Full text

Проблема защиты детей и подростков от вредной информации в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Источников получения подобной информации немало. Однако сегодня одним из наиболее распространенных из них для подрастающего поколения является интернет-среда. Связано это с развитием Интернета как главного поставщика информации в цифровом обществе, с увеличением его влияния как социального института социализации и воспитания, с ростом популярности социальных сетей как сферы межличностного общения, с широким использованием информационно-коммуникационных технологий как неотъемлемого атрибута жизнедеятельности современного человека и др.

Помимо важной информации Интернет содержит многие сомнительные материалы; наряду с просоциальными сайтами там находят пространство для активного продвижения своего контента сайты, представляющие опасность для детей; высока вероятность «встречи» с мошенниками разного рода, вирусными вредоносными программами и пр.

Ежегодно Роскомнадзор, проводя мониторинг СМИ, выявляет имеющиеся нарушения различных законов.

Так, в одном из отчетов Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области указывается, что на первых этапах внедрения Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (сентябрь 2012 г.) были выявлены его нарушения: на телевидении – 24,7%, радио – 32,8%, в печатных изданиях – 47,6%, в электронных СМИ – 81,2% [1]. В другом отчете Роскомнадзора констатируются выявленные нарушения данного закона на телевидении – 11%, радио – 6,5%, в печатных изданиях – 25%, в интернет-СМИ – 40% [2]. Эти данные показательны тем, что дают общее представление о том, где чаще всего ребенок может столкнуться с вредной информацией – в Интернете.

Стоит отметить, что, несмотря на проводимые отдельными авторами исследования, проблема доступности вредной информации в сети Интернет и других современных средствах массовой информации и защиты от нее детей и подростков является недостаточно изученной. В период с 2012 по 2017 г. проблемой исследования влияния негативной информации из сети Интернет на психику детей занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Н. И. Белоногова, С. С. Быкова, Е. Ю. Зотова, М. Лебешева, Е. И. Лобастова, С. В. Пазухина, Е. И. Рассказова, П. Роггендорф, Г. У. Солдатова, С. А. Филиппова и др. [3–7]

Сам термин «информация» имеет большое количество определений в разных источниках. Так, в словаре практического психолога он характеризуется так: «Некие сведения об окружающем мире и идущих в нем процессах – объект хранения, переработки и передачи – воспринимаемые человеком или специальными устройствами» [8].

Согласно Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к вредной информации относится:

1)     побуждающая детей к суициду, а также к действиям, которые причиняют угрозу их жизни;

2)     информация о табачных издельях, алкоголе, наркотических средствах, психотропных или одурманивающих средствах, а также призывы к азартным играм, проституции, попрошайничеству и бродяжничеству;

3)     информация, содержащая нецензурную брань;

4)     порнографические материалы;

5)     оправдывающая противоправное поведение;

6)     отрицающая семейные ценности;

7)     побуждающая к насилию и жестокости по отношению к людям и животным [9].

Несмотря на вступление в действие данного закона, в интернет-среде (и не только там, но и на телевидении, в печатной продукции для детей и других источниках СМИ) вредная информация часто подается как незапрещенная, более того, элементы насилия, а также пропаганды курения или других вредных явлений мы можем наблюдать даже на примере поведения положительных героев. Не всегда можно говорить о целенаправленном призыве к чему-то вредному, но косвенное влияние вредной информации на детей присутствует во многих предназначенных для детей и подростков информационных продуктах, что непосредственно влияет на их психологическое здоровье и психическое развитие. Рассмотрим это подробнее.

Со времен Л. С. Выготского, который одним из первых дал определение понятию «социальная ситуация развития», понимая под ней отношение между ребенком и его средой, представляющее собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в его психическом развитии на протяжении данного возрастного периода [10], в отечественной психологии появилось множество концепций психического развития детей, поддерживающих его основные идеи, но с началом эры Интернета, по мнению Г. У. Солдатовой, начала складываться новая ситуация развития ребенка. Это обусловлено тем, что современная информационно-коммуни­кационная среда сильно влияет на психическое развитие ребенка. Новая ситуация развития несет с собой и новые риски развития [11]. Следовательно, поиск путей защиты ребенка от вредной информации в интернет-среде является одной из важнейших задач в современной науке и обществе.

