Full text

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является самодостаточным регионом-донором. В экономическом рейтинге территорий Российской Федерации он неоднократно занимал места в первой пятерке, являясь тем самым лидером в экономическом развитии.

Уровень и устойчивость социально-экономического развития региона является важным показателем для реального сектора экономики. При наличии позитивных характеристик в этой сфере, можно говорить об устойчивости развития отдельных отраслей и региона в целом. Чтобы выяснить, является ли Ханты-Мансийский автономный округ – Югра территорией, характеризующейся устойчивым развитием социально-экономической сферы, необходимо проанализировать основные экономические показатели за последние три года и выявить тенденции последующего развития региона.

Таблица 1

Индекс физического объема по ключевым экономическим показателям [4]

 

 

2012

2013

2014

2015

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

103,2

96,8

93,4

93,2

Рыболовство, рыбоводство

154,7

95,6

117,2

102,7

Добыча полезных ископаемых

98,2

98,6

98,7

98,4

Обрабатывающие производства

80,5

113

91,1

93

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

90,9

109,8

100,8

104.3

Строительство

100,9

99

101,5

102,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

101,6

107,3

93,2

95,6

Гостиницы и рестораны

108,2

100,4

99,6

98.7

Транспорт и связь

104,5

105,7

94,9

96,2

Финансовая деятельность

119,4

75,1

180,4

182,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

92,1

100,1

101,7

100,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

102,8

96,8

100,6

97,3

Образование

101,9

98,9

103,7

100,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

103,9

95,3

101,3

98,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

90,2

118,4

93,7

102,5

Деятельность домашних хозяйств

99,7

105,3

100

100

 

Как видно из таблицы, регион не характеризуется стабильным увеличением объемов оборота розничной торговли. Этому способствовали несколько факторов:

-          отрицательная динамика реальных располагаемых денежных доходов;

-          снижение потребительского кредитования;

Снижение развития агропромышленного комплекса Югры привели к тому, что в регионе были разработаны и начаты реализовываться ряд программ. Основу большинства из них составили мероприятия, предусмотренные целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года». Вместе с тем в исследовании Г. Р. Востряковой, О. А. Гаравской, А. В. Тагировой говорится, что «Природные условия Ханты-Мансийского автономного округа не благоприятствуют развитию сельского хозяйства. Несмотря на это, темпы развития отрасли не отстают от среднероссийских» [3].

Отставание услуг в условиях монопрофильности региона является характерной чертой, которая за собой влечет сразу несколько проблем: во-первых, неудовлетворительность уровня оказываемых платных услуг; во-вторых, большая часть малых предприятий сосредоточена в торговой сфере и практически не охватывает сферу здравоохранения и бытового обслуживания.

Таким образом, основываясь на данных табл. 1 можно утверждать, что по основным видам деятельности в Югре наблюдается неустойчивая динамика, характеризующуюся и подъемами и спадами в течении анализируемого периода.

Таблица 2

Изменения основных социально-экономических показателей [4]

 

№ п/п

Целевые показатели и индикаторы

2013

2014

2015

1

Среднегодовая численность населения, тыс. человек

1594

1614

1634

2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

72

73

73

3

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

913

916

919

4

Уровень зарегистрированной безработицы на конец года, в процентах к экономически активному населению

0,55

0,54

0,54

5

Уровень безработицы (по методологии МОТ), в процентах к экономически активному населению

5,3

5,3

5,3

6

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

2490

2665

2825

7

Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности, процентов:

 

 

 

7.1

Добыча полезных ископаемых

59,5

59,0

57,8

7.2

Обрабатывающие производства

3,1

3,2

3,4

7.3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,5

3,6

3,8

7.4

Строительство

6,9

7,4

7,9

7.5

Транспорт и связь

7,7

7,8

8,1

7.6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

8,0

7,7

7,7

7.7

Образование

1,4

1,4

1,4

7.8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,0

2,0

2,1

7.9

Прочие виды деятельности (предоставление услуг, торговля, гос. управление и пр.)

