Full text

Привлекательный внешний облик в различных аспектах рассматривается в культурологических, социологических, этнографических работах, в языкознании, философии и психологии. Современная индустрия красоты, СМИ и социальные сети диктуют нам представление о том, что привлекательный внешний облик является гарантом успешной личной жизни, профессиональной карьеры и синонимом материального достатка, в англоязычных исследованиях есть выражение “beauty pays”, подразумевается, что красота приносит прибыль. При этом те стандарты красоты, которые демонстрируются в СМИ (будь то реклама продуктов питания или фитнес-центра), чаще всего являются труднодостижимыми для среднестатистического человека. В связи с этим в последние годы мы можем наблюдать рост исследований, посвященных изучению внешнего облика и его влиянию на различные аспекты жизни. Однако до сих пор не предпринималось попытки систематизации данных исследований с позиции анализа основных категорий, связанных с привлекательным внешним обликом.

Рассматривая феномен привлекательного внешнего облика, мы можем выделить два основных пласта работ: 1) привлекательный внешний облик как результат оценки другого; 2) привлекательный внешний облик как результат самооценки; каждый из них включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Таким образом, в зависимости от того, кто является объектом и субъектом оценки, можно выделить две большие группы исследований, каждая из которых делится на три подгруппы.

Рассматривая первую группу исследований, мы можем выделить довольно обширное количество работ, посвященных различным аспектам восприятия Другого; стереотипы, убеждения, связанные с формированием первого впечатления и опытом взаимоотношений, который влияет на оценку привлекательности внешнего облика. Так, в американском мюзикле «Золушка» (1995, США) дуэт принца и главной героини звучит как дилемма: «Я люблю тебя, потому что ты красивый? Или ты красивый, потому что я люблю тебя». Кроме того, к исследованиям данной группы можно отнести работы, посвященные различным видам лукизма [1], в том числе этнолукизма [2]. Важно отметить, что лукизм является одной из форм дискриминации, основанной именно на оценке внешнего облика другого и его привлекательности. Так, в ряде исследований [3, 4] показано, что более привлекательные люди чаще получают более высокие оценки во время учебы [5], более высокую заработную плату, они получают меньшее наказание и больше выгод со стороны окружающих людей в различных ситуациях социального взаимодействия. Таким образом, в некоторых работах говорят о «позитивной дискриминации», хотя такое словосочетание может показаться некорректным, поскольку обратная сторона лукизма направлена на людей с менее привлекательным внешним обликом, и это яркая форма проявления дискриминации. Однако сама направленность лукизма подразумевает именно получение выгоды за счет своего внешнего облика. Отдельно можно отметить исследования, посвященные дискриминации людей с нестандартными параметрами внешнего облика (весом, ростом), которая в ряде работ рассматривается как скрытая форма, поскольку чаще всего заключается в отсутствии приспособленного социального пространства для людей с нестандартно большим или малым ростом/весом (сиденья в общественных местах; размер одежды в магазинах; высота поручней и т. д). В то же время несмотря на то, что данные аспекты редко затрагиваются в российских работах, феномен глобализации указывает на усреднение стереотипов о том, как должны выглядеть люди, чтобы их внешний облик оценивался как привлекательный; соответственно, и в российской действительности мы все чаще сталкиваемся с различными скрытыми и явными формами дискриминации по внешнему облику. Однако с позиции понимания феномена в целом важно подчеркнуть, что именно внешний облик и оценка его как привлекательности или не привлекательности запускают механизм дискриминации, т. е. если человек не соответствует предъявляемым обществом нормам, то с большой долей вероятности он будет подвергаться дискриминации. Можно отметить, что феномен категоризации заключается в том, что, воспринимая Другого, о котором мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внешнему облику, выражению лица, одежде, манере движения его категоризируем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу, и, исходя из социального опыта (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, от просмотра художественных и документальных фильмов), мы проецируем на Другого (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания.

В английском языке есть выражение «Красота в глазах смотрящего», поскольку в зависимости от представлений конкретного человека о том, как должен выглядеть человек, чтобы его оценить как «привлекательного», зависит и оценка и формирование отношения к нему, а значит, и построение дальнейших межличностных отношений. В то же время J. Strang и G. V. Stimson [6] понимают под лукизмом культурный аспект категоризации себя и другого как красивых/не красивых, который является основным фактором для выбора характера отношений. Авторы также поднимают вопрос о «нарциссическом лукизме» как завышенной самооценке собственной красоты. Как отмечает В. А. Лабунская [7], «внешний облик становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни… Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». Таким образом, данные работы объединяет вопрос формирования представления о привлекательности внешнего облика Другого в различных ситуациях взаимодействия.