Проблема получения вредной информации в сети Интернет детьми усугубляется тем, что не все родители осознают масштабы проблемы, не все из них способны следить за контентом, который просматривает их ребенок. Это происходит в том числе потому, что зачастую многие дети лучше своих родителей разбираются в компьютерных технологиях. Из исследования, которое мы провели, стало понятно, что большинство матерей и отцов осознают опасность получения вредной информации их детьми в Интернете, но никаких попыток защиты своего ребенка от такого контента многие не предпринимают, что, конечно же, является негативным моментом.

Для проведения исследования мы разработали специальную анкету, в которую были включены вопросы открытого, закрытого и открыто-закрытого типов с выбором ответов и со свободными вариантами, прямые и косвенные.

 

АНКЕТА

Просим Вас принять участие в опросе, посвященном проблеме защиты детей от вредной информации. Ваши ответы помогут разработать направления совместного взаимодействия по защите Ваших детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Ваш возраст (лет) _________________Пол ________________________

Тип семьи (полная/неполная, другие особенности) ________________

Область профессиональной деятельности/должность ______________

Количество детей в семье ________, их возраст ________, пол ________

1. Знаете ли Вы, какая информация может быть вредной для Вашего ребенка?

  1. Не соответствующая возрасту (о половых отношениях, физиологии, родах и пр.).
  2. Косвенно просветительская, касающаяся вредных привычек (табакокурение, алкоголь, наркотики, нецензурная брань и пр.).
  3. Стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям (сайты самоубийц, порносайты, сайты деструктивных религиозных сект, экстремистов, террористов и пр.).
  4. Формирующая искаженное представление о мире, явлениях, вещах («ребенка нашли в капусте» и пр.).
  5. Приводящая к формированию зависимости от Интернета, азартных игр, компьютерных игр и др.
  6. Формирующая неправильное отношение к себе, другим людям, вещам и пр. (идеал фигуры как у Барби и пр.).
  7. Психотравмирующая (ложь, буллинг, информация о смерти и пр.).
  8. Другое (укажите конкретно).

2. Где Ваш ребенок может получить вредную информацию?

  1. В Интернете.
  2. При просмотре телевизора.
  3. В группе сверстников, компании.
  4. На улице, в общественных местах (реклама, случайные прохожие и пр.).
  5. В школе/детском саду и др.
  6. В семье.
  7. Другое (укажите конкретно).

3. Как вредная информация может повлиять на Вашего ребенка?

  1. Приведет к формированию разного рода зависимостей (интернет-зависи­мость, компьютерная зависимость, зависимость от еды и пр.).
  2. Он перестанет слушаться.
  3. Он приобретет вредные привычки (начнет ругаться матом, курить, распивать спиртные напитки и пр.).
  4. Нанесет психическую травму.
  5. Исказит представление о естественных законах развития, о мире.
  6. Приведет к формированию страхов, фобий (устрашающая информация о ЧС и пр.).
  7. Другое (укажите конкретно).

4. Как можно уберечь ребенка от получения вредной информации?

  1. Установить (договориться с ним) правила просмотра телевизора, работы в Интернете и пр.
  2. Установить на компьютере защитное программное обеспечение.
  3. Обсуждать с ребенком все текущие события, вызывая его на откровенность.
  4. Наблюдать за психическим состоянием, внешним видом своего ребенка, знать содержимое его карманов, портфеля, тумбочек и пр.
  5. Изучать его друзей, социальное окружение, которое может на него влиять.
  6. Проводить профилактические беседы.
  7. Ему должны давать необходимую информацию в школе/детском саду и др.
  8. Другое (укажите конкретно).

5. Какие действия Вы уже предпринимали, чтобы защитить своего ребенка от вредной информации?

