Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения, рассматриваемого как инновационная деятельность обучающихся и инженерно-педагогических работников, способствующая выполнению ряда важных задач: выявление одаренных обучающихся и педагогов, создание условий для обмена опытом, активизация творческой деятельности, стимулирования мотивации саморазвития личности.
Конкурсы давно приобрели популярность и проводятся регулярно. Главное, что их цель не ограничена лишь обменом опытом, выявлением лучших из лучших и вручением им премий и наград, они имеют более широкий масштаб [1].
Особое место в ряду конкурсов занимают конкурсы педагогические, к числу которых относятся также и профессиональные соревнования педагогов практического обучения – конкурсы мастеров профессионального обучения «Мастер года», которые проводятся в Ульяновской области уже более десяти лет.
В чем же актуальность, эффективность данных мероприятий?
Дело в том, что деятельность учреждений среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях интенсивного реформирования усложняется и наполняется новым содержанием, обусловлена высокими требованиями к качеству подготовки выпускников, что требует соблюдения режима инновационного развития, особенно в повышении компетентности инженерно-педагогических работников.
В преддверии внедрения и реализации ФГОС СПО нового поколения эта задача приобретает особую актуальность. От учебных заведений требуется создание благоприятных условий для развития творческого потенциала личности обучающегося, формирования у него опыта творческой деятельности, способности находить нестандартные решения в различных производственных ситуациях [2].
Опыт показывает, что образовательные учреждения СПО имеют большие возможности для подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, обладающих многофункциональными умениями, способных работать в современных условиях в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств. Для достижения этой цели должны приложить усилия все работники учреждений СПО, но особая роль в этом процессе отведена педагогу практического обучения, поскольку именно он является интегратором комплексной профессиональной подготовки будущего рабочего и специалиста [3].
Пониманием этой роли педагога профессионального обучения было продиктовано решение о возрождении регионального педагогического конкурса мастеров производственного обучения «Мастер года».
Логическим продолжением данного конкурсного движения стало создание областного клуба мастеров производственного обучения «Профессионал».
Учредителями клуба стали Министерство образования и областной комитет профсоюза работников образования Ульяновской области (см. рисунок).
Конкурс «Мастер года»
|
Ресурсные центры
|
Конкурсное движение
|
Повышение квалификации
|
Педагогические сообщества, клубы
|
Клубы мастеров производственного обучения
|
Настав- ничество |
Обмен опытом
|
Председатель
|
Образовательные учреждения среднего профессионального образования Мастера производственного обучения |
Зам. председателя
|
УИПКПРО НМЦ
|
Департамент
|
Министерство образования и науки Ульяновской области
|
Профессионально-педагогическая и творческая самореализация мастера производственного обучения |
Совет клуба
|
Структура и основные направления деятельности клуба «Профессионал»
Было разработано Положение о клубе «Профессионал» и определено, что целями клуба являются поддержка и поощрение талантливых работников профессионального образования, повышение престижа профессии «мастер производственного обучения», распространение передового педагогического опыта. В соответствии с этими целями основными направлениями деятельности клуба стали:
- обмен и распространение информации областного, межрегионального, общероссийского и международного уровней о положительном опыте реализации образовательных программ и проектов;
- продвижение инновационного профессионально-педагогического опыта мастеров производственного обучения;
- создание информационного банка данных об их профессионально и социально значимых проектах;
- участие в научно-практических конференциях и форумах педагогов практического обучения различного уровня;
- организация и проведение научно-практических семинаров, творческих мастерских, мастер-классов и т. п.;
- информационная и организационная поддержка различных социально значимых акций мастеров производственного обучения;
- организация наставничества над молодыми педагогами – начинающими мастерами профессионального обучения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Основной задачей клуба является реализация качества образования в профессиональной деятельности мастера производственного обучения. И не только качество обучения как результат деятельности самого мастера, но гораздо шире – качество обучения как результат, зависящий от следующих условий:
1) материально-технического обеспечения процесса обучения;
2) организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
3) уровня квалификации всего педагогического состава;
4) мотивации и её сформированности на успешность обучения и на соответствие требованиям современного рынка труда.
На общем собрании членов клуба был избран Совет клуба, в его состав вошли более 50 финалистов областного конкурса «Мастер года», также предложена форма ежегодной отчетности мастеров – членов клуба с представлением наиболее активных членов клуба к поощрению в соответствии с показателями, указанными в отчетах членов клуба (см. таблицу).
