Современная система образования Российской Федерации находится на новом этапе развития. Образовательная политика обусловлена социально-экономическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Как следствие, произошли изменения социального и государственного заказа в системе образования. Эти изменения нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте, который предполагает, помимо прочего, значительную самостоятельность образовательных учреждений в вопросах организации образовательного процесса.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы требования к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной деятельности, с готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни, обладающих умениями и навыками работы с современными технологиями. Следует отметить, что российские школы нередко оказываются недоукомплектованными такими кадрами, наблюдается общая тенденция старения кадров [1].
В условиях, когда к формированию кадрового потенциала образовательных организаций – как к педагогам, так и к руководителям образовательных организаций –предъявляются особые требования [2], следует внимательно проанализировать состояние работы в этом направлении, в т. ч. полезную информацию может дать обращение к статистическим показателям.
Так, по данным портала исполнительных органов государственной власти Краснодарского края численность педагогов системы общего образования Кубани составляет 34 тысячи 400 человек. Из них молодых специалистов (стаж работы в образовательных учреждениях менее 5 лет) – 2 291 человек, что составляет 6,6% от общего числа учительских кадров. При этом число вакансий в общеобразовательных учреждениях составляет 768 мест – 2,2% от общего числа учительских кадров [3].
Если обратиться к конкретным примерам, то в сельской местности Крымского района к началу 2016/2017 учебного года численность педагогических работников составляла 521 человек.
Из них молодых специалистов 68, то есть 13% от всего контингента педагогов. При этом количество вакантных мест 10, что составляет 2% [4].
Следует также обратить внимание на квалификацию педагогических работников сельских школ Крымского района. Специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, – 428 человек. Учителей с высшим педагогическим образованием – 405 человек, то есть 77,7% от общего количества педагогов района. Учителей высшей категории – 29 человек (5,5%), первой категории – 144 (27,6%), более половины (52,4%) не имеют квалификационной категории.
Для определения динамики развития кадрового потенциала сельских школ Крымского района Краснодарского края были использованы статистические данные по состоянию на начало 2014/2015 и 2016/2017 учебных годов.
Таблица 1
Соотношение количества педагогических работников на начало 2014/2015, 2016/2017 учебных годов в Крымском районе Краснодарского края
Учебный год |
Численность педагогических работников |
Число вакантных должностей |
Имеющие стаж работы |
||
менее 5 лет |
от 5 до 20 лет |
от 20 лет и более |
|||
2014/2015 |
505 |
16 |
73 |
142 |
290 |
2016/2017 |
521 |
10 |
68 |
143 |
310 |
Анализ данных табл. 1 позволяет говорить о том, что в сельских школах Крымского района Краснодарского края численность педагогических кадров в целом стабильное. Основной контингент работников (59,5%) составляют специалисты со стажем работы от 20 лет и более.
Обратимся к анализу некоторых характеристик профессиональных кадров в сельских школах Крымского района Краснодарского края
Таблица 2
Соотношение уровня квалификации педагогов Крымского района
Краснодарского края
Год |
Числен-ность педагогических работников |
Имеют уровни образования |
Имеют квалификационную категорию |
||||||||||
выс-шее |
% |
из них педа-гоги-ческое |
% |
выс-шая категория |
% |
пер-вая кате-гория |
% |
вто-рая кате-гория |
% |
не имеют кате-горий |
% |
||
2014/2015 |
505 |
426 |
84,4 |
402 |
79,6 |
15 |
2,9 |
123 |
24,3 |
53 |
10,5 |
314 |
62,2 |
2016/2017 |
521 |
428 |
82,1 |
405 |
77,7 |
29 |
5,5 |
144 |
27,6 |
75 |
14,4 |
273 |
52,4 |
Приведенные статистические данные позволяют анализировать тенденции проблемы повышения квалификации педагогических работников.
Так, в 2014/2015 учебном году число учителей, имеющих высшее образование, составило 84,4% от общего количества, из них педагогическое – 79,6%, наличие высшей категории 2,9%, первой – 24,3%, второй – 10,5%, не имеющие категории – 62,2%. В 2016/2017 учебном году число учителей, имеющих высшее образование, составило 82,1%, из них педагогическое – 77,7%; наличие высшей категории – у 5,5%,первой – 27,6%, второй – 14,4%, не имеющие категории – 52,4% от общего количества педагогических кадров. Из сказанного можно сделать вывод, что уровень квалификации учителей растет. Например, количество имеющих высшую квалификационную категория возросло за год почти в два раза.
Для привлечения специалистов в сельскую школу основным воздействующим фактором является мотивация.
Под термином «мотивация» в широком смысле понимается совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, то есть придает деятельности определенный смысл, определяет перспективу дальнейшего развития [5]. Мотивация педагога является ключевым условием, которое определяет успешность, эффективность его работы.