6. Контролируете ли Вы, что и сколько по времени ваш ребенок смотрит по телевизору?

7. Контролируете ли Вы, что и сколько по времени ваш ребенок делает в Интернете?

8. Знаете ли Вы круг общения вашего ребенка?

9. Что, на Ваш взгляд, могут предложить школы/детские сады и другие образовательные организации для защиты детей от вредной информации?

  1. Внеклассные мероприятия, просветительские беседы.
  2. Развитие системы социально значимой деятельности (кружки, волонтерская работа и пр.).
  3. Приглашение специалистов, авторитетных людей для обсуждения конкретных ситуаций.
  4. Другое (укажите конкретно).

10. Чем Вы лично можете помочь школе/своей образовательной организации в деятельности по защите детей от вредной информации?

Спасибо за участие в опросе!

 

В исследовании приняли участие родители учащихся начальных классов (3-х классов) и средних классов общеобразовательной школы (8-х классов). По результатам проведенного опроса было выявлено, что 95% респондентов считают, что именно в Интернете их ребенок может получить вредную информацию. Отсюда следует, что родители осознают высокий риск просмотра их детьми вредного контента в интернет-среде. Вторым, по мнению респондентов, источником негативной информации является группа сверстников, а третьим – телевизор. Подробнее это можно наблюдать на рис. 1.

Исходя из результатов опроса, представленных на диаграмме (см. рис. 2), можно сделать вывод о том, что большинство родителей считают самой опасной информацию о негативных социальных явлениях, например о сайтах самоубийц. Это связано с популярностью среди школьников «групп смерти», а также игр «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20» и других, которые поэтапно в виде замысловатой квестовой игры подводят детей к суициду. Можно предположить, что если бы об этих играх не было множества репортажей по телевидению, то очень многие родители оставались бы в неведении о таких негативных социальных явлениях.

 

 

Рис. 1. Где ваш ребенок может получить вредную информацию?

 

 

 

Рис. 2. Знаете ли Вы, какая информация может быть вредной для Вашего ребенка?

 

Далее респондентам были заданы вопросы о контроле времени, которое проводит их ребенок в Интернете; более 85% родителей заявили, что полностью контролируют досуг ребенка за компьютером (см. рис. 3).

Наша анкета содержала два вопроса на одну и ту же тематику, но с разной формулировкой, что позволило выявить ложные ответы родителей на тему контроля за временем провождения в Интернете. Разберем это подробнее.

Ранее респондентам был задан вопрос: «Какие действия Вы уже предпринимали, чтобы защитить своего ребенка от вредной информации?», результаты ответов на который отражены в диаграмме (см. рис. 4).

 

 

Рис. 3. Контролируете ли Вы, что и сколько по времени ваш ребенок делает в Интернете?

 

 

 

Рис. 4. Какие действия Вы уже предпринимали, чтобы защитить своего ребенка

от вредной информации?

 

Проанализировав диаграммы, к сожалению, из данных двух вопросов мы получаем следующее: достаточно большое количество родителей не признались в том, что ничего не делают для защиты ребенка от негативной информации в сети Интернет. Но зато можно сделать вывод о том, что они понимают существование проблемы, раз постеснялись признаться в бездействии.

Самым эффективным способом ограждения ребенка от вредной информации, по мнению родителей, являются просветительские беседы и профилактические беседы (77% ответов). На втором и третьем местах обсуждение текущих событий с ребенком и установка защитного программного обеспечения на компьютер соответственно (см. рис. 5).

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о понимании родителями младших школьников и подростков проблемы возможности получения вредной информации их детьми из интернет-среды. Также можно говорить о том, что не все родители пытаются следить за тем, какой контент смотрят их дети, не говоря уже об ограничении времени провождения за компьютером.

Обсуждая вопросы профилактики вредного влияния негативной информации на современных детей и подростков, мы разработали концептуальную схему, отражающую основные направления активизации деятельности различных субъектов, которые, на наш взгляд, будут способствовать боле эффективному решению обсуждаемой проблемы (см. рис. 6).

