Full text

Целью нашего исследования мы определили изучение эмоционального содержания профессиональной мотивации студентов вуза.

Объект исследования – мотивация профессиональной деятельности студентов вуза.

Предметом исследования является изучение эмоционального содержания профессиональной мотивации студентов вуза.

Методики исследования:

  1. Тест цветовых ассоциаций (автор Е. А. Пырьев) [1].
  2. Мотивация профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. А. Реана) [2].

Исследование выполнено с целью изучения и определения места неосознаваемых эмоций студентов вуза в их осознанной профессиональной мотивации.

Исследование выполнено в два этапа. На первом этапе проверялось наличие взаимосвязи между неосознаваемыми эмоциями, переживаемыми в адрес учебы и профессии, и сознательной профессиональной мотивацией, представленной в трех шкалах: «внутренняя мотивация», «внешняя положительная мотивация» и «внешняя отрицательная мотивация».

В настоящем исследовании было высказано предположение, что эмоции играют роль досознательной мотивации, определяющей ее сознательные элементы. Отсюда гипотезой исследования является предположение, что положительные эмоции студентов, такие как радость, интерес, удовольствие, переживаемые в адрес учебно-профессиональной деятельности, соотносятся с внутренней мотивацией, а отрицательные эмоции (печаль, страх, разочарование) – с внешней мотивацией.

В статье использована терминология, которая понимается следующим образом. Так, «эмоции в адрес учебно-профессиональной деятельности студентов» – это неосознаваемые эмоции студентов, переживаемые отдельно в адрес учебы и профессии; под «профессиональной мотивацией» понимается осознанное побуждение в адрес учебы и профессии; «эмоциональная мотивация» – это эмоции, переживаемые человеком в адрес предмета. Таким предметом может выступать учебно-профессиональная деятельность, ее отдельные стороны, а также любые ситуации, события, люди, вещи.

В настоящей работе эмоции рассматриваются как мотивационные. В отличие от сознательной мотивации, представленной феноменом «профессиональная мотивация» (К. Замфир), «эмоциональная мотивация» представляет неосознаваемую для человека мотивацию или, правильно, «досознательную». В качестве мотивационного феномена эмоции обладают следующими характеристиками. Мотивационными являются врожденные эмоции; их появление детерминируется физиологическими процессами, происходящими в сердечной, сосудистой, гуморальной, мышечной системах организма; эмоции связаны эмпирически с предметным миром; реализуются в непреднамеренных действиях в адрес предметов связи. Подробно на эту тему – в нашей работе «Феномен эмоциональной мотивации: опыт осмысления» [3].

На втором этапе исследования решено увидеть различие профессиональной мотивации в четырех группах мотивационных эмоций. Роль эмоций в профессиональной мотивации проверялась на основе деления эмоций на группы. Использован подход Е. А. Пырьева, где выделены и обоснованы четыре группы эмоций, рассмотренных как мотивационные: «созидательные эмоции» – радость, интерес; «преодолевающие препятствие» – злость; «разрушающие связи» – печаль, страх, разочарование; «сохраняющие энергию» – удовольствие, равнодушие [4].

По идее исследования статистически значимое различие профессиональной мотивации по группам мотивационных эмоций будет свидетельствовать о наличии взаимосвязи между неосознаваемой (эмоции) и осознаваемой (профессиональная) мотивацией.

Профессиональная мотивация студентов — один из видов мотивации, который формируется и развивается в процессе вузовского обучения. Изучению мотивации уделяется достаточно большое внимание в высшей школе. Это сложнейшая и чрезвычайно актуальная проблема для теории и практики высшего профессионального образования. По мнению Н. М. Лисовец, именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия студента и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение [5]. Согласно С. А. Пакулиной, в университете происходит смена видов учебной деятельности от учебно-познавательной к учебно-исследовательской, а затем учебно-профессиональной, что приводит к мотивационным изменениям [6].

Изучение профессионально ориентированной мотивации студентов вузов, знание мотивов, побуждающих к работе в той или иной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов: правильно осуществлять обучение и планирование профессиональной карьеры.

Исследованием профессиональной мотивации студентов занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых важно выделить Л. И. Божович [7], Р. С. Вайсмана [8], Е. П. Ильина [9], А. Н. Леонтьева [10], Н. В. Нестерову [11], А. Н. Печникова [12], С. А. Пакулину [13], Г. И. Щукину [14], П. М. Якобсона [15] и др.

