Повышение технологического и гуманитарного уровня развития современного общества, демократизация всех его сфер, оказали значительное влияние и на дошкольное образование. В комплексе задач, которые оно решает, одной из основных является развитие связной речи.
«Педагогическое творчество – пишет Т. С. Анисимова – становится все более обязательным условием и показателем образовательного процесса» [1, с. 5]. И действительно, долгое время в педагогической науке уделялось много внимания развитию у дошкольников умений и навыков пересказывания (в том числе и их творческого аспекта). Однако остаются малоизученными вопросы уровня развития связной речи и формирования у детей навыков и умений составлять собственные высказывания. Противоречие наблюдается и в том, что на данный момент практикой востребованы, но научно не определены наиболее эффективные пути и способы обучения, а также последовательность их применения. Современные теоретические разработки не дают способов решения проблем, возникающих в практической деятельности.
Формирование связной речи у детей, особенно у дошкольников c общим недоразвитием речи (ОНР), является актуальной проблемой сегодняшнего дня, т. к. ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли и идеи. Но без внедрения в образовательный процесс специальных психолого-педагогических и методик и технологий решить данную проблему достаточно трудно.
Одной из таких важнейших методик является обучение дошкольников с ОНР собственному высказыванию при помощи метода наглядное моделирование. Обучение составлению рассказов при помощи этого метода способствует развитию связности речи, формированию умений употреблять в речи точные и образные слова. Задачи речевого развития дошкольников выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования обучения собственному высказыванию, диктуют необходимость разработки методических и психолого-педагогических основ ее решения. Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, как при помощи метода наглядного моделирования развить связную речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предлагаем для начала разобраться с тем, что означают понятия «связная речь», «моделирование», «модель».
По мнению Ф. А. Сохина, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно [2, с. 132].
В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений» [3, с. 41].
В. В. Краевский определяет моделирование как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования» [3, с. 41].
Наглядное моделирование значительно повышает процесс обучения дошкольников с ОНР составлению своих собственных высказываний. Это подтверждают различные фундаментальные исследовательские работы: концепция А.В. Запорожца о усилении символических представлений в развитии мышления дошкольников (его обобщение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности) [4]; концепция Л. А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями [4, 5]; психологическая теория Л. С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания [6]. Данные исследователи считают, что продуктивным методом решения проблемы развития интеллекта и речевых способностей ребенка является прием моделирования. В работах выдающегося психолога В. В. Давыдова мы также обнаруживаем понятие символического мышления у человека. Ученый выделял символическую функцию сознания, которая заключается в том, что человек «первоначально выделяет, а затем замещает характерные особенности одного предмета каким-либо другим предметом, который начинает выполнять в деятельности этого человека некоторые общие функции исходного предмета» [7, с. 153]. Личность на основе символической функции мышления создает образы, представления об объективной реальности. «Символы, – пишет В. В. Давыдов, – служат основанием для создания человеком различных моделей предметов» [7, с. 153]. С помощью моделирования дети обучаются целостно познавать наиболее весомые свойства предметов, систему взаимосвязи и отношений в объективной реальности. Личность, способная на подобные манипуляции, управляющая средствами обнаружения и создания таких связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения в пользу повышения уровня коммуникации в межличностных и деловых отношениях.
Л. С. Выготский в своих работах утверждает, что дошкольный возраст – это период очень быстрого становления и развития личности [6]. В связи с этим обучение ребенка построению собственных высказываний при помощи наглядного моделирования необходимо начинать с дошкольного возраста. В процессе обучения дошкольник крепко усваивает базис родного языка и речи, растет его вербальная активность. Познание стороннего значения языковых единиц, базирующееся на овладении логическими операциями объединения, сравнения, сопоставления и отвлечения, способствует моделированию не только для разрешения задачи по развитию логического мышления ребенка, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.
Наше исследование направлено на решение противоречия между востребованностью в практике работы продуктивных модельных заданий и отсутствием научного обоснования продуктивности заданий с использованием наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с ОНР. Научно-практическая задача нашего исследования состоит в разработке и исследовании продуктивности системы заданий с использованием наглядного моделирования для обеспечения процесса обучения дошкольников с ОНР построению собственных высказываний.
Экспериментальные исследования проводились в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 15 г. Славянск-на-Кубани. В качестве экспериментальной группы нами была выбрана логопедическая группа «Б», в которой находятся дети старшего дошкольного возраста с ОНР.