ОТЧЕТ
мастера производственного обучения _______________(2016/2017 учебный год)
№ п/п |
Наименование |
Результат |
Примечание |
1 |
Итоги выпуска (кол-во и квалификационные разряды выпускников по итоговой аттестации) |
|
|
2 |
Участие студентов группы в конкурсе профессионального мастерства «Мастер – золотые руки» |
|
|
3 |
Личное участие мастера в конкурсе профессионального мастерства «Мастер – золотые руки» |
|
|
4 |
Результат деятельности мастера по руководству кружком технического творчества |
|
|
5 |
Участие студентов группы в научных конференциях, семинарах, форумах, конкурсах, выставках |
|
|
6 |
Личное участие мастера в научно-практических конференциях, семинарах, форумах, конкурсах, |
|
|
7 |
Публикации в научно-педагогических, научно-методических, технических изданиях |
|
|
8 |
Публикации в ежегодном научно-методическом сборнике статей клуба «Профессионал» |
|
|
9 |
Внедрение инновационного опыта, своих разработок (открытые уроки, мастер-классы и т. п.) |
|
|
10 |
Предложения по повышению эффективности профессиональной подготовки обучающихся |
|
|
11 |
Разработанные и внедренные изобретения, рационализаторские предложения |
|
|
12 |
Подготовка мастера из числа начинающих педагогов для участия в конкурсе «Мастер года» |
|
|
Данная форма отчета является своего рода «программой» и отражает наиболее значимые направления и виды как профессионально-педагогической, так и творческой деятельности члена клуба, что способствует совершенствованию его профессионально-педагогической компетентности и, безусловно, является инновационной деятельностью в практике системы профессионального образования.
Данные показатели позволяют увидеть конкретную интегративную творческую деятельность мастера за истекший учебный год, обобщить опыт и внести необходимые коррективы на следующий учебный год.
Указанные направления профессионально-педагогической и творческой деятельности мастера производственного обучения способствуют также его самосовершенствованию, росту профессионализма, что позволяет в определенной степени противостоять развитию такого негативного явления в деятельности педагогического работника, как синдром эмоционального «выгорания».
Спустя несколько месяцев клуб «Профессионал» вновь провел заседание с участием губернатора и членов правительства в городе Димитровграде, где мастера производственного обучения поделились новыми идеями, технологиями и формами профессионально-педагогической и производственной деятельности.
Руководством Ульяновской области проводятся различные мероприятия с целью поощрения и социальной поддержки инженерно-педагогических работников и студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Так, например, победители конкурса «Мастер года» получают вознаграждение в размере 250–400 тысяч рублей, а двенадцать финалистов в течение учебного года получают ежемесячную доплату в размере двух-трех тысяч рублей и становятся полноправными членами клуба «Профессионал».
Также ежегодно подводятся итоги инновационной деятельности мастеров и рассматриваются вопросы по следующим направлениям:
- повышение социального статуса и профессионализма работников профессионального образования;
- повышение престижа профессии мастера производственного обучения и профессионального образования Ульяновской области;
- участие клуба «Профессионал» в реализации инновационного проекта «Ресурсные центры – инновационные площадки развития региональной системы начального и среднего профессионального образования»;
- «Расширение творческих связей и обмен новыми идеями и достижениями в области профессионального обучения»;
- «Молодые педагоги как фактор обновления кадрового потенциала образовательных учреждений НПО И СПО».
По итогам этого заседания формируются основные аспекты деятельности клуба «Профессионал» на следующий учебный год.
Данный конкурс является для системы СПО также и кузницей руководящих кадров: победители и призеры конкурса в последующем работают в качестве директоров и заместителей директоров, заведующих ресурсным центром образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Наряду с конкурсом «Мастер года» также регулярно проводятся областные конкурсы профессионального мастерства по ведущим рабочим профессиям и специальностям «Мастер – золотые руки», «Молодые профессионалы», что способствует обмену опытом, совершенствованию профессионального мастерства и является важным показателем мониторинга качества профессионального образования.
Призеры конкурса награждаются почетными грамотами Министерства образования и науки, денежными премиями, подарками.
Абсолютные победители получают денежную премию в размере 15 тысяч рублей и возможность участия в торжественном подведении итогов работы системы подготовки рабочих кадров с участием губернатора Ульяновской области.
Из года в год продолжает развиваться конкурсное движение, которое собирает под свои знамена наиболее творческих, преданных своему делу, способных к самосовершенствованию мастеров-новаторов, и все эти годы работает и развивается клуб мастеров «Профессионал» [4].
