Full text

Моделирование представляет собой универсальный инструмент теории познания, широко применяемый различными отраслями современной науки, так как позволяет синтезировать теоретический и практический материал и вывести некое обобщенное абстрагированное знание о каком-либо явлении, процессе или системе объектов в виде модели, воспроизводящей и описывающей интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала.

Развитие различных направлений когнитивной науки, а также транспарентность междисциплинарных связей, их взаимопроникновение позволяет рассматривать когнитивное моделирование с позиции междисциплинарности, интегрируя такие современные направления, как когнитивная лингвистика, теория дискурса, теория коммуникации, когнитивная психология, компьютерология (наука об искусственном интеллекте) и др. Подобное объединение возможно в рамках когнитивной парадигмы в силу общности интенционального объекта, то есть информации.

 Когнитивное моделирование, таким образом, становится одним из основных методов исследования ментальной сферы человека, а именно таких когнитивных процессов, как получение, обработка, хранение знаний об окружающем мире и представление и передача этих знаний в дискурсе. Данное положение позволяет рассматривать дискурс как когнитивное явление, то есть не только с точки зрения его формальной и структурной организации, но и глубинных когнитивных структур человеческого сознания, участвующих в создании, получении и обработке содержащихся в дискурсе знаний о мире и их организации в когнитивные модели [1]. Повышенный интерес к когнитивному моделированию обусловлен тем, что «понимание мира возможно только через развитие когнитивных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты в единое понятие [модель]» [2].

В настоящее время в контексте полипарадигматизма обретает актуальность вопрос об экспланаторности термина «когнитивная модель дискурса», и мы в нашей работе постараемся охарактеризовать имеющиеся подходы к пониманию данного термина, исходя из комплексного понимания дискурса как особого ментального продукта, транслирующего определенные знания и генерирующего новые знания, – в когнитивном аспекте, и как любое сообщение – в коммуникативном аспекте.

 Пионерами в области внедрения понятия когнитивной модели в научный обиход выступили когнитивная психология и компьютерология. Целью первой была разработка моделей человеческого поведения и человеческого разума, что, с одной стороны, обеспечивало новыми эмпирическими данными относительно когнитивной архитектуры человеческого сознания и новой терминологией для характеристики человеческого интеллекта и, с другой стороны, позволяло при помощи компьютера моделировать такие когнитивные процессы, как обучение или выведение экспертного знания [3; 4]. Поскольку работа интеллекта не сводится только к умению приобретать, хранить и пользоваться знаниями, но ещё и передавать их посредством языка, понятие когнитивной модели стало широко применяться в когнитивной лингвистике применительно к дискурсу.

Под термином «когнитивная модель» мы понимаем ментальный конструкт, имеющий дело с познавательными процессами, способами обработки информации, поступающей к человеку в процессе восприятия, наблюдения за миром, коммуникации и другой когнитивной деятельности. Обработанная информация преобразуется в ментальные репрезентации разного типа (концепты, пропозиции, фреймы, сценарии и т. п.) и далее формирует когнитивную модель, которая находит своё выражение в языке. Дж. Лакофф и М. Джонсон указывают, что некоторые философские теории относят термин «когнитивный» только к концептуальным и пропозициональным структурам. Сами же учёные считают, что термин «когнитивный» охватывает также системы восприятия, памяти, внимания, мышления, визуальные образы – гештальты, эмоции, рассудок, разум, то есть природу сознания в целом (the nature of mind). Таким образом, они трактуют термин «когнитивный» в самом широком смысле как описывающий любые ментальные операции и структуры, имеющие отношение к языку, смыслу, восприятию, концептуальным системам и разуму [5].

В современной когнитивной лингвистике существуют разные подходы к определению когнитивной модели. Так, например, Дж. Лакофф отводит когнитивным моделям важную роль в осуществлении людьми категориальной классификации слов естественного языка. Он выдвигает гипотезу о наличии у всех людей «когнитивного аппарата», участвующего в процессе категоризации и включающего четыре типа когнитивных моделей: пропозициональные, схематические модели образов, метафорические и метонимические модели. Указанные модели структурируют ментальные пространства, которые в теории когнитивных моделей Дж. Лакоффа заменяют возможные миры и ситуации, но лишь как отражение нашего понимания гипотетической или вымышленной ситуации, и являются по своей сути концептуальной системой человеческого сознания. В роли когнитивных моделей выступают ментальные сущности, а именно пропозиции, концепты и концептуальные метафоры [6].

