Full text

Современное общество развивается с немыслимой скоростью, что влечет за собой расширение информационного пространства человечества и повышение уровня конкуренции. В связи с этим выпускнику среднего профессионального образовательного учреждения предъявляются не только высокие профессиональные требования, но и особое внимание уделяется его личным качествам. Одним из таких качеств является креативность.

Большинство технических профессий является творческими, несмотря на наличие в повседневной профессиональной деятельности стандартизированных действий. В подобных случаях будущему специалисту необходимо выходить за границы имеющихся навыков и умений [1]. Способность на основании уже имеющихся умений и навыках создать что-то новое, найти выход из нестандартной ситуации, разработать наилучший способ достижения поставленной цели – это именно те качества, которыми должен обладать современный выпускник среднего профессионального учреждения.

  1. 1.     Постановка задачи

Цель данной работы состоит в измерении и мониторинга на линейной шкале самооценки креативных способностей студентов среднего профессионального образования (СПО).

Для достижения данной цели необходимо:

-           оценить качество набора индикаторов, характеризующих самооценку креативных способностей студентов СПО;

-           измерить на линейной шкале уровень изменения самооценки креативности;

-           провести многофакторный дисперсионный анализ изменения самооценки творческих способностей студентов учреждения среднего профессионального образования с учетом приобретаемой специальности и курса;

-           установить различия между студентами разных специальностей по самооценке креативности.

  1. 2.     Данные

В исследовании приняли участие студенты пяти специальностей первого и второго года обучения:

-          электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования по отраслям (ЭО);

-          электромонтер по ремонту и обслуживанию электростанций и сетей (ЭЭ);

-          электрические сети, станции и системы (ЭС);

-          мастер отделочных строительных работ (ОТ);

-          электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве (Э).

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе был проведен опрос среди студентов «Славянского электротехнологического техникума» в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края в начале учебного семестра (96 студентов) до реализации программы. Второй опрос проводился в конце семестра (те же самые 96 студентов) после реализации программы.

  1. 3.     Метод     

Конструкт «самооценка креативных способностей» является латентной переменной. Поэтому измерение данного конструкта проводилось в рамках теории измерения латентных переменных, основанной на модели Раша [5, 9–11]. Опыт использования этой теории свидетельствует об эффективности этой теории [2–4, 6–8, 2–14, 16]. Обработка данных, полученных в результате проведения опросов, осуществлялась в диалоговой системе «Измерение латентных переменных» [15].

  1. 4.     Результаты анализа

Оценка совместимости индикаторов является первостепенной задачей в измерении латентной переменной. Совместимость индикаторных переменных осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Уровень значимости статистики Хи-квадрат оказался равным 0,254, что свидетельствует об адекватности данных модели измерения.

Расположение самооценок креативности студентов и индикаторных переменных, характеризующих конструкт «самооценка креативности», представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. Местоположение студентов и индикаторных переменных на шкале

«самооценка креативных качеств»

 

В верхней части рисунка находится гистограмма, показывающая распределение самооценок креативности студентов, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторов на той же самой шкале. Здесь объекты соответствуют студентам.

Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:

-          диапазон варьирования оценок креативной самодостаточности очень большой – 6 логит (от –3,0 до +3,0 логит). Это свидетельствует о том, что студенты значительно различаются по самооценке своей креативности. Кроме того, как и следовало ожидать, распределение оценок близко к нормальному;

-          индикаторные переменные варьируются в небольшом диапазоне – 1,0 логит (от –0,5 до +0,5 логит), что обеспечивает высокую точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной;

-          между двумя этими наборами (оценками студентов и оценками индикаторов) существует небольшое смещение – различие между соответствующими средними равно –0,135 логит. Это означает, что выбранный набор индикаторов является информативным для измерения самооценки креативных качеств.

Поскольку исследуемые факторы, – эффект программы (фактор А), специальность (фактор В) и курс студентов (фактор С) являются качественными, то в качестве метода статистической обработки выбран дисперсионный анализ (табл. 1).


Таблица 1

Дисперсионный анализ креативной самодостаточности студентов

в зависимости от их пола и вуза

 

Источник дисперсии

Сумма квадратов

Степени свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Фактор А

9,371

1

9,371

19,717

<0,001

Фактор В

5,157

4

1,289

2,712

0,032

Фактор С

3,380

1

3,380

7,112

0,008

Взаимодействие АВ

4,198

4

1,050

2,208

0,070

Взаимодействие АС

0,296

1

0,296

0,623

0,431

Ошибка

85,549

180

0,475

 

 

Всего

115,761

191

 

 

 

 

Проинтерпретируем результаты дисперсионного анализа (табл. 1).