 

 

Рис. 5. Как можно уберечь ребенка от получения вредной информации?

 

 

Защита детей от вредной информации

 

Мониторинг СМИ на предмет соответствия информационной продукции для детей и подростков

 

Усилие роли общественных институтов воспитания в профилактике и защите детей и подростков от вредной информации

 

Повышение ответственности родителей, развитие их компетентности в вопросах защиты детей от вредной информации

 

Формирование социально-лич­ностной устойчивости детей и подростков к воздействию вредной информации

 

Рис. 6. Направления активизации различных субъектов в целях осуществления

профилактической деятельности и защиты детей от вредной информации

 

В своем исследовании мы пришли к выводу о том, что ограничительно-запретительный подход в вопросах защиты детей от вредной информации не всегда срабатывает. Ребенка необходимо рассматривать не как «пустой кувшин» (в образном сравнении), в который можно вливать ту или иную информацию, т. е. не как объект, а важно формировать его субъектность, так как субъект, в отличие от объекта, может осознанно делать выбор, самостоятельно принимать решения, ответственно относиться к собственным поступкам, таким образом, он сам определяет, какая информация является негативной, и блокирует ее поступление. Мы считаем, что необходимо не прятать, скрывать, ограждать детей от вредной информации (от всего оградить невозможно), а прежде всего вырабатывать негативное отношение у детей к данной информации на уровне эмоционального отвержения (отрицательное отношение), когнитивных установок (критическое осмысление), мотивации (выработка потребностей изучать, делать что-то хорошее, позитивное, социально значимое), паттернов поведения (поступок порождает привычку, привычка формирует характер, характер оказывает влияние на всю жизнедеятельность человека).

Так как родители, судя по нашему опросу и данным других исследователей, с которыми полученные нами результаты согласуются, понимают проблему легкой доступности вредной информации для их детей, то можно предположить, что в скором времени школьные психологи, по запросу родителей, столкнутся с проблемой формирования социально-личностной устойчивости учащихся к воздействию вредной информации в сети Интернет.

Под социально-личностной устойчивостью мы понимаем интегративное внутриличностное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, которое обусловливает ее направленность, внутреннюю позицию, активность, ответственность, обеспечивает позитивную реализацию в социуме на основе сознательного соотнесения собственного поведения с общественными требованиями, нормами, ценностями.

Так как видов вредной информации, согласно Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», существует несколько, то формировать устойчивость нужно к каждому виду подобной информации. Здесь помогут различные тренинги, консультативно-просветительские мероприятия для детей и родителей, родительские лектории и практикумы, популярные лекции для широкого круга населения с интерактивным обсуждением наиболее острых вопросов, система мероприятий по профилактике насилия, аддиктивного поведения и т. д., использование методов сказкотерапии, которые научат детей воспринимать разные виды вредной информации как зло, которому не надо поддаваться.

Также следует заранее подготовить подрастающее поколение к встрече с возможной вредной информацией, чтобы в дальнейшем она не шокировала ребенка. Чаще всего сильные отрицательные эмоции у детей вызывают жестокость, агрессия, убийства, на втором месте – контент сексуального характера [12, 13].

Требует профилактики и кибербуллинг, которому в Интернете подвергаются некоторые школьники: это часто агрессивные и нецензурные комментарии на странице учащихся, а также запугивания в сети.

Выводы:

  1. В сети Интернет присутствует информация, способная причинить вред психологическому здоровью и психическому развитию детей и подростков.
  2. Большинство родителей осознают проблему легкой доступности вредной информации для их детей в сети Интернет, однако не все из них в должной степени обеспечивают защиту своих детей от подобного рода информации.
  3. Ограничительно-запретительный подход в вопросах защиты детей от вредной информации не дает нужного эффекта. Для решения данной проблемы целесообразно ориентироваться на субъектный подход, который во главу угла ставит развитие субъектности ребенка с выработкой соответствующего отношения к любой вредной информации.
  4. У подрастающего поколения важно формировать социально-личностную устойчивость к восприятию вредной информации.