Full text

Все чаще в современной образовательной среде педагоги сталкиваются с такой проблемой, когда у учащихся пропадает желание учиться, «добывать» новые знания, искать нестандартные пути решения возникающих проблем. «Вызвать интерес к учебе у учеников становится практически невозможно. Поэтому и учителя, и родители прилагают массу усилий, чтобы заставить учиться хоть как-нибудь: играют в игры, выплачивают стипендии, дают бонусы» [1].

Хотя на сегодняшний день востребована творческая личность, интеллектуально развитая, умеющая учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, однако школьная практика продолжает добиваться обученности, накопления информации. «Коррективы вносят новые документы, например «Программа развития образования на 2013–2020 годы», где предъявлены требования к качеству и доступности дошкольного образования. Ведущими целями дошкольного образования должны стать создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование креативности основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств» [3].

Возникает противоречие между объемом прилагаемых усилий всеми участниками образовательного процесса, родителями и результатом, который не удовлетворяет и не оправдывает ожиданий. Результатами работы школы недовольны органы управления, они не оправдывают социальных ожиданий.  По результатам исследований читательской грамотности, проведенным RIRLS (международная ассоциация по оценке учебных достижений) Российские выпускники начальной школы входят в группу самых успешных [Сайт рособрнадзора 26.11.2016. obrnadzor.gov.ru].

Однако у школьников старших классов этот показатель падает. По оценке образовательных достижений учащихся международной программой PISA Россия занимает 42 место по читательской и 32 по естественнонаучной грамотности [1].

Так в чем же дело? А дело в том, что учащиеся получают знания в дидактической системе, направленной на формирование ЗУН, где им не надо думать, надо запоминать, понимать и воспроизводить.

Пока «в практике образования вопросы прогнозирования проблем, построения упреждающих сценариев, направленных на минимизацию рисков, развитие креативной среды, формирование нравственных ценностей в саморазвивающейся образовательной организации не нашли целостного системного воплощения» [2].

Наше исследование направлено на выявление продуктивности упражнений, формирующих креативность.

Креативность – это способность неординарно мыслить, делать нестандартные вещи, сочинять, находить, видеть мир как ˗ то по-своему необыкновенно. Это творчество, которое может быть полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек ˗ это фантазер и выдумщик. Это тот, кто выдумывает и сочиняет, делая жизнь ярче, любопытнее, превращая всё вокруг себя во что ˗ то новое, эксклюзивное.

Проблема креативности и творческих способностей исследуется многими педагогами и психологами: Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев,  В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др., которые утверждают, что креативность не является особым подарком для избранных, оно, напротив, есть свойство, которое распределяется между всем человечеством в большей или наименьшей мере, а творческое мышление начинает работать у всякого нормального жителя нашей планеты, если сама жизнь, практика наталкивают его на какие˗то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.

Только парадигмальные изменения в образовании создадут условия для формирования креативности, обеспечения развития ребенка на уровне личных способностей и возможностей. Но пока эти изменения не произошли, мы предлагаем в начальной школе использовать упражнения по развитию креативности.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что если в системе использовать креативные технологии или даже отдельные упражнения, то уровень креативности учащихся возрастет, или не будет утрачен, в сравнении с дошкольным.

На базе МАОУ СОШ № 17 г. Славянска-на-Кубани проводилось исследование с целью определить эффективность упражнений, включенных в образовательных процесс, которые направлены на повышение уровня развития креативности у детей младшего школьного возраста. В эксперименте участвовали учащиеся 3 «А» и 3 «Г» класса в количестве 41 человек. 3 «Г» – экспериментальный класс – 19 человек,  3 «А» – контрольный класс – 22 человека.

Исследование проходило в групповой форме и ограниченно по времени:  25 минут. Детям предлагались незаполненные бланки (Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса) [4].

Детям предлагалось 12 рисунков. Нужно было нарисовать необычную и нестандартную картинку, попытаться подойти к решению данного задания так, чтобы получилось нечто необыкновенное. Обязательным условием эксперимента являлось то, что дети должны были рисовать в квадратах строго по порядку. Создавать картинку, используя линию или фигуру внутри каждого квадрата, делая ее частью картины. Детям разрешалось рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что он хочет изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы каждый рисунок нужно было озаглавить и записать его в строчке под картинкой. Название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл.

При обработке данных мы использовали четыре когнитивных фактора творческого мышления, которые коррелируют с развитием креативности личности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность). Они оценены вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (название).

Для обработки результатов было выделено три уровня развития креативности: низкий уровень – ребенок не способен к принятию и созданию принципиально новых идей, слабо развито творческое мышление; средний уровень – ребенок способен принимать нестандартные решения, создавать новые идеи, но часто прибегает к использованию традиционных или принятых схем мышления; высокий уровень – ребенок принимает неординарные решения, способен предлагать что-то новое для обыкновенных и известных нам предметов, изображать что-то необычайное.

Обобщая результаты проведенной диагностической методики на констатирующем этапе эксперимента, мы подсчитали общий балл по всем заданиям, которые характеризуют уровень сформированности развития креативности у детей младшего школьного возраста, полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень сформированности развития креативности у детей

младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровниi развитияi креативности

Количествоi детей

%

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокийi уровень

4

5

18

26,5

Среднийi уровень

8

6

36,5

31,5

Низкийi уровень

10

8

45,5

42

 

Полученные данные и их сравнение, дали возможность говорить о среднем уровне сформированности развития креативности у детей младшего школьного возраста. При этом разница между контрольной и экспериментальной группой незначительна.

В образовательный процесс экспериментальной группы на протяжении полутора месяцев были введены упражнения, направленные на повышение уровня развития креативности детей младшего школьного возраста, такие как:

          I.          Упражнения на развитие логики

  1. Лишние слова

Возьмем слова:

1)     воробей, дрозд, иволга, орел;

2)     токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник;

3)     подсолнух, одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце.

4)     4)сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель;

5)     5)самолет, телега, автобус, паровоз, такси.

6)     6)рука, нос, палец, яблоко, голова.

Какие слова лишние в этих рядах?

  1. Поиск аналогий

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.

         II.          Упражнения на развитие дивергентного мышления:

  1. Перепутанные буквы

Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: споир, шелав, абнна, лосам, лкуба?

  1. Алфавит

Составьте слова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторилась. К примеру:

1)     съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, щен, эрг, чуб;

2)     эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай.

        III.          Упражнения на развитие гибкости мышления:

Изменение привычных пространственных связей

а)     Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль — на / под — дорога).

б)     Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.).

в)     Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

В конце формирующего этапа проведено исследование изменений в дивергентном мышлении. Исследование показало положительные результаты. Надо отметить, что дети с удовольствием выполняли упражнения, они стали более активны на уроках.

Сравнительные результаты на констатирующемi и обобщающем этапах эксперимента, мы привели в табл. 2.

Таблицаi 2

Результатыi сравнительной диагностики развития креативности

 

Уровниi развитияi

креативности

Количествоi детей

%

Контрольная группа

Эксперименталь-ная группа

Контрольная группа

Эксперименталь-ная группа

Высокийi уровень

4

7

18

36,75

Среднийi уровень

9

7

41

36,75

Низкийi уровень

9

5

41

26,5

 

Исследование показало, что креативное мышление у детей контрольной группы изменилось незначительно. У детей экспериментальной группы на 10,25% возросло количество детей на высоком уровне и на 5, 25% на среднем уровне. Результаты эксперимента подтвердили, что систематическое включение в учебный процесс упражнений на развитие креативности дает продуктивные результаты, а подобранные нами упражнения, соответствуют целям развития креативности

Развитию креативности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.

Вне зависимости от применяемой системы значительная роль в креативном развитии младших школьников принадлежит педагогу. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.