Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является самодостаточным регионом-донором. В экономическом рейтинге территорий Российской Федерации он неоднократно занимал места в первой пятерке, являясь тем самым лидером в экономическом развитии.
Уровень и устойчивость социально-экономического развития региона является важным показателем для реального сектора экономики. При наличии позитивных характеристик в этой сфере, можно говорить об устойчивости развития отдельных отраслей и региона в целом. Чтобы выяснить, является ли Ханты-Мансийский автономный округ – Югра территорией, характеризующейся устойчивым развитием социально-экономической сферы, необходимо проанализировать основные экономические показатели за последние три года и выявить тенденции последующего развития региона.
Таблица 1
Индекс физического объема по ключевым экономическим показателям [4]
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
103,2 |
96,8 |
93,4 |
93,2 |
Рыболовство, рыбоводство |
154,7 |
95,6 |
117,2 |
102,7 |
Добыча полезных ископаемых |
98,2 |
98,6 |
98,7 |
98,4 |
Обрабатывающие производства |
80,5 |
113 |
91,1 |
93 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
90,9 |
109,8 |
100,8 |
104.3 |
Строительство |
100,9 |
99 |
101,5 |
102,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
101,6 |
107,3 |
93,2 |
95,6 |
Гостиницы и рестораны |
108,2 |
100,4 |
99,6 |
98.7 |
Транспорт и связь |
104,5 |
105,7 |
94,9 |
96,2 |
Финансовая деятельность |
119,4 |
75,1 |
180,4 |
182,1 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
92,1 |
100,1 |
101,7 |
100,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
102,8 |
96,8 |
100,6 |
97,3 |
Образование |
101,9 |
98,9 |
103,7 |
100,9 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
103,9 |
95,3 |
101,3 |
98,6 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
90,2 |
118,4 |
93,7 |
102,5 |
Деятельность домашних хозяйств |
99,7 |
105,3 |
100 |
100 |
Как видно из таблицы, регион не характеризуется стабильным увеличением объемов оборота розничной торговли. Этому способствовали несколько факторов:
- отрицательная динамика реальных располагаемых денежных доходов;
- снижение потребительского кредитования;
Снижение развития агропромышленного комплекса Югры привели к тому, что в регионе были разработаны и начаты реализовываться ряд программ. Основу большинства из них составили мероприятия, предусмотренные целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года». Вместе с тем в исследовании Г. Р. Востряковой, О. А. Гаравской, А. В. Тагировой говорится, что «Природные условия Ханты-Мансийского автономного округа не благоприятствуют развитию сельского хозяйства. Несмотря на это, темпы развития отрасли не отстают от среднероссийских» [3].
Отставание услуг в условиях монопрофильности региона является характерной чертой, которая за собой влечет сразу несколько проблем: во-первых, неудовлетворительность уровня оказываемых платных услуг; во-вторых, большая часть малых предприятий сосредоточена в торговой сфере и практически не охватывает сферу здравоохранения и бытового обслуживания.
Таким образом, основываясь на данных табл. 1 можно утверждать, что по основным видам деятельности в Югре наблюдается неустойчивая динамика, характеризующуюся и подъемами и спадами в течении анализируемого периода.
