Грамотное письмо помогает взаимопониманию в устном и письменном общении, точному выражению мыслей. Наше исследование связано с проблемой формирования словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. Родители и учителя постоянно сталкиваются с этой проблемой. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют на уроках разнообразные методы и приемы обучения. С большим трудом даётся изучение словарных слов, дети устают от монотонного повторения, неохотно заглядывают в словарь. Как вызвать интерес детей к изучению словарных слов? Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность.
Современные педагогические технологии позволяют успешно продвигаться в решении этой проблемы. «В основу действий учителей должно быть положено проектирование образовательной среды, обеспечивающее формирование учёта новой культуры» [1, с. 11–15]. «Ввиду низкой эффективности традиционных методов обучения правописанию, которые в основном сводятся к механическому запоминанию в процессе школьного обучения гигантского объема правил, регламентирующих русское письмо, назрела необходимость поиска иных путей приобретения и закрепления полезных знаний, которые были бы достаточно эффективны и доступны человеку на протяжении всей его жизни, чему вполне способствует развивающая система обучения» [2, с. 90–91].
Для заинтересованности, развивающей направленности учащихся необходимо использовать нетрадиционные приёмы словарно-орфографической подготовки. Главным методом нашего исследования был эксперимент, который проводился в МБОУ СОШ № 18, г. Славянска-на-Кубани, 4 «Б» классе.
Цель исследования состояла в выявлении продуктивных способов развития словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе, создании комплекса упражнений, способствующего эффективной работе по усвоению слов с традиционными написаниями. Объектом исследования являлся процесс формирования словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Предметом исследования являлось содержание работы по формированию словарно-орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза состояла в том, что если на уроках русского языка последовательно, систематически и методически грамотно использовать разнообразные методы, формы и приёмы работы, то это будет способствовать формированию словарно-орфографической зоркости младших школьников.
Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками, развивать их речь в широком смысле слова. Это означает, что учитель должен познакомить детей со всеми сторонами русской речи: фонетической (звуковой), лексической (словарем), грамматической. В новых программах взят курс на повышение культуры речи учащихся, на повышение интереса к изучению языка.
В этой работе следует выдержать три линии, как бы три раздела:
- работа над лексикой (значением и происхождением слов);
- работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением);
- обучение правильному словоупотреблению.
Материал каждого раздела должен использоваться на каждом уроке. Это позволит учителю чередовать работу над всеми сторонами речи. Раскроем содержание каждого из разделов.
Лексика (или лексикология) – это наука о словарном составе языка. Изучению лексики как составной части отечественного языкознания придается сейчас большое значение. Важность работы над лексической стороной речи постоянно подчеркивают ведущие методисты.
Изучение лексических явлений начинается в начальной школе и продолжается в средней.
В начальной школе изучение лексики носит практический характер. Учитель начальной школы должен подготовить младших школьников к изучению лексики в последующих классах.
Учащиеся начальной школы, как это предусмотрено программой, должны практически (без обозначения терминами) познакомиться с многозначными словами, со словами, близкими и противоположными по смыслу. Дети должны научиться выбирать лучшее, наиболее подходящее слово для выражения мысли, уметь устранить однообразное употребление слов в речи, уметь различать разные значения одного и того же слова в контексте. Сформировать у учащихся лексические понятия и умения помогут учителю начальной школы словари (толковый и этимологический).
На уроках дается этимология общеупотребительных слов – названий месяцев, цветов, вещей, находящихся в постоянном пользовании школьников. Ученики узнают, откуда появились современные названия месяцев и старорусские их названия, почему школьная сумка называется портфелем и как образовалось слово алфавит, откуда пришли в русский язык названия различных цветов и птиц. Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнее относиться к словам родного языка.
На уроках дается понятие о многозначности слов русского языка, о словах, сходных и противоположных по значению, – синонимах и антонимах. Дети узнают, что одно из богатств русского языка заключается в обилии значений русского слова, что самые обиходные слова обладают одновременно несколькими значениями. Так, второклассники, усваивающие написание слова мягкий, узнают, что этим словом можно назвать и диван, и свежий хлеб, и нежные краски, и доброго человека.
Ознакомление с многозначностью, синонимами и антонимами можно начать с I класса (как этого требуют новые программы). Во II–IV классах эти понятия можно углубить.
Рассмотрим на примере слова золотой, как работать над многозначностью. Ученикам показывают предметы: дано четыре значения этого слова:
1) сделанный из золота (кольцо);
2) такого же цвета, как золото (волосы);
3) счастливое (время);
4) умелые (руки).
Каждое из этих значений реализуется в контексте. Учащиеся читают стихотворные тексты и распознают, в каком значении употреблено в них слово.
Многозначность слова игла учитель раскрывает через чтение стихотворения Е. Трутневой «Вырастала елка...». Дети отвечают на вопрос: «Какие иголки вы еще знаете?» Затем учитель при наблюдении нескольких значений слова игла предоставляет детям сравнить все иглы (швейную, лист сосны, иглы ежа и др.) и подводит учеников к заключению, что все иглы колючие, острые; они похожи формой, поэтому и названы одинаково, хотя обозначают предметы, разные по своему назначению.