1)     Фактор А значим (р < 0,001), это свидетельствуют о том, что программа формирования креативности студентов является эффективной. В табл. 2 представлены средние самооценки креативной самодостаточности до и после реализации программы. В табл. 2 представлены средние значения уровня креативности девушек и юношей.

Таблица 2

Средние значения креативной самодостаточности студентов

до и после реализации программы

 

Программа

Среднее значение (логит)

Стандартная ошибка (логит)

95% доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

До реализации

–0,313

0,131

–0,572

–0,054

После реализации

0,512

0,131

0,253

0,771

 

Из табл. 2 видно, что после реализации программы самооценки креативных способностей (0,512 логит) значительно выше, чем до реализации программы (‑0,313 логит).

2)     Фактор В значим (р = 0,032), это свидетельствуют о том, что самооценка креативности студентов зависит от специальности, которую они выбрали. В табл. 3 представлены соответствующие средние самооценки креативных способностей.

Таблица 3

Средние значения креативной самодостаточности студентов

до и после реализации программы

 

Код специальности

Среднее значение (логит)

Стандартная ошибка (логит)

95% доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

ЭО

0,170

0,165

–0,156

0,495

ЭЭ

0,309

0,165

–0,017

0,635

ЭС

0,037

0,165

–0,289

0,363

ОТ

–0,184

0,086

–0,354

-0,013

Э

0,165

0,132

–0,094

0,425

 

Из табл. 3 следует, что наибольшая самооценка креативных способностей у студентов, обучающихся по специальности электромонтер по ремонту и обслуживанию электростанций и сетей (ЭЭ), которая равна 0,309 логит. Наименьшая оценка – у студентов специальности мастер отделочных строительных работ (ОТ) равная –0,184 логит.    

3)     Фактор С также значим (р < 0,008), это свидетельствуют о том, что самооценки студентов первого и второго курса значимо отличаются друг от друга. Средние самооценки креативных способностей приведены в табл. 4.

Таблица 4

Средние значения креативной самодостаточности студентов

до и после реализации программы

 

Курс

Среднее значение (логит)

Стандартная ошибка (логит)

95% доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

Первый курс

-0,130

0,056

-0,241

-0,019

Второй курс

0,329

0,170

-0,006

0,665

 

4)     Представляет интерес рассмотрение взаимодействия АВ поскольку этот источник дисперсии значим на уровне 0,070. Эффект взаимодействия АВ означает, что эффективность программы формирования креативных способностей (фактор А) зависит от специальности (фактор В). Соответствующие оценки приведены в табл. 5.

Таблица 5

Эффективность программы формирования креативных способностей

студентов до и после реализации программы

 

Программа

Специальность

Среднее (логит)

Стандартная ошибка (логит)

95% доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

До реализации программы

ЭО

-0,319

0,233

-0,780

0,141

 

ЭЭ

0,044

0,233

-0,417

0,504

 

ЭС

-0,682

0,233

-1,143

-0,222

 

ОТ

-0,513

0,122

-0,753

-0,272

 

Э

-0,093

0,186

-0,460

0,275

После реализации программы

 

ЭО

0,659

0,233

0,199

1,120

 

ЭЭ

0,574

0,233

0,114

1,035

 

ЭС

0,756

0,233

0,295

1,216

 

ОТ

0,146

0,122

-0,095

0,386

 

Э

0,423

0,186

0,056

0,791

 

На рис. 2 представлен эффект реализации программы формирования креативных способностей. 

Рис. 2. Эффект взаимодействия факторов АВ 

На оси абсцисс находятся названия специальностей. На оси ординат представлены самооценки креативности студентов. Из рис. 2 видно, что наибольший эффект программы наблюдается у студентов специальности электрические сети, станции и системы (ЭС). Наименьший эффект программы оказался для студентов специальностей электромонтер по ремонту и обслуживанию электростанций и сетей (ЭЭ) и электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве (Э).

Выводы

  1. Латентная переменная «самооценка креативных способностей» определена операционально – в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.
  2. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить латентную переменную «самооценка креативных способностей» на линейной шкале, что является важным условием корректного сравнения специальностей и курсов студентов.
  3. Результаты измерения самооценки креативных способностей позволили количественно оценить эффект реализации программы формирования креативных способностей. Наибольший эффект эта программа оказала на студентов специальности электрические сети, станции и системы (ЭС).
  4. Самооценка креативных способностей у студентов второго курса выше, чем у первого.