Другой значительный пласт работ раскрывает различные аспекты привлекательного внешнего облика как результат самооценки. В данную группу исследований мы можем отнести как работы, посвященные непосредственно самооценке, самовосприятию (т. е. оценки своего внешнего облика как привлекательного/не привлекательного), так и работы, посвященные различным формам самопрезентации и телесного перфекционизма – как непосредственные действия, направленные на формирование привлекательного внешнего облика. В работе [8] рассматривается взаимосвязь между высказываниями о теле, которые указывают на недостатки (body shame), и самооценке внешнего облика; авторы отмечают, что для женщин характерно связывать чувство собственного достоинства с самооценкой внешнего облика. Это, по мнению авторов, формирует искаженное представление о своем теле и, как результат, влияет на различные проявления в жизни (вплоть до формирования нарушений пищевого поведения). Схожим по значению с самопрезентацией является феномен “self brand”, т. е. создание представления о себе как о бренде. При этом позиционирование себя как бренда включает создание определенного внешнего облика и сопутствующие атрибуты (машина, одежда и т.д.), однако для нашей работы важен сам факт самопредъявления как законченного образа.

В свою очередь, телесный перфекционизм может иметь ряд проявлений в зависимости от личностных особенностей и социокультурных условий. Как отмечают П. М. Тарханова, А. Б. Холмогорова [9], на возникновение неудовлетворенности своим телом могут влиять личностные особенности, особенности взаимодействия в семье, а также социокультурные особенности. Кроме того, авторы подчеркивают, что телесный перфекционизм и неудовлетворенность своим телом могут провоцировать возникновение нарушений пищевого поведения (анорексия, булимия, ожирение), различные аффективные нарушения вплоть до суицидальной готовности. Однако телесный перфекционизм может быть адаптивным и не адаптивным; в первом случае он будет формировать у человека адекватные действия, направленные на коррекцию внешнего облика, в то время как неадаптивный (maladaptive) [10] влияет на удовлетворенность внешним обликом и формирование нарушений пищевого поведения. Таким образом, адаптивный перфекционизм характеризуется постановкой высоких целей и удовлетворением от достижения определенных результатов, тогда как неадаптивный перфекционизм характеризуется нереалистично высокими целями и, как следствие, неудовлетворенностью из-за невозможности их достижения.

Основываясь на классификации внешнего облика для другого В. А. Лабунской [11, 12], мы можем отметить, что существуют способы изменения «внешнего Я личности» на всех трех уровнях параметров: устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики внешности), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения и одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности.

Так, на уровне устойчивых параметров возможно применение различных методов пластической и эстетической хирургии; в современной медицине есть методы, позволяющие изменить не только форму различных черт лица и частей тела, но и рост, а значит, и конституциональные особенности. Также в категорию изменения на уровне устойчивых характеристик мы относим изменение веса человека посредством соблюдения диет, физической нагрузки и т. д. Можно отметить, что статистические данные указывают на рост количества обращения к эстетической и пластической хирургии.

На уровне среднеустойчивых параметров мы можем рассматривать исследования, посвященные влиянию цвета волос на оценку привлекательности другого, макияжа (его наличие/отсутствие, интенсивность и т. д.). Также много работ, посвященных одежде и ее роли в формировании тела, и прежде всего привлекательного тела [13, 14]. «Встречают по одежке» – утверждает народная мудрость, в зарубежных исследованиях термин “appearance management” изучается более 40 лет, и одежда и косметика являются ключевыми феноменами, которые влияют на управление своим внешним обликом. В российской науке существуют исследования в области культурологии, моды, однако роль одежды и оформления внешнего облика с точки зрения психологии недостаточно изучена и рассматривается чаще через призму феномена формирования имиджа. M. Tiggemann и R. Andrew [15], изучая вопрос ежедневного выбора одежды женщинами, отмечают, что он является одним из основных компонентов в процессе «управления внешним обликом». Авторы подчеркивают, что выбор одежды не является импульсивным, а скорее выполняет функцию репрезентации отношения к телу через отношение к костюму. Кроме того, одежда рассматривается как способ формирования представления о красивом теле, являясь способом репрезентации и категоризации тела как красивого/не красивого. В то же время нельзя не отметить такую особенность одежды, как ее этнокультурная и историческая привязка, поскольку мода и понимание того, как должно выглядеть привлекательное тело, менялись в зависимости от эпохи и региона. Внешний вид человека – одежда, прическа, украшения – точно указывает на его место в социальной структуре общества и культурную принадлежность.

Интересным, на наш взгляд, в данном контексте является ряд телесных модификаций, которые находятся на границе устойчивых и среднеустойчивых характеристик, как, например, нанесение татуировки, пирсинг, шрамирование и т. д. Они не меняют конституциональные характеристики, но являются неотъемлемой частью тела на достаточно продолжительный период времени. А. Дворкин отмечает, что как особое явление можно выделить китайское бинтование ног [16].

Динамические характеристики, в свою очередь, изучаются реже, однако J. L. Rennels и A. J. Kayl [17] выделили ряд экспрессивных особенностей, влияющих на оценку привлекательности внешнего облика собеседника. К исследованию роли динамических характеристик также можно отнести исследования, посвященные влиянию улыбки на оценку привлекательности [18–20]; а также влиянию харизмы на оценуе привлекательности [21]

Таким образом, общая схема может быть представлена в виде таблицы.

 

Структура привлекательного внешнего облика

 

Привлекательный внешний облик

Оценка своего внешнего облика

 как привлекательного

Оценка внешнего облика Другого

как привлекательного

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Представление об эталонном внешнем облике

Самооценка

Самоотношение

Самовосприятие

Самопрезентация/телесный перфекционизм; self-brand, формирование эталонного тела (ди­ета, фитнес, пластическая/эстети­ческая хирургия, телесные модификации, выбор одежды, макияжа, прически

Представление об эталонном внешнем облике; стереотипы о привлекательном в. о., убеждения

Формирование симпатии/анти­патии

Дискриминация (лукизм)

В отдельную группу работ можно выделить исследования, посвященные различным гендерным аспектам изучения привлекательного внешнего облика, в зависимости от пола и гендерной идентичности субъекта и объекта оценивания [21, 22]. Также можно отметить: несмотря на то что чаще объектом исследования выступает женщина, в последнее время мужчины также являются объектами изучения. Если рассматривать вопрос развития нарушений пищевого поведения, можно отметить, что в связи с ростом количества пациентов с диагнозами булимия и анорексия первая волна исследований появилась в начале 90-х, а вторую волну можно отнести к началу 2000-х, и интерес к данной проблеме не снижается; в то же время если на этапе «первой волны» женщины чаще, чем мужчины, становились объектами исследования, то «вторая волна» в равной степени изучает особенности расстройств пищевого поведения с целью создания «привлекательного внешнего облика» как у женщин, так и у мужчин. В целом «красота» и «привлекательный внешний облик» стали ценностно значимыми как для женщин, так и для мужчин, поэтому с точки зрения нашей структуры данный фактор не является существенным и может выступать в качестве дополнительного параметра при эмпирических исследованиях, но не включен в основную структуру.

Хотелось бы подчеркнуть, что в зарубежных исследованиях довольно часто привлекательный внешний облик связывают с нарушением пищевого поведения (ожирение, булимия, анорексия), в то время как в отечественных работах данный феномен изучается в меньшей степени. На данный момент не существует статистики о количестве случаев и динамике развития анорексии, булимии и других форм пищевого поведения, однако, на наш взгляд, это может быть обусловлено не отсутствием данных проблем на территории Российской Федерации, а скорее отсутствием статистических данных по этому вопросу. В то же время в российских работах больше уделяется внимания различным аспектам формирования отношения, в том числе дискриминационного, к лицам с различным внешним обликом.

Таким образом, анализ современных работ, посвященных различным аспектам изучения привлекательного внешнего облика, позволяет нам выделить несколько направлений, в каждом из которых можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В то же время важно отметить, что такая структура построена на основании субъекта исследования, однако возможны и иные варианты. В дальнейшем мы планируем более подробно рассмотреть различные аспекты, влияющие на оценку своего внешнего облика как привлекательного и коррекцию/ создание эталонного внешнего облика. Кроме того, важно разработать методический инструментарий, который сможет в полной мере рассмотреть совокупность представлений о себе и Другом, поскольку, исходя из анализа наших прошлых работ [23–25], мы можем предположить, что в случае самооценки внешнего облика и оценки Другого могут существовать различия, связанные с особенностями самовосприятия и самооценки. На данном этапе мы можем констатировать, что существуют различные опросники, анкеты и методики, направленные на изучение такого узкого феномена, однако нет комплекса методик, позволяющих изучить феномен привлекательного внешнего облика как совокупность характеристик, при этом используя небольшое количество различных методов. Однако из-за разрозненности категорий мы видим проблему в разработке такого методического инструментария, поэтому предложенная нами схема должна позволить разработать блоки на каждый из двух блоков, учитывая трехкомпонентную структуру каждого.