Бухгалтерский учет и аудит финансовых показателей можно считать центральными и наиболее важными аспектами всей системы традиционного учета. Так как пользователям отчетности в первую очередь интересна и полезна информация о показателях прибыльности предприятия, руководство обращает внимание управленческого состава на использование корректных методов расчета финансовых результатов. Хотелось бы отметить справедливость того, что прибыль выступает в качестве показателя, который характеризует всю хозяйственную деятельность организации [1]. Для управленческого состава и внешних пользователей отчетности показатель прибыли можно расценивать с точки зрения того, как то или иное предприятие способно самофинансироваться, так как именно самофинансирование может оказать существенное влияние на процесс модернизации и автоматизации.
ООО «Консалтинговая организация» (далее – Общество) – успешный представитель рынка консалтинговых и аудиторских услуг, штат компании формировался на протяжении 25 лет. Основная цель Общества – организация помощи управленческому составу других компаний, а именно проведение детального анализа возможных путей развития деятельности; учитывая область деятельности и конкретные проблемы клиентов, Общество ищет возможности их решения. В связи с возросшей популярностью Общества появилась необходимость в расширении внутреннего штата, а именно в создании отдела внутреннего аудита.
Для компании, которая осуществляет финансовое консультирование, составление внутренних методических разработок по ведению бухгалтерского и налогового учета, отрабатывает систему оплат налоговых сборов, важно, чтобы учет ООО находился на должном уровне. Именно поэтому в штате выделены работники, осуществляющие учет и расчет налога на прибыль, и те сотрудники, за которыми закреплен контроль над данным участком.
В данной статье мы предлагаем разобрать методику учета и аудита налога на прибыль на примере ООО «Консалтинговая организация».
Налог на прибыль считаем одним из основных коммерческих налогов, сумма которого оказывает влияние на ход развития деятельности организаций в целом [2].
Начнем рассматривать данную методику с определения объекта налогообложения по налогу на прибыль; здесь методика Общества соответствует законодательным нормам, и под объектом понимается величина всех доходов, полученных в течение налогового периода, которые уменьшены на величину понесенных Обществом расходов.
Формирование в бухгалтерском учете информации о доходах осуществляется в рамках ПБУ 9/99 «Доходы организации» и осуществляется в рамках норм действующих законодательных актов. Несмотря на то что штат Общества насчитывает более 85 человек, налогом на прибыль занимается главный бухгалтер. Согласно его должностным инструкциям, анализ доходов и расходов, корректность формирования данных учета в корпоративной программе 1С закреплены за ним. На данном этапе видна необходимость ввода в штат внутреннего аудитора (контролера), за которым были бы закреплены полномочия перепроверки формирования налоговой базы, что Общество и осуществило на практике.
Доходами от обычных видов деятельности в ООО «Консалтинговая организация» признается оказание консалтинговых, аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. Весь перечень видов деятельности закреплен положениями Устава.
Общество активно берет заказы на восстановление бухгалтерского и налогового учета, заключает договоры на выполнение услуг по составлению отчетности, расширяет штат для развития налогового консультирования. На рынке прослеживаются тенденции, когда особо остро возникают вопросы о дальнейшей реорганизации и ликвидации предприятий; в этих условиях Общество занимается оценкой имущества, числящегося у компаний на балансе.
Общество в качестве прочих доходов учитывает сборы за пользование и проценты за предоставленные займы другим организациям. Все те доходы, величина которых выражена в иностранной валюте, оцениваются в бухгалтерском учете в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли полученных средств [3].
Все даты передач на возмездной основе прав собственности на результаты выполненных Обществом работ считаются датами признания доходов от реализации.
Главный бухгалтер в свою очередь учитывает последний день каждого календарного месяца как дату признания доходов, которые Общество получило от предоставленных Клиентам консультационных и аудиторских услуг. На протяжении последних нескольких лет в штате компании выделили сотрудников, которые занимаются дью-дилидженсом. Это новый вид деятельности для Общества, который приносит существенный доход. Как правило, клиенты обращаются с просьбой оказать данную услугу в случае, если руководство рассматривает вариант покупки нового бизнеса, при этом до момента принятия окончательного решения собственникам необходимо знать о вероятности возникновения рисков.
