В сознании обычного человека всё больше закрепляется представление о том, что привлекательный внешний облик является преимуществом, обусловливающим успех в различных сферах жизнедеятельности. Данное представление подкрепляют исследования, в которых утверждается, что оценки внешнего облика оказывают влияние на различные аспекты взаимодействия: от того, какую оценку получает внешний облик человека, зачастую зависят перспективы человека – начиная от сферы романтических отношений и заканчивая профессиональной сферой. Так, известно, что эстетические оценки внешнего облика обусловливают успех у противоположного пола и принятие решения о знакомстве [1, 2], принятие решения при приеме на работу, ее престижности и размере заработной платы [3, 4]. Не является исключением и сфера образования, где оценки внешнего облика преподавателя связывают с успешностью взаимодействия «преподаватель – студент». Так, Э. Э. Яворской было проведено социолингвистическое исследование с целью выявления у обучающихся в образовательном учреждении сформировавшихся образов преподавателя и оценок самих себя в процессе обучения [5]. По результатам данного исследования было установлено: 41% респондентов считает, что внешний вид преподавателя определенно влияет на учебный процесс, 43% выбрали ответ «не влияет». При этом 10% участников исследования отметили, что внешний вид преподавателя «отвлекает внимание» от изучаемой дисциплины, а 6% считают, что внешний вид преподавателя «мешает восприятию информации».
Можно заметить, что в исследованиях стереотипов студентов о преподавателях, об «идеальном» преподавателе, имидже преподавателя важная роль отводится внешнему облику. Так, в исследовании Л. Н. Колесниковой было выявлено, что 99% студентов из числа анкетируемых отметили, что преподаватель должен быть интеллигентен, обаятелен и привлекателен, опрятен и аккуратен, а внешний вид должен соответствовать профессии [6]. Из данных исследования Т. А. Парфеновой, Т. В. Михайловой видно, что к характеристикам «идеального» преподавателя российские студенты относят внешнюю привлекательность (характеризуемую студентами как опрятность, интеллигентность и наличие вкуса) [7]. В работе Л. П. Иноземцевой было показано: молодые люди считают, что преподаватель должен обладать такими характеристиками, как опрятность, красота, привлекательность, элегантность, эффектность; он должен быть подтянутым, с хорошей фигурой и с ухоженными волосами; должен быть стильным и симпатичным, выглядеть безупречно, одетым в тщательно подобранный костюм [8]. Таким образом, можно отметить, что в представлениях молодых людей о преподавателях важная роль отводится внешнему облику, где молодые люди оценивают внешний облик преподавателя по таким критериям, как эстетические оценки и соответствие внешнего облика профессиональной роли. Вместе с тем при достаточно большом разнообразии работ, посвященных стереотипам о педагогах и преподавателях, мы не обнаружили исследований, в которых бы рассматривались стереотипы, актуализирующиеся на основе их внешнего облика.
В ряде известных социально-психологических работ рассматривается стереотип физической привлекательности, когда физически привлекательные люди позитивно оцениваются и наделяются социально желательными характеристиками [9, 10]. Однако мы не обнаружили исследований, в которых бы изучались стереотипы о преподавателях, актуализирующихся на основе их внешнего облика, дифференцированных по критерию привлекательный/непривлекательный. Поэтому наша работа была посвящена изучению “Аppearance”-стереотипов преподавателей, под которыми мы понимаем упрощенные, обобщенные эмоционально окрашенные представления о преподавателях, актуализирующиеся на основе их внешнего облика.
Цель данного исследования – сравнительноеизучение особенностей “Аppearance”-стереотиповпреподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом у студентов. Эмпирическим объектом исследования выступили 73 студента направлений «Филология» и «Психология» в возрасте от 18 до 25 лет, преимущественно женщины (68 женщин, пять мужчин). Предмет исследования – содержание и степень позитивности/негативности “Appearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом. Гипотеза исследования:содержание и степень позитивности/негативности “Appearance”-стереотипов преподавателей могут быть обусловлены аттрактивностью их внешнего облика (понятия аттрактивности и привлекательности мы рассматриваем как синонимы). С целью проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи: 1) модифицировать методический инструментарий для изучения “Appearance”-стереотипов преподавателей; 2) осуществить сравнительный анализ “Аppearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом у студентов.
