На сегодняшний день новые образовательные технологии являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Основной целью в современной начальной школе является обучение каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, основным важнейшим понятием обучения. Современный урок русского языка должен быть не только обучающим, воспитывающим, развивающим, но и интересным. Поэтому на сегодняшний день необходимо использовать современные образовательные технологии и на уроках, и в неурочной деятельности, и в воспитательной работе. Если рассмотреть проблемное обучение с точки зрения классической дидактики, то это то обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А. М. Матюшин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. В. Кудрявцев и др.).
Объект исследования – процесс и результат работы по использованию проблемной технологии на уроках русского языка как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Предмет исследования – содержание и методические условия активизации познавательной деятельности на основе использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – определить организационно-педагогические условия и возможности использования проблемного метода при изучении русского языка в начальной школе и установить его влияние на развитие познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что последовательное, системное и методически грамотное использование на уроках русского языка проблемных ситуаций является важным компонентом в активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
- Раскрыть теоретические основы технологии проблемного обучения.
- Выявить уровень активности познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка в МБОУ Лицее № 4 г. Славянска-на-Кубани.
- Разработать комплекс проблемных ситуаций, способствующих активизации познавательной деятельности младших школьников.
С возникновением новых приоритетов в образовании у учителей появляется потребность в поиске новых современных эффективных образовательных технологий, которые позволят достичь более высоких результатов в обучении и воспитании. Для этого нужно внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач на сегодняшний день является развитие у учащихся интереса к процессу обучения, творчеству, так как интерес и творчество в учебном процессе является главным инструментом, побуждающим обучающихся к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности [1, с. 8].
Одним из путей решения этой проблемы является применение современных образовательных технологий в процессе обучения, которые помогают разнообразить формы, методы и средства обучения, что будет способствовать повышению творческой активности младших школьников. В условиях личностно-ориентированного подхода, необходимо создать необходимые условия для каждого ученика, опираясь на его психологические особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, познавательные возможности, реализация себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов. Способность анализировать учебный материал младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития [3, с. 215].
Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно осознавать явления окружающей действительности нужно научиться продуктивно мыслить, решать различные практические задачи. Для этого в образовании применяется проблемное обучение.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения и ценностных установок учащихся, а также активизацию познавательной деятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [2, с. 53].
Суть его в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В ходе совместных усилий намечаются путь её решения, устанавливается алгоритм, который самостоятельно выполняется и решается учениками с помощью учителя и иногда без него. При этом у ребят актуализируются уже имеющиеся знания и умения, а затем из них отбираются те знания, которые необходимы для решения той или иной задачи.
Создавая проблемную ситуацию, самым трудным является взглянуть на уже простой и известный материал и обнаружить в нём противоречия, которые смогут разрешить ученики, организуя деятельность учащихся на решение этих противоречий, организует поиск решения. При проблемном обучении учащийся превращается из объекта обучения в субъект. При проблемном обучении у младшего школьника образуется новая система знаний, умений и навыков, отличных от традиционных [2, с. 53].
В ходе обучения на уроках русского языка и других уроках, проводя сравнение материала, анализируя, синтезируя и классифицируя его, обобщение и систематизация полученных знаний, что способствует более прочному усвоению.
Прием 1
Проблемная ситуация с противоречивой информацией – создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В этом случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного ученика. Побуждение к осознанию противоречий осуществляется наводящими вопросами: «Что здесь было необычного? Что было для вас наиболее интересным? Какие противоречия налицо?». Побуждение к осмыслению проблемы осуществляется вопросами по выбору.
Прием 2
Проблемная ситуация со столкновением разных и даже противоположных мнений учащихся класса. Такая ситуация создается либо вопросами, либо практическим заданием на новый или же знакомый, но не до конца усвоенный материал. Осознать противоречия помогут следующие реплики: «Вопрос был один? А ответов сколько?» или «Задание было одно? А решений было сколько?»
Сколько способов решения вы нашли?». И далее общий вывод: «Как так вышло? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно еще узнать?» Осознать и разрешить противоречия поможет выбор предложенных вопросов, либо задание, с которым учащиеся еще не сталкивались.
Прием 3
Проблемная ситуация с противоречием между потребностью решить задание и невозможностью его выполнить. Здесь учитель предлагает такое практическое задание, которое еще не решали учащиеся и оно не похоже на остальные задания. Побуждение к осознанию проблемы можно осуществить, задавая следующие вопросы: «Вы смогли выполнить задание? Что у вас не получилось? Что вызвало затруднения? Вы заметили, что это задание отличается или не похоже на те, которые мы делали с вами раньше? А чем оно отличается?». Подвести к осознанию проблемы можно задать один или несколько предложенных вопросов.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые помогут сформулировать учениками тему урока. Вопросы и задания могут отличаться по степени сложности и характеру, но вместе с этим задания должны быть посильными для ребят. Итоговый вопрос должен содержать обобщения и выводы, что позволит ученикам сформулировать тему и цели занятия. В ходе беседы необходимо принимать даже ошибочные ответы ребят, не оценивая их.
Прием 4
Сообщение темы урока с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель сообщает тему с интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо с какой-то недосказанностью.
Для того чтобы применить проблемные технологии на практике, было проведено исследование на выявление уровня познавательной активности младших школьников на базе МБОУ Лицей № 4 г. Славянска-на-Кубани в 1 «А» классе. В эксперименте участвовало 32 человека в возрасте 6–8 лет. Диагностика проходила в два этапа. Для первой диагностики были подобраны 4 задания по русскому языку, где оценивались предметные умения учащихся. На втором этапе проводилось педагогическое наблюдение, где оценивались такие показатели как активность на уроке, самостоятельность, отвлекаемость.
В результате анализа полученных данных были выявлены три уровня познавательной активности. Большинство учащихся составляют средний уровень 56%, ребята с высокими показателями 23% и с низким 21%.
Показатели уровней познавательной активности на уроках русского языка 1 «А» класса
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать вывод, что большая часть класса имеет средний уровень познавательной деятельности, что недостаточно для современного школьника. Поэтому необходимо подобрать эффективную методику для повышения уровня познавательной активности.
В соответствии с этим были подобраны проблемные ситуации, которые будут применяться на урока русского языка в 1-м классе.
Проблемная ситуация 1. Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правила переноса».
Учитель: Я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать (Читает загадку о березе.) Дети объясняют. – Это береза!
Учитель: Я запишу слово «береза» на доске. (Делает запись.) – Посмотрите, наше слово не помещается на строчке! (Учащиеся наблюдают, что новое слово на сточке не помещается полностью.
Учитель: И что же нам делать, ребята? (Это слово нужно перенести на другую строчку.)
Учитель: А что значит перенести? (Это значит, что нужно первую часть слова оставить на одной строке, а вторую часть перенести на следующую строку.)
Учитель: И какой же знак нам нужно поставить? (Знак переноса.)
Учитель: Давайте перенесем слово «береза». Работайте в парах. (Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.)
Учитель: Посмотрим, что у вас получилось. (Получились разные варианты – Бе-рёза, берё-за.)
Учитель: Задание было одно? (Да.)
Учитель: А как мы его выполнили? (Мы выполнили по-разному.)
Учитель: Как вы думаете, почему так получилось? (Потому что мы раньше этого не делали) И что нам нужно для этого узнать? (Как правильно переносить слова.)
Учитель: Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока «Правила переноса слов». (Записывает тему на доске.)
Проблемная ситуация 2. Урок русского языка в 1-м классе по теме «Буква ы. Звук ы».
У: Ребята, прочитайте тему нашего урока (Буква ы. Звук ы.)
У: Как вы знаете у буквы есть две формы написания строчная и заглавная, а здесь только строчная буква, может быть это ошибка? Что вы думаете? (Предлагаются различные ответы.)
У: Я вижу эта ситуация у вас вызвала затруднение. Давайте подберем слова так, чтобы они начинались на букву «ы». (Учащиеся пытаются подобрать слова.)
У: У кого-нибудь получилось вспомнить хоть одно слово на букву «ы»? (Нет.)
У: Верно, эта буква никогда не встречается в начале слова, она может стоять только в середине или конце слова. Поэтому, какой мы можем сделать вывод? (Что в учебнике нет ошибки, у буквы ы есть только строчная форма написания).
Проблемная ситуация 3. Урок русского языка в 1-м классе по теме «Парные окончания согласных».
У: Ребята, посмотрите на эти две картинки. (даются две картинки с изображением пруда (водоем) и прута (часть ветки дерева)).
У: Попробуйте записать эти слова. (Записывают и сравнивают по произношению)
У: Что у вас получилось? (У детей разные варианты записи.)
У: Выясняем кто прав, а чтобы проверить, ставим в сильную позицию, т. е. во множественное число (пруды-пруты).
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения, применяется недостаточно часто, как уже говорилось, нет четко сформированной методики использования этой технологии. Поэту важнейшей задачей является ее структурирование и систематизация. Если использовать технологию проблемного обучения на протяжении всего обучения в начальной школе, то у младших школьников к концу 4-го класса воспитывается способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Одно из главных преимуществ проблемной технологии это самостоятельное добывание знаний путём поиска недостающих знаний, организация собственной творческой деятельности, высокая мотивация в получении знаний, активизация и развитие продуктивного мышления, высокие результаты обучения.
Кроме того, что-то исследуя, учащийся не только получает качественные и прочные знания, но и становится творческой личностью. Ведь всесторонне развитая творческая личность это одно из главнейших результатов обучения.
Если создавать проблемные ситуации на различных уроках, то в дальнейшем возникшие жизненные трудности и проблемы не будут казаться чем-то неразрешимым, учащийся будет не убегать от проблем, а постарается их решить, тем самым, мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Особое внимание обращается на творческий подход к проведению урока, с учетом того, что урок должен быть “педагогическим произведением”. Учитель должен организовать на уроке такие условия, в которых каждому учащемуся будет комфортно [4, с. 90]. Тем самым, войдя во взрослую жизнь, ребенок будет меньше подвержен воздействию стрессов.
Таким образом, подводя итоги из всего вышесказанного, можно смело утверждать, что технология проблемного обучения – это тот самый «ключ», который способен решить сегодняшние проблемы образования, свидетелями которых мы и являемся.