Full text

Система образования на современном этапе претерпевает значительные изменения. Основные направления ее развития, требования к результатам освоения образовательных программ и условиям обучения определяет государство, а выбор путей достижения планируемых результатов остается за образовательными организациями, самостоятельно разрабатывающими основные образовательные программы и рабочие программы дисциплин.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» зафиксировал основные требования к педагогам. Стандарт определил цель профессиональной педагогической деятельности как организацию деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Также педагог обязан создавать педагогические условия для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования, методически обеспечивать реализацию образовательных программ для обеспечения достижения обучающимися нормативно установленных результатов образования [1].

На сегодняшний день качество подготовки выпускника во многом определяется профессионализмом педагога, его умением на основании анализа процесса обучения и его результатов своевременно изменять рабочую программу, план изучения учебной дисциплины, используемые образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность. В стандарте зафиксированы необходимые личностные и профессиональные компетенции, знания и умения, трудовые действия педагогов, ответственность за результаты деятельности. Следовательно, успешная педагогическая деятельность невозможна без серьезной теоретической подготовки.

Деятельность педагога базируется на педагогических принципах, в основе которых лежат законы и закономерности, а также учитываются цели обучения и воспитания, конкретные условия и т. д. Законы и закономерности − основа педагогической системы, объединяющей педагогическую теорию и педагогическую практику.

Законы обучения, дидактические принципы, положения методологии педагогики, анализ результатов педагогических исследований и фактов педагогической действительности служат основой для закономерностей.

Обучающая деятельность педагога представляет собой деятельность, направленную на формирование системы знаний, умений и компетенций обучающихся, включая одновременно цели развития и воспитания личности [2].

При проектировании обучающей деятельности педагогу необходимо учитывать следующие основные законы.

Закон единства обучения и воспитания − основной закон дидактики, отражающий важнейшее положение для обучающей деятельности педагога: все стороны, компоненты учебного процесса должны быть использованы с целью воспитания и всестороннего развития обучающихся.

Поскольку достаточно долго воспитанию как равноправному с обучением элементу образовательного процесса не уделялось должного внимания, то самым действенным здесь будет личный пример педагога, демонстрирующего ответственное отношение к профессиональной деятельности, стремление к достижению высокого качества результатов собственной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию.

Закон активности учащихся в обучении. Достичь цели обучения невозможно без собственной активности субъекта учения. Усвоение содержания образования возможно только посредством деятельности обучающихся.

Нельзя подготовить специалиста к решению будущих задач просто передавая знания от педагога обучающимся, поэтому при проектировании учебного процесса планируют виды и формы самостоятельной работы, способствующие формированию требуемых компетенций в процессе изучения дисциплины.

Закон взаимосвязи и взаимообусловленности в обучении деятельности педагога и учащихся при руководящей роли педагога отражает объективную истину о взаимосвязи учебной и обучающей деятельности и руководящую роль педагога при этом.

Несмотря на активное взаимодействие в процессе обучения обучающихся и педагога как равноправных участников совместной деятельности, педагог организует и координирует учебную деятельность, так как обладает высоким уровнем знаний и жизненным опытом. Деятельность педагога и обучающихся взаимосвязана, но деятельность обучающихся полностью определяется обучающей деятельностью педагога.

Обучающая деятельность педагога включает в себя несколько необходимых и взаимосвязанных между собой видов деятельности: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; систематизацию знаний; формирование компетенций; стимулирование и мотивацию учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль хода обучения, проверку и оценку усвоения содержания; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Но только организация учебно-познавательной деятельности является тем видом деятельности, который непосредственно выходит на деятельность обучающихся, проникает во все этапы обучения и взаимосвязан со всеми другими видами деятельности. Он обеспечивает взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся в обучении, что дает основание выделить его как доминирующий вид и вследствие этого определенным образом ориентирующий все остальные виды деятельности педагога.

Закон неразрывной взаимосвязи теории и практики, обучения с жизнью. В специально организованном познании, каким является обучение, единство теории и практики − методологический принцип, выступающий как необходимая, постоянно повторяющаяся связь обучения с жизнью, без которой невозможна обучающая деятельность педагога.

При отборе содержания следует учитывать, что требования к уровню подготовки выпускников постоянно изменяются как со стороны государства, так и со стороны работодателей. Повысить качество подготовки к будущей профессиональной деятельности и сформировать у обучающихся уверенность в собственных действиях позволяет выполнение заданий, приближенных к реальным производственным ситуациям. Также нельзя не обращать внимание на прагматизм обучающихся, проявляющийся в попытке определения практической пользы каждой изучаемой темы.