ООО «Консалтинговая компания» арендует офисное помещение, при этом на балансе числятся не только арендованные основные средства, но и собственные. Реализация объектов основных средств редко встречается в учете, как правило, это продажа компьютерной техники между дочерними предприятиями и филиалами.
Когда в бухгалтерию поступают акты от начальников отделов о списании основных средств (компьютеры, кресла), бухгалтер определяет доходы и расходы, полученные в результате ликвидации, включает их в состав прочих доходов и расходов и формирует показатели отчета о финансовых результатах. Здесь учтены все положения ПБУ 9/99 «Расходы организации».
Затраты, которые Общество понесло в течение отчетного периода, также группируются по элементам, таким как амортизация, материальные расходы, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие расходы.
Учет расчетов по налогу на прибыль главный бухгалтер осуществляет в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н. Информация о постоянных и временных разницах формируется на основании первичных учетных документов на счетах бухгалтерского учета. На участке обработки первичных учетных документов закреплен специалист, который сдает выполненную работу на проверку главному бухгалтеру.
Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства в бухгалтерском учете отражаются на счетах 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства».
В бухгалтерском балансе все однородные по типам отложенные налоговые активы и обязательства отражаются развернуто, в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств. Возникающие разницы отражаются в учете на последний день месяца.
В соответствии с п. 22 ПБУ 18/02 организация определяет величину текущего налога на прибыль на основе данных, которые сформированы в течение налогового периода в бухгалтерском учете в соответствии с пп. 20 и 21 ПБУ 18/02.
По итогам каждого отчетного налогового периода исчисляется сумма авансового платежа по налогу на прибыль исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до момента окончания отчетного налогового периода. В течение отчетного периода сумма ежемесячного платежа исчисляется главным бухгалтером ООО «Консалтинговая компания» в порядке, установленном ст. 286 НК РФ.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается как сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, начисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала [4].
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия [5].
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Для улучшения учета расчетов по налогу на прибыль в ООО «Консалтинговая организация» имеются внутренние резервы, которые управленческому персоналу необходимо выявить и использовать путем принятия обоснованных и математически просчитанных управленческих решений, осуществления всех основных функций управления хозяйственной деятельностью.
В этих условиях неизмеримо увеличивается роль внешнего и внутреннего аудита, поскольку нужно не только установить достоверность хозяйственных данных, но и соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, вести поиск использования каждого вложенного рубля в финансовую деятельность организации.
Делаем вывод, что для наиболее оптимального и эффективного управления деятельностью организации, сегментами, подразделениями, экономическими отношениями с другими хозяйствующими субъектами и государством в целом через расчетные и финансовые операции управленческому составу необходимо осуществлять систематический контроль и обеспечивать актуальной информацией не только органы управления, но и в первую очередь начальников отделов, материально ответственных лиц и бухгалтеров, что также повлияет на процесс принятия решений и регулирования хозяйственных процессов [6].
Внутренняя аудиторская проверка налога на прибыль в ООО «Консалтинговая организация» производится сплошным, выборочным или комбинированным способом. При сплошном способе подконтрольны все записи первичных документов и учетных регистров, что занимает значительное количество времени и требует привлечения дополнительных людских ресурсов для обработки информации. Выборочный способ направлен на получение выводов с использованием совокупности типовых операций, по профессиональному суждению, согласно проведенной выборке внутренним специалистом отбирается лишь некоторая часть для тестирования.
Внутренние аудиторы применяют комбинированный подход при проверке разных участков учета. В ООО «Консалтинговая организация» порядок проверки определяет ведущий аудитор в зависимости от объема, системности подхода и количества однотипных операций.
В штате дополнительно выделены специалисты, которые занимаются проработкой налоговых рисков; в случае, если бухгалтером будет допущена ошибка, анализируются все изменения, произошедшие в законодательстве, и доводятся сведения до главного бухгалтера.
Единого документа, например внутренней методологии, в части процедуры проведения внутренней проверки у Общества нет.
Рекомендуем Обществу закрепить внутренней методологией один из наиболее приемлемых для Общества методов, разработать автоматизированный документ, который позволит сэкономить трудовые и временные ресурсы для подтверждения корректности записей в бухгалтерском и налоговом учете, сравнения и сопоставления данных первичных документов с данными учета.