При этом важно понять, чем руководствуются специалисты при выборе работы в сельской школе. Наиболее распространенными мотиваторами сегодня являются меры социальной государственной поддержки, повышающие коэффициенты заработной платы учителей сельских школ. Важную роль играет территориальная приближенность либо удаленность образовательных учреждений от места жительства учителей и, как следствие, удобство графика рабочего времени.
Немаловажным мотивационным фактором является «образ работы сельского учителя» или работа по призванию.
Для получения объективных сведений о наиболее значимых мотивах предпочтения работы в сельской школе был проведен опрос учителей пяти образовательных учреждений Крымского района Краснодарского края. Он был организован с педагогами разных возрастных категорий. Результаты исследования приведены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты опроса учителей сельских школ Крымского района
Краснодарского края о мотивах работы в сельской школе
|
Стаж работы в образовательном учреждении |
|||||
менее 2 |
от 2 до 5 |
от 5 до 10 |
от 10 до 20 |
от 20 |
итого учителей |
|
Территориальные причины |
1 |
3 |
12 |
18 |
14 |
48 |
Социальная поддержка и заработная плата |
4 |
7 |
6 |
10 |
2 |
29 |
График работы |
1 |
3 |
8 |
3 |
0 |
15 |
Социальный статус сельского учителя |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
5 |
Прочее |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
3 |
Всего опрошенных учителей |
7 |
13 |
27 |
33 |
30 |
100 |
В % от общего кол-ва опрошенных |
7% |
13% |
27% |
33% |
30% |
100% |
Для удобства вычисления статистических данных ответы респондентов были переведены в таблицу с процентным соотношением ответов. В итоге были получены следующие результаты.
Таблица 4
Процентное соотношение мотивационных факторов педагогов сельских школ Крымского района Краснодарского края
|
Стаж менее 5 лет |
Стаж более 5 лет |
Общее количество |
Территориальная принадлежность |
20% |
55% |
48% |
Социальная поддержка и заработная плата |
55% |
22,5% |
28% |
График рабочего времени |
20% |
13,75% |
15% |
Социальный статус сельского учителя |
5% |
5% |
5% |
Прочее |
0 |
3,75% |
4% |
Таким образом, мотивационные факторы педагогов, работающих в сельских школах Крымского района Краснодарского края, весьма разнообразны. Причем респонденты со стажем работы менее 5 лет считают наиболее приоритетной стороной карьеры в сельской школе меры государственной поддержки, повышающие коэффициенты и прочие финансовые стимулы. Более половины педагогов старшего поколения (55% опрошенных) называют доминирующим мотивационным фактором – территориальный. Это объясняется тем, что большинство специалистов, работающих в сельских школах, являются местными жителями. Были названы и другие причины.
Однако, наряду с мотивацией необходимо учитывать и дезактивацию. Особенности работы в сельской школе создают для педагогов и неудобства. Наиболее распространенными проблемами для работы специалистов в сельской школе являются:
- территориальная удаленность школы;
- недостаточная материально-техническая оснащенность;
- низкий уровень заработной платы.
Эти и некоторые другие негативные факторы, на которые указали в процессе опроса педагогические работники, отражены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты опроса педагогов о наличии дезактивационных факторов работы в сельских школах Крымского района Краснодарского края
|
Стаж работы в образовательном учреждении |
||||||
менее 2 лет |
от 2 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 20 лет |
от 20 и более лет |
итого учителей |
% |
|
Территориальные причины |
1 |
2 |
7 |
3 |
3 |
16 |
16% |
Материально-техническое оснащение |
5 |
7 |
19 |
25 |
13 |
69 |
69% |
Размер заработной платы |
0 |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
9% |
Прочее |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
6 |
6% |
Всего опрошенных учителей |
7 |
13 |
27 |
33 |
20 |
100 |
100% |
В % от общего кол-ва опрошенных |
7% |
13% |
27% |
33% |
20% |
100 |
100% |
Так, территориальная удаленность от районного центра и управления образованием, вносит, по мнению 16% респондентов, свои негативные коррективы в работу сельских учителей.
Низкая наполняемость классов в условиях подушевого финансирования оказывает негативное влияние на размер заработной платы. Следует отметить, что, несмотря на все материальные надбавки и повышающие коэффициенты 9% учителей сельских школ остаются неудовлетворенными размером своей заработной платы.
Немаловажным негативным фактором является недостаточный уровень материально-технического оснащения сельских школ, что оказывает влияние на эффективность всего образовательного процесса.
Среди негативных факторов, снижающих мотивацию на работу в сельской школе, называют и личные причины.
Таким образом, в условиях усложнения образовательной и социально-культурной миссии педагогов сельской школы, необходимо изучение условий его труда, перспектив развития, и конечно, выявления мотивов и стимулов творческой профессиональной деятельности.