Full text

Актуальность исследования обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений. «Сегодня особенно острого обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям» [3].

Концепции младшего школьного образования, требования стандартов к обновлению содержания предъявляют серьезные требования к развитию креативности образного мышления, одним из которых являются математические представления. Однако требования социума, изложение в нормативных актах не обеспечены готовностью учителей к реализации творческих технологий. Противоречие между эмпирической востребованностью формирования математического представления и преобразования информационных форм в преподавании математики в начальной школе требуют найти решение проблемы развития математических представлений, образного мышления. При этом очень важно сохранить интерес к математике.

Существуют различные формы и средства деятельности по формированию у младших школьников математических представлений. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. «Особую значимость в этом плане приобретает специальная организация познавательной деятельности детей, которая обеспечивает интенсивное развитие креативного потенциала, создавая соответствующую ситуацию для активизации внутренних потенций развития ребенка» [3].

Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) [6] неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Так как эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Мы в ходе исследования отбирали дидактические игры, произведения устного народного творчества и изучали продуктивность их влияния на математические представления.

Объект исследования – процесс формирования математических представлений первоклассников.

Предмет исследования – устное народное творчество, как средство формирования математических представлений первоклассников.

Цель исследования – выявить методические условия формирования математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества.

Гипотеза исследования: процесс формирования математических представлений первоклассников будет более эффективным, если на уроке будут использованы средства устного народного творчества.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретических исследований; методы эмпирического исследования; статистический метод обработки экспериментальных данных.

Исследование проведено на базе МАОУ СОШ № 17 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов 56 человек (30 – контрольная и 26 – экспериментальная группа).

С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, мы изучали развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

«Современная модель образования предполагает высокие технологии развития креативности, грамотности математических представлений и других базовых способностей детей» [1].

Математическое представление младших школьников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления младших школьников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь [4].

Вопросы математического развития детей своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Методика формирования математических представлений у детей прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени.

Устное народное творчество или фольклор: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную и образовательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек [2].

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования математических представлений средствами фольклора, мы пришли к следующим выводам: математическое развитие детей средствами устного народного творчества будет протекать успешно, если произведения устного народного творчества будут систематически использоваться в специально организованных формах воспитания детей и в повседневной жизни детей, если будут подключены родители, а также повышена профессиональная компетентность педагогов по созданию креативной среды и креативным изменениям [5].

Для того чтобы выявить уровень сформированности математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества, нами была организована и проведена первичная диагностика.

Уроки математики проводятся в школе по УМК «Школа России», авторы: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. и др.

Цель первичной диагностики – определение уровня сформированности математических представлений у младших школьников с использованием материала устного народного творчества.

В данном исследовании школьнику предлагается пройти тест, по проверке сформированности следующих математических представлений: «числа», «выполнение арифметических действий».

  1. Вставь пропущенные числа в поговорки:

Лучше ___ раз увидеть, чем ___ раз услышать

___ ум хорошо, а ____ лучше

____ раз отмерь, ___ раз отрежь

За ____ зайцами погонишься – ни ____ не поймаешь.

____ пашет, а _____о руками машут

  1. Реши веселые задачки:

1)     У мышки два ушка.

Сколько ушей у двух мышей?

Ответ: ____________________________

2)     Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дом с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.

Ответ: ____________________________

3)     Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Ответ: ____________________________

4)     Подогрела чайка чайник, 

Пригласила девять чаек.

Прилетели все на чай.

Сколько чаек, отвечай!

Ответ: ____________________________

5)     Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели: 

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

Ответ: ____________________________

  1. Разгадай загадки:

1)     Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (12 месяцев)

2)     Чтобы правильно считать,

Нужно знаки эти знать.

Десять их, но знаки эти

Сосчитают всё на свете. (цифры)

3)     Друзья, вы знаете его,

Сам по себе он – «ничего».

Добавьте слева единицу,

И он в десятку превратится.

Суть объяснения поймите

И цифру эту запишите____________

4)     За руки взявшись, я и Тамара

Словом одним называемся – ____________(пара)

5)     Это знать вам нужно всем:

Дней в неделе ровно _____________(семь)

  1. Реши задачки на внимательность.

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо – совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Дочурки соседа...

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Ответ: ________________(6 ватрушек)

Прилетели галки,

Сели на палки.

Если на каждой палке

Сядет по одной галке,

То для одной галки

Не хватит палки.

Если же на каждой палке

Сядет по две галки,

То одна из палок

Будет без галок.

Сколько было галок?

Сколько было палок?

Ответ:____________________ (4 галки и 3 палки)

Лебеди у нас в пруду,

Я поближе подойду:

9 чёрных, белых 5.

Кто успел их сосчитать?

Говорите поскорей:

Сколько пар лебедей?

Ответ:___________________(7 пар)

 

Итоги исследования показали, что 36% учащихся показали высокий уровень математических представлений, 61% средний уровень, 3% низкий уровень.

Во втором задании 32% учащихся показали высокий уровень математических представлений, 57% средний уровень, 11% низкий уровень.

В третьем задании 28% учащихся показали высокий уровень математических представлений, 61% средний уровень, 11% низкий уровень.

С четвертым заданием справились 33% на высоком уровне математических представлений, 33% на среднем уровне, 33% на низком уровне.

Исследование показало, что процесс формирования математических представлений первоклассников будет более эффективным, если на уроке будут использованы средства устного народного творчества.

Обновление и качественное улучшение системы формирования математических представлений первоклассников позволяет искать наиболее интересные формы работы, такие как формирование математических представлений средствами устного народного творчества.

Делая вывод по проведенному исследованию, мы можем утверждать, что надо проводить работу, которая будет повышать уровень сформированности математических представлений. И в этой работе устное народное творчество может играть продуктивную роль.