Таблица 2
Изменения основных социально-экономических показателей [4]
№ п/п |
Целевые показатели и индикаторы |
2013 |
2014 |
2015 |
1 |
Среднегодовая численность населения, тыс. человек |
1594 |
1614 |
1634 |
2 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
72 |
73 |
73 |
3 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
913 |
916 |
919 |
4 |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года, в процентах к экономически активному населению |
0,55 |
0,54 |
0,54 |
5 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ), в процентах к экономически активному населению |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
6 |
Валовой региональный продукт, млрд. руб. |
2490 |
2665 |
2825 |
7 |
Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности, процентов: |
|
|
|
7.1 |
Добыча полезных ископаемых |
59,5 |
59,0 |
57,8 |
7.2 |
Обрабатывающие производства |
3,1 |
3,2 |
3,4 |
7.3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,5 |
3,6 |
3,8 |
7.4 |
Строительство |
6,9 |
7,4 |
7,9 |
7.5 |
Транспорт и связь |
7,7 |
7,8 |
8,1 |
7.6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
8,0 |
7,7 |
7,7 |
7.7 |
Образование |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
7.8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
7.9 |
Прочие виды деятельности (предоставление услуг, торговля, гос. управление и пр.) |
7,9 |
7,9 |
7,8 |
8 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов |
2,3 |
2,4 |
3,0 |
9 |
Количество малых и средних инновационных компаний, в единицах |
120 |
140 |
200 |
10 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя (на конец года), кв. м |
19,6 |
20,0 |
20,4 |
11 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде (на конец года), процентов |
6,2 |
5,7 |
5,3 |
12 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб. |
726 |
799 |
865 |
13 |
Объем инвестиций в процентах от ВРП |
29,2 |
30,0 |
30,6 |
14 |
Число малых и средних предприятий, тыс. ед. |
24 |
24,8 |
25,6 |
15 |
Количество индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. |
60,4 |
63 |
67 |
16 |
Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП, процентов |
19,7 |
19,8 |
20,0 |
17 |
Удельные расходы организаций на НИОКР и технологические инновации на душу населения, тыс. руб./чел. |
479 |
483 |
488 |
18 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций, рублей |
54224 |
57617 |
61148 |
19 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций по экономике, рублей |
57541 |
60545 |
64663 |
Анализ структуры экономики округа в разрезе государственной экономики показал, что наибольший вклад в создание валового регионального продукта ХМАО – Югра создает добыча полезных ископаемых [1].
Поскольку нефтегазодобывающая отрасль экономики является ведущей для автономного округа, выявление причин снижения уровня добычи может стать ключевой при выработке стратегии развития региона. Снижение объема добычи нефти может быть объяснено: во-первых, объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, во-вторых, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, в-третьих, замедлением темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений. Значимой проблемой, оказывающей сдерживание экономического развития ХМАО – Югры, является снижение качества сырьевой базы. Параллельно с нефтегазодобывающей отраслью в Югре развивается электроэнергетика. Несмотря на то, что она является одной из самых молодых отраслей региона, считается одной из ведущих отраслевых структур промышленного производства.
Проблемы развития и наличествующее состояние экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в своей основе определяется тенденциями, характерными для регионального топливно-энергетического комплекса, вовлеченного в единый энергетический рынок и зависящем от его динамики. Научные исследования, посвященные вопросам развития моноотраслевых территорий, находят свое отражение в работах многих отечественных ученых, в частности, коллектив авторов выявил основные факторы и закономерности становления моноотраслевых территорий, они отмечают, что «столкнувшись с экономическим кризисом в России регионы, особенно монопрофильные, стали искать возможности для поддержания достойного уровня социально-экономического развития» [2].
Поскольку демографическая ситуация в округе имеет тенденцию к росту, а из данных таблиц видно, что уровень жизни остается недостаточным, то Югре необходимо добиваться повышения уровня жизни населения. Экономическая категория «качество жизни» является одной из значимых и важных социальных категорий. Так оно влияет на обеспеченность населения округа необходимыми материальными благами и набором услуг для удовлетворения потребностей. Достичь высокого уровня жизни населения возможно только в случае, если повысить общий уровень конкурентоспособности региона. Мероприятиями, по созданию конкурентоспособного региона могут стать вложения в человеческий капитал, и как следствие развитие здравоохранения, образования, культуры. Не обошли стороной ХМАО – Югру и миграционные процессы, характерные для России. Трудовая миграция населения непосредственно оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на различные стороны, включая экономическую, демографическую, политическую, социальную.
Сделаем SWOT-анализ региона, чтобы понять, каким образом выстраивать стратегию устойчивого развития.