Рациональное соотношение абстрактного и конкретного в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся − основа для понимания и усвоения содержания образования. Закон отражает объективную необходимость поиска педагогом такого соотношения абстрактного и конкретного, которое обеспечивало бы понимание и усвоение содержания в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся и с учетом особенностей учебного материала. В силу специфики познавательного процесса такая связь постоянно проявляется в обучающей деятельности педагога и используется в целях руководства познанием обучающихся. В практической деятельности педагога конкретизацией закона является единство в обучении фактов и обобщений, применение наглядности, сочетание слова и наглядности и т. д. [3]

Следует проектировать процесс обучения с учетом уровня развития обучающихся и предусматривать возможность его корректировки под их возрастные и индивидуальные особенности, но так, чтобы при этом не снижалось качество итогового результата.

Системный подход к обучению позволяет педагогу достичь цели обучающей деятельности − формирование у обучающихся системы знаний, умений и компетенций. Закон отражает объективно существующую истину о том, что сформировать у обучающихся систему знаний, умений и компетенций можно на основе системы целей обучения; систематичности обучения и систематических занятий обучающихся; систем организации и объединения компонентов обучения в виде дидактических и методических систем; формирования у обучающихся системного подхода в познавательном процессе как при изучении отдельных объектов и явлений, так и при изучении всего курса; системы потребностей и способностей обучающихся; системы дидактических принципов; системы методов и средств обучения и т. д.

Обучение − это система, объединяющая многочисленное количество взаимосвязанных подсистем. И в данном случае система целей достигается при помощи системы средств и методов, а значит, системный подход в обучающей деятельности педагога − объективная необходимость.

В целенаправленной обучающей деятельности педагога проявляется каждый из вышеперечисленных законов, отражая объективные связи и отношения педагогической действительности.

Уверенное владение различными технологиями обучения позволяет педагогу реализовать требование комплексного сочетания в образовательном процессе педагогических, информационных и коммуникативных технологий при ведущей роли педагогических.

Поскольку информационно-образовательная среда составляет основу современной педагогической системы, то комплексное использование возможностей современных информационных и коммуникационных технологий позволяет повысить качество получаемого образования и более полно удовлетворить потребности обучающихся [4].

Профессиональный стандарт закрепляет необходимость знания педагогом психолого-педагогических основ и методики применения технических средств обучения, электронных образовательных и информационных ресурсов, умения эффективно использовать для освоения учебных дисциплин возможности современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и информационно-коммуникационных [5].

Информационная образовательная среда современного учебного учреждения формируется на основе специализированной информационно-технологической образовательной инфраструктуры. Образовательная инфраструктура позволяет шире применять в учебном процессе информационные и коммуникационные технологии, комбинировать использование электронных и традиционных учебных материалов, создавать специальные средства информационно-технологического развития учебно-воспитательного процесса. Для размещения учебных материалов используются различные платформы электронного обучения.

Обеспечить современный уровень учебного процесса на основе единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования позволяет использовать информационно-технологические средства и электронные учебные материалы, создание которых часто требует повышения квалификации или профессиональной переподготовки педагогических кадров [6].

Образовательный интернет-ресурс целенаправленно создается педагогом и используется в обучающей деятельности. Система электронной поддержки обучения обычно содержит все материалы, необходимые для освоения дисциплины, в том числе и для самостоятельной работы обучающихся. Базы тестовых заданий для самоконтроля, текущего и итогового контроля знаний также размещают на платформе электронного обучения. Корректировка содержания дисциплины педагогом требует своевременного обновления контента образовательного интернет-ресурса.

Профессиональный стандарт определил необходимость не только знания педагогом преподаваемой научной (научно-технической) области и/или профессиональной деятельности, но и методики разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, умения интерпретировать результаты контроля и оценивания. Все эти знания должны применяться и при традиционном формате обучения, и при обучении с использованием образовательного интернет-ресурса.

Рассмотрим основные закономерности обучающей деятельности педагога, активно использующего средства информационных и коммуникационных технологий, и в частности образовательный интернет-ресурс.

Обучение с использованием образовательного интернет-ресурса можно рассматривать как элемент системы непрерывного профессионального образования, имеющий «традиционный» компонентный состав: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. В учебном процессе вся система проектируется и реализуется в соответствии с выбранной педагогической концепцией, с учетом специфики самой предметной области знания, специфики формы обучения, специфики целей образовательного учреждения, возрастных особенности обучающихся.

При проектировании системы обучения и учебно-методического обеспечения обучения необходимо ориентироваться на дидактические принципы, отвечающие основным концептуальным положениям личностно ориентированного подхода в обучении, и специфические принципы, отражающие особенности применения образовательного интернет-ресурса, включая особенности познавательной деятельности обучающихся в их взаимодействии с педагогом и между собой.

Поскольку развитие общества и социальных отношений изменяет требования к системе профессионального образования, то в образовательном процессе следует учитывать закономерности развития общества, а также способности и возможности людей, объективную логику познания.

