Full text

В системе взаимоотношений «преподаватель-студент» произошли изменения, и теперь не только преподаватель доносит свои знания до учащегося, но и проходит процесс взаимного обучения. На начальных курсах обучения в вузе преподаватель оказывает должное влияние на развитие мотивации к обучению в рамках собственной дисциплины. А. О. Белова и соавторы утверждают, что преподаватель высшей школы должен обладать такими индивидуальными качествами, как владение строгой логикой педагогического процесса, речью, способностью аналитика, оратора, организатора для того, чтобы уметь заинтересовать своего студента [1]. Проведенное социологическое исследование В. А. Проходы позволило сделать вывод о том, что некоторые критерии оценки идеального преподавателя являются постоянными среди студентов вне зависимости от курса обучения, специальности и направления подготовки. Это такие качества, как «умение наладить контакт с аудиторией», «ясное и последовательное изложение учебного материала», «умение заинтересовать студентов учебным курсом». Данное исследование указывает именно на специфику деятельности преподавателя высшей школы вне зависимости от его предметной и научной направленности. Однако В. А. Прохода также указывает на то, что идеальный образ преподавателя может быть неодинаков среди студентов различных групп, при этом такого рода изменения возможны даже в рамках одного вуза, в зависимости от специальности или направления подготовки [2].

Согласно анализу проведенных эмпирических исследований взаимоотношений преподавателя высшей школы и студента [3–9] можно предположить, что среди студентов разных специальностей образ идеального преподавателя будет отличаться в виду особенностей и специфики обучения, процесса становления студента профессионалом. Но при этом можно выявить общие черты, которые должны быть свойственны идеальному педагогу.

Цель эмпирического исследования – исследовать представление об идеальном преподавателе у студентов специальности «клиническая психология» и «медико-профилактическое дело» для выявления различий и сходств.

В работе были использованы следующие методы и методики: Авторская анкета «Идеальный преподаватель», Метод диагностики межличностных отношений (в адаптации Л. Н. Собчик), рисуночная проективная методика «Идеальный преподаватель». Для статистической обработки результатов исследования был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни при уровне значимости не более 5% (p-level ≤ 0,05), а также контент-анализ для обработки результатов, полученных по рисуночной проективной методике «Идеальный преподаватель». Выборку исследования представили 75 студентов: III курс специальности «клиническая психология» (30 человек), III курс специальности «медико-профилактическое дело» (45 человек). Для исследования был выбран III курс, поскольку у студентов уже сформировался определенный образ преподавателя, поэтому они более осознанно могут представлять то, каким должен быть идеальный преподаватель.

По результатам проведенного анкетирования все группы сошлись во мнениях, что идеальный преподаватель должен быть объективным, внимательным, профессионалом своего дела, умеющим заинтересовать студента, а также не должен быть пассивным, не должен оскорблять студентов. Вероятно, студенты приписывают такие характеристики идеальному преподавателю, потому что все они позволяют удовлетворить главную потребность обучающихся – получение знаний в доступной, комфортной и интересной форме.

Согласно результатам статистической обработки U-критерием Манна-Уитни методики «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л. Н. Собчик было выявлено следующее (см. таблицу).

 

Результаты статистической обработки U-критерием Манна-Уитни

идеального образа преподавателя среди студентов III курса специальностей

«медико-профилактическое дело» и «клиническая психология» по методике ДМО

 

п/п

Сравниваемые типы межличностных отношений

Объемы сравниваемых выборок

МПД/КП

Значения суммы критерия Манна-Уитни, U

Значения верхних критических точек, Z

Уровень отвержения

Н0, a (односторонний критерий)

1

Властный-лидирующий тип

45/30

516,0

1,72

0,04

2

Прямолинейный-агрессивный тип

45/30

529,0

1,58

0,05

3

Зависимый-послушный тип

45/30

477,5

-2,14

0,02

 

Идеальный преподаватель в представлении студентов специальности «медико-профилактическое дело» характеризуется уверенностью в себе, настойчивостью. Идеальный педагог видится студентами как хороший наставник и организатор, реалистичный в суждениях и поступках, доминантный, энергичный, успешный в делах. При этом для студентов специальности «клиническая психология» на первый план выступает желание, чтобы преподаватель не имел собственного мнения, послушно и честно выполнял свои обязанности, был скромным, робким, уступчивым, эмоционально сдержанным, способным подчиняться. Если же рассмотреть медианные значения, то, по мнению двух специальностей, согласно данной методике, преподаватель должен быть склонен к сотрудничеству, быть гибким и компромиссным при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремиться быть в согласии с мнением окружающих, помогать, проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях. Студенты двух специальностей представляют