Найти общие признаки детям поможет наглядность. Учитель должен показать ученикам предметы (по возможности), называющиеся одинаково, чтобы дети увидели то общее, существенное, что объединяет эти предметы.
Работа с синонимами проводится систематически: учащиеся накапливают слова сходного значения, выясняя каждый раз оттенки и их значениях; например, в словах большой, огромный, громадный, гигантский выясняется разная степень величины.
Наиболее сложным для младших школьников будет изучение происхождения слов. Это потребует от учащихся определенных ЯЗЫКОВЫХ умений, а именно: умения анализировать СЛОВО, членить его на значащие части, отыскивать корень, сравнивать с родственными словами. Кроме того, младшие школьники должны усвоить, что некоторые корни пришли в русский язык из других языков, и осмыслить значения этих иноязычных корней. Не обязательно предлагать учащимся весь материал. Учитель может выбрать для своего класса одну из тем: «Названия месяцев», «Происхождение названий цветов» или «Названия школьных вещей».
В случае если учитель остановит свой выбор на названиях цветов, ему необходимо будет соблюдать при этом принцип наглядности в обучении, иначе за словами у детей не будет ясных представлений и понятий. Учитель и ученики должны приносить в класс живые цветы или рисунки, картинки, фотографии с изображением цветов. Это поможет создать у детей конкретный образ. Учащиеся лучше поймут, почему тот или иной цветок так назван, легче запомнят происхождение слова. Привлекать материал для занятий лучше всего в то время, когда цветут те или иные цветы: осенью читать о флоксах, георгинах, гладиолусах, весной говорить о ландыше, нарциссе, тюльпане, одуванчике.
Интересным будет для ученика и знакомство с происхождением других слов. Учащиеся узнают, откуда пришли к нам названия предметов школьного обихода: альбом, карандаш, пенал, портфель. С происхождением слов алфавит и азбука можно познакомить детей уже в I классе.
Во II и IV классах при изучении темы «Прилагательное» можно привлечь материал, где идет речь о значении и происхождении прилагательных: фиолетовый, сиреневый, пурпурный, алый, багряный.
Лексика является благодатным материалом для развития мышления учащихся, обогащения речи, для расширения их лингвистического кругозора.
Другая составная часть работы – орфоэпия. Учитель начальной школы не должен умалять значения работы по воспитанию навыков правильного произношения слов. Надо помнить, что человек пользуется устной формой речи чаще, чем письменной, поэтому ему необходимо знать и соблюдать нормы устной речи. Искажение звуков в словах, неправильное ударение уродует речь, затрудняет понимание высказывания.
Материал по орфоэпии на уроке можно использовать под заголовком «Говорите правильно!».
Третья линия – обучение правильному употреблению слов. Правильное словоупотребление является одной из нормативных сторон речи. Обучение ему школьников составляет неотъемлемую часть всей работы по повышению культуры их речи. Значение ее так же важно, как и значение работы над правильным произношением и правописанием.
Упражнения на правильное словоупотребление подбираются учителем с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искоренению ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания. Например, учитель рассказывает о норме употребления формы родительного падежа множественного числа существительных мужского рода: носков, помидоров, граммов; дети учатся различать род существительных тюль, мозоль, который часто смешивается в речи; правильно строить сочетания с глаголами беспокоиться о..., надеть (что?) пальто, шапку, одеть (кого?) ребенка. Работа проводится на уроках грамматики и правописания. Например, обучение употреблению слов положить, класть можно связать с темой «Безударные гласные, проверяемые ударением»: клади, положил, положи (а и о – безударные). Учитель предлагает составить предложения (устно) с этими словами или словосочетания с существительными: вещи, книги, на место.
Особое внимание нужно уделить употреблению форм глагола бежать: бегу – бежит – бежал; глагола хотеть: хочу – хочет – хотим, связав это с изучением безударных гласных во II классе, упражняя детей как в правописании этих слов, так и в употреблении их в речи.
В III классе в связи с изучением падежных форм существительных можно включать в урок материал на правильное употребление предлогов: иду на, в (школу, фабрику), с, из (школы, фабрики). При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рассказов (в 3–4 предложения).
При изучении существительных хорошо показать учащимся употребление слов применительно к мужскому и женскому роду: соня, растеря, невежа, а также обратить, внимание учащихся на употребление существительных метро и пальто, которые не изменяются по падежам.
Поэтому над нормативной стороной речи учитель работает систематически в течение четырех лет обучения, постоянно включая слова и формы слов в активную речь учащихся.
На уроках надо использовать загадки, поговорки, занимательные стихи. Это активизирует мысль детей, пробуждает у них познавательный интерес.
Подводя итоги экспериментальной работы по теме исследования, что данная работа значительно активизировала деятельность учащихся. Дети стали внимательно относиться к слову, вникать в лексическое значение, правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.
Проанализировав результаты экспериментальной работы, было установлено, что процент усвоения словарных слов учащимися значительно повысился. В работе над словарными словами мы учитывали все стороны языка.
Таким образом, при правильном использовании данных рекомендаций учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению родному языку, помочь младшим школьникам познать его тайны и практически овладеть им.