На начальном этапе нашего исследования нами проводилась комплексная диагностика уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.На данном этапе было проведено индивидуальное логопедическое обследование уровня развития связной речи каждого ребенка по методике В. П. Глухова [8] и непосредственное наблюдение за речевой деятельностью детей данного возраста на занятиях воспитателя и логопеда.Данная работа проводилась совместно с логопедом МАДОУ д/с к/в № 15 г. Славянск-на-Кубани Ниной Викторовной. Из шести предложенных автором (В. П. Глуховым) заданий мы отобрали четыре для удобства обследования. Они наиболее полно раскрывают глубину развития связной речи дошкольников. Нами выбраны следующие задания:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия»);
- составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
- составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
На наш взгляд, данная методика позволяет комплексно исследовать все компоненты связной речи: словарный запас, синтаксический и лексико-грамматический строй речи, звуко-слоговой анализ и синтез, умение строить грамотные речевые высказывания.
Исследование проводилось индивидуально с детьми в свободное от занятий время. Высказывания детей дословно фиксировались, а затем анализировались и оценивались.
Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на основании суммирования балов за все четыре задания. Выборка для диагностического исследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике В. П. Глухова проводилась путем элементарных математических вычислений. Сумма баллов по каждому уровню выполнения задания следующая: высокий уровень: 18–15 баллов, средний уровень: 14–11 баллов, недостаточный уровень: 10–7 баллов, низкий уровень: 6–3 баллов, неадекватный уровень: от 2 баллов и ниже.
По данным рис. 1 отражен показатель развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР экспериментальной логопедической группы «Б».
Рис. 1. Результаты исследования экспериментальной группы детей старшего дошкольного
возраста с ОНР по методике В. П. Глухова
В результате проведенной диагностики по выбранной нами методике получены следующие результаты: в логопедической группе «Б» из 11 человек 2 ребенка имеют высокий уровень развития связной речи, 6 детей имеют средний уровень развития связной речи, 2 ребенка – недостаточный уровень развития связной речи, 1 ребенок – низкий уровень развития связной речи.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеют средний и ниже среднего уровень развития связной речи.
Обобщенные результаты данного исследования и наблюдения показали, что дети не могут пересказать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Они меняют местами временное и пространственное расположение событий рассказа, пропускают целые фрагменты текста, пересказ составляется ими по наводящим вопросам, нарушена связность изложения. Многие дошкольники при составлении рассказа по серии сюжетных картинок составляют его с применением наводящих вопросов взрослого и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь.
По итогам проведенной диагностики нами были разработаны и включены в занятия некоторые приемы наглядного моделирования: графические картинки-схемы, мнемотехника.
Все занятия проводились по разработанному нами плану от простого к сложному:
- обучение пересказу услышанного текста;
- обучение составлению описательного рассказа: о предмете, по картине, о каком-либо явлении окружающей действительности (об осени).
Нами проводились групповые логопедические занятия с использованием наглядного моделирования по темам: пересказ рассказа «Еж» и «Как медведь сам себя напугал». Занятия проводились на основе методики Л. В. Лебедевой «Обучение пересказыванию при помощи опорных схем» [9]. Цель данных занятий: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. С данным видом деятельности ребята справились, по графическим схемам они пересказали текст, многие передали связность и логическую последовательность сюжета, но некоторые пропускали маленькие фрагменты рассказа.
В занятии «Кузина Герань» применялись собственные разработанные мнемосхемы к составлению рассказа о комнатном растении. К каждой составной части комнатного растения и к тому, что о нем можно рассказать (название растения, корень, стебель, листья, цветы, как ухаживать за растением и т. д.) обобщенно разрабатывались мнемоквадраты с картинками, которые бы наиболее полно соответствовали частям растения или поясняли совершаемые действия над его частями или над самим растением. Это занятие направлено на обучение составлению описательного рассказа о комнатном растении по мнемосхеме, развитие связной речи. Данное занятие воспринималось детьми немного сложнее, чем два предыдущих занятия по развитию связной речи. Трудными понятиями для детей оказались: незнание части растения «стебель» даже при неоднократном его повторении; незнание некоторых правил ухаживания за комнатным растением; незнание названий некоторых комнатных растений при положенном для данного уровня развитии знаний об этих растениях (герань, алоэ, цикломен, фиалка). В конце занятия почти все дошкольники смогли по мнемосхемам рассказать о комнатном растении Герань.