Применительно к учебной деятельности студентов под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности. Если мотивы профессиональной деятельности студентов в классическом понимании относятся к сознательной мотивации, то эмоции, побуждающие личность, относятся к неосознаваемой мотивации или ее досознательному аспекту. Эмоциональная профессиональная мотивация, так же как осознанная мотивация, участвует в побуждении к овладению и изучению будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная мотивация выступает как движущий фактор развития профессионализма и личности. В отличие от общепринятого понимания мотивации, исходящей от потребности, эмоциональная мотивация проявляется не только в овладении профессией, но и в уходе и изоляции от нее. В этом особенность мотивации, построенной на эмоциях. Однако вне зависимости от переживаемых в адрес профессии эмоций они в конечном итоге побуждают человека к освоению тех профессий, которые ему близки по духу и в которых он может выразить свои способности.

Одной из наиболее распространенных классификаций мотивов профессиональной деятельности является классификация, предполагающая отнесение их либо к внешним, либо к внутренним мотивам. Данная классификация была сформулирована американскими учеными Э. Диси и Р. Раяном в 1970-х гг. и наглядно представлена в методике румынского социолога К. Замфир в модификации А. А. Реана [16].

Сейчас большинство психологов согласились с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: внешней мотивации и, соответственно, внешне мотивированного поведения и внутренней мотивации и, соответственно, внутренне мотивированного поведения. Так, внешняя мотивация описывает и представляет факторы, которые инициируют и регулируют поведение, но находятся вне «Я» личности или вне поведения. Многие исследователи как недостаток отмечают, что при внешней мотивации поведение становится нестойким — оно исчезает вместе с подкреплением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, что приводит к снижению качества и скорости выполнения ими творческих задач.

Внутренняя мотивация строится на выделении в детерминации поведения внутренних факторов или внутриличностного «Я». Соответственно, мотивация поведения исходит изнутри, от самого человека. Положительной особенностью внутренней мотивации деятельности является активность без поощрений, так как человек в этом случае мотивирован изнутри. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. При внутренней мотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой активностью и креативностью. Также в этом случае улучшаются перцептивные, мнемические и мыслительные процессы, возрастает степень самоуважения.

Методика «Мотивация профессиональной деятельности», предложенная К. Замфир, позволяет выявить количественный показатель уровня внутренней и внешней мотивации, причем внешние мотивы здесь дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внутренние мотивы, а также внешние положительные мотивы оцениваются как более эффективные и желательные, чем внешние отрицательные мотивы.

Стимульный материал методики «Мотивация профессиональной деятельности» представляет собой бланк с семью утверждениями или факторами, которые могут являться побудителями профессиональной деятельности. Испытуемым предлагается оценить по пятибалльной шкале, насколько каждый фактор является значимым для них в профессиональной деятельности: «Денежный заработок»; «Стремление к продвижению по работе»; «Стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег»; «Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей»; «Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других»; «Удовлетворение от самого процесса и результата труда»; «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности».

Эмоции студентов изучались посредством методики «Тест цветовых ассоциаций», предложенной Е. А. Пырьевым. Тест построен на основе восьми цветов, известных в психофизиологии: синий, серый, красный, коричневый, зеленый, фиолетовый, черный, желтый. Диагностический подход, при котором устанавливается ассоциация цвета с предметом, отвечает теоретическим конструктам, изложенным выше. Изучение цветовых ассоциаций студентов к учебно-профессиональной деятельности, а также к ее различным сторонам позволяет раскрыть особенности их эмоциональной мотивации: неосознаваемость, предметность, побудительность [17].

Со времени В. Вундта в 1880 г. [18], а еще раньше И. Гете в 1810 г. [19] принято считать, что цвет – это эмоция, а эмоция – это цвет. Соответственно, цветовая ассоциация респондента с учебой или профессией позволяет выявить неосознаваемую и предметную эмоцию, связанную с явлением.