7,9

7,9

7,8

8

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов

2,3

2,4

3,0

9

Количество малых и средних инновационных компаний, в единицах

120

140

200

10

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя (на конец года), кв. м

19,6

20,0

20,4

11

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде (на конец года), процентов

6,2

5,7

5,3

12

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб.

726

799

865

13

Объем инвестиций в процентах от ВРП

29,2

30,0

30,6

14

Число малых и средних предприятий, тыс. ед.

24

24,8

25,6

15

Количество индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.

60,4

63

67

16

Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП, процентов

19,7

19,8

20,0

17

Удельные расходы организаций на НИОКР и технологические инновации на душу населения, тыс. руб./чел.

479

483

488

18

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций, рублей

54224

57617

61148

19

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций по экономике, рублей

57541

60545

64663

 

Анализ структуры экономики округа в разрезе государственной экономики показал, что наибольший вклад в создание валового регионального продукта ХМАО – Югра создает добыча полезных ископаемых [1].

Поскольку нефтегазодобывающая отрасль экономики является ведущей для автономного округа, выявление причин снижения уровня добычи может стать ключевой при выработке стратегии развития региона. Снижение объема добычи нефти может быть объяснено: во-первых, объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, во-вторых, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, в-третьих, замедлением темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений. Значимой проблемой, оказывающей сдерживание экономического развития ХМАО – Югры, является снижение качества сырьевой базы. Параллельно с нефтегазодобывающей отраслью в Югре развивается электроэнергетика. Несмотря на то, что она является одной из самых молодых отраслей региона, считается одной из ведущих отраслевых структур промышленного производства.

Проблемы развития и наличествующее состояние экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в своей основе определяется тенденциями, характерными для регионального топливно-энергетического комплекса, вовлеченного в единый энергетический рынок и зависящем от его динамики. Научные исследования, посвященные вопросам развития моноотраслевых территорий, находят свое отражение в работах многих отечественных ученых, в частности, коллектив авторов выявил основные факторы и закономерности становления моноотраслевых территорий, они отмечают, что «столкнувшись с экономическим кризисом в России регионы, особенно монопрофильные, стали искать возможности для поддержания достойного уровня социально-экономического развития» [2].

Поскольку демографическая ситуация в округе имеет тенденцию к росту, а из данных таблиц видно, что уровень жизни остается недостаточным, то Югре необходимо добиваться повышения уровня жизни населения. Экономическая категория «качество жизни» является одной из значимых и важных социальных категорий. Так оно влияет на обеспеченность населения округа необходимыми материальными благами и набором услуг для удовлетворения потребностей. Достичь высокого уровня жизни населения возможно только в случае, если повысить общий уровень конкурентоспособности региона. Мероприятиями, по созданию конкурентоспособного региона могут стать вложения в человеческий капитал, и как следствие развитие здравоохранения, образования, культуры. Не обошли стороной ХМАО – Югру и миграционные процессы, характерные для России. Трудовая миграция населения непосредственно оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на различные стороны, включая экономическую, демографическую, политическую, социальную.

Сделаем SWOT-анализ региона, чтобы понять, каким образом выстраивать стратегию устойчивого развития.

Таблица 3 

Матрица SWOT-анализа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Сильные стороны:

Значительный промышленный потенциал благодаря лидерству по объемам промышленной продукции (2 место в России), добыче нефти (1 место в России), добыче газа (1 место в России), производству электроэнергии (1 место в России).

На долю автономного округа приходится 4,8 % общероссийского ВРП (2 место в России).

За счет добычи полезных ископаемых автономный округ формирует 15,2 % бюджета России (2 место в России), при этом 83,6 % приходится на поступления от налога на добычу полезных ископаемых.

Создана инфраструктура поддержки инновационной активности

Большой объем финансирования (8 место в России)

Обеспеченность высококвалифицированными специалистами (2094 человека на 20 организаций). Высокий объем инвестиций в основной капитал – 5,2 % общего объема инвестиций России (3 место в России).

Высокий рейтинг инвестиционного климата – 14 место в России, в том числе 7 место в группе регионов с комфортными условиями для бизнеса.

Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал (на 14,8 % в год).

