Введение
Слово «логистика» всё чаще стало использоваться в повседневной речи. При этом разные люди предполагают под логистикой упорядочивание и рационализацию процессов независимо от их природы [1].
В высказываниях многих руководителей говорится об организации логистики движения пациентов в поликлинике, о логистике доставки туристов в отели и зоны отдыха, логистике размещения клиентов в гостинице, логистике прохождения документов и т. д.
Такая трансформация понятия логистики от специфической сферы управления материальным потоком в сферу последовательности действий в некоторой области объясняется наличием закономерностей в массовых процессах, происходящих в пространстве и во времени.
Развивая положения логистики, можно обоснованно говорить о кадровой логистике, логистике знаний, логистике обучения, логистике образовательного процесса [2], педагогической логистике.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Предметом педагогики является процесс формирования и развития личности, осуществляемый в воспитательно-образовательной деятельности. Одна из основных задач педагогики – разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления [3].
Рассматривая педагогический процесс исходя из принципов логистики и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта [4], такие исследователи, как В. Лившиц, М. Мельников, В. Денисенко и другие [5, 6], определили направление, называемое педагогической или образовательной логистикой. По мнению О. А. Трофимовой [7], образовательная логистика является новым направлением эффективного управления потоковыми процессами в образовательном учреждении. На проблемы качества образовательного продукта и его связь с логистическим подходом обращает внимание в своей диссертации Т. Н. Скоробогатова [8]. В свою очередь Г. К. Селевко [9] рассматривает образование как совокупность технологических процессов, подлежащих упорядочиванию и оптимизации, что соответствует логистическому подходу.
Принципы логистики постоянно просматриваются и в публикациях зарубежных представителей образования. Потоковый характер познавательного процесса отражают П. Тагард и С. Финдлей [10]. Многообразие потоков рассматривают в мыслительно-когнитивном процессе Ф. Рейф [11] и его коллеги [12–14]. Однако в доступных автору для анализа работах зарубежных специалистов нет прямого указания на педагогическую логистику как на универсальный методологический инструмент педагогики.
Методологическая база исследования
В представленном исследовании использован метод системного подхода к объекту. Образовательный процесс рассматривается как система потоковых процессов, объединенных для достижения общей цели. Методом дедукции выделяются составные элементы образовательного процесса. Методом научной аналогии осуществляется поиск их свойств, общих со свойствами объектов логистики, с последующим переносом логистических концепций на элементы педагогики.
По аналогии с известными определениями термина «логистика» дисциплину «педагогическая логистика» можно определить как науку о планировании, организации, управлении и контроле педагогических потоков с целью их системной интеграции и оптимизации при заданном уровне качества образовательно-воспитательного процесса.
Целью педагогической логистики является системная интеграция и оптимизация педагогических потоков, к которым можно отнести:
‒ поток кадрового обеспечения образовательного процесса;
‒ поток обучающихся;
‒ поток дисциплинарно-информационный;
‒ поток образовательно-воспитательный;
‒ поток материально-технический;
‒ поток контроля качества педагогического процесса;
‒ поток стратегического планирования.
Результаты исследования
Кадровый поток. Методология логистики может быть эффективно использована в управлении персоналом, такой подход можно назвать кадровой логистикой. Кадровый поток рассматривается по аналогии с материальным потоком. Поиск и привлечение кадров нужной квалификации ассоциируются с закупочной логистикой. Кадровые перемещения, повышение квалификации, формирование кадрового резерва, продвижение по служебной лестнице можно рассматривать с позиции производственной логистики [15]. В основу кадровой политики могут быть положены в том числе выталкивающий и вытягивающий принципы организации потока. Логистический сервис в кадровой логистике обеспечивает мотивацию и стимулирование, социальное обеспечение людей. Увольнение работников завершает внутрифирменный кадровый поток.
Большой проблемой логистики является ее кадровое обеспечение. Кадры нужны и в сфере образования, и в сфере бизнеса. Грамотных специалистов в области логистики не хватает. Регионы совершенно не охвачены учебными заведениями, готовящими кадры для логистики. Почти вся подготовка сосредоточена в двух столицах нашей родины. Она характеризуется высокой стоимостью и теоретической усложненностью материала, что снижает доступность обучения. В данной области необходимы совместные действия регионов по созданию учебных заведений, кафедр, центров переподготовки кадров в области логистики, согласованию программ подготовки и документов, удостоверяющих уровень квалификации выпускников.