В настоящее время педагоги все чаще используют методы моделирования, в том числе компьютерного. В условиях информационного общества, когда приоритетной ценностью для человека (в аспекте самореализации) становится его профессиональная компетентность, определяемая знаниями, квалификацией, интеллектуальным и нравственным развитием, многие образовательные системы ориентируются на закономерности гуманистической педагогики, которая в большей степени, чем другие концепции, отражает особенности современного развития общества. Некоторые принципы достаточно устойчивы благодаря логике познавательной деятельности, психическим процессам восприятия информации, ее обработки в соответствии с заданной задачей.

Система обучения, реализующая компетентностный подход, ставит цель − сформировать у обучающихся определенные компетенции, облегчающие в том числе и процесс самореализации в обществе. Компетенция предполагает овладение определенной сумой знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков. Толкование данного термина как сферы отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике, подчеркивает деятельный характер приобретения и владения знаниями. Компетенция объединяет знания, умения и способы поведения для гарантированного достижения результата в конкретной деятельности.

Европейская трактовка понятия «компетенция» включает в себя: знание и понимание; знание как действовать (практическое применение знаний к конкретным ситуациям); знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций для выпускника вуза:

  1. Социальные и политические: персональная ответственность, участие в принятии коллективных решений, в функционировании и улучшении демократических институтов, толерантность.
  2. Межкультурные: понимание различий культур, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий.
  3. Коммуникативная: владение навыками устного и письменного общения на родном и иностранных языках.
  4. Информационная: владение информационными технологиями, способность критически относиться к информации и рекламе, распространяемой в СМИ.
  5. Аутопсихологическая: понимание своих сильных и слабых сторон, способность непрерывно учиться в течение всей жизни, владение технологиями саморазвития и самореализации [7].

Данные компетенции отражают требования государства к уровню компетентности каждого члена общества, который в большей степени зависит от существующей системы образования. Поэтому при проектировании и реализации образовательного процесса желательно уделять должное внимание и формированию вышеперечисленных компетенций.

Высокий уровень профессиональной компетентности современного специалиста невозможен без сформированной в процессе обучения коммуникативной компетентности. Выпускник вуза должен хорошо разбираться в профессиональной и в смежных областях, уметь эффективно взаимодействовать с окружающими, работать в команде, грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения [8].

Выполняемые в процессе обучения групповые задания, проектная командная деятельность, публичные выступления, защита заданий и проектов способствуют формированию коммуникативной компетентности.

Основой для планирования самостоятельной работы, выбора способов проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся должны быть идеи личностно ориентированного обучения.

Основные идеи личностно ориентированного обучения позволили сформулировать базовые принципы организации процесса обучения, в том числе и профессионального:

−          самоактуализации личности;

−          индивидуализации и дифференциации обучения с учетом задатков, интересов и способностей каждого обучающегося;

−          взаимоуважения, открытости в отношениях между педагогом и обучающимися;

−          уважения достоинства личности в процессе общения участников совместного учебного процесса;

−          культуры коммуникации;

−          опоры на положительные качества личности;

−          самостоятельного конструирования знания;

−          устойчивой мотивации познавательной деятельности учащихся;

−          рефлексии собственной деятельности [9].

Все указанные принципы относятся к деятельности педагога и обучающихся, т. е. к системе обучения, создают основу для формирования необходимых каждому цивилизованному гражданину компетенций, и для построения всей системы обучения в любой форме.

В обучающей деятельности целесообразно также опираться на дидактические принципы, уточненные для российской образовательной системы П. И. Пидкасистым:

−          развивающего и воспитывающего характера обучения;

−          научности содержания и методов учебного процесса;

−          систематичности и последовательности;

−                    сознательности, творческой активности учащихся при руководящей роли педагога;

−          наглядности, единства конкретного и абстрактного;

−          доступности обучения;

−          связи обучения с жизнью, с практикой построения гражданского общества;

−                    рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы.

Вышеперечисленные принципы значимы для любой системы обучения, они лишь изменяются содержательно при различных подходах к обучению, в том числе и в условиях личностно ориентированного подхода. На практике принципы были реализованы в различных моделях обучения, в том числе и дистанционного, и показали совпадение в своей основе с пониманием специфики организации образовательного процесса с использованием интернет-ресурса педагога [10].

Информационная составляющая интернет-ресурса и механизмы ее представления должны соответствовать по своим возможностям традиционному образовательному процессу. В частности, структура, содержание и методика использования интернет-ресурса должны отвечать требованию реализации личностно ориентированного, деятельностного и других подходов.

Таким образом, развитие научно-технического прогресса повышает наукоемкость образовательного процесса. Постоянно изменяющийся процесс обучения требует применения новых технологий, выбора методов обучения с учетом особенностей обучающихся, образовательной организации, внешней среды. Следовательно, педагогу уже недостаточно быть компетентным только в базовой предметной и методической области, важно, определяя собственные образовательные потребности и выстраивая индивидуальную траекторию профессионального роста, активно и осознанно заниматься самообучением и саморазвитием. Всё это приводит к необходимости практической реализации непрерывного профессионального обучения и развития педагога.