Большое количество информационных инвестиционных источников: региональный центр инвестиций, инвестиционный портал Югры, центр поддержки экспорта Югры

Благоприятный инвестиционный климат со стороны региональной и муниципальной власти. Повсеместное использование водного и воздушного транспорта.

Тенденция к снижению доли аварийного жилья.

Активное переселение из аварийного жилья и балоков.

Разнообразие видов государственной поддержки в приобретение жилых помещений или улучшению жилищных условий

Слабые стороны:

Низкий уровень диверсификации промышленного производства и экономики региона в целом – 62,9 % ВРП приходится на долю добычи полезных ископаемых: слабо развита пищевая и легкая промышленность.

Высокая степень износа основных фондов – 66,3 %, из которых 59 % приходится добычу полезных ископаемых

Зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов.

Вынужденное снижение темпов добычи нефти в среднем на 1,5 % в год в связи с истощением основных месторождений

Низкая эффективность по разработке передовых инновационных технологий (54 место в России)

Малая инновационная активность предприятий.

Слабая диверсификация инвестиций – 70 % приходится на добычу полезных ископаемых.

Недостаточный уровень инвестиций в основные фонды небазовых секторов экономики

Только 14,3 % инвестиций приходится на привлеченные средства, остальные – средства самих компаний. Низкий уровень обеспеченности жителей округа дорогами с твердым покрытием (63 место в России).

Отсутствие интегральной системы железных дорог.

Проблема обеспечения сельских поселений централизованным энергоснабжением.

Снижение темпов строительства жилых помещений и ввода в эксплуатацию жилых помещений.

Слабые внутрирайонные и межмуниципальные связи

Возможности:

Обновление основных производственных фондов за счет роста инвестиционной привлекательности.

Диверсификация экономики на основе роста инновационной активности и инвестиционной привлекательности

Усиление конкуренции и конкурентоспособности продукции, рост активности крупнейших российских технологических компаний.

Повышение инвестиционной привлекательности в изношенные основные фонды, что обеспечит стабильность.

Возможность роста инвестиционной привлекательности региона за счет инвестирования в несырьевой сектор экономики: деревопереработка, рыбная отрасль, туризм и др.

Наличие платежеспособного спроса и относительно конкурентоспособные цены на недвижимость.

Повышенное внимание региональных властей к проблемам в данной отрасли

Угрозы:

Мировой экономический и политический кризис.

Падение цен на нефть и газ.

Восприятие региона как сырьевого придатка.

Рост зависимости от импортных товаров пищевой и легкой промышленности.

Высокий уровень налоговой нагрузки на недропользователей тормозит освоение трудноизвлекаемых запасов нефти.

Дефицит финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов как следствие экономического кризиса. Высокий уровень инвестиционных рисков из-за подверженности региона мировым колебаниям спроса и цен на топливно-энергетические ресурсы.

Ухудшение отношений с деловыми партнерами из-за политического кризиса и санкций. Снижение деловой активности бизнеса.

Рост затрат на транспортировку продукции приведет к росту ее себестоимости.

Перенасыщение рынка жилья и как следствие снижение спроса.

Приток инвестиций ограничен прямой зависимостью уровня тарифов от уровня инфляции и высоким уровнем задолженности перед ресурсообеспечивающими организациями

 

Приведенные в таблице данные социально-экономического развития ХМАО-Югры позволили выявить ряд проблем, которые характерны для монопрофильных регионов – высокую зависимость от нефтедобывающего комплекса, неразвитость обслуживающей сферы, велики отраслевые контрасты в уровне оплаты труда и пр. Географическое положение Югры обуславливает высокие расходы на транспортировку, что в свою очередь приводит к снижению уровня экономического развития территории. Было бы ошибочным делать ставку на одну лишь сырую нефть и газ. Поэтому, округ движется в сторону усложнения структуры экономики. Правовой основой развития является ряд программных и тактических документов, разработанных на территории округа. Это стратегия и прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Вместе с тем, проблемы социально-экономического развития автономного округа во многом будут зависеть от объемов инвестиций и реализацией крупных инвестиционных проектов и программ в реальном секторе экономики [5]. Кроме того, анализ инвестиционных данных показал, что в этом направлении редко используются свободные средства населения.