Психологическое значение цветов, представленное в ассоциативном тесте, позволяет объяснить специфику мотивации студентов по каждой эмоции. При экспериментальном исследовании эмоциональной мотивации с помощью методики «Тест цветовых ассоциаций» использовано следующее психологическое содержание эмоций. Так, ассоциация с синим цветом говорит о переживании студентами в адрес учебно-профессиональной деятельности нейтральных эмоций – удовольствия и равнодушия. В мотивационном плане данные эмоции никуда не ведут и больше выполняют защитную или охранительную функцию; ассоциация учебы с зеленым цветом показывает переживание студентами вуза эмоции интереса. Эта эмоция реализуется в стремлении к освоению учебных знаний и приобретению учебных и профессиональных навыков; ассоциация учебы с красным цветом говорит о переживании эмоции злости. Эта эмоция характеризует стремление человека к достижению и обладанию знаниями путем настойчивости и высокой самоотдачи; ассоциация желтого цвета с учебно-профессиональной деятельностью свидетельствует о переживании студентами эмоции радости, которая мотивирует на укрепление связей с предметом ассоциации; желтый цвет ассоциируют с учебой студенты, демонстрирующие познавательную активность. Ассоциация учебы с фиолетовым цветом показывает переживание эмоции равнодушия. Данная эмоция никуда не ведет, так как показывает желание уйти от реальной действительности, закрыться, восстановить силы. Эмоция равнодушия направлена на восстановление потраченных сил, восполнение энергетического баланса. Ассоциация учебы с коричневым цветом реализуется в переживании тревоги и беспокойства. Студент, ассоциирующий явление с коричневым цветом, не удовлетворен и разочарован. В мотивационном плане эмоция разочарования приводит к уходу, разрыву с предметом. Черный цвет является показателем эмоции страха. Ассоциация черного цвета с учебно-профессиональной деятельностью говорит о противоречивом поведении, в котором много ошибок и непоследовательности. Серый цвет в ассоциации символизирует о переживании в адрес учебы эмоции печали. Студент, выбирающий серый цвет в ассоциации, утомлен и поэтому пассивен. Эмоция печали уводит студента от учебно-профессиональной деятельности, приводит к разрыву с ней.

В качестве цветового выбора предлагались две переменные: «учеба в высшем учебном заведении» и «профессия, на которую учусь». Ассоциация цвета с конкретной стороной учебно-профессиональной деятельности оценивалась по следующей шкале: желтый цвет – 10 баллов; зеленый – 9; красный – 8; синий – 6; фиолетовый – 5; черный – 3; коричневый – 2; серый – 1 балл.

На первом этапе проверялось наличие взаимосвязи между эмоциями, переживаемыми отдельно в адрес учебы, профессии, и профессиональной мотивацией по методике К. Замфир. Напомним, что идеей эксперимента является установление взаимосвязи между переменными, что дает возможность рассматривать особенности этой связи.

В табл. 1 представлены данные коэффициента ранговой корреляции Спирмена, при n = 127. Особенностью коэффициента является расчет данных, в которых отсутствует нормальное распределение.

На первом этапе исследования расчет взаимосвязи проводился между переменными «эмоции в адрес учебы» и тремя шкалами методики Замфир: «внутренняя мотивация», «внешняя положительная», «внешняя отрицательная мотивация». Такой же подход использован по переменной «эмоции в адрес профессии, на которую студент учится» и тремя шкалами методики Замфир: «внутренняя мотивация», «внешняя положительная», «внешняя отрицательная мотивация».

Данные коэффициентов корреляции по переменным, представленным выше, отражены в табл. 1.

Таблица 1

Данные коэффициентов корреляции по переменным:

«эмоции, переживаемые отдельно в адрес учебы и профессии» –

три шкалы теста «Профессиональная мотивация»

 

Направленность

эмоции

Тип мотивации

Значение коэффициента корреляции

Характеристика связи

В адрес профессии, на которую студенты учатся

Внутренняя

мотивация

0,542

0,001

В адрес учебы в вузе

Внешняя положительная мотивация

0,201

0,01

В адрес профессии, на которую студенты учатся

Внешняя положительная мотивация

0,238

0,01

 

При обработке результатов исследования была выявлена высокая корреляция между эмоциями в адрес профессии и внутренней мотивацией (коэффициент корреляции Спирмена = 0,542, при n = 127). Также обнаружена корреляция между переменными «эмоции в адрес профессии» – «внешняя положительная мотивация»; коэффициент корреляции – 0,238. Значимый коэффициент корреляции обнаружен между переменными «эмоции в адрес учебы» – «внешняя положительная мотивация» – 0,201. По другим показателям исследования значимых коэффициентов корреляции не установлено.