Как мы уже говорили, когнитивные модели не могут существовать отдельно от дискурса и играют важную роль в порождении, интерпретации и понимании последнего. Мы опираемся на понимание дискурса как особого «ментального мира», «ментального пространства», требующего особого отбора языковых средств [7].

Т. ван Дейк и В. Кинч представляют когнитивную модель как специфический вид структурной организации знания в памяти. Ученые указывают, что для адекватного понимания дискурса человек должен обладать особыми структурами организации знания – ситуационными моделями [8]. Согласно данной теории, формирование ситуационных моделей осуществляется в ходе наблюдения и восприятия некоторых реальных ситуаций (событий, эпизодов), их последующей когнитивной обработки и конструировании их ментальных представлений. Причем, сами ситуации и их репрезентации совпадать не будут, так как реальные ситуации представляют собой определённую последовательность событий или действий и участников и имеют конкретные пространственно-временные координаты, а их репрезентации отличаются фрагментарностью, неполнотой и разными уровнями обобщений. В ситуационных моделях отражается лишь наиболее значимая интерпретация ситуаций. Но одна и та же ситуация может быть по-разному проинтерпретирована в зависимости от разных точек зрения на неё, что свидетельствует о субъективном характере когнитивных моделей. В то же время, несмотря на субъективность, когнитивные модели социальны, иначе люди не понимали бы друг друга в процессе коммуникации, что говорит о наличии некоторого общего для всех людей принципа построения моделей ситуаций, каким является схематизация ситуаций. Следовательно, способ анализа ситуации при построении модели для всех один и тот же [9].

Местом хранения ситуационных моделей является эпизодическая (событийная) память. В процессе когнитивной обработки дискурса из эпизодической памяти извлекается когнитивный коррелят данной ситуации – ситуационная модель, в которой отражен накопленный человеком опыт о конкретных событиях или ситуациях. Таким образом, процесс понимания дискурса в концепции Т. ван Дейка и В. Кинча предстаёт, с одной стороны, как создание семантического представления (смысла) дискурса в форме базы текста и, с другой стороны, извлечения из эпизодической памяти соответствующей ситуационной модели.

Рассмотренной теории ситуационных моделей предшествовала теория ментальных моделей, разработанная Ф. Джонсоном-Лэрдом в русле когнитивной психологии [10]. Ф. Джонсон-Лэрд обращается к использованию ментальных моделей с целью решения проблемы вывода умозаключений. Собранные им эмпирические данные подтвердили гипотезу о том, что люди быстро забывают не только поверхностные (surface) и глубинные синтаксические структуры (underlying syntax), но даже и значения отдельных предложений. В памяти сохраняются только модели ситуаций (who did what to whom), в основе конструирования которых лежат значения предложений, фоновые знания (general knowledge) и знания о ситуации общения. Таким образом, модели конструируются сознанием в процессе осмысления мира. В их конструировании участвуют восприятие, воображение, понимание дискурса (the comprehension of discourse). Основная разница между моделями и другими видами ментальных репрезентаций состоит в том, что структура моделей соответствует структуре репрезентируемых объектов и явлений [11]. Таким образом, структура ментальной модели отражает существенные аспекты соответствующей ситуации реального или возможного мира.

В концепции О. Йокоямы когнитивная модель дискурса представлена как трансакционная модель передачи знаний от одного участника диалога к другому, или как универсальная модель коммуникативной компетенции. В данной модели участники коммуникации рассматриваются как носители знаний, или когнитивные множества, элементами которых являются разные виды знания, называемые подмножеством множеств. Для успешной реализации когнитивной трансакционной модели необходимым условием является не только соотношение множества активизированных знаний адресата и множества активизированных знаний говорящего, но и знание обоими собеседниками дискурсивной ситуации, которая обеспечивает получение правильного представления о когнитивном множестве партнёра [12].

На взаимодействие разных типов знаний и когнитивных структур в дискурсе указывают и отечественные учёные. М. Л. Макаров, выделяет в дискурсе две когнитивные модели. Первая репрезентирует предметно-референтную ситуацию и одновременно предстаёт объектом дискурсивного действия. Данная когнитивная модель является результатом когнитивной интерпретации предметной ситуации и опирается на знания о предмете общения, связанном с ним предшествующем опыте и прогнозировании. Благодаря использованию когнитивной модели предметно-референтной ситуации в дискурсе происходит тематизация референтной ситуации, то есть предмет общения, его объект «задаёт тему, по развитию которой можно судить об особенностях моделирования референтной ситуации» [13].

