Full text

В настоящее время происходит смена основной парадигмы содержания и методов обучения в высшей школе. Заметим, что технологическая платформа прежней парадигмы опиралась в основном на лекционно-семинарскую модель обучения. Она формировалась достаточно долго и практически не менялась на протяжении более чем 250 лет, со времен появления гумбольдтовской модели университета. Система, построенная на идеологии «передачи готовых знаний», постепенно сменяется новой, опирающейся на идеологию формирования компетенций, сформулированной Дж. Дьюи [1]. В соответствии с новыми стандартами высшего профессионального образования в России была введена двухуровневая система подготовки специалистов (бакалавр, магистр) и осуществлен переход к оценке степени профессиональной подготовленности по сформированным компетенциям, а не по «прослушанным» курсам. Образовательные задачи высшего образования, особенно на первой ступени, связаны с формированием у специалистов базовых основ общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих способность к выполнению самостоятельных задач. А для этого преподавателю приходится обращаться к сложившимся многофункциональным методам обучения, которые способны формировать необходимые компетенции: знания, умения, навыки и личностные качества для осуществления успешной профессиональной деятельности в определенных областях.

Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке современных медицинских работников, принятая за основу в государственных стандартах третьего поколения (ФГОС ВО), предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, эффективных образовательных технологий. Одним из них является метод кейс-стади как метод активного обучения на основе реальных или модельных готовых ситуаций. Он ориентирован наглубокое изучение современного феномена в реальном жизненном контексте [2].

Непосредственная цель метода case-study – анализ практических реальных ситуаций (кейсов) для выработки алгоритмов принятия практических решений проблемы. Это делает данный метод чрезвычайно популярным в обучении студентов разных отраслей знания. Можно сказать, что кейс-стади – это комплексный инструмент обучения действием, независимо от того, является ли кейс практическим, обучающим или научно-исследовательским.

Разработка кейсов – процесс сложный и требующий серьезной проработки шагов при его создании. В образовательном процессе чаще всего используются обучающие кейсы, преследующие учебные и воспитательные задачи. Некоторые авторы утверждают, что обучающие кейсы должны такими, «какими они могут быть в жизни. Такие кейсы характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей» [3, с. 9].

Однако нельзя согласиться с подобной оценкой обучающих кейсов. Несомненно, надуманная ситуация, как и фактическая, может обобщать, указывать на «типичное в ситуациях и предопределять способность анализировать ситуации посредством применения аналогии» [3, c. 9].

В то же время, любой, искусственно создаваемый кейс, всегда имеет в своей основе прообраз фактической ситуации. Он создается на основе фактического материала, который адаптируется для обсуждения в студенческой группе. Громадный дидактический потенциал кейса позволяет целенаправленно модернизировать учебный процесс, создавать широкое поле для творчества студентов. Одновременно «кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей…» [3, c. 129]. Его технологические возможности выявляют ряд преимуществ, благодаря которым формируются и усваиваются соответствующие компетенции.

Преимущества метода в том, что он позволяет использовать академические знания в приложении к реальным событиям и ситуациям, повышает интерес студентов к обучению, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, формирует необходимые компетенции, аналитические и практические навыки.

Использование данного метода вовлекает в обсуждение проблемы многих участников семинарского или лекционного занятия. Даже при сходстве взглядов участников решение ситуации или проблемы, поставленной в кейсе, никогда не бывает однозначным. Следовательно, при помощи кейс-метода расширяется «круг истин». Осуществление правильного выбора выглядит как самый правильный выбор из множества правильных. Несколько ответов могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом ориентирована на получение не единственной, а многих истин. Следовательно, студент овладевает палитрой ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, общих и профессиональных компетенций.

Кейс-метод не противоречит традиционным схемам обучения, он дополняет их, придает занятиям эмоциональную окраску и даже некоторый драматизм, связанный с разбором ситуации, выбором решений, личной ответственностью. Связь кейс-метода с традиционными методами преподавания обнаруживается в возможности приведения их в систему. Кейс включает в себя, в зависимости от ситуации, иные методы: описание, анализ, моделирование, игру и т. д. А это означает, что в совокупности с другими методами «кейс-стади развивают умение: анализировать и устанавливать проблему; четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию; общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию; принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации» [4, c. 29].Таким образом, метод кейс-стади позволяет, во-первых, изучать объект объекта в совокупности его взаимосвязей в заданном «живом» пространственно-временном контексте; во-вторых, одновременно применять разноплановые методы сбора информации [5, c. 81].

В работе преподавателя культурологии в медицинском вузе методы кейс-стади являются необходимым дополнением к клиническим методам в тех случаях, когда их требуется подтвердить или опровергнуть содержательной аргументацией. Изучение клинических случаев заболевания с точки зрения культурологии (социокультурные причины, приведшие к психосоматическому проявлению) позволяет выявить типичные признаки, причины заболеваний на основе количественных показателей. В этом случае кейс-стади представляется как особая целостная исследовательская стратегия. Роберт Йен, известный английский исследователь кейс-стади, дает следующее определение его как стратегии: это «эмпирическое исследование, которое изучает определенный феномен в его реально существующем контексте, когда границы между феноменом и контекстом не отчетливы, и в котором используется множество разноплановых источников информации» [6, p. 50].

В этом уже ставшем классическим определении «схвачены» основные черты, составляющие своеобразие данной исследовательской практики. Cоциальный феномен, – в данном случае болезнь, – изучается здесь в его реально существующем контексте, т. е. в единстве всех специфических условий его бытования. Кроме того, а мо­жет быть, это и самое главное, «случай» здесь изучается в его «живом» и реальном изменении. Не случайно эту стратегию ис­следования называют также и хронологической, позволяющей фиксировать изменения в объекте, происходящие в течение определенного периода времени (времени изучения). Это означает, что исследователь принимает многие решения по мере получения новых эмпирических данных, обсуждений с коллегами, изменения гипотез. Исследователь свободно переключается с одного метода сбора данных на другой в зависимости от изменения гипотезы, ситуации исследования, причинно-следственных отношений; также легко претерпевает изменения и его отношение с изучаемым явлением, и тактика коммуникации.

Таким образом, кейс-стади – стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации. Студент последовательно изучает и анализирует ситуации одну за другой, что дает возможность максимально информативного сравнения и обобщения. При этом ситуация с протеканием болезни и методов ее лечения в рамках исследования ее в конкретной культурной картине мира (будь то мифологическая, религиозная, правовая или научная) связывается с культурологической моделью врачебной этики, этическими принципами, мировоззренческими установками соответствующими данной модели, традициями, архетипами присущими данному народу.

Так, например, в рамках применения кейсов на занятиях по культурологии обсуждается деятельность российских МЧС в странах с сильным влиянием религиозных традиций. Практически все религии накладывают ограничения на режим питания пострадавших в чрезвычайных ситуациях, характер принимаемых лекарственных средств и объем допустимых врачебных манипуляций. Наиболее болезненным вопросом при оказании медицинской помощи после чрезвычайных ситуаций является длительность продолжения реанимационных мероприятий. Это связано с тем, что успехи современной интенсивной терапии позволяют практически бесконечно долго искусственно поддерживать жизнь многих пострадавших. Всемирной врачебной ассоциацией (1983) задекларировано, что «надежда пациента на успех лечения, пусть даже частичный, не дает еще оснований для интенсивной терапии». Однако взгляды религий по данному вопросу расходятся. К сожалению, большинство из них не дают четкого критерия продолжения реанимационных мероприятий.

Следует иметь в виду, что все религии устанавливают особые правила обращения с умершими. При чрезвычайных ситуациях спасателям приходится сталкиваться как с погибшими в результате катастрофы, так и с умершими, несмотря на врачебные действия. Оказание экстренной медицинской помощи, исходя из компетенции врача, без учета религиозных особенностей, или нарушение отношения к покойным может привести к возникновению конфликта с родственниками. А, как известно, основу причин конфликтов XXI века носят этнокультурные различия. Религия резче чем этническая принадлежность разделила людей. С. Хантингтон отмечал что «человек может быть полуфранцузом и полуарабом, и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином».

Обращение к методу кейс-стади уместно в тех ситуациях, когда изучаемый объект имеет сложный характер, включает в себя множество трудно контролируемых динамических связей. Он открывает возможность целостно воспринимать проблемы, которые достаточно сложно переплетаются при оценке и принятии решений в различных сферах современной науки, извлекать из памяти необходимую информацию в нужный момент, интуитивно восполнять недостающую информацию, переключаться с одного класса явлений на другой. Опыт проведения занятий с использованием метода ситуационного анализа показывает, что тема усваивается студентом достаточно быстро и прочно. Пример решения реальной жизненной задачи обеспечивает стойкий интерес к поднимаемому вопросу, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения. Метод «кейс-стади» с высокой эффективностью решает задачу практической направленности образования. Он предоставляет возможность видеть то, что не укладывается в рамки ранее полученных знаний; способность связывать различные факторы, влияющие на процесс решения и конечный результат (экономические, организационные, психологические, моральные, правовые и др.) [7, c. 103].