Full text

Служебная деятельность полицейских связана с различными негативными факторами, влияющими на физическое и психологическое состояние сотрудника. Работа в условиях высокой степени риска, связанная с правомерным применением огнестрельного оружия, предполагает умение правильно и профессионально действовать в экстремальных ситуациях. Более того, психологическая готовность к применению оружия является неотъемлемой частью профессионального мастерства [1]. В связи с этим профессиональные умения и навыки применения огнестрельного оружия предполагают умение сотрудника самовосстанавливаться (психологически и физически) после разрешения ситуации, возможность отдыха и реабилитации организма. С другой стороны, воздействие неблагоприятных факторов оперативно‐служебной деятельности служит источником возникновения и развития состояний психической дезадаптации и неблагоприятных изменений личности [2].

Отрицательные стресс-факторы, влияющие на готовность полицейских к правомерному применению оружия, по нашему мнению, целесообразно разделить на внешние и внутренние. Парадокс ситуации заключается в том, что при несении службы, выполняя должностные обязанности по охране общественного порядка и оказанию помощи гражданам, сотрудник полиции прежде всего психологически находится под влиянием негативных факторов и тенденций (в том числе со стороны населения), перечисленных ниже.

Во-первых, моральное и физическое противодействие со стороны лиц, нарушивших законодательство (ненормативная лексика, оскорбления и физическое сопротивление сотрудникам полиции при задержании). Большая часть правонарушений совершается лицами в состоянии опьянения, агрессивными, ранее судимыми, поднадзорными или состоящими на учете в ОВД.

Во-вторых, как ни странно, отрицательное отношение к полиции части общества, которое выражается в недовольстве и негативных высказываниях в адрес полицейских внешне добропорядочных граждан. В качестве примера можно привести поведение и неодобрительную реакцию водителей транспортных средств, остановленных сотрудниками ГИБДД для формальной проверки документов либо совершивших незначительные нарушения ПДД, в качестве наказания которым применяется профилактическая беседа со стороны сотрудников полиции. Вспомним горящие глаза контролера в муниципальном транспорте, с непреодолимым желанием обязательно проверить наличие билета у сотрудника полиции, воспользовавшегося услугами общественного транспорта, комплексы бабушек у подъезда дома, когда добросердечные гражданки, будучи свидетелями задержания административного правонарушителя, проявляя мотивированное материнством чувство заступничества, начинают осуждать полицейских словами: «Что вы к нему пристаете, шел мужчина, никого не трогал, ну и что, что он пьяный в общественном месте». И это несмотря на то, что нетрезвый гражданин впоследствии, придя домой, сам может совершить противоправные действия или стать объектом применения насилия (с целью грабежа или кражи) со стороны других правонарушителей. В результате в обществе формируется ложное отрицательное отношение к блюстителям порядка. При этом часть правонарушений является латентной в связи с отсутствием уверенности населения в их пресечении полицейскими.

В-третьих, несмотря на проведенную реформу МВД и отсутствие «палочной» системы при оценке результатов служебной деятельности, в подразделениях еще существуют так называемые контрольные показатели и цифры аналогичного периода прошлого года, которые зачастую играют основную роль при подведении итогов несения службы. Перспектива выявления и пресечения определенного количества правонарушений является непререкаемой истиной, которой подчиненные сотрудники, учитывая субординацию и командную вертикаль, обязаны следовать. Поэтому при несении службы сотрудники органов внутренних дел изначально находятся под воздействием внешних стресс-факторов, которых не должно быть. Сотрудник полиции вынужден отказаться от превентивных мер, профилактических бесед и чувствовать себя неким роботом (механизмом) по обязательному поиску, выявлению и пресечению правонарушений, согласно определенным контрольным цифрам. В результате возникает аналогия со слоеным тортом, когда, с одной стороны, согласно приказам руководителей, необходимы адекватные (устраивающие руководителей) результаты работы, с другой стороны, полицейский сталкивается с моральным противодействием законопослушной части населения. Необходимо принять во внимание факты неповиновения (физического сопротивления) и вербальных оскорблений нецензурной бранью полицейских правонарушителями.

В-четвертых, помимо выявления правонарушений в соответствии с контрольными цифрами по общему количеству существуют постатейные показатели. Таким образом, при подведении итогов служебной деятельности за отчетный период, когда общая цифра количества правонарушений оказывается выполненной в пределах утвержденных показателей, проводится постатейный анализ выявленных правонарушений. В этом случае руководители отчитываются за допущенные снижения выявления отдельных правонарушений (например, на улицах и в общественных местах и др.). Для увеличения доли выявленных правонарушений активно проводятся рейдовые мероприятия, в которых, как правило, задействуется личный состав сотрудников ОВД в свободное от службы время. В результате из-за отсутствия времени и выходных дней для решения накопившихся проблем в семьях сотрудников полиции возникают бытовые сложности и проблемы.

В-пятых, помимо выявления и пресечения правонарушений на сотрудников полиции возлагаются обязанности по исполнению решений уполномоченных должностных лиц ОВД по взысканию административных штрафов, наложенных на виновных граждан. В результате при подведении итогов несения службы анализируется количество взысканных штрафов и сумма, уплаченная правонарушителями. Для снижения дебиторской задолженности по штрафам в свободное от службы время сотрудниками полиции проводятся целевые рейдовые мероприятия, которые также сокращают количество времени, предоставленного полицейским для отдыха в кругу семьи.

Помимо физического сопротивления и психологического противодействия со стороны правонарушителей большое значение имеют взаимоотношения внутри коллектива, в котором общаются и несут службу сотрудники полиции. Взаимоотношения в любом коллективе условно можно разделить на две составляющие: начальник (командир) – сотрудник и сотрудник – сотрудник. Взаимоотношения сотрудника с командирами основываются на принципе подчиненности и субординации, стиль общения официально-деловой. Авторитарно-приказной способ руководства с оттенками высокомерия и превосходства со стороны командиров приводит к дополнительному психологическому воздействию на сотрудника полиции, который чувствует себя морально подавленным и не горит желанием выполнять распоряжения таких начальников. Внутри коллектива может существовать психологический барьер, который увеличивает непонимание и недоверие между командирами и подчиненными. Проводя значительную часть времени на службе, сотрудник иногда вынужденно испытывает психологический дискомфорт от непонимания со стороны командиров и начальников. «Нормальная» ненормированность рабочего дня предполагает нахождение на службе до момента подведения итогов, напрямую и пропорционально связанных с достигнутыми контрольными результатами несения службы. После подведения итогов сотрудник полиции может уйти домой раздраженным и перенести чувство моральной подавленности и недовольства в семью. Серьезным фактором, влияющим на психологическое состояние сотрудника полиции и его готовность к правомерному применению оружия, являются взаимоотношения с коллегами в коллективе. В процессе организации несения службы сотрудниками полиции начальники и командиры руководствуются принципом достижения намеченных результатов работы, который является основным и превалирует над задачей поощрения правосознательного поведения граждан сотрудниками полиции. Исходя из этого, никто не задумывается о психологической совместимости сотрудников полиции, их темпераменте, особенностях характера, возможности/невозможности нести службу вместе в составе наряда. Рекомендации психологов о совместимости/несовместимости полицейских для несения службы в составе автопатруля или на пешем посту отсутствуют. Противоречие ситуации заключается в том, что вооруженные сотрудники полиции вместо профилактики и охраны общественного порядка занимаются поиском правонарушителей для выполнения поставленных задач (показателей несения службы). При этом профессиональная компетенция и готовность к правомерному применению огнестрельного оружия оставляют желать лучшего, так как сотрудник зацикливается на выполнении каждодневных рутинных задач по поиску правонарушителей и доставлению их в отдел полиции. Правовые знания действующего законодательства (обязанности и права сотрудников полиции) необходимо подкреплять психологической уверенностью и практическим опытом, формирующимся при несении службы. Каждый сотрудник должен быть уверен в компетентности и правомерности принятого решения (в том числе при применении огнестрельного оружия), тогда как в служебных коллективах полицейских распространено мнение боязни применения оружия, которое опытные и бывалые сотрудники передают молодым: тебя затаскают в следственный комитет, не отпишешься, потом уволят, лучше не извлекать табельное оружие из кобуры. Таким образом, к сожалению, у молодых сотрудников изначально формируется боязнь применения огнестрельного оружия при несении службы.

Занятия по служебной подготовке не всегда проводятся в соответствии с утвержденным планом. Проверка знаний действующего законодательства по условиям и порядку применения огнестрельного оружия на разводах и инструктажах происходит не ежедневно, командиры и начальники ограничиваются постановкой задач по достижению результатов несения службы. Вместо изучения различных приемов борьбы и задержания (ограничения подвижности правонарушителей) занятия по боевой подготовке сводятся к выполнению игровых заданий и упражнений.

В плановых учебных стрельбах, как правило, задействуется личный состав, заступивший на службу. Для участия в стрельбах в свободное от службы время сотрудники пребывают неохотно, периодически выполняют стрелковое упражнение не из своего табельного оружия.

В отделах и подразделениях практически отсутствует наставничество, когда на службу в составе наряда постоянно заступают наставник и подшефный, при этом опытный сотрудник делится знаниями, навыками, умениями, секретами профессии и внушает уверенность молодому коллеге. Необходимо отметить уменьшение количества полицейских династий, что отрицательно влияет на имидж и престиж выбранной профессии полицейского. Отношения в служебном коллективе, помощь командиров и наставников оказывают большое влияние на психологическую уверенность и готовность сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия.

Кроме изложенного выше, необходимо проанализировать роль психологов в подразделениях ОВД. Полицейские психологи выполняют функции сотрудников кадровых аппаратов, работают с кандидатами на службу, проводят их тестирование, дают психологическое заключение, помогают формировать личные дела. Периодически проводят обследование морально-психологического климата в подразделении, результаты которого доводятся до руководства. В то же время не просматривается принципиального отношения к проблемам сотрудников, требующим дополнительных воспитательных мероприятий, проверки по месту жительства психологами не проводятся, участия в проверках несения службы на постах и маршрутах патрулирования психологи не принимают. По окончании несения службы личный состав в кабинет психологической разгрузки не вызывается, поручительства на кандидатов для несения службы и перехода на другую должность психологи зачастую не пишут. Таким образом, нет должного взаимодействия с начальниками служб и командирами подразделений, работа психологов сводится к общению с кандидатами на службу, в то время как работа с действующими сотрудниками, несущими службу с табельным огнестрельным оружием, проводится крайне фрагментарно и непостоянно. Отсюда возникает недоверие и подозрительность при общении полицейских с психологом, стремление закрыться и не излагать мысли: «А зачем мне проходить это тестирование, кому и с какой целью будет предоставлена информация?» Участия в служебных расследованиях по фактам применения оружия психологи не принимают, выводы и рекомендации о необходимости реабилитации сотрудников, применивших оружие, не представляются. Сотрудник, применивший оружие, в случаях, если никому не причинены травмы, вред здоровью или смерть, на обследование и реабилитацию не направляется. При проведении служебной проверки для установления правомерности применения оружия сотрудники полиции остаются без психологической и юридической поддержки со стороны психологов и командиров подразделений. При этом полицейские, применившие оружие, самостоятельно доказывают сотрудникам следственного комитета правомерность и обоснованность применения оружия в сложившихся обстоятельствах при несении службы. Все внешние негативные факторы, указанные выше, отрицательно воздействуют на психологическую готовность сотрудников ОВД к правомерному применению огнестрельного оружия.

К внутренним факторам, оказывающим влияние на сотрудников внутренних дел, относится атмосфера в семье и состояние здоровья полицейского. Не сумев отключиться от неприятностей на службе, сотрудники приходят домой раздраженными, возбудимыми, с непонятной реакцией агрессии, выхолощенные нежеланием общаться и уходом в себя. Отсюда появляются проблемы непонимания и отсутствия общих тем для обсуждения и разговора в семье, в конечном итоге приводящие к ухудшению взаимоотношений и достаточно высокому проценту разводов в среде полицейских, которые напрямую влияют на психологическое состояние сотрудников при несении службы. Ненормированный рабочий день, ограниченность и кастовость общения (вне службы сотрудники контактируют между собой, зачастую неуютно чувствуют себя в компаниях не полицейских, не говорят о своей профессии малознакомым людям), обсуждение в разговорах проблем по работе приводят к искусственному сужению круга общения, неприятностям в семье (размолвкам), которые влияют на психологическое состояние полицейского. Проверки сотрудников по месту жительства со стороны командиров и руководителей проводятся нерегулярно и формально, без участия ответственных за воспитательную работу, с соседями сотрудников собеседования не проводятся. Информация по поведению сотрудников в быту практически отсутствует. Перед заступлением на службу сотрудник находится под воздействием семейных проблем (непонимание, кредитные долги и др.), которые не дают возможность сосредоточиться на выполнении должностных обязанностей и влияют на быстроту реакции полицейского на нештатные ситуации, психологическую готовность сотрудника полиции к применению оружия. При выполнении служебных обязанностей важную роль играет состояние здоровья и психологическое самочувствие полицейского. Отрицательными факторами являются наличие заболеваний, температуры, нервное и физическое переутомление, ненормированный рабочий день, переработка при несении службы, отсутствие взаимопонимания со стороны коллег и командиров. При неумении восстанавливать кондиции и тонус за счет саморегуляции возникает общая усталость и изношенность организма, увеличивается количество заболеваний, приобретенных за годы службы. У сотрудников полиции возникает стремление дотянуть до пенсии по выслуге лет и желание уволиться на фоне нерешенных бытовых вопросов и кризиса среднего возраста.

Таким образом, просматривается обоюдное влияние проблем в семье и на службе на психологическую готовность сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия. Когда перед службой сотрудник думает о семейно-бытовых проблемах, на инструктаже ставится задача по выполнению контрольных показателей по пресечению правонарушений, которые определены руководством, после подведения итогов для психологической разгрузки полицейские воспитателями и психологами не приглашаются. По окончании службы сотрудник уходит домой для самостоятельного решения возникших вопросов.

При этом необходимо отметить и подчеркнуть, что ситуации и обстоятельства применения огнестрельного оружия полицейскими характеризуются правовой ответственностью за свои действия, минимальным промежутком времени, короткой дистанцией, динамикой развития событий, сопротивлением правонарушителей, наличием стрессовых факторов, при воздействии которых сотрудник должен принять правильное решение. В экстремальных, нештатных ситуациях сотрудники ОВД должны мобилизовать имеющийся опыт, физические и моральные ресурсы организма для обеспечения правопорядка и соблюдения законности, при этом большое значение имеет своевременная помощь коллег при пресечении правонарушений, индивидуальная профессиональная и психологическая готовность и способность к применению имеющихся знаний, умений, навыков для пресечения правонарушений. Все названные факторы в совокупности формируют степень компетентности сотрудника полиции и определяют уровень его готовности к применению оружия при несении службы.