Full text

Грамотное письмо помогает взаимопониманию в устном и письменном общении, точному выражению мыслей. Наше исследование связано с проблемой формирования словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. Родители и учителя постоянно сталкиваются с этой проблемой. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют на уроках разнообразные методы и приемы обучения. С большим трудом даётся изучение словарных слов, дети устают от монотонного повторения, неохотно заглядывают в словарь. Как вызвать интерес детей к изучению словарных слов? Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность.

Современные педагогические технологии позволяют успешно продвигаться в решении этой проблемы. «В основу действий учителей должно быть положено проектирование образовательной среды, обеспечивающее формирование учёта новой культуры» [1, с. 11–15]. «Ввиду низкой эффективности традиционных методов обучения правописанию, которые в основном сводятся к механическому запоминанию в процессе школьного обучения гигантского объема правил, регламентирующих русское письмо, назрела необходимость поиска иных путей приобретения и закрепления полезных знаний, которые были бы достаточно эффективны и доступны человеку на протяжении всей его жизни, чему вполне способствует развивающая система обучения» [2, с. 90–91].

Для заинтересованности, развивающей направленности учащихся необходимо использовать нетрадиционные приёмы словарно-орфографической подготовки. Главным методом нашего исследования был эксперимент, который проводился в МБОУ СОШ № 18, г. Славянска-на-Кубани, 4 «Б» классе.

Цель исследования состояла в выявлении продуктивных способов развития словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе, создании комплекса упражнений, способствующего эффективной работе по усвоению слов с традиционными написаниями.         Объектом исследования являлся процесс формирования словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Предметом исследования являлось содержание работы по формированию словарно-орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза состояла в том, что если на уроках русского языка последовательно, систематически и методически грамотно использовать разнообразные методы, формы и приёмы работы, то это будет способствовать формированию словарно-орфографической зоркости младших школьников.

Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками, развивать их речь в широком смысле сло­ва. Это означает, что учитель должен познакомить детей со всеми сторонами русской речи: фонетической (звуко­вой), лексической (словарем), грамматической. В новых программах взят курс на повышение культуры речи уча­щихся, на повышение интереса к изучению языка.

В этой работе следует выдержать три линии, как бы три раздела:

-          работа над лексикой (значением и происхождени­ем слов);

-          работа над орфоэпией (правильным произношени­ем и ударением);

-          обучение правильному словоупотреблению.

Материал каждого раздела должен использоваться на каждом уроке. Это позволит учителю чередовать работу над все­ми сторонами речи. Раскроем содержание каждого из разделов.

Лексика (или лексикология) – это наука о словарном составе языка. Изучению лексики как составной части отечественного языкознания придается сейчас большое значение. Важность работы над лексической стороной речи постоянно подчеркивают ведущие методисты.

Изучение лексических явлений начинается в началь­ной школе и продолжается в средней.

В начальной школе изучение лексики носит практи­ческий характер. Учитель начальной школы должен под­готовить младших школьников к изучению лексики в последующих классах.

Учащиеся начальной школы, как это предусмотрено программой, должны практически (без обозначения тер­минами) познакомиться с многозначными словами, со словами, близкими и противоположными по смыслу. Дети должны научиться выбирать лучшее, наиболее подходящее слово для выражения мысли, уметь устра­нить однообразное употребление слов в речи, уметь раз­личать разные значения одного и того же слова в контексте. Сформировать у учащихся лексические понятия и умения помогут учителю начальной школы словари (толковый и этимологический).

На уроках дается этимология общеупотребительных слов – названий месяцев, цветов, вещей, находящихся в постоянном пользовании школьников. Ученики узнают, откуда появились современные названия месяцев и ста­рорусские их названия, почему школьная сумка называется портфелем и как образовалось слово алфавит, откуда пришли в русский язык названия различных цветов и птиц. Обращение учащихся к истории отдельных слов поз­волит им внимательнее относиться к словам родного языка.

На уроках дается понятие о многозначности слов русского языка, о словах, сходных и противоположных по значению, – синонимах и антонимах. Дети узнают, что од­но из богатств русского языка заключается в обилии значений русского слова, что самые обиходные слова обладают одновременно несколькими значениями. Так, второклассники, усваивающие написание слова мягкий, узнают, что этим словом можно назвать и диван, и све­жий хлеб, и нежные краски, и доброго человека.

Ознакомление с многозначностью, синонимами и ан­тонимами можно начать с I класса (как этого требуют новые программы). Во II–IV классах эти понятия мож­но углубить.

Рассмотрим на примере слова золотой, как работать над многозначностью. Ученикам показывают предметы: дано четыре значения это­го слова:

1)     сделанный из золота (кольцо);

2)     такого же цвета, как золото (волосы);

3)     счастливое (время);

4)     умелые (руки).

Каждое из этих значений реализуется в контексте. Учащиеся читают стихотворные тексты и распознают, в каком значении употреблено в них слово.

Многозначность слова игла учитель раскрывает через чтение стихотворения Е. Трутневой «Вы­растала елка...». Дети отвечают на вопрос: «Какие иголки вы еще знаете?» Затем учитель при наблюдении нескольких значений слова игла предоставляет детям сравнить все иглы (швейную, лист сосны, иглы ежа и др.) и подводит уче­ников к заключению, что все иглы колючие, острые; они похожи формой, поэтому и названы одинаково, хотя обо­значают предметы, разные по своему назначению.

Найти общие признаки детям поможет наглядность. Учитель должен показать ученикам предметы (по воз­можности), называющиеся одинаково, чтобы дети увиде­ли то общее, существенное, что объединяет эти предметы.

Работа с синонимами проводится систематически: учащиеся накапливают слова сходного значения, выяс­няя каждый раз оттенки и их значениях; например, в словах большой, огромный, громадный, гигантский вы­ясняется разная степень величины.

Наиболее сложным для младших школьников будет изучение происхождения слов. Это потребует от учащих­ся определенных ЯЗЫКОВЫХ умений, а именно: умения анализировать СЛОВО, членить его на значащие части, отыскивать корень, сравнивать с родственными словами. Кроме того, младшие школьники должны усвоить, что некоторые корни пришли в русский язык из других язы­ков, и осмыслить значения этих иноязычных корней. Не обязательно предлагать учащимся весь материал. Учитель может выбрать для своего класса одну из тем: «Названия месяцев», «Проис­хождение названий цветов» или «Названия школьных вещей».

В случае если учитель остановит свой выбор на наз­ваниях цветов, ему необходимо будет соблюдать при этом принцип наглядности в обучении, иначе за слова­ми у детей не будет ясных представлений и понятий. Учитель и ученики должны приносить в класс живые цветы или рисунки, картинки, фотографии с изображе­нием цветов. Это поможет создать у детей конкретный образ. Учащиеся лучше поймут, почему тот или иной цветок так назван, легче запомнят происхождение сло­ва. Привлекать материал для занятий лучше всего в то время, когда цветут те или иные цветы: осенью читать о флоксах, георгинах, гладиолусах, весной говорить о ландыше, нарциссе, тюльпане, одуванчике.

Интересным будет для ученика и знакомст­во с происхождением других слов. Учащиеся узнают, откуда пришли к нам названия предметов школьного обихода: альбом, карандаш, пенал, портфель. С про­исхождением слов алфавит и азбука можно познакомить детей уже в I классе.

Во II и IV классах при изучении темы «Прилагатель­ное» можно привлечь материал, где идет речь о значении и происхождении прилагательных: фиолетовый, сиреневый, пурпурный, алый, багряный.

Лексика является благодатным материалом для раз­вития мышления учащихся, обогащения речи, для рас­ширения их лингвистического кругозора.

Другая составная часть работы – орфоэпия. Учитель начальной школы не должен умалять значе­ния работы по воспитанию навыков правильного произ­ношения слов. Надо помнить, что человек пользуется устной формой речи чаще, чем письменной, поэтому ему необходимо знать и соблюдать нормы устной речи. Ис­кажение звуков в словах, неправильное ударение уроду­ет речь, затрудняет понимание высказывания.

Материал по орфоэпии на уроке можно использовать под заголов­ком «Говорите правильно!».

Третья линия – обучение правильному употреблению слов. Правильное словоупот­ребление является одной из нормативных сторон речи. Обучение ему школьников составляет неотъемлемую часть всей работы по повышению культуры их речи. Значение ее так же важно, как и значение работы над правильным произношением и правописанием.

Упражнения на правильное словоупотребление под­бираются учителем с таким расчетом, чтобы помочь преду­преждению и искоренению ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся пра­вильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания. Например, учи­тель рассказывает о норме употребления формы роди­тельного падежа множественного числа существитель­ных мужского рода: носков, помидоров, граммов; дети учатся различать род существительных тюль, мозоль, ко­торый часто смешивается в речи; правильно строить со­четания с глаголами беспокоиться о..., надеть (что?) пальто, шапку, одеть (кого?) ребенка. Работа прово­дится на уроках грамматики и правописания. Например, обучение употреблению слов положить, класть можно связать с темой «Безударные гласные, проверяемые ударением»: клади, положил, положи (а и о – безудар­ные). Учитель предлагает составить предложения (уст­но) с этими словами или словосочетания с существи­тельными: вещи, книги, на место.

Особое внимание нужно уделить употреблению форм глагола бежать: бегу – бежит – бежал; глагола хо­теть: хочу – хочет – хотим, связав это с изучением безударных гласных во II классе, упражняя детей как в правописании этих слов, так и в употреблении их в речи.

В III классе в связи с изучением падежных форм су­ществительных можно включать в урок материал на правильное употребление предлогов: иду на, в (школу, фабрику), с, из (школы, фабрики). При этом использу­ются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление неболь­ших связных рассказов (в 3–4 предложения).

При изучении существительных хорошо показать уча­щимся употребление слов применительно к мужскому и женскому роду: соня, растеря, невежа, а также обра­тить, внимание учащихся на употребление существитель­ных метро и пальто, которые не изменяются по падежам.

Поэтому над норматив­ной стороной речи учитель работает систематически в течение четырех лет обучения, постоянно включая слова и формы слов в активную речь учащихся.

На уроках надо использовать загадки, поговорки, занимательные стихи. Это активизирует мысль детей, пробуждает у них познавательный интерес.

Подводя итоги экспериментальной работы по теме исследования, что данная работа значительно активизировала деятельность учащихся. Дети стали внимательно относиться к слову, вникать в лексическое значение, пра­вильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Проанализировав результаты экспериментальной работы, было установлено, что процент усвоения словарных слов учащимися значительно повысился. В работе над словарными словами мы учитывали все стороны языка.

Таким образом, при правильном использовании данных рекомендаций учитель полу­чит возможность углубленно, творчески подойти к обу­чению родному языку, помочь младшим школьникам познать его тайны и практически овладеть им.