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Сильные стороны: Значительный промышленный потенциал благодаря лидерству по объемам промышленной продукции (2 место в России), добыче нефти (1 место в России), добыче газа (1 место в России), производству электроэнергии (1 место в России). На долю автономного округа приходится 4,8 % общероссийского ВРП (2 место в России). За счет добычи полезных ископаемых автономный округ формирует 15,2 % бюджета России (2 место в России), при этом 83,6 % приходится на поступления от налога на добычу полезных ископаемых. Создана инфраструктура поддержки инновационной активности Большой объем финансирования (8 место в России) Обеспеченность высококвалифицированными специалистами (2094 человека на 20 организаций). Высокий объем инвестиций в основной капитал – 5,2 % общего объема инвестиций России (3 место в России). Высокий рейтинг инвестиционного климата – 14 место в России, в том числе 7 место в группе регионов с комфортными условиями для бизнеса. Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал (на 14,8 % в год). Большое количество информационных инвестиционных источников: региональный центр инвестиций, инвестиционный портал Югры, центр поддержки экспорта Югры Благоприятный инвестиционный климат со стороны региональной и муниципальной власти. Повсеместное использование водного и воздушного транспорта. Тенденция к снижению доли аварийного жилья. Активное переселение из аварийного жилья и балоков. Разнообразие видов государственной поддержки в приобретение жилых помещений или улучшению жилищных условий |
Слабые стороны: Низкий уровень диверсификации промышленного производства и экономики региона в целом – 62,9 % ВРП приходится на долю добычи полезных ископаемых: слабо развита пищевая и легкая промышленность. Высокая степень износа основных фондов – 66,3 %, из которых 59 % приходится добычу полезных ископаемых Зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов. Вынужденное снижение темпов добычи нефти в среднем на 1,5 % в год в связи с истощением основных месторождений Низкая эффективность по разработке передовых инновационных технологий (54 место в России) Малая инновационная активность предприятий. Слабая диверсификация инвестиций – 70 % приходится на добычу полезных ископаемых. Недостаточный уровень инвестиций в основные фонды небазовых секторов экономики Только 14,3 % инвестиций приходится на привлеченные средства, остальные – средства самих компаний. Низкий уровень обеспеченности жителей округа дорогами с твердым покрытием (63 место в России). Отсутствие интегральной системы железных дорог. Проблема обеспечения сельских поселений централизованным энергоснабжением. Снижение темпов строительства жилых помещений и ввода в эксплуатацию жилых помещений. Слабые внутрирайонные и межмуниципальные связи |
Возможности: Обновление основных производственных фондов за счет роста инвестиционной привлекательности. Диверсификация экономики на основе роста инновационной активности и инвестиционной привлекательности Усиление конкуренции и конкурентоспособности продукции, рост активности крупнейших российских технологических компаний. Повышение инвестиционной привлекательности в изношенные основные фонды, что обеспечит стабильность. Возможность роста инвестиционной привлекательности региона за счет инвестирования в несырьевой сектор экономики: деревопереработка, рыбная отрасль, туризм и др. Наличие платежеспособного спроса и относительно конкурентоспособные цены на недвижимость. Повышенное внимание региональных властей к проблемам в данной отрасли |
Угрозы: Мировой экономический и политический кризис. Падение цен на нефть и газ. Восприятие региона как сырьевого придатка. Рост зависимости от импортных товаров пищевой и легкой промышленности. Высокий уровень налоговой нагрузки на недропользователей тормозит освоение трудноизвлекаемых запасов нефти. Дефицит финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов как следствие экономического кризиса. Высокий уровень инвестиционных рисков из-за подверженности региона мировым колебаниям спроса и цен на топливно-энергетические ресурсы. Ухудшение отношений с деловыми партнерами из-за политического кризиса и санкций. Снижение деловой активности бизнеса. Рост затрат на транспортировку продукции приведет к росту ее себестоимости. Перенасыщение рынка жилья и как следствие снижение спроса. Приток инвестиций ограничен прямой зависимостью уровня тарифов от уровня инфляции и высоким уровнем задолженности перед ресурсообеспечивающими организациями |
Приведенные в таблице данные социально-экономического развития ХМАО-Югры позволили выявить ряд проблем, которые характерны для монопрофильных регионов – высокую зависимость от нефтедобывающего комплекса, неразвитость обслуживающей сферы, велики отраслевые контрасты в уровне оплаты труда и пр. Географическое положение Югры обуславливает высокие расходы на транспортировку, что в свою очередь приводит к снижению уровня экономического развития территории. Было бы ошибочным делать ставку на одну лишь сырую нефть и газ. Поэтому, округ движется в сторону усложнения структуры экономики. Правовой основой развития является ряд программных и тактических документов, разработанных на территории округа. Это стратегия и прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Вместе с тем, проблемы социально-экономического развития автономного округа во многом будут зависеть от объемов инвестиций и реализацией крупных инвестиционных проектов и программ в реальном секторе экономики [5]. Кроме того, анализ инвестиционных данных показал, что в этом направлении редко используются свободные средства населения.