Актуальность. Преобразования в образовании на современном этапе поставили перед высшими учебными заведениями задачу совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов на основе инновационного подхода. Формирование новой модели высшего профессионального образования важное значение приобретают вопросы обеспечения приспособления студентов к повышенным требованиям к учебному процессу в вузе. Постановка этих вопросов актуальна в связи с состояние здоровья студентов и с необходимостью переосмысления значимости физической культуры во всех сферах их личностной жизни [1].
В высшие учебные заведения поступает молодежь с низким уровнем здоровья и физической подготовленностью, что отрицательно отражается на эффективности учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их трудовую деятельность. Только 10% выпускников общеобразовательных школ считается практически здоровыми. У первокурсников регистрируются отклонения в опорно-двигательном аппарате, со стороны ЦНС и зрительных анализаторов, а также высокий уровень заболеваемости органов дыхания, систем кровообращения и пищеварения. Усложнение учебных программ и растущий объем информации сделали учебный процесс студенческой молодежи все более напряженным и интенсивным. Зачастую это происходит на фоне существенного уменьшения их физической активности и увеличения нагрузки на психику, что отрицательно сказывается на уровне здоровье студенческой молодежи [2].
Сохранение здоровья, физического развития и индивидуальности рассматриваются как критерии социального благополучия общества. Современные изменения в обществе требуют инновационных изменений в сфере образования, которая ответственна за подготовку человека к жизни. Основная задача высшей школы – формирование профессионала с высоким уровнем компетентности в избранной специальности [3].
Состояние здоровья студентов мешает раскрытию их потенциальных способностей как в период обучения в вузе, так и в последующей трудовой деятельности. Задачи укрепления и сохранения здоровья студентов определяет необходимость оптимизации оздоровительной составляющей процесса физического воспитания. Решение проблемы связанно не только с изменениями в содержании учебного процесса по физической культуре и организацией физкультурно-оздоровительной работы в вузе направленной на обеспечение формирования у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, ни и формирование их личностной физической культуры [4].
Модернизация физкультурной деятельности в вузе, основанная на формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни, содействует повышению качества их профессиональной подготовки. Разработка содержания физкультурной деятельности студентов в вузе на основе инновационных подходов обеспечит современные запросы и потребности подрастающего поколения. При этом занятия физической культурой и массовым спортом нельзя оценивать лишь физической активностью, влияющей на состояние их здоровья, совершенствование физических качеств и улучшения физического состояния организма. Физическая деятельность должна является составной частью системы разрозненного воспитания личности студентов.
Цель работы обосновать эффективные подходы в организации физкультурной деятельности студентов в вузе на современном этапе развития России.
Материал и методы исследования: теоретико-методологический анализ, изучение литературных источников.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показывают результаты теоретико-методологического анализа и собственных эмпирических исследований практики физического воспитания в Российских вузах, многие студенты не в состоянии правильно распорядиться своими генетическим потенциалом, чтобы с помощью физической активности поддерживать оптимальное здоровье, высокий уровень физической работоспособности и прежде всего, по причине недостаточности у них соответствующих знаний и методико-практических умений.
Учебная деятельность студента связана с интенсивной интеллектуальной деятельностью, значительным напряжением внимания и зрения. Все это на фоне низкой физической активности приводит к ухудшению их здоровья и понижению работоспособности. Эти обстоятельства требуют формирования умений применять инновационные оздоровительные технологии, основанные на достаточных знаниях, полученных в процессе обучения в вузе. При этом необходимо сформировать у студентов потребность в постоянном использовать этих знаний о физкультурно-оздоровительной деятельности на протяжении всего периода обучения в вузе.
Физическая культура личности студента как системное образование представляет собой единство трех взаимосвязанных составляющих, направленных на оптимальную реализацию в различных видах педагогической деятельности:
- физкультурного мировоззрения и эмоционального комфорта при физкультурной деятельности, что соответствует мотивационному и эмоциональному компоненту физической культуры личности;
- физической, психической и функциональной развитости, что обусловливает деятельный компонент физической культуры личности обучающегося;
- физкультурно-оздоровительной компетентности и поведенческого показателя в контексте наличия знаний и понимания компонента физической культуры личности.
Формирование у студентов потребности к физкультурной деятельности в вузе связано с социальными и педагогическими условиями. К ним относим необходимость:
- повышения престижности и значимости физической активности через пропаганду физической культуры и спорта;
- улучшения материально-технической базы;
- расширения знаний о возможностях оздоровительных технологий с использованием средств физической культуры;
- поиска инновационных подходов в содержании организации физкультурной деятельности в вузе и методов их реализации;
- учёта индивидуальных интересов в освоении ценностей физической культуры.
По нашему мнению, одним из важнейших педагогических условий в освоении ценностей физической культуры является учебная дисциплина «Физическая культура». Физическая культура является составной частью общей культуры личности, что становится базисом для целого блока компонентов, составляющих единство теоретического и практического освоения более абстрактных знаний, ценностей и ориентиров. Являясь составной частью, обшей культуры и частью профессиональной подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности, физическое воспитание в вузе представлено как учебная дисциплина и рассматривается как важнейший компонент развития личности. Основной задачей физического культурой в высшей школе является полное раскрытие физкультурного потенциала личности студента, удовлетворение его физических потребностей и развитие задатков. При этом нельзя забывать о воспитании физических качеств, отвечающих требованиям предъявляемых предстоящей трудовой деятельностью по специальности и, что воздействие на организм студента при реализации данного комплекса задач должно быть адекватным его физическим возможностям.
В работе определен комплекс задач в образовательном процессе по физическому воспитанию в вузе которые должны решаться в первую очередь:
- овладение необходимым минимумом теоретических знаний и практических умений и навыков в области физической культуры;
- формирование мотиваций к развитию индивидуальных физических качеств и двигательных способностей;
- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности, тренированности и физической работоспособности;
- овладение с использованием средств физической культуры необходимыми прикладными знаниями и навыками с учетом приобретаемой специализации;
- использование средств оздоровительной физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья;
- включение студентов в спортивную деятельность вуза.
Модернизация физкультурной деятельности студентов в вузе, основанная на формировании физической культуры личности, содействует раскрытию их физкультурного потенциала, удовлетворение физических потребностей и развитие задатков в воспитании физических качеств, отвечающих требованиям, предъявляемых предстоящей трудовой деятельностью. Разработка содержания физкультурной деятельности в вузе на основе нетрадиционных и инновационных подходов обеспечит современные запросы и потребности молодежи. В этом аспекте разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности студентов позволяет обеспечить эффективность педагогического процесса в вузе.
В работе на эмпирическом уровне выработали основные положения понимания организации оздоровительной деятельности студентов, связанные с их процессом физического воспитания в вузе. Анализ полученной информации позволил отметить следующие важные обстоятельства:
- целесообразность реального совершенствования процесса физического воспитания студентов в связи с необходимостью усиления его здоровьесберегающей и здоровьеформирующей составляющей при формировании у них основ здорового образа жизни;
- реализация фундаментальных идей в ходе физического воспитания студентов предполагает формирование инновационных подходов в физкультурной деятельности студентов и достаточного медико-биологического сопровождения данного процесса;
- модернизация теории и методики формирования физической культуры личности студентов на основе проведения образовательных мероприятий научно-методического характера, охватывающих все основные направления определяющие учебно-воспитательные процессы в вузе.
Следует отметить, что среди инновационных учебно-воспитательных методов востребованными становятся информационные технологии (деловые игры, тренинги, изучение типичных и нетипичных ситуаций и т. д.) на основе мобильного обучения.
Перспективным направлением процесса формирования физической культуры личности студентов является внедрение мобильного обучения. С технологической точки зрения мобильное обучение – это передача и получение учебной информации с использованием различных технологий на любое портативное мобильное устройство, при помощи которого можно выйти в Интернет. С технической – использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных сетей для оптимизации образовательного процесса. Мобильное обучение базируется на технологиях, поддерживающих индивидуальный подход в познавательной деятельности. Широкое использование студентами мобильных телефонов и других устройств, которые могут быть использованы и в образовательном процессе, в современных условиях является основным стимулом массового распространения этого вида обучения в вузах. Мобильное обучение используется для ведения и просматривания конспектов, обмена текстовыми сообщениями, участия в опросах и предоставления обучающимся доступа к аудиоматериалам.
Следует отметить, мобильное обучение меняя образовательный процесс на основе модификации формы подачи материала и доступа к нему, способствует созданию новых форм познания. Мобильные технологии совершенствуют баланс между процессом обучения и участием обучающегося. В этом контексте, по мнению Р.С. Наговицына (2014), мобильное обучение – это новая форма обучения, отличная от дистанционного или смешанного, характеризующая новый виток развития информатизации человеческого общества. Существенным образом меняется форма обучения, которая как нельзя лучше соответствует идее повседневного обучения. Данная форма обучения соответствует современным требования в образовании, в которые направлены на формирование у студентов умения и навыков самостоятельно находить необходимую информацию, абсорбировать проблемы и искать пути их решения, критически оценивать полученные знания и применять их на практике, в частности, в физкультурной деятельности [5].
Анализ научной литературы по реализации идей мобильного обучения в образовательно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений позволил выявить основные сущностные параметры данного вида обучения, отличающие его от других:
- по целевой установке, основанной на формировании способности к непрерывному обучению в течение жизни в любом месте и в любое время;
- по форме организации в контексте дистанционных, виртуальных, мобильных, персонализированных технологий и методов обучения.
В ракурсе формирования физической культуры личности студента мобильное обучение – это управляемая и организуемая педагогом физкультурная деятельность по интерактивному самообучению направленного на формирование физической культуры личности студента, основывающейся на физкультурной деятельности в условиях, когда студент имеет мобильный доступ к образовательным ресурсам.
Мобильное обучение представляет собой образовательный процесс, основанный на возможности получать или предоставлять учебную информацию любого формата на персональные мобильные устройства, не завися от местоположения. Такая организация процесса физического воспитания студентов вузов требует создания в вузах соответствующих образовательных условий, адекватных уровню развития науки и техники, отвечающих потребностям, интересам и запросам обучающихся.
Технология формирования физической культуры личности студентов вуза в формате мобильного обучения, по мнению Д.А. Ульянова (2014), должна включать:
- постановку цели и способы решения задач;
- критерии сформированности физической культуры личности и рейтинговую систему ее оценивания;
- наборы средств физической культуры;
- механизм реализации мобильной технологии.
При этом реализация технологии формирования физической культуры личности студентов в формате мобильного обучения должна обеспечить:
- поэтапное формирование у студентов физкультурно-оздоровительных знаний;
- повышение мотивационного компонента у студентов к физкультурной деятельности и своему здоровью;
- оптимизацию индивидуальной физической активности и стремлению к здоровому образу жизни;
- получение теоретических знаний и формирование практико-методических умений [6].
Оценка сформированности физической культуры личности студентов вузов будет определяется комплексом критериев:
- степень интереса и значимости мотивационных установок к физкультурной деятельности;
- уровень отношение к занятиям по физической культуре и убежденности в полезности занятий физическими упражнениями;
- оценка физкультурно-оздоровительной грамотности;
- частота и объем использования средств оздоровительной физической культуры;
- уровень соматического здоровья;
- показатели индивидуальной физической активности.
Анализ этих критериеврасширит информационную базу о методах формирования физической культуры личности студентов направленной на оздоровление данного контингента, а также приобщить их к регулярным самостоятельные занятия физической культурой, как в период обучения в вузе, так и в дальнейшей трудовой деятельности.
Заключение. Особенности состояния здоровья студентов вузов, уровень их физкультурной грамотности и физической подготовленности, отношение к физической активности, обусловливают целесообразность ориентации процесса формирования физической культуры личности у данного контингента на формирование системы теоретических и практико-методических знаний в этой области, а также удовлетворение двигательных потребностей и интересов студентов, их оздоровление и физическое самосовершенствование [7].
В ходе реализации инновационных подходов в организации физкультурной деятельности студентов в вузе углубляются ее функции, т. е. усиливается их роль как активного фактора, участвующего в формировании их личности. Весьма существенно при этом, что центр тяжести в нацеленности физкультурной деятельности переносится с простого удовлетворения потребностей в физической активности, необходимой для нормальной работы организма, на физическое совершенствование по пути всестороннего развития личности и общественно полезного применения человеком своих способностей. Такие качественные изменения в физической культуре составляют основу для развития ее социальных функций как эффективного средства расширенного воспроизводства человека, упрочения оздоровительных черт образа жизни [8].
Таким образом, на основе вышеизложенного в работе выявлено, что разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности студентов, позволит обеспечить концептуальную основу для внедрения инновационных методик в профессиональную подготовку высшего учебного заведения, что в конечном итоге будет содействовать сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения в контексте активизации двигательного режима.