Методика и методы исследования. С целью изучения “Аppearance”-стереотипов применялась методика, созданная на базе биполярной шкалы «Диагностика содержания и степени позитивности/негативности “Аppearance”-стереотипов» (В. А. Лабунская, А. А. Бзезян, 2013) [11, 12]. Для определения содержания и степени позитивности/негативности “Аppearance”-стереотипов рассматривались оценки (по пятибалльной системе) соответствия личностных характеристик преподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом (мужчин и женщин): 16 позитивных личностных характеристик и 16 негативных личностных характеристик. При помощи данной методики определялись содержание и степень позитивности четырех “Аppearance”-стереотипов: “Аppearance”-стереотипы преподавателей мужчин и женщин с привлекательным внешним обликом, “Аppearance”-стереотипы преподавателей мужчин и женщин с непривлекательным внешним обликом. Для определения различий в оценках соответствия личностных характеристик преподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом применялся t-критерий парных выборок. С целью определения содержания (ядра и периферии) “Аppearance”-стереотипов использовалась процедура квартилирования.
Процедура исследования. На основе описательных статистик были получены средние показатели оценок соответствия позитивных и негативных личностных характеристик преподавателейс привлекательным и непривлекательным внешним обликом (мужчин и женщин), что отражено на рисунке.
Средние показатели оценок соответствия позитивных и негативных личностных характеристик преподавателей (мужчин и женщин) с привлекательным и непривлекательным внешним обликом
Анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что “Appearance”-стереотипы преподавателей с привлекательным внешним обликом имеют достаточно высокую степень позитивности и низкую степень негативности по сравнению с “Appearance”-стереотипами преподавателей с непривлекательным внешним обликом, вне зависимости от их гендерного статуса.
Показатели распределения по критерию Колгмогорова – Смирнова позволили сделать вывод о том, что оно является нормальным, что обусловило выбор параметрического t-критерия парных выборок с целью определения статистически значимых различий в оценках студентами соответствия личностных характеристик преподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом. В целом оценки соответствия позитивных и негативных личностных характеристик зависят от того, является ли внешний облик преподавателя привлекательным либо непривлекательным для студентов. Этот вывод подтверждают данные сравнительного анализа (t-критерий парных выборок, табл. 1) оценок соответствия позитивных и негативных личностных характеристик преподавателей с привлекательным и не привлекательным внешним обликом.
Таблица 1
Пары сравнений |
t |
Значимость (2-сторонняя) |
ППВОжПХ – ПНВОжПХ |
7,125 |
,000 |
ППВОмПХ – ПНВОмПХ |
7,152 |
,000 |
ППВОжНХ – ПНВОжНХ |
-4,978 |
,000 |
ППВОмНХ – ПНВОмНХ |
-6,785 |
,000 |
Условные обозначения: ППВО – преподаватели с привлекательным внешним обликом; ПНВО – преподаватели с непривлекательным внешним обликом; ПХ – позитивные характеристики; НХ – негативные характеристики; м – мужчины; ж – женщины.
В соответствии с показателями t-критерия парных выборок, представленными в табл. 1, можно констатировать, во-первых, что участники исследования (студенты) намного выше оценивают соответствие позитивных личностных характеристик преподавателей (мужчин и женщин) с привлекательным внешним обликом по сравнению с преподавателями с непривлекательным внешним обликом. Во-вторых, студенты значимо выше оценивают соответствие негативных личностных характеристик преподавателей с непривлекательным внешним обликом. Полученные данные позволяют констатировать, что более позитивными являются “Аppearance”-стереотипы преподавателей с привлекательным внешним обликом, а “Аppearance”-стереотипы преподавателей с непривлекательным внешним обликом являются более негативными.
С помощью процедуры квартилирования была рассмотрена структура “Аppearance”-стереотипов, были выделены их ядро и периферия, что позволяет осуществить содержательный анализ и выделить те личностные характеристики, которые чаще всего оценивались студентами как соответствующие преподавателям с привлекательным и непривлекательным внешним обликом (см. табл. 2).