Занятие на составление рассказов-описаний об игрушках, овощах при помощи мнемсхем проводилось на основе методики Н. В. Нищевой [10]. Автор предлагает мнемотаблицу к составлению описательного рассказа о предмете. Можно сказать, что это план составления рассказа, представленный в картинно-схематическом варианте для дошкольников с ОНР. На магнитной доске для детей была представлена данная мнемосхема, каждому ребенку были предложены предметные картинки с изображением предметов (игрушек, овощей). Опираясь на эти картинки и на мнемотаблицу, они должны были составить рассказ-описание об игрушке, овоще. Перед этим им был показан речевой образец взрослого. В процессе этого этапа у ребят возникли затруднения с определением, какими могут быть определенные овощи на вкус и на ощупь.
При проведении группового логопедического занятия с использованием конспекта Н. В. Нищевой [11] по картине «Мы играем в магазин», мы разработали мнемосхемы к данной картине для наиболее облегченного варианта запоминания детьми плана, последовательности построения своих предложений. На предлагаемый автором план рассказа по картине мы составили его мнемосхему: к каждому пункту этого плана придумывали его символическое (в виде последовательности обобщенных картинок) содержание. Ребятам действительно было легче по этой мнемосхеме рассказывать о каждом изображенном на картине персонаже, иначе бы они не смогли соблюсти структуру рассказа о героях картины.
Занятие «Рассказ об Осени» было проведено также с использованием мнемосхем. Суть этого занятия состоит в том, что предполагаемый образец рассказа об осени разбивается на предложения. К каждому предложению разрабатывается универсальная мнемосхема, которая символично отражает определенное осеннее явление (Солнышко греет слабо. Льют часто дожди. С деревьев опадают листья и т. д.). Затем, вместе с рассказом взрослого об осени выкладывается перед детьми последовательность мнемосхем. Данное занятие направлено на обучение умению составлять описательные рассказы об осени, развитие связной речи. Ребята смогли составить целостный связный рассказ по мнемосхемам об осени, им очень понравилось, что им в помощь на доске были представлены такие схемы. Дети логопедической группы «Б» в построении своих рассказов об осени составляли по одному предложению на каждую картинку-мнемосхему, некоторые с трудом справлялись с данным видом деятельности. Только Омалия в построении своих рассказов об осени использовала по 2–3 предложения практически на каждую картинку-мнемосхему. Ее рассказы были более развернутыми, полными, содержательными.
На индивидуальных занятиях со слабоуспевающими детьми из экспериментальной группы старшего дошкольного возраста (имеющими недостаточный и низкий уровень развития связно речи) при разучивании стихотворений к празднику осени мы использовали разработанные нами мнемосхемы к их стихотворениям. Наша работа заключалась, прежде всего, в подборе схем-символов (и их рисование), соответствующих определенному слову или целой фразе в стихотворении, и составление таблиц с этими символами. Затем проходил сам процесс разучивания стихотворений при помощи этого метода. Дошкольники быстрее стали запоминать строчки своих стихотворений. Процесс обучения в данном виде деятельности значительно ускорился.
После вышеизложенных заданий мы провели повторную диагностику развития связной речи логопедической группы «Б» детей дошкольного возраста с ОНР по методике В. П. Глухова. Из шести предложенных заданий мы выбрали следующие четыре задания:
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- сочинение рассказа на основе личного опыта,
- составление рассказа-описания.
Выборка для диагностического исследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике В. П. Глухова проводилась путем элементарных математических вычислений. Сумма баллов по каждому уровню выполнения задания следующая: высокий уровень: 16–13 баллов, средний уровень: 12–9 баллов, недостаточный уровень: 8–5 баллов, низкий уровень: 4–1 балл, неадекватный уровень: 0 баллов.
По данным рис. 2 отражен показатель развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР экспериментальной логопедической группы «Б».
Рис. 2. Результаты исследования логопедической группы «Б»
детей старшего дошкольного возраста по методике В. П. Глухова
Для более наглядного результата диагностики уровня развития связной речи на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены в сравнительной диаграмме на рис. 3:
Рис. 3. Сравнительная диаграмма результатов исследования констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике В. П. Глухова логопедической группы детей
старшего дошкольного возраста с ОНР
Рассматривая рис. 3, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии и активизации связной речи у всех детей данной группы. Высокий уровень появился у 4 детей, у ребенка, у которого был низкий уровень развития связной речи, повысился до недостаточного уровня, а те дети, у которых был недостаточный уровень развития связной речи (2 ребенка), повысился до среднего уровня.
Таким образом, метод наглядного моделирования представляет собой современный, творческий метод развития и совершенствования разнообразных речевых способностей дошкольников с ОНР. Он учит ребёнка выражать мысли последовательно, логично, придерживаясь определённого плана высказывания. Данный метод развивает восприятие ребёнка, его сенсорную культуру, активизирует память, воображение, стимулирует речевую деятельность.