Коэффициент взаимосвязи переменных «эмоции в адрес профессии» и «внутренняя мотивация» говорит о том, что существует непосредственная связь между эмоциями, которые студенты переживают в адрес профессии, на которую учатся, и внутренней мотивацией.

На основании взаимосвязи эмоций и внутренней мотивации было решено считать оправданным использование термина «эмоциональная профессиональная мотивация». Отсюда эмоциональная профессиональная мотивация принадлежит феномену внутренней мотивации. Это мотивация, исходящая от самого человека, его эмоций, переживаний в адрес профессии, на которую учатся студенты.

Феномен значимой корреляции эмоций, переживаемых в адрес профессии, с данными внутренней мотивации имеет особенности. Так, анализ числовых данных изучаемых показателей позволил прийти к выводу, что баллы положительных эмоций студентов – радости, интереса, удовольствия – соотносятся с высокими баллами шкалы «внутренняя мотивация» и шкалы «внешняя положительная мотивация». В свою очередь, баллы отрицательных эмоций – печали, страха, разочарования – соотносятся с высокими показателями шкалы «внешняя отрицательная мотивация».

Линейная зависимость показателей на числовом уровне просматривается по всем шкалам, что говорит о неслучайности взаимосвязи между неосознаваемой эмоциональной мотивацией и осознаваемой профессиональной мотивацией.

На втором, заключительном, этапе исследования решено продолжить обнаружение взаимосвязи эмоций как досознательной мотивации с сознательной профессиональной мотивацией. Для достижения этой цели использован подход Е. А. Пырьева, который выделяет четыре группы эмоций, рассмотренных как мотивационные: «созидательные эмоции» – радость, интерес, «преодолевающие препятствие» – злость, «разрушающие связи» – печаль, страх, разочарование, «сохраняющие энергию» – удовольствие, равнодушие [20].

Согласно идее исследования, различие эмоциональных групп по шкалам теста Замфир будет свидетельствовать о наличии взаимосвязи между эмоциями как неосознаваемой мотивацией и сознательной профессиональной мотивацией теста Замфир. Исследование организовано следующим образом. В первую очередь решено находить различие между группами эмоции по внутренней мотивации, далее – по внешней положительной и в заключение – по внешней отрицательной мотивации. Диагностика эмоций поделена также на две группы: 1) эмоции в адрес учебы; 2) эмоции в адрес профессии. По данным соотношения переменных составлено шесть групп. В первой группе – «эмоции в адрес учебы» – три шкалы теста К. Замфир; во второй – «эмоции в адрес профессии» – три шкалы теста.

В табл. 2 представлены данные различия по группам эмоций, переживаемых в адрес учебы, выполненные с помощью критерия t-Стьюдента.

                        Таблица 2

Группа «эмоции в адрес учебы в вузе» по показателям теста

«Профессиональная мотивация»: внутренняя мотивация,

внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация

 

 

Созидательные эмоции

Эмоции, преодолевающие препятствие

Эмоции, сохраняющие энергию

Эмоции, разрушающие связи

Созидательные эмоции

 

  1. 0,3;
  2. 0,7;
  3. 0,4
  4. 0,8;
  5. 0,7;
  6. 0,5
  7. 4,0;
  8. 1,8;
  9. 2,0
   

Эмоции, преодолевающие препятствие

 

 

  1. 0,9;
  2. 0,1;
  3. 0,0
  4. 3,7;
  5. 0,8;
  6. 1,5
 

Эмоции, сохраняю­щие энергию

 

 

 

  1. 3,9;
  2. 1,0
  3. 1,5

Примечание. Расшифровка нумерации таблицы:

  1. Группа эмоций, переживаемых в адрес учебы в вузе, – внутренняя мотивация.
  2. Группа эмоций, переживаемых в адрес учебы в вузе, – внешняя положительная мотивация.
  3. Группа эмоций, переживаемых в адрес учебы в вузе, – внешняя отрицательная мотивация.