В ядро “Аppearance”-стереотипов вошли те характеристики, которые чаще всего рассматриваются участниками исследования как соответствующие и в большей степени соответствующие, чем не соответствующие (3,1–4 балла). Периферия “Аppearance”-стереотипов отражает те характеристики, которые скорее соответствуют, чем не соответствуют (2,7–3 балла) (за основу были взяты самые высокие показатели верхнего и среднего квартилей). Самые высокие оценки соответствия личностных характеристик, вошедших в ядро, наблюдаются в стереотипах преподавателей с привлекательным внешним обликом, а самые высокие показатели соответствия личностных характеристик, которые образуют периферию, наблюдаются в стереотипах преподавателей с непривлекательным внешним обликом.
Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что содержание (ядро и периферия) “Аppearance”-стереотипов преподавателей – мужчин и женщин – с привлекательным внешним обликом наполнено исключительно позитивными личностными характеристиками. Студенты отмечают у преподавателей, имеющих привлекательный внешний облик, совокупность таких личностных черт, которые указывают на их уверенность и целеустремленность, общительность, ум, считают их веселыми. В зависимости от гендерного статуса преподавателя различия в содержании ядра стереотипов являются несущественными. Преподаватели с привлекательным внешним обликом воспринимаются также как добрые и довольные, дружелюбные и открытые, бескорыстно действующие, неординарные, независимые, спокойные и расслабленные. Данные характеристики включены в периферию стереотипов и оценивались студентами как в большей степени соответствующие, чем не соответствующие. Все эти личностные характеристики подчеркивают интеллект и волю, коммуникабельность, позитивное отношение к другим преподавателей с привлекательным внешним обликом в глазах студентов.
Таблица 2
Личностные характеристики |
Преподаватели-женщины с привлекательным внешним обликом |
Преподаватели-мужчины с привлекательным внешним обликом |
Преподаватели-женщины с непривлекательным внешним обликом |
Преподаватели-мужчины с непривлекательным внешним обликом |
Веселый |
4,0 |
4,0 |
3,0 |
3,1 |
Общительный |
4,1 |
4,2 |
3,3 |
3,2 |
Притягательный |
4,4 |
4,2 |
2,4 |
2,4 |
Серьезный |
3,3 |
3,5 |
3,7 |
3,4 |
Добрый |
4,0 |
3,7 |
3,1 |
3,2 |
Дружелюбный |
4,0 |
3,8 |
3,1 |
3,1 |
Спокойный |
3,3 |
3,4 |
2,9 |
3,2 |
Целеустремленный |
4,2 |
4,1 |
3,5 |
3,5 |
Открытый |
3,9 |
3,8 |
3,0 |
3,2 |
Умный |
4,1 |
4,1 |
3,9 |
3,8 |
Уверенный |
4,2 |
4,1 |
3,0 |
3,1 |
Довольный |
3,9 |
4,0 |
2,7 |
2,7 |
Неординарный |
3,2 |
3,1 |
2,9 |
2,8 |
Независимый |
3,8 |
3,9 |
3,1 |
3,3 |
Бескорыстно действующий |
3,6 |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
Расслабленный |
3,2 |
3,6 |
2,6 |
2,5 |
Грустный |
2,2 |
2,1 |
2,5 |
2,5 |
Замкнутый |
2,0 |
2,0 |
2,6 |
2,5 |
Отталкивающий |
1,7 |
1,6 |
2,7 |
2,8 |
Злой |
2,2 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
Легкомысленный |
2,0 |
2,0 |
2,6 |
2,4 |
Враждебный |
1,8 |
1,8 |
2,3 |
2,2 |
Тревожный |
2,0 |
1,8 |
2,3 |
2,3 |
Не знает, чего хочет |
1,8 |
1,7 |
2,3 |
2,2 |
Скрытный |
2,0 |
2,1 |
2,7 |
2,8 |
Глупый |
1,8 |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
Неуверенный |
1,8 |
1,7 |
2,5 |
2,4 |
Недовольный |
2,0 |
1,8 |
2,9 |
2,7 |
Обычный |
2,7 |
2,4 |
3,1 |
3,1 |
Зависимый |
1,9 |
1,7 |
2,3 |
2,3 |
Эгоистичный |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Напряженный |
2,1 |
1,8 |
2,8 |
2,8 |
Примечание. Жирным шрифтом выделены личностные характеристики, вошедшие в ядро “Аppearance”-стереотипов, курсивом выделены характеристики, представляющие периферию.
