Развитие малого и среднего бизнеса считается одной из ключевых социально-экономических задач на федеральном и региональном уровнях. Малый и средний бизнес способствует созданию новых рабочих мест; обеспечению самозанятости населения; внедрению инноваций; повышению конкурентоспособности предприятий; диверсификации экономики; пополнению бюджетов различных уровней в виде налоговых поступлений; уменьшению сырьевой зависимости государства.
Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации пока еще недостаточен и отстает от уровня в большинстве развитых стран, остается низкой инновационная и инвестиционная активность субъектов предпринимательства. Также можно выделить ключевые особенности уровня развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:
- низкая эффективность бизнеса субъектов малого и среднего предпринимательства: низкая рентабельность продукции, высокий износ и недостаточность основных фондов, инвестиционный потенциал практически не реализуется (доля инвестиционных кредитов чуть более 10%);
- высокая степень концентрации субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам – на регионы-лидеры приходится 46% общего количества предприятий юридических лиц;
- размер субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации значительно уступает зарубежным аналогам – доля занятого населения в секторе в два-три раза ниже, чем в зарубежных странах;
- основным источником финансирования малого и среднего предпринимательства является банковское кредитование.
В настоящее время существует ряд проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства при кредитовании: высокая стоимость банковских кредитов, недостаточность долгосрочных ресурсов у банков, сокращение количества малых и средних банков, готовых заниматься кредитованием, заинтересованность самих субъектов в получении кредита, длительные сроки рассмотрения заявок, неопределенность экономической ситуации в стране.
По вопросам развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации написано уже немало работ, в которых речь идет об анализе развития, состоянии, проблемах в целом. Данная статья посвящена рассмотрению проблем, возникающих при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства, и возможных путей их решения.
Решение многих проблем лежит в основе федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса. Реализация таких программ способна оказывать поддержку и стимулировать развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе решать проблемы кредитования.
В последние два-три года сделаны определенные шаги по улучшению ситуации с поддержкой малого и среднего предпринимательства: приняты «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», «Стратегия развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года», государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и аналогичные программы в субъектах Российской Федерации, создана Корпорация МСП. В связи с этим считаем актуальным исследование новых инструментов решения проблем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим использование этих инструментов в том числе на примере Республики Карелия.
Статистика рынка кредитования на сегодняшний момент такова: объем выданных за 2015 г. кредитов малому и среднему бизнесу снизился на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Как видно на графике, в 2014 г. также наблюдался спад, но он составлял всего 6% (см. рис. 1). Объем выданных кредитов в 2015 г. является самым низким за последние семь лет.
Рис. 1. Темп прироста объема предоставленных кредитов субъектам МСП, %
[1, составлено авторами]
Причинами этого явились: обвал национальной валюты, повышение ключевой ставки, увеличение объемов просроченных кредитов, что повысило уровень недоверия банков к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ситуация на рынке кредитования после падения в начале 2015 г. улучшилась, но тенденция к сокращению объемов выдачи кредитов сохранилась.
В табл. 1 представлены темпы изменения структуры задолженности по направлениям кредитования за 2015–2016 гг. Портфель задолженности за 2015 г. потерял почти 6%. Сокращение пришлось в основном на первое полугодие 2015 г. Совокупный рыночный портфель задолженности по кредитам за сентябрь 2016 г. сократился на –0,6%. Сокращение затронуло сегмент кредитования крупных корпоративных заемщиков и кредитования малых и средних предприятий.
Таблица 1
Динамика портфеля задолженности по направлениям кредитования
за 2015–2016 гг. [2]
Направление кредитования |
В млрд руб. 2015/2014 |
В % 2015/2014 |
В млрд руб. 2016/2015 |
В % 2016/2015 |
Кредитование физических лиц |
–661 |
–5,8 |
–30 |
–0,3 |
Кредитование субъектов МСП |
–289 |
–5,6 |
–479 |
–9,8 |
Кредитование крупных компаний |
2388 |
10,5 |
166 |
0,7 |
Доля просроченной задолженности, несмотря на сокращение портфеля, росла на протяжении всего года и достигла отметки в 14% , т. е. в целом за год задолженность выросла на 6 п. п., что практически приостановило кредитование новых субъектов рынка малого и среднего бизнеса, банки, как оказалось, не были готовы идти на риск (рис. 2).
Рис. 2. Динамика объемов задолженности и кредитования, млрд руб. [3]
В табл. 2 представлена информация об объемах кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе и Республике Карелия.
Данные табл. 2 говорят о тех же тенденциях: наблюдается резкое уменьшение объемов предоставляемых кредитов по сравнению с 01.01.2014 г. – в СЗФО на 37,1%. В Республике Карелия темпы снижения еще больше – 44,9%, но в 2016 г. произошло незначительное увеличение объемов предоставленных кредитов.