Неслучайно символом, объединяющим и конкурсы, и клуб, является подкова как образец высочайшего профессионализма и филигранного мастерства (вспомним рассказ Н. Лескова о Левше, подковавшем блоху). Подкова также символизирует удачу, путь-дорогу, а переносное значение понятия «подковаться» означает «приобрести запас знаний, опыта» [5].
На протяжении этих лет участники конкурса принимают самое активное участие в виртуальной выставке инновационного педагогического опыта, научно-практических конференциях, в различных формах методической работы, конкурсах профессионального мастерства. Многие педагоги повысили свою квалификацию, начали проводиться исследования в области профессиональной педагогики, подготовлена и защищена одна диссертация, проводятся мастер-классы, занятия в школах передового педагогического опыта. Инновационный опыт клуба отражен в десятках публикаций, научно-педагогических, методических и технических изданиях.
Представители клуба принимали самое активное участие в организации Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы современного урока в достижении нового качества образования» и Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в формировании нового поколения профессиональных кадров: проблемы, поиски, пути решения», проводили творческие мастер-классы, обсуждали проблемы развития творческого мышления и творческих способностей учащихся. Современные исследования показывают, что именно развитие творческого потенциала личности, способной продвигать научно-технический прогресс, является наиболее актуальным, перспективным направлением в подготовке современного специалиста [6].
Самое деятельное участие клуб принял в организации и проведении одного из самых сложных конкурсов – первого Всероссийского конкурса мастеров производственного обучения страны «Мастер года – 2009» [7].
Эффективность конкурсной деятельности, организации и проведения различных конкурсов, как известно, во многом зависит от эффективности взаимодействия социальных партнеров.
Многолетним партнером конкурсов профессионального мастерства в системе профессионального образования Ульяновской области выступает группа компаний «Сигма-СИ», традиционно поддерживающая те сферы деятельности, в которых главным ресурсом и двигателем являются «умные руки», и обеспечивающая призовой фонд на конкурсах профессионального мастерства по всем профессиям.
В настоящее время «Сигма-СИ» осуществляет несколько крупных проектов совместно с Министерством образования: ульяновские мастера производственного обучения повышают свою квалификацию в региональном учебно-техническом центре, которому компания Bosch предоставила все необходимые методические и дидактические материалы. Мастера, прошедшие обучение, получают сертификаты от компании Bosch и повышают свою квалификационную категорию [8].
Опыт показывает, что клуб педагогов практического обучения «Профессионал» становится инновационной площадкой, где собираются единомышленники, обсуждаются проблемы, происходит обмен мнениями, осуществляется совместный поиск новых форм и методов работы, что особенно актуально на современном этапе, когда мастер становится менеджером профессиональной подготовки, интегратором процессов взаимодействия социальных партнеров. В профессиональных учебных заведениях мастер производственного обучения выступает в качестве менеджера как основного субъекта системы управления учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельностью обучающихся в процессе обучения [9].
Двойственный характер труда мастера заключается в том, что он должен обладать определенными социально-психологическими качествами и в то же время быть мастером в специальной, профессиональной подготовке.
Мастер должен не только уметь проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с социальными партнерами, и прежде всего работодателем. И не просто осуществлять методическое сопровождение процесса профессиональной подготовки, но и уметь создавать, моделировать вариативную образовательную среду, в которой сами формы организации образовательного процесса, способы организации учебно-производственной деятельности обучающихся становятся интегративным, системообразующим компонентом содержания профессиональной подготовки обучаемых [10].
Также одним из условий оптимальной деятельности мастера является его умение хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей и осваивать новые виды профессиональной деятельности в условиях реального производства.
Таким образом, основной задачей мастера производственного обучения является не только освоение профессиональных знаний и умений у обучающихся, но и формирование готовности к рационализаторству, творчеству, конструированию как необходимым видам деятельности современного квалифицированного рабочего. Мастер, ориентированный на новации, создает специальные условия, способствующие развитию рационализаторских и творческих способностей в процессе планирования, организации, осуществления и контроля практического обучения.
К сожалению, с упразднением системы начального профессионального образования (НПО) и массовой оптимизацией профессиональных училищ значительно сократилось число мастеров производственного обучения, что, соответственно, повлияло и на деятельность клуба «Профессионал». Поэтому перспективным в сохранении и развитии данного направления инновационной педагогической деятельности может быть объединение мастеров производственного обучения колледжей, техникумов и учителей технологии общеобразовательных школ в единой системе педагогов практического обучения – клубе «Профессионал».