории священник, о котором она не получила хотя бы приблизительных данных (жизненный путь, личные особенности и таланты, проводимые мероприятия), как правило, не вызывает у неё интереса ни до встречи, ни в её ходе. В связи с этим организаторами встреч сделан вывод о важности предварительного знакомства студентов с конкретными священником, в том числе через ознакомление с его видеолекциями и выступлениями, размещенными в сети Интернет и социальных сетях, в которых зарегистрированы преподаватели.

3. Подбор интересных для аудитории духовно-нравственных тем. Успешное общение священнослужителя со студентами обеспечивается тем, что молодые люди часто сами формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы получить от священника. Это, в свою очередь, позволяет выступающему заранее и наиболее плодотворно подготовиться к общению с аудиторией.

В течение весеннего семестра 2016/2017 учебного года было проведено пять встреч со студентами высшей школы в формате либо тематического занятия, либо свободного общения (ПГУАС, ПензГТУ). Кроме того, была проведена публичная лекция о нравственных аспектах генетических экспериментов перед студентами-биотехнологами ПензГТУ как единственного вуза области, в котором ведется подготовка по направлениям биомедицинской инженерии и биотехнологии, в связи с чем совместное обсуждение учеными и богословами данной проблемы представляет большой научный и мировоззренческий интерес [49].

Педагогические результаты проведения встреч следующие:

– формирование устойчивого интереса к вопросам духовной жизни. Были случаи, когда студенты некоторых групп выступали с инициативой о повторной встрече, также вызвавшей интерес. В то же время необходимо отметить «коллективный интерес»: в данной группе не оказалось студентов, которые бы вступили в индивидуальное общение со священником;

– участие отдельных студентов в собраниях «Философско-богословского кафе». В частности, на заседании, прошедшем в стенах ПензГТУ, посвященном истории таинства Исповеди, добровольно присутствовали четыре студентки, две из которых принимали участие во встрече со священником. Формат общения, когда знакомые и незнакомые преподаватели свободно и искренне обсуждали вопросы духовной жизни, рассказывали про свой духовный опыт, оказал существенное влияние на студентов, которые к концу заседания смогли преодолеть психологический барьер и включиться в разговор;

– готовность к исследованиям по духовной проблематике и подготовке к выступлениям на конференциях разного уровня.

Деятельность диалоговой площадки показала, что формат такого общения и взаимодействия является значимым для развития образовательных организаций. По результатам опросов отмечается положительная динамика в отношении к такому виду работы.

Важным социальным следствием проведения встреч и совместных мероприятий в вузах стало то, что как для профессорско-преподавательского состава, так и для части студентов взаимодействие со священнослужителем стало восприниматься в качестве нормы.

Это направление уже имеет свои традиции и активно разрабатывается в настоящее время с помощью организации бесед, воспитательных мероприятий, круглых столов, паломнических поездок, написания научных статей.

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что, имея общую цель – цель духовно-культурного возрождения нашей родины, традиции которой однозначно укоренены в православии, следует помнить о важности сотрудничества и взаимодействия. Еще в Древнем Риме говорили, что при согласии малые дела растут, при несогласии и великие гибнут [50]. Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) сказал почти семьсот лет назад об этом так: «Любовью и единством сохранимся!» Эти слова призывают нас преодолеть «ненавистную разделенность мира», научиться истинной любви и сохранить «человеческое в человеке» [51].

Таким образом, мы видим, что построение взаимодействия и интеграция религиозной и светской сфер не только возможны, но и успешны и перспективны. Дальнейшие исследования по проблемам построения диалога светских и религиозных образовательных институтов будут способствовать выработке эффективной политики в области образования. 



[1] Пензенская духовная семинария была открыта 16 июня 1800 г.

[2] В 1856 г. Василий Осипович Ключевский поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако ее не окончил, в 1861 г. уехал в Москву, где поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1861–1865 гг.).

 

[3] Внеинституциональная площадка «Философско-богословское кафе» (преобразовано в 2017 г. в  «Религиозно-философское общество») будет охарактеризована ниже.