Качество обучения в условиях реформирования высшей школы становится сегодня ключевой категорией образовательной политики РФ. Современный этап развития общества, вызванные им изменения требований к учителю технологии обусловливают необходимость в коррекции существующей модели реализации содержания его профессиональной подготовки, ведь основным недостатком этой модели является несостоятельность создания условий для целенаправленного синтеза получаемых знаний и умений, превращения их в целостную систему.
Разъединенность родственных дисциплин в учебных планах вуза, неоправданные различия их понятийно-терминологического аппарата, недостаточное использование межпредметных связей приводят к тому, что систематизация учебной информации стихийно возлагается на самих студентов и если даже осуществляется ими, то весьма малоэффективно.
Всё это не согласуется с тенденцией перехода к новой образовательной парадигме, определяющей ориентиры высшей педагогической школы, тормозящей процессы интеграции образовательных программ, которые действуют в мире и нашей стране.
Возникает целый ряд социально-педагогических противоречий:
а) между интеграционно-предметным характером педагогической деятельности учителя и дискретно дисциплинарной системой его профессиональной подготовки в вузе;
б) необоснованно широкой номенклатурой дисциплин профессиональной подготовки студентов в вузе и тенденцией к интеграции образовательных программ;
в) потребностью вуза в реализации интеграции содержания профессиональной подготовки учителя технологии и отсутствием концепции эффективной методики педагогической интеграции дисциплин соответствующих циклов.
Необходимость решения указанных противоречий определяет потребность в разработке педагогических технологий, позволяющих осуществить интеграцию содержания профессиональной подготовки будущего учителя технологии. Она важна для эффективного формирования системности профессиональных знаний у студентов педагогических вузов, ведь именно профессиональная деятельность учителя технологии характеризуется наиболее высокой степенью интегрированности и требует от него определенной «интеграции» мышления.
В контексте исследуемой проблемы интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе актуальными являются труды А. П. Беляевой (интегративно-модульная педагогическая система педагогического образования); Н. К. Чапаева (теоретико-методологические аспекты педагогической интеграции), П. Р. Атутова (теоретико-методологические аспекты дидактической интеграции) и других ученых.
В статье мы рассматриваем лишь некоторые аспекты интеграции содержания профессиональной подготовки учителя технологии для реализации процесса формирования у учащихся школы системы знаний и умений по технологической обработке конструкционных материалов.
Между тем в современных условиях интеграции научного знания и интенсификации процесса познания, повышения роли человеческого фактора в решении актуальных проблем всё большую значимость приобретает переход от предметоцентризма к усилению интеграции внутри образовательных отраслей. Это дает целостно-логическое видение структуры реальной картины мира, научного знания путем установления естественной историко-культурной и диалектической взаимосвязи между явлениями и процессами социума, формирует историчность мышления [1].
Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе является сложным междисциплинарным научным понятием, применяемом в целом ряде гуманитарных, естественнонаучных, общетехнических наук.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.
Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе.
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определении содержания обучения, его форм и методов, единой дидактической системы (форм, методов, приемов, средств обучения) подготовки будущего учителя технологии в вузе. Концептуальные принципы дидактической интеграции вытекают из общей концепции развития профессионального образования, которым предусмотрено:
- углубление фундаментальных знаний;
- дифференцирование содержания обучения по основным видам или объектам профессиональной деятельности;
- установление рационального соотношения теоретической и практической подготовки;
- формирование творческого мышления личности студента, его готовности к решению учебно-воспитательных задач в современной общеобразовательной школе [2].
Осуществление в школе учебно-воспитательных задач и создание воспитательной среды в процессе изучения технологии обработки конструкционных материалов (металла, древесины, ткани и др.) невозможно без обеспечения интегрированной технологической подготовки в вузе бакалавров на политехнической основе, с включением механизмов их активной познавательной деятельности, развития творческих мотивов и других факторов.
Для этого необходимо формировать у студентов интегративные знания об основных наиболее распространенных и перспективных технологиях и систему умственных, сенсорных и физических действий, воспитывать и развивать самостоятельность и способность студентов решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи.
Учитывая, что в эпоху информатизации и компьютеризации различных сфер жизнедеятельности человека, модернизации систем среднего и высшего образования повышаются требования к профессиональной компетенции современного учителя технологии, необходимо в содержании интегрированной подготовки бакалавров широко использовать возможности информационных технологий.
Такая подготовка должна соответствовать требованиям к интеллектуальному и компетентностному уровню педагогов современных общеобразовательных учреждений.
Среди первостепенных задач системы педагогического образования бакалавра на основе интеграции содержания его профессиональной подготовки в педагогическом вузе выделяется задача обеспечения соответствующего уровня владения будущими учителями технологии информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Широкое распространение информационных технологий в условиях междисциплинарной интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе и овладение им массивом специальных знаний, которые необходимы учителям технологии для их использования, позволяют говорить об обучении с помощью компьютера как о направлении в методике преподавания технологии, с позиций которой рассматривается образовательный процесс интегрированной подготовки будущего бакалавра в двухуровневой системе профессионального образования (бакалавр – магистр).
Решение вышеназванной задачи коренным образом зависит как от технической оснащенности вуза электронно-вычислительной техникой с соответствующим программным обеспечением, учебным, демонстрационным оборудованием, которое функционирует на базе СНИТ, так и от готовности студентов к восприятию постоянно растущего потока информации, в том числе и учебной, профессионально развивающей [3].
