Full text

В нынешней социально-экономической ситуации вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненной перспективы молодых людей. Вуз лишь временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, на короткий срок отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами и молодыми специалистами. Тем не менее, время студенчества – это особый период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.

В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы и конкретной социальной группы обучающихся механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов из числа сирот в наиболее сложные и критические периоды обучения.

Изучение процесса адаптации студентов – это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Особое внимание в этот время должно уделяться созданию механизмов адаптации студентов-сирот к новым условиям: образовательной среде вуза, учебно-профессиональной деятельности, социально-педагогическому сопровождению, и социально-психологической поддержке и коррекции.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации высшего образования – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением. Адаптация студентов-сирот в период обучения в вузе носит комплексный характер. Она включает в себя следующие виды: учебно-профессиональную, социальную, социально-психологичес­кую и социально-правовую.

Социально-психологическая адаптация, согласно определению В. Г. Берези­на, – это также процесс приобретения личностью определённого социально-психоло­гического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. И этот процесс происходит как в автономных системах психологических связей и отношений, так и в тех психологических связях и отношениях, которые возникают при решении различных задач, связанных с деятельностью в социальной среде, где личность проходит социально-психологическую адаптацию. В этом случае, овладевая деятельностью и совершенствуясь в ней, студент включается в соответствующие, вполне определенные социальные и различные социально-психологи­ческие связи и отношения. И, затем, происходит не только профессиональная, но и социально-психологическая адаптация (или дезадаптация) личности [1].

Н. Г. Кольцова, определяла социально-психологическую адаптацию как двусторонний и активный процесс взаимодействия личности и коллектива, содержанием которого является включение в систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии микрогруппы, а результатом является изменение личностных качеств человека [2].

В филиале Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани обучается 12 студентов-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ними регулярно и планомерно проводится работа по адаптации к условиям вуза. В ходе нашего экспериментального исследования, по результатам диагностических измерений положения в коллективе, психологического самочуствия, адаптивных личностных возможностей, мы пришли к выводу о необходимости совершенствования этой работы (с учетом имеющегося опыта) и включении в нее новых элементов, видов и форм работы. Среди них мы внедряем работу по включению студента в группу (групповая работа на командообразование, создание благоприятной обстановки в группе); знакомство студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, основными нормативно-правовыми актами РФ; проведение кураторских часов по различным темам, в том числе и личным вопросам студентов; включение студентов во внеучебную и научную деятельность вуза.

С целью выявления результативности и влияния указанных новых подходов к работе со студентами-сиротами мы провели исследование уровня их социально-психологической адаптации с помощью опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, русифицированного А. К. Осницким. Этот опросник позволяет выявить степень адаптированности­-дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, высокую зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию. Как показывает практика, причины трудностей студентов-сирот (лиц из их числа) можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни, множественны и могут быть представлены комплексами в самых разных сочетаниях.

Это и трудно складывающиеся отношения с попечителями и сверстниками, и трудно осваиваемый процесс обучения вузе, который отдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками и педагогами, и трудности формирования жизненных планов и личностных позиций. В то же время обнаруживаемые трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков сирот, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Без сомнения, остается достаточно большая область для позитивных проявлений, которые и могут стать «опорной площадкой» в коррекционной работе со студентами-сиротами (лицами из их числа), и в его собственном самодвижении, саморазвитии.

Критерии оценивания следующие:

1)     «Адаптация»;

2)     «Приятие других»;

3)     «Интернальность»;

4)     «Самовосприятие»;

5)     «Эмоциональная комфортность»;

6)     «Стремление к доминированию».

При проведении исследования нам было важно узнать, насколько адаптированы студенты, как они чувствуют себя в группе, принимают ли они себя, «доминируют» или оказываются «ведомыми».

Нами было опрошено 12 студентов-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 26 лет, обучающихся на факультетах педагогики и психологии, экономики, истории и права, филологии и математики, информатики и технологии. Опросы проводились в начале 2015 и в конце 2016 гг., по окончании нашего опытно-экспериментального исследования.

Сравнительные результаты диагностики уровня социально-психологической адаптации отражены на рисунке.

 

 

 

Сравнительные результаты выявления степени адаптированности­/дезадаптированности

детей-сирот в системе межличностных отношений
(по опроснику социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;
за 2015/2016 год)

 

Сопоставляя результаты диагностического исследования социально-психологи­чес­кой адаптации студентов-сирот (лиц из их числа) и детей, оставшихся без попечения родителей в филиале КубГУ до и после эксперимента, мы можем сделать следующие выводы.

Так, если в начале исследования количество адаптированных к условиям образовательной среды вуза сирот составляло 58% от их общего количества, то в конце нашего экспериментального исследования оно возросло почти на треть и составило 82%; соответственно число дезадаптированных обучающихся сократилось в 2,5 раза (с 42% до 18%).

По показателю «принятие – непринятие себя» принимают себя 72% , в то время как до эксперимента их было на треть меньше (50%). Количество студентов-сирот, не принимающих себя снизилось с 50% до 27%. Без особых затруднений вступают в контакт со сверстниками 90% студентов-сирот, при том, раньше таковых 75%, то есть на четверть меньше.

Если в 2015 году 57% студентов этой категории ощущали себя эмоционально комфортно, то в 2016 году число таковых возросло на четверть и составило 82%. Кроме того, у ребят повысился уровень внутреннего контроля: если раньше он характеризовал 58% студентов-сирот, то теперь присущ 73%. Количество студентов, нуждающихся во внешнем контроле снизилось в полтора раза: с 42% до 27%. Доминирующее положение в коллективе в 2016 году занимают 82% студентов-сирот при том, что в 2015 году их было 58%.

Таким образом, систематически проводимая в вузе работа по социально-психологической адаптации дает положительные результаты, о чем свидетельствуют позитивные изменения значимых личностных характеристик студентов-сирот.