Вторая когнитивная модель, выявляемая в дискурсе, представляет собой когнитивный образ ситуации взаимодействия, или ситуативную модель и по своей сути конвенциональна [14].

Общепризнанным является тот факт, что дискурс организуется вокруг одного или нескольких опорных концептов, совокупностей концептов (концептосферы/концептуальной системы/сети/концептуального домена), пропозиций, либо сложных пропозиционально-концептуальных конструктов – фреймов и сценариев.

В сознании человека, говорящего концепты и пропозиции, компилируются в абстрактные структуры знания – фреймы (frames) или сценарии (scenarios), в терминах М. Минского, являющиеся одним из способов представления стереотипной ситуации [15].

Развивая идеи М. Минского, Р. Шенк и Р. Абельсон используют термин сценарий (script), подразу­мевающий наличие стандарта, или прототипа, лежащего в основе нашего знания о мире, представленного в виде набора действий, в том числе речевых, выполняемых действую­щими лицами и ведущих к цели. Наличие сценариев в памяти человека дока­зывается тем фактом, что люди реагируют на случаи нарушения нормального развёртывания того или иного сценария. Р. Шенк и Р. Абельсон различают инсти­туциональные общественно значимые ситуации (institutional public situations), представленные универсальными сценариями (universal situational scripts), и личностно значимые ситуации, представленные личностными сценариями (personal scripts). Универсальные ролевые сценарии вклю­чают в себя знание о ролях, выполняемых людьми в стереотипных общест­венно значимых ситуациях, например, в таких ролях, как “Waiter”, “Professor”, “Journalist”, “Businessman” и т. п. Личностные сценарии организованы вокруг какой-либо роли, носящей частный характер, например: “Flatterer”, “Jealous Spouse”, “Good Samaritan”, “Pickpocket”, “Spy” [16]. И в зависимости от выполняемой институциональной или личностной роли и реализуемого сценария, люди производят соответствующий дискурс.

Помимо ролевых сценариев, Р. Шенк и Р. Абельсон выделяют сценарии-репрезентации, лежащие в основе дискурса (representations of stories). В универсальных сценариях-репрезентациях слоты заполнены пропозициями, описывающими наиболее характерные черты представленной ситуации. Эти пропозиции группируются вокруг определённого концепта или пропозиции-вершины (главного слота) сценария (script-header) [17].

В своей совокупности рассмотренные когнитивные конструкты составляют когнитивную базу дискурса, в которую входят определённым образом структурированные знания и национально-детерминированные представления какого-либо национально-лингвокультурного сообщества [18]. Можно говорить о некоей общей когнитивной базе дискурса, так как любой отдельный представитель данного национально-лингвокультурного сообщества обладает тем же набором структурированных знаний и представлений, что и остальные, и может выразить эти знания и представления, то есть когнитивную базу, в дискурсе.

Рассмотренные теории когнитивных моделей хотя и дают разные представления об этом понятии, тем не менее, содержат общую основу. Когнитивные модели Дж. Лакоффа представляют собой репрезентации ментальных сущностей, концептов и пропозиций; ситуационные модели Т. ван Дейка и В. Кинча и ментальные модели Ф. Н. Джонсона-Лэрда представляют собой когнитивные модели памяти, отражающие когнитивные представления о положении дел в мире и о социальных ситуациях и участвующие в понимании дискурса; когнитивные модели дискурса в концепциях О. Йокоямы и М. Л. Макарова представляют собой когнитивные модели коммуникативного акта. Общим в представленных трактовках когнитивных моделей является то, что в основе любой когнитивной модели лежит репрезентация знаний индивида об окружающем его или некоем другом, познаваемом мире. Но поскольку весь мир представить очень сложно, то знания, представленные в проанализированных когнитивных моделях, сводятся к знаниям простейших житейских ситуаций.

Наличие различных подходов к определению когнитивной модели дискурса складывается, во-первых, из понимания дискурса как особого ментального мира, в основе организации которого лежат когнитивные принципы, во-вторых, из представления организации знаний о мире в памяти в виде ситуационных или ментальных моделей, в-третьих, исходя из когнитивной природы коммуникативного акта. Мы под когнитивной моделью дискурса понимаем моделирование исследователем того, как, с одной стороны, организуются знания в дискурсе (в виде концептов и пропозиций, концептуальных и пропозициональных конструктов – когнитивных сценариев) и, с другой стороны, как они репрезентируются в языке.