Таблица 2
Объем кредитов, предоставленных субъектам малого
и среднего предпринимательства (млрд руб.) [4, составлено авторами]
Территория |
01.01.2014 |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
01.01.2017 |
||||
всего |
в т. ч. ИП |
всего |
в т. ч. ИП |
всего |
в т. ч. ИП |
всего |
в т. ч. ИП |
|
СЗФО |
931,1 |
52,3 |
939,7 |
44,6 |
594,9 |
23,9 |
585,8 |
26,8 |
Республика Карелия |
20,7 |
2,0 |
19,5 |
1,8 |
8,7 |
0,7 |
11,4 |
1,1 |
Уровень ставок для малого и среднего бизнеса остается очень высоким: снижение на протяжении 2015 г. было в целом недостаточно динамичным, и ставки потеряли в сравнении с началом года около 3 п. п. По данным Банка России, в декабре они оказались на уровне 15,3% годовых по кредитам на срок свыше одного года и 16,6% годовых – на срок до одного года.
В 2016 г. с января по сентябрь ставки по краткосрочным кредитам снизились на 0,42 п. п. и составили 15,3% годовых, по кредитам на срок свыше одного года снижение было на 0,78 п. п. до 14,9% годовых (рис. 3). Видно, что темп снижения ставок замедляется.
Рис. 3. Процентные ставки на рынке кредитования МСП (без учета Сбербанка), % [5]
Важно отметить, что основное сокращение происходит в сегменте долгосрочных кредитов, доля которых в общем объеме выдач не превышает 30%, т. е. ставка снижается очень низкими темпами по отношению к общему объему кредитования. И в дальнейшем не стоит ожидать сильного падения ставок по кредитованию, необходимо искать иные пути привлечения заемных средств для субъектов малого и среднего бизнеса.
Анализируя данные, можно сделать вывод, что основной вклад в экономику страны вносит всё же крупный бизнес (61,8% всех кредитов) и в динамике эта доля продолжает расти. Как же привлечь внимание банков к субъектам малого и среднего бизнеса и увеличить кредитование именно в этом секторе? Ставки снижаются, но медленно, предприниматели не готовы брать кредит под высокий процент, недостаточно информационной базы по субъектам малого и среднего бизнеса, а рост задолженности не мотивирует банки идти на риск.
Международный опыт стран с высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства показывает, что наиболее эффективным инструментом господдержки субъектов являются гарантийные организации, создаваемые за счет бюджетных средств. Гарантийная поддержка малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах характеризуется следующими особенностями:
- высокая доля гарантийной поддержки в ВВП и в объемах кредитования;
- развитый рынок финансирования малого и среднего предпринимательства банковским сектором и высокая доля инвестиционных кредитов в кредитном портфеле;
- относительно низкая стоимость финансирования малого и среднего предпринимательства.
В Российской Федерации на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансирования поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2015 г. по Указу Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию МСП» была создана Корпорация МСП (акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»; далее – Корпорация) [6].
Принимая на себя часть финансовых рисков предпринимателей, кредитных рисков банков и других финансово-кредитных организаций, Корпорация расширяет возможности субъектов малого и среднего бизнеса в получении кредитных ресурсов и тем самым улучшает условия банковского кредитования.
Гарантийно-кредитная поддержка – одно из ключевых направлений работы Корпорации. Основная задача – это расширение круга лиц и объемов предоставляемых кредитов с гарантийной поддержкой. Корпорация успешно справляется с данными задачами (рис. 4).
Рис. 4. Темпы прироста количества гарантий, шт. [7, составлено авторами]
На 4-й квартал 2016 г. число предоставленных гарантий составило 6830 штук, что почти в два раза больше, чем аналогичный показатель за предыдущий год. Темпы прироста имеют тенденцию к снижению, что говорит о снижении активности участия корпорации в кредитовании новых субъектов рынка за вторую половину 2016 г.
Чтобы привлечь новых участников малого и среднего бизнеса к сотрудничеству с Корпорацией в 2016 г., был успешно запущен бизнес-навигатор – интернет-ресурс, воспользовавшись которым можно бесплатно получить полную информацию о том, какие услуги востребованы в конкретном городе, как быстрее открыть свое дело, какой помощью можно воспользоваться. Бизнес-навигатор успешно работает уже с шестью миллионами субъектов малого и среднего бизнеса по всей стране.
В области кредитования Корпорацией была разработана специальная программа совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Банком России по стимулированию кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Она фиксирует процентную ставку (по кредитам в сумме не менее 10 млн руб.) для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних предприятий – до 9,6% годовых. На сегодняшний момент программа развивается, и порог кредитования снижен до 5 млн руб.; также кредиты теперь могут брать и индивидуальные предприниматели, ранее это было недоступно.
Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по программе, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых, поэтому программа получила второе название «Шесть с половиной». Данное снижение ставок как для субъектов малого и среднего предпринимательства, так и для банков – участников программы должно положительно сказываться на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в целом.
За 4-й квартал 2016 г. объем кредитов с гарантийной поддержкой составил 126 млрд руб., что в три раза больше, чем показатель за аналогичный период предыдущего года.
По темпам прироста видно, что он снижается в 4-м квартале 2016 г., что можно связать со снижением количества участников программы сотрудничества с Корпорацией (рис. 5).
Рис. 5. Темп прироста объемов выдачи кредитов с гарантийной поддержкой, млн руб.
[8, составлено авторами]
АО «Корпорация «МСП» активно сотрудничает и с Республикой Карелия.
Успешный опыт 2015 г. по совместному гарантированию исполнения обязательств Гарантийным фондом Республики Карелия (фондом поручительств) и АО «Корпорация «МСП» позволил двум субъектам предпринимательства привлечь кредитные ресурсы в банках на общую сумму 170 млн руб. [9]
За 2016 г. в республике участниками Национальной гарантийной системы (АО «Корпорация «МСП», «МСП Банк» и Гарантийный фонд Республики Карелия) предоставлено 118 гарантий и поручительств на сумму 1 197,9 млн руб. [10, 11].
Очевидно, что рост гарантий очень высок, это создает благоприятную атмосферу для сотрудничества АО «Корпорация«МСП» с Карелией в дальнейшем.
АО «МСП Банк» – это дочерний банк Внешэкономбанка. Такие коммерческие банки, как «Банк Возрождение» (ПАО), ПАО «Банк Уралсиб», ВТБ24 (ПАО), ПАО «ОФК Банк», АО «РОСТ Банк», являются партнерами МСП Банка в Республике Карелия [12]. Вышеперечисленные банки тесно сотрудничают с Гарантийным фондом Республики Карелия по программе предоставления поручительств по кредитам. В рейтинге активности сотрудничества с АО «МСП Банк» Республика Карелия занимает 47-е место, При сравнении данного региона с другими субъектами РФ можно сказать, что он недостаточно активно ведет политику поддержки и развития СМСП с АО «МСП Банк», для Карелии характерен низкий уровень заинтересованности финансовых институтов в финансировании СМСП в РК (табл. 3).
Таблица 3
Индекс активности участия регионов РФ в программе АО «МСП Банк»
за 2015 г. [13]
Место |
Субъект РФ |
Индекс |
1 |
Республика Алтай |
79,1 |
2 |
Республика Татарстан |
64,4 |
3 |
Республика Саха (Якутия) |
57,0 |
6 |
г. Москва |
42,5 |
19 |
Вологодская область |
28,9 |
38 |
г. Санкт-Петербург |
20,8 |
47 |
Республика Карелия |
17,0 |
69 |
Мурманская область |
9,7 |
76 |
Республика Дагестан |
4,8 |
Также было предусмотрено содействие развитию в регионе лизинговых и факторинговых компаний, гарантийных фондов и фондов поддержки малого и среднего предпринимательства. Как показывает практика, на сегодняшний день партнеров, осуществляющих операции лизинга и факторинга, в Карелии нет [14].
За весь период реализации программы АО «МСП Банк» была оказана поддержка 288 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 2 583,51 млн руб.
В 2017 г. появится новое направление поддержки – будет создана микрофинансовая организация предпринимательского финансирования с государственным участием. Это позволит малому и среднему бизнесу Карелии получать кредиты по сниженной ставке и, при соответствии определенным критериям, участвовать в программе «6,5» от Корпорации с привлечением микрофинансовых организаций. А это, в свою очередь, положительно скажется на развитии экономики республики в целом.
В заключение можно сделать вывод, что рынок кредитования развивается в Российской Федерации достаточно динамично. Государством предпринимаются шаги по поддержке малого и среднего бизнеса, с этой целью была создана Корпорация МСП, которая успешно внедряется в рынок, позволяя использовать заемные средства по сниженной ставке. Но доля субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются участниками программы, очень мала, и на сегодняшний момент все, кто сотрудничает с Корпорацией: и государство, и гарантийные фонды, и коммерческие банки и т. д. – заинтересованы в улучшении вопросов сотрудничества в будущем. Этому будет способствовать в первую очередь смягчение большого количества ограничений участников кредитования, устанавливаемых Корпорацией МСП (особенно это касается средних, мелких и региональных банков). Также необходимо отметить активное развитие бизнес-навигатора с целью создания единого информационного пространства для субъектов малого и среднего бизнеса, что позволит наиболее эффективно оценивать кредитоспособность, и банки снизят количество отказов субъектам малого и среднего бизнеса, особенно тем, что впервые обратились к банку за кредитом. После развития данных направлений ожидается, что рынок малого и среднего бизнеса преодолеет спад и покажет прирост в 5%.