Применение компьютерных информационных систем в педагогическом образовании бакалавра технологического профиля на основе интеграции содержания его профессиональной подготовки в педагогическом вузе рассчитано на умение использовать определенный массив информации, доступной в данный момент обществу в сфере педагогической деятельности, позволяет усовершенствовать механизмы управления образовательным процессом в школе и развитием учащихся на занятиях технологии, способствует гуманизации и демократизации обучения школьников, повышает уровень их интереса к занятиям по технологии.
Информатизация обучения на основе интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе способствует не только интеллектуализации всех видов его будущей педагогической деятельности, но и созданию условий для включения школьников в качественно новую информационную среду социума, которая обеспечивает развитие творческого потенциала индивида в сфере компьютерного дизайна [4].
Необходимо отметить, что в условиях становления информационного общества широкое применение ИКТ в образовании учителя технологии дает возможность:
- способствовать ускорению передачи знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества подрастающему поколению;
- повысить качество профессионального образования учителя технологии, его адаптации к окружающей среде и социальным изменениям, которые происходят в обществе;
- совершенствовать систему профессиональной подготовки будущего бакалавра, которая отвечала бы требованиям информационного общества и процесса реформирования традиционной системы образования в свете требований современного социума.
Среди первостепенных задач системы педагогического образования на основе интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе приоритетом развития его образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые должны обеспечить последующее совершенствование учебно-воспитательного процесса через доступность и эффективность технологической подготовки молодежи к трудовой деятельности в информационном обществе [5].
Необходимо отметить, что в современной методике преподавания технологии в рамках коммуникативного подхода происходит качественный скачок, связанный с возможностями ИКТ, основанных на Интернете, телекоммуникационных сетях. Они становятся не вспомогательными средствами обучения предметным технологиям, методике их преподавания в сельских и городских школах, а принципиально меняют среду обучения.
Интеграция содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля в педагогическом вузе с использованием ИКТ, основанных на Интернете, телекоммуникационных сетях, обеспечивает коммуникативную и межкультурную направленность обучения студентов технологиям.
Это открывает новые возможности для знакомства с актуальной и аутентичной информацией о современных технологиях обработки материалов, дизайне изделий и методике их преподавания в школе [6].
Актуальность решения данной проблемы в системе педагогического образования на основе интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля объективно обусловлена ускорением научно-технического прогресса, основанного на внедрении в материальное производство компьютерной техники и связанной с ней современной информационной технологии.
Такие факторы активизации и модернизации производства поставили перед современной педагогической наукой важное задание – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с его глобальной информатизацией.
Принимая во внимание эти положения и факторы, мы определили требования к содержанию учебного материала профессиональной подготовки бакалавра.
Учебный материал должен:
а) систематизировать полученные технологические знания и умения студентов с учетом межпредметных связей;
б) отвечать перспективным направлениям развития общества;
в) иметь связь с практикой и жизнью;
г) учитывать ценностные социокультурные приоритеты;
д) быть ориентированным на формирование научного мировоззрения, технического мышления, основ технологической культуры, правовых аспектов профессиональной деятельности;
е) обеспечивать развитие ключевых компетентностей бакалавра;
ж) реализовываться на основе использования современных инновационных методов обучения и исследования;
з) содействовать развитию творческих способностей личности, содержания и форм деятельности в сфере современного материального производства и индустрии многоотраслевого сервиса [7].
Реализуют механизмы интеграции содержания профессиональной подготовки учителя технологий для формирования у учащихся системы знаний и умений по обработке конструкционных материалов:
- модель дидактической системы, в основе которой лежит принцип системности подготовки будущего бакалавра;
- технология объединения общих (интеграционных) признаков педагогических технологий и факторы образовательной среды высшей школы;
- инструментально-методические средства подготовки будущего бакалавра технологического профиля в педагогическом в вузе (методический комплекс учебных дисциплин);
- интегрированный курс учебных дисциплин; комплексные контрольные задания и т. п.) [8].
Усилия многих исследователей в области профессионального образования сфокусированы на методологии и методике интегрирования компьютерных технологий в содержание обучения бакалавров, а также в формировании методик и моделей дистанционного обучения. Данной проблеме посвящены научные труды А. Л. Назаренко, Е. С. Полат, М. А. Татариновой, С. С. Хромова, J. Abbott, H. R. Slavin, R. Williamson и др. [9]
Современные образовательные учреждения оснащаются необходимым оборудованием, компьютерами, сенсорными досками, доступом в Интернет, однако недостаточно разработанная концептуальная и теоретическая база технических основ использования ИКТ в дидактическом процессе реализации интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавра технологического профиля ведет к отсутствию моделей дистанционной и смешанной форм интегрированной профессиональной подготовки бакалавров.
Поэтому необходимо обучить будущих учителей технологии овладению дидактическими основами и навыками использования ИКТ и современных образовательных технологий в учебном процессе.
Приобщение будущих педагогов к такому относительно новому образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, в условиях интеграции содержания профессиональной подготовки бакалавров технологического профиля, использование методов сетевого обучения как важнейшего компонента развивающейся системы открытого образования составляет важную часть профессионального образования будущего учителя и развития не только его информационной, но и в целом технологической компетенции.
Таким образом, теоретически обоснованная интеграция содержания подготовки бакалавра технологического профиля и механизм её реализации допускают методическое стремление к целесообразному, сбалансированному объединению дидактических компонентов, педагогических усилий и ресурсов с целью его систематизации и продуктивной реализации.