Эту проблему можно решить путем создания образовательных учреждений в регионах. Такое учреждение сможет осуществлять подготовку кадров по разным видам образовательных программ в сфере логистики, включая транспортную, складскую, информационную, производственную и сбытовую, а также подготовку кадров по педагогической логистике.
Поток обучающихся. В области образования логистика может ассоциировать обучающихся с материальным потоком, а под производственным процессом понимать образовательный процесс. На входной стадии материального потока при этом находятся абитуриенты или потенциальные обучающиеся – это аналогия с материальным ресурсом, на выходе процесса находятся обученные выпускники – готовая продукция образования. Обучающийся, находясь в образовательном процессе между «материальным ресурсом» и «готовой продукцией», является «незавершенным производством».
В образовательном процессе с точки зрения логистики можно выделить функциональные области, ассоциирующиеся с закупочной, производственной и сбытовой деятельностью.
Под закупочной логистикой в учебном процессе можно понимать работу по профессиональной ориентации будущих студентов, проводимую с поставщиками обучающихся (семьей, школой, предприятиями и другими учебными заведениями), осуществление приема обучающихся и организацию подготовительных курсов.
Под производственной логистикой понимается сам образовательный процесс. Особенностью образовательного процесса с точки зрения логистики является задание временных параметров, определяемых учебными планами. Вариативной характеристикой при этом является контекст и качество образовательного процесса. При этом логистика предусматривает реализацию принципов непрерывного контроля качества (TQM).
Функции сбытовой логистики включают в себя трудоустройство выпускников, социальное партнерство, предоставление послевыпускного сервиса, повышение квалификации и переподготовку выпускников, взаимодействие с работодателями [16, 17].
Поток дисциплинарно-информационный. Очень важная и малоисследованная тема для учебного заведения – дисциплинарно-информационный поток. Формирование компетенций выпускника предполагает получение им определенного количества усвоенной информации. Образовательный процесс основан на последовательном изучении ряда дисциплин, имеющих междисциплинарные связи, причем важно, чтобы эти связи не были нарушены и чтобы разные дисциплины не дублировали друг друга по некоторым вопросам. На вопрос, как оптимизировать информационный поток, создающий необходимые компетенции студента, должна ответить логистика знаний [18].
Логистика как дисциплина для изучения включена в учебные планы высшей школы подготовки по направлениям менеджмента и экономики. Ее ценность для студентов заключается в системной увязке ориентированных на коммерческое приложение дисциплин в единый комплекс прикладной экономики. Логистика не только дает представление о логике материальных потоков в экономике, но и организует полученные по другим предметам знания в единую систему компетенций студента.
По нашему мнению, курс основ логистики был бы полезен и для учеников старших классов средней школы. Логистика может предоставить им понимание причинно-следственных связей в образовании и жизни, закономерностей потоковых процессов. Логистика позволяет формировать целостное мировоззрение молодых людей, дающее основу правильного выбора их жизненного пути.
Поток образовательно-воспитательный. Образовательно-воспитательная среда формируется из многих взаимодействующих компонент: дидактической, воспитательной, пространственной, предметной, социальной, психологической, физиологической, культурной, эстетической. Процесс формирования знаний должен соответствовать современным условиям и использовать передовые технологии. Воспитательная компонента ориентирует обучающихся на общечеловеческие гуманистические ценности с упором на самовоспитание моральных принципов. Пространственная и предметная компоненты определяются инфраструктурным и техническим обеспечением образовательного процесса. Социальная компонента отражает сложность и многообразие окружающего мира, социальных групп и межличностных отношений. Культурная и эстетическая компоненты развивают и гармонизируют личностное отношение к внешним факторам бытия, культурным ценностям, вкусовым предпочтениям.
Сложность образовательно-воспитательной среды определяет и сложность продуцируемых ею воздействий, в своей непрерывности образующих образовательно-воспитательный поток. Управление этим потоком с целью получения гармонично образованной и воспитанной личности является функцией педагогической логистики.
Поток материально-технический. Наиболее традиционным приложением логистики для педагогики является материальное обеспечение ее процессов. Необходимо выявлять потребности в технических и материальных средствах, находить оптимальные источники их получения, определять лучших поставщиков, организовывать процедуру закупки, контролировать фактическое получение и распределение ресурсов, создавать необходимые для бесперебойной работы запасы расходных материалов, утилизировать отслужившее оборудование. Таким образом материально-технический поток обеспечивает учебный, научный, хозяйственный и административные процессы, создает инфраструктуру педагогического процесса. В основе логистического управления лежит планирование, исполнение, контроль и оптимизация материально-технического потока по структуре, затратам, качеству и эффективности использования [19].