В ядро “Аppearance”-стереотипов преподавателей – мужчин и женщин – с непривлекательным внешним обликом входят такие характеристики, как ум, целеустремленность, общительность, дружелюбие, доброта, независимость. Данные характеристики совпадают с ядром стереотипов преподавателей с привлекательным внешним обликом, однако степень соответствия является более низкой – характеристики оцениваются студентами как скорее соответствующие, чем не соответствующие преподавателям с непривлекательным внешним обликом (кроме такой характеристики, как «ум» – 3,8; 3,9 балла – «соответствует»). То же самое можно сказать и о тех личностных характеристиках, которые вошли в периферийный слой стереотипов преподавателей с непривлекательным внешним обликом: их соответствие оценивается в пределах 3,1 балла, т. е. участники исследования полагают, что личностные характеристики, вошедшие в периферийный слой, скорее соответствуют им, чем не соответствуют. В отличие от стереотипов преподавателей с привлекательным внешним обликом, периферия стереотипов преподавателей с непривлекательным внешним обликом наряду с позитивными личностными характеристиками (веселый, дружелюбный, спокойный, открытый, уверенный, неординарный) включает негативные личностные характеристики, которые также оцениваются студентами в этом же пределе (как в большей степени соответствующие, чем не соответствующие). Преподаватели с непривлекательным внешним обликом воспринимаются как обычные, скрытные, напряженные, недовольные и отталкивающие. Исходя из этого, можно сказать, что содержание “Аppearance”-стереотипов преподавателей с непривлекательным внешним обликом имеет негативный оттенок.
Таким образом, в результате проведенного анализа “Аppearance”-стереотипов можно сделать следующие выводы:
- Степень позитивности “Аppearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным внешним обликом намного выше, “Аppearance”-стереотипы преподавателей с непривлекательным внешним обликом значимо негативнее, что подтвердилось на статистическом уровне.
- Если содержание “Аppearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным внешним обликом состоит из личностных характеристик, соответствие которых оценивается однозначно – «соответствуют», то содержание “Аppearance”-стереотипов преподавателей с непривлекательным внешним обликом носит вероятностный характер – «в большей степени соответствуют, чем не соответствуют».
- Несмотря на то что большинство студентов вне зависимости от внешнего облика в содержание стереотипа о преподавателях включают такие личностные характеристики, как ум, целеустремленность, общительность, дружелюбие и доброта, можно выделить те личностные характеристики, которые приписываются на основании дифференциации внешнего облика преподавателя по критерию привлекательный/непривлекательный. В отличие от содержания “Аppearance”-стереотипов преподавателей с непривлекательным внешним обликом, в ядро “Аppearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным внешним обликом входят такие характеристики, как «уверенный», «веселый», «притягательный» и «довольный». В отличие от содержания “Аppearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным внешним обликом, в ядро “Аppearance”-стереотипов преподавателей с непривлекательным внешним обликом входит такая характеристика, как «серьезный».
- Ядро и периферия “Аppearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным внешним обликом наполнены исключительно позитивными личностными характеристиками, тогда как периферия “Аppearance”-стереотипов преподавателей с непривлекательным внешним обликом наряду с позитивными личностными характеристиками, оценивающимися как «в большей степени соответствуют, чем не соответствуют», включает также негативные личностные характеристики, которые оцениваются студентами в этом же пределе. Преподаватели с непривлекательным внешним обликом воспринимаются как обычные, скрытные, напряженные, недовольные и отталкивающие, из чего можно заключить, что “Аppearance”-стереотипы преподавателей с непривлекательным внешним обликом имеют негативный оттенок.
Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение: степень позитивности/негативности и содержание “Аppearance”-стереотипов преподавателей обусловлены аттрактивностью их внешнего облика.