 

По данным коэффициента различия t-Стьюдента, отраженным в табл. 2, статистически значимое различие по показателю «1» – «внутренняя мотивация» – обнаружено по группе «эмоции, разрушающие связи» со всеми другими тремя группами. В частности, обнаружено различие данных «внутренняя мотивация» между группами: «эмоции, разрушающие связи» – «созидательные эмоции» – 4,0; «эмоции, разрушающие связи» – «эмоции, преодолевающие препятствие» – 3,7; «эмоции, разрушающие связи» – «эмоции, сохраняющие энергию» – 3,9.

Статистически значимое различие по группам говорит о том, что показатели внутренней мотивации, входящие в группу «разрушающие связи», отличаются от других групп. Данный феномен можно объяснить наличием взаимосвязи между положительными эмоциями и внутренней мотивацией. Так, с ростом положительных эмоций (радость, интерес, удовольствие) растет показатель внутренней мотивации, а с ростом отрицательных эмоций (печаль, страх, разочарование) показатель внутренней мотивации только уменьшается, соответственно, растет показатель внешней отрицательной мотивации.

По другим шкалам различие по группам эмоций менее выражено. Статистически значимых различий шкал «внешняя положительная мотивация» и «внешняя отрицательная мотивация» не обнаружено.

В табл. 3 представлены данные различия по группам эмоций, переживаемых в адрес профессии, выполненные с помощью критерия t-Стьюдента.

Таблица 3

Группа «эмоции в адрес профессии» по показателям теста

«Профессиональная мотивация»: внутренняя мотивация,

внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация

 

 

Созидательные эмоции

Эмоции, преодолевающие препятствие

Эмоции, сохраняющие энергию

Эмоции, разрушающие связи

Созидательные эмоции

 

  1. 1,1;
  2. 0,2;
  3. 0,4
  4. 2,6;
  5. 0,0;
  6. 1,0
  7. 5,6;
  8. 1,0;
  9. 2,9
   

Эмоции, преодолевающие препятствие

 

 

  1. 0,9;
  2. 0,2;
  3. 0,3
  4. 3,3;
  5. 1,0;
  6. 1,1
 

Эмоции, сохраняющие энергию

 

 

 

  1. 3,0;
  2. 1,0
  3. 1,1

Примечание. Расшифровка нумерации таблицы:

  1. Группа эмоций, переживаемых в адрес профессии, – внутренняя мотивация.
  2. Группа эмоций, переживаемых в адрес профессии, – внешняя положительная мотивация.
  3. Группа эмоций, переживаемых в адрес профессии, – внешняя отрицательная мотивация.

 

Данные табл. 3 повторили данные табл. 2. По данным коэффициента различия t-Стьюдента, отраженным в табл. 3, статистически значимое различие по показателю «1» – «внутренняя мотивация» – обнаружено по группе «эмоции, разрушающие связи» со всеми другими тремя группами. В частности, обнаружено различие данных «внутренняя мотивация» между группами: «эмоции, разрушающие связи» – «созидательные эмоции» – 5,6; «эмоции, разрушающие связи» – «эмоции, преодолевающие препятствие» – 3,3; «эмоции, разрушающие связи» – «эмоции, сохраняющие энергию» – 3,0.

По другим шкалам различие по группам эмоций менее выражено. Статистически значимых различий шкал «внешняя положительная мотивация» и «внешняя отрицательная мотивация» не обнаружено.

По данным проведенного исследования было установлено, что между неосознаваемыми эмоциями, переживаемыми в адрес учебы и профессии, и сознательной профессиональной мотивацией, представленной в трех шкалах: «внутренняя мотивация», «внешняя положительная» и «внешняя отрицательная», существует определенная взаимосвязь. Так, было обнаружено, что положительные эмоции радости, интереса и удовольствия соотносятся с данными внутренней мотивации, а отрицательные эмоции печали, страха и разочарования, переживаемые студентами в адрес учебно-профессиональной деятельности, соотносятся с показателями внешней отрицательной мотивации.

Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что положительные эмоции студентов, переживаемые в адрес учебы и профессии, на которую они учатся, соотносятся с внутренней мотивацией, а отрицательные эмоции – с внешней отрицательной мотивацией, подтвердилась.

По данным проведенного исследования также можно предположить верность гипотезы о существовании досознательной мотивации в эмоциях, определяющих сознательные аспекты мотивации. Утверждение данного положения и обоснование выдвинутой гипотезы требует более внимательного изучения, что и будет реализовано в дальнейшем.