Поток контроля качества педагогического процесса. Качество педагогического процесса является важнейшей компонентой миссии учебного заведения. С целью достижения планируемого уровня качества строится система управления качеством образования [20]. Управление качеством является непрерывным процессом, требующим для своей реализации контроля достигнутого уровня, мониторинга его изменения во времени при прохождении студента через контрольные точки учебного процесса, принятия и реализации управленческих решений по корректировке результатов.
Педагогика и качество методологически и системно связаны с логистикой. Невозможно обеспечить цели педагогики без обеспечения соответствующего качества и невозможно обеспечить высокое качество без использования принципов логистики. В учебном процессе можно выделить логистику знаний, контролирующую подачу контента обучающимся. При этом образование рассматривается как предприятие, продукцией которого являются выпускники, обладающие всем набором показателей качества, необходимых государству.
Качество учебного процесса определяется через качество выпускника. Понятие качества в соответствии с принципами квалиметрии можно определить количественно – как степень приближения к эталону, определяемому потребителем, как меру способности выпускников выполнять полезные функции у работодателя – или через оценку сформированности задаваемых компетенций [21].
В соответствии со стадиями жизненного цикла объекта его качество планируется, реализуется, поддерживается. Для учебного заведения планирование качества специалистов обусловливает сам подход к организации учебного процесса. Реализация качества происходит через управление качеством учебного процесса и оценивается через показатели качества его носителя – студента и выпускника. Поддержание качества выпускника может быть достигнуто путем предоставления ему некоторого послевыпускного сервиса, сохранения связи учебного заведения с выпускником, предоставления возможности переподготовки, получения специальных знаний, консультаций и т. д.
Проблема качества актуальна для всех процессов, и ее значимость возрастает по мере перехода к рыночной экономике с ее жесткой конкурентной средой. В развитых странах реализуются программы повышения качества и конкурентоспособности продукции. Сказанное относится и к педагогической деятельности.
Управление качеством объединяет множество объектов и субъектов управления, принципов, методов и функций управления, реализуемых на различных этапах жизненного цикла образовательно-воспитательного процесса.
Каждая из функций системы управления качеством должна быть встроена в образовательный процесс, переосмыслена в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения и организована в поток совершенствования качества в соответствии с принципами логистики.
Поток стратегического планирования. Построение логистической системы управления учебным процессом начинается с определения цели. Целью логистического подхода к управлению является эффективность, целью системы управления педагогическим процессом – его качество. Система управления организует деятельность всех его участников: администрации, сотрудников, преподавателей, обучающихся. Для обеспечения устойчивого развития системы и отдельных её элементов необходимы стимулирование, мотивация и обратная связь [22].
Для реализации выбранной стратегии образовательного учреждения используются целевые ориентиры [22]. Целевое управление опирается на формирование дерева целей, разработку взаимосвязанных программ их реализации, распределение имеющихся ресурсов. Концептуальные положения при этом таковы:
- Стратегическое планирование рассматривается как непрерывный процесс реализации общих правил для принятия решений и мероприятий, которыми администрация руководствуется в своей деятельности по достижению цели.
- Положения стратегического планирования и отбора проектов основываются на формировании дерева целей, весомости решений и проектов, оценке показателей общей и специализированной эффективности.
- Модель оптимального управления образовательным процессом основывается на мониторинге показателей его развития и принятии управленческих решений, снижающих отклонение от поставленной цели.
- Социальная культура определяет эффективность функционирования и развития педагогики и является главным условием успеха.
- Эффективное управление инновациями является частью стратегии развития [23].
Стратегическое управление педагогической деятельностью предполагает переосмысление логики взаимодействия потоков самой разной природы. Данный процесс для образовательного учреждения является инновационным с методологической и организационной точек зрения [24, 25].
Заключение
Рассматривая результаты исследования, можно сформулировать определение педагогической логистики и ее цели.
Педагогическая логистика определяется как наука о планировании, организации, управлении и контроле педагогических потоков с целью их системной интеграции и оптимизации при заданном уровне качества образовательно-воспитательного процесса.
Целью педагогической логистики является системная интеграция и оптимизация педагогических потоков. Достижение этой цели характеризуется повышением качества педагогического процесса и снижением общих затрат на его поддержание.
Можно с уверенностью сказать, что педагогическая логистика создаст свой методологический аппарат и займет достойное место среди педагогических дисциплин.