Также можно внести предложения по совершенствованию информационного обеспечения и контроля за использованием чистой прибыли, которая направляется Обществом на инвестиции. Соответственно, к субсчету 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» можно открыть субсчета по каждому из продуктов деятельности Общества.
В отношении усовершенствования аудита по налогу на прибыль предлагаем проводить следующие аналитические процедуры, которые позволят подтвердить сумму налога на прибыль:
- ежеквартально проверять временные разницы на разумность. Как правило, временные разницы могут возникнуть по таким статьям, как основные средства, нематериальные активы, дебиторская задолженность, расходы будущих периодов, оценочные обязательства [7];
- сопоставлять постоянные и временные разницы по структуре за предыдущий и текущий период, получать своевременные объяснения по существенным расхождениям у ответственных за расчет налога на прибыль лиц;
- аналитически просчитывать сумму налога на прибыль, одним из вариантов расчета является способ, когда показатель прибыли до налогообложения умножают на налоговую ставку, результат корректируют на величины постоянных и временных разниц. Затем, используя налоговую базу по декларации по налогу на прибыль и сумму налога за период с данными бухучета в отчете о финансовых результатах, проводится сопоставление и сравнение показателей. В случае, если аналитический пересчет выявил существенные расхождения, рекомендуем обратиться за пояснениями к материально ответственному лицу;
- рекомендуем проводить проверку необлагаемых доходов и расходов, не учитываемых при расчете налоговой разницы, осуществлять сверку сумм с первичными документами, подтверждать обоснованность их классификации в соответствии с налоговым кодексом.
Внутренние аудиторы ООО «Консалтинговая организация» не только проверяют наличие всех первичных документов, но и тщательно изучают условия всех заключенных договоров, в рамках которых Общество оказывало услуги в отчетном периоде. Делается это в первую очередь для того, чтобы оценить, насколько корректно главный бухгалтер определил дату возникновения дохода, учитывал ли он при этом исключительно дату выставления первичного документа.
Дополнительно рекомендуем главному бухгалтеру обращать внимание на суммы доходов в части сумм от восстановленных резервов. Если ООО в своей учетной политике в целях налогового учета прописало, что резерв по сомнительным долгам формируется, при этом величина вновь созданного резерва меньше, чем сформированная сумма остатка резерва по предыдущему налоговому периоду, то саму разницу необходимо не забыть включить в состав внереализационных доходов в текущем отчетном периоде.
В целях внутренней аудиторской проверки налога на прибыль рекомендуем по принятым сотрудникам проводить анализ с детальной разбивкой их вознаграждений, которые были приняты к вычету в целях налогообложения. Выполняя данную процедуру, необходимо пересмотреть условия трудовых договоров и удостовериться в том, что все виды принимаемых расходов ими предусмотрены.
В связи с тем что деятельность Общества неразрывно связана с частыми командировками, рекомендуем Обществу проводить детальную проверку командировочных расходов, изучая первичные, подтверждающие документы и записи бухгалтерского учета.
Дополнительно рекомендуем выделить сотрудника, который будет проводить ряд процедур на выявление просроченной дебиторской задолженности, в свою очередь внутренний аудитор может осуществлять проверку заключенных договоров в отчетном периоде в части создания резерва под задолженность, в данном случае при усилении контроля риски будут минимизированы.
Рекомендуем Обществу организовать работу по построению эффективной системы внутреннего контроля, так как это поможет предотвратить возникновение наиболее существенных рисков, которые, в свою очередь, могут повлиять на финансовые результаты организации в целом.
Так как Общество включает в себя работу нескольких подразделений, считаем, что налаженная система внутреннего контроля окажет положительный эффект на процесс взаимодействия между отделами: рекомендуем создать календарный план-график работ по внутренним проверкам, включить в состав отдела по разработке системы контроля одного из ведущих аудиторов Общества, специалиста по идентификации рисков как в бухгалтерском, так и налоговом учете, описать основные бизнес-процессы.
Таким образом, считаем, что, использовав данные методы, в ООО будет улучшена система учета и налажена система внутреннего аудита при проверки налога на прибыль. Наши выводы носят рекомендательный характер.