Проблематика «спорных государств» получила сегодня достаточно широкое распространение. Современная политическая карта включает в себя большое количество политико-территориальных образований, претендующих на занятие своего места в системе международных отношений. В мире насчитывается несколько десятков государственных образований с оспаривающимся политическим статусом. Территории с подобным статусом представляют сегодня большой интерес для научных исследований, так как модель их государственного устройства ранее подробно не исследовалась. На сегодняшний день непризнанные и «спорные государства» приковывают к себе большое внимание как ученых, так и политиков. Термин «спорное государство» вызывает множество вопросов: в чем суть проблемы в определении их статуса, почему эти образования претендуют на статус государства, как регулируются отношения между подобными акторами международных отношений и всеми остальными, какую форму используют эти государства? Однако, несмотря на значительный интерес, проявляемый специалистами к данному феномену, в теоретическом плане проблематика «спорных государств» пока разработана недостаточно полно. Для понимания природы данного явления в первую очередь необходимо четко определить весь набор характеристик, присущих состоявшемуся или признанному государству, раскрыть понятие «спорного государства», устойчивые признаки данной группы государств и т. д.
Понятие «спорное государство» является достаточно широким по содержанию и включает в себя несколько типов проблемных политико-территориальных образований. Впервые данный термин был введен в научный оборот Д. Гелденхейсом, им же к категории «спорных государств» были отнесены двенадцать типов проблемных политико-территориальных образований: непризнанные или нераспознанные государства, де-факто признанные государства, юридические образования подобно государствам, квазигосударства, номинальные государства, псевдогосударства, государство в государстве, окологосударственные образования, нации без государств, территории с особым суверенитетом, негосударственные акторы, протогосударства [1]. Качество данной классификации ставится некоторыми учеными под сомнение ввиду отсутствия, например, четких критериев типологизации [2]. Тем не менее само введение термина «спорное государство» имеет положительное значение для науки, вне зависимости от содержательного наполнения данного термина. Существующая при этом неразвитость и скудность терминологического содержания данной темы объясняется сравнительно небольшим количеством исследований на тему «спорных государств», что, с другой стороны, может рассматриваться в положительном ключе: терминологическая неразвитость оставляет место для «маневра», наполнения данной темы новыми содержанием и определениями. При разрешении вопросов терминологического характера применительно к теме «спорных государств» стоит исходить из того, что схожие по своей сути понятия используются для обозначения одних и тех же явлений. Например, термин «спорное государство» равносилен термину «частично-признанное государство», т. е. может использоваться для обозначения тех государств, суверенитет которых признан определенной группой субъектов международного права и не признан другой. Особняком должен стоять термин «непризнанное государство», т. е. государство, суверенитет которого не признан ни одним субъектом международного права. Стоит сказать, однако, что очень часто к категории «непризнанных государств» относят и «частично признанные государства». Такие термины, как «непризнанные территории», «самопровозглашенные государства», «самопровозглашенные республики» и другие, как представляется, схожи по смыслу с вышеназванными терминами и их обособление от терминов «спорное государство» и «непризнанное государство» необоснованно.
Таким образом, в данной работе термин «спорное государство» будет использоваться как равнозначный термину «частично-признанное государство»; для обозначения государств, суверенитет которых не признан ни одним субъектом международного права, будет использоваться термин «непризнанное государство». Попытки приравнять какие-либо другие понятия к этим трем, как представляется, основополагающим, являются несостоятельными. Например, В. Литвиненко вводит в научный оборот такое понятие, как «квазигосударство», которое, по его мнению, равноценно понятию «непризнанное государство» [3]. Квазигосударственными субъектами, которые стремятся к defacto признанию своей независимости, называет «спорные государства» З. В. Силаева [4]. Однако, по справедливому замечанию В. В. Золова, «непризнанное государство» представляет собой государственное образование, лишенное международной правосубъектности, но при этом наделенное всеми признаками государственности [5]. Если же мы используем термин «квазигосударство», то указываем как раз на отсутствие признаков государственности. Определяющим критерием при отнесении того или иного государства к категории «спорных» должно стать наличие международной правосубъектности, т. е. способности обладать правами и обязанностями, вступать в международные правоотношения, заключать и выполнять международные договоры. Спорные и непризнанные государства – это государства, как правило, обладающие всеми основными (минимальными) признаками государства при отсутствии признания мировым сообществом или его частью. Само название указывает на проблемы существования такого государства на мировой политической арене, в международно-правовых и политических отношениях.
Историческим условием, способствующим появлению «спорных» и непризнанных государств, являлась возможность реализации права наций на самоопределение в условиях распада государства или дискриминации конкретного народа внутри страны. Такая возможность существенно ограничивается международными нормативно-правовыми актами и применяется в исключительных случаях. Стоит сказать, что в данной работе не будет подробно рассматриваться проблема несовершенства института признания государств, противоречия между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности и нерушимости границ государств, проблема проведения политики «двойных стандартов», так как исследование подобных проблем не является целью данной работы и больше подходит для исследований в рамках политологии и международного права. В то же время совсем обойтись без положений международного права и политологии не получится ввиду того, что проблема «спорных государств» комплексная. Кроме того, исследования подобных государств в рамках какой бы то ни было дисциплины являются актуальными, так как в условиях глобализации и обострения международной обстановки количество спорных государств увеличивается, они все сильнее влияют на международные отношения, а степень научной разработанности данной проблематики не вполне соответствует быстро меняющимся политико-правовым реалиям.
В настоящее время «полностью непризнанных государств» практически не существует, все они имеют ряд политико-экономических и культурных связей с теми или иными полноправными субъектами международного права. Как правило, у каждого «спорного государства» имеется свой «патрон», то есть признанное устоявшееся государство, входящее в состав ООН, влияющее на его дальнейшее существование и использующее «спорное государство» в своих международных интересах. Таким образом, это не временное явление, которое исчезнет само собой, и игнорирование этих государств было бы ошибкой с научной и практической точек зрения.
Резюмируя все вышесказанное, разумно будет привести различные понятия термина «спорное государство», существующие в научных источниках на сегодняшний день: например, З. В. Cилаева определяет термин «спорное государство» следующим образом: «территориальные образования, лишенные международной правосубъектности, но обладающие другими базовыми признаками государственности и разной степенью состоятельности» [6]. А. А. Сербина пишет, что «непризнанное государство – это государственное образование, обладающее такими атрибутами независимости, как собственная конституция, правительство, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры таких государств часто существуют в условиях изоляции, к которой приходится приспосабливаться» [7]. А. Большаков определяет данный термин следующим образом: «государственное образование полностью или частично лишенное международного признания, но обладающее всеми другими признаками государственности» [8]. Другие исследователи, например Г. Вельяминов, основное внимание уделяют международному признанию таких государственных образований, рассмотрению вопросов легитимности международного признания [9].
С опорой на уже существующие в научных источниках определения данной категории дадим собственное краткое определение «спорного государства»: «спорное государство» – это государство, обладающее большинством признаков государственности и не получившее признания со стороны определенной группы субъектов международного права. Дабы подтвердить данное определение, подробно рассмотрим признаки современных государств в их сравнении с признаками спорных государств.
Как уже отмечалось, «спорные государства» – это политико-территориальные образования, обладающие в большинстве случаев основными признаками государственности. Какие признаки государственности на сегодняшний день являются основными и необходимыми для существования и развития государств? Прежде всего, обратимся к «Конвенции Монтевидео», которая в настоящее время является одним из немногих международных документов, перечисляющих признаки, определяющие правосубъектность государства. Согласно Конвенции, основными критериями признания «спорных государств» являются наличие у них постоянного населения, определенной территории, собственного правительства и способность вступать в отношения с другими государствами [10]. Таким образом, в самом упрощенном виде важнейшими, основополагающими признаками государства являются народ, публичная власть и территория. Немного расширив и конкретизировав признаки государства, можно согласиться с теми учеными, которые в качестве основных признаков выделяют: наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны; систему взимания налогов, податей, займов; территориальное деление населения; существование права; монополию на правотворчество; монополию на легальное применение силы, физического принуждения; устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории; обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики; монополию на официальное представительство всего общества; суверенитет [11]. Современная теория государства и права предлагает широкое толкование понятия «государство», определяя его как «политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность, осуществляющую посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующую права и свободы граждан, законность и правопорядок» [12]. Тем не менее в вопросе определения признаков государства, как представляется, стоит придерживаться более узкого подхода и конкретизировать внимание на основных признаках государства: территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница); население; публичный характер власти; принудительный характер власти; суверенный характер власти. Таким образом, представляется, что «спорные государства» обладают базовыми принципами государственности: территорией и территориальной организацией, населением, суверенной публичной властью. Наличие подобных признаков позволяет говорить о фактическом существовании спорных государств и их дееспособности, но не правоспособности, так как «спорные государства» не принимают полноценного участия в международных отношениях. Все остальные признаки либо исходят от основных, либо не являются обязательными даже для признанных государств: например, отсутствие собственных вооруженных сил у Коста-Рики; отсутствие собственной валюты у бывших французских колоний Западной и Центральной Африки или развитой системы государственного управления во многих государствах тропической Африки. Однако эти признаки вторичны и не являются образующими для государств, иными словами, государство не может обойтись без территории, населения и публичной власти, причем как «спорное государство», так и признанное всеми акторами международного права государство, без всех остальных признаков и те и иные государства вполне могут обойтись. Встречаются также ситуации, когда «спорные государства» обладают более развитыми признаками государственности, чем полноправные государства: непризнанное государство Приднестровская Молдавская Республика в экономическом плане развито лучше, чем Молдавия, а армия обороны Нагорного Карабаха является совокупностью боеспособных воинских формирований, которые не уступают по своей организованности всем регулярным армиям государств Южного Кавказа [13]. Имеющиеся при этом деформации названных признаков, как основных, так и вторичных, имеют место быть. Например, отсутствие финансовой независимости у Абхазии и Южной Осетии (испытывают значительную финансовую поддержку со стороны Российской Федерации).
В случаях со «спорными государствами», однако, речь идет еще и о ряде специфических черт и признаков, которые, в свою очередь, являются тормозом на пути международного принятия и признания «спорных государств». Действительно, в случаях со «спорными» и «непризнанными» государствами речь идет еще и о территориальном конфликте и территориальных претензиях к государству-метрополии, вне границ которого народ государства собирается осуществлять свою самостоятельность. Иными словами, конфликты и территориальные споры – постоянный спутник непризнанных государств, мешающий их полноценному признанию на международной арене. Хорошим примером в этом отношении являются взаимно не признающие друг друга государства – Лихтенштейн и Чехия, которые предъявляют друг к другу экономические претензии и не образуют своими действиями территориального спора, потому не являются «спорными государствами». Между тем в случае, например, с такими «спорными государствами», как Сахарская Арабская Демократическая Республика, Косово, Южная Осетия и Абхазия, несмотря на их признание со стороны нескольких государств, конфликты и территориальные споры с Королевством Марокко, Сербией и Грузией соответственно существуют до сих пор. Еще раз отметим, что «спорные государства» наряду с обладанием ключевыми атрибутами государственности имеют еще и специфические признаки – отсутствие полноценного признания частью субъектов международного права, поддержка «патрона» (признанного устоявшегося государства, входящего в состав ООН) и наличие территориального конфликта.
Стоит отдельно сказать и о таком выделяемом признаке спорных государств, как «слабость». Как в отечественных, так и в зарубежных научных кругах применительно к «спорным государствам» устоялись термины «слабые», «неудавшиеся», «гибнущие», «рухнувшие», «хрупкие», «поврежденные», «редуцированные» государства. Так, И. В. Кудряшова пишет, что в «самопровозглашенных» политических образованиях разрушены экономика и инфраструктура, низок уровень развития человеческого потенциала, высок уровень криминализации власти и существует множество других проблем, которые препятствуют государственной состоятельности [14]. Представляется, что определение «спорных» государств исключительно как неудавшихся и слабых весьма спорно и требует переосмысления, ведь, как уже было сказано, некоторые из них по многим показателям превосходят признанные государства. Появление подобного рода терминов в определении «спорных» государств Ю. В. Дунаева связывает с наследием «холодной войны», когда изучение основывалось только на применении концептов слабости или несостоятельности, зависимости и краха государств [15]. Американские авторы утверждали, что несостоявшиеся – слабые – государства представляют угрозу международной безопасности, «экспортируя политическую нестабильность» на сопредельные территории [16]. Для их «ликвидации» ученые занимались разработкой теорий развития и модернизации, которые в дальнейшем в течение долгого времени оказывали определенное влияние на политические процессы в этих странах. Между тем несостоятельность и слабость – категории, которые могут быть отнесены как к «спорным» и «непризнанным» государствам, так и к устоявшимся, «признанным» государствам. Представляется необходимым изменение понимания «спорного государства». От существующей доминирующей трактовки такого государства как слабого и несостоявшегося необходимо отойти в сторону признания такого государства как обладающего особенностями формы организации государственной власти.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное о признаках спорных государств, можно утверждать, что «спорные» государства обладают следующими основными, неотъемлемыми признаками:
- наличие определенной территории и территориальной организации;
- наличие постоянного населения;
- обладание суверенной публичной властью на подконтрольной территории;
- существование территориального конфликта и территориальных претензий к государству-метрополии;
- отсутствие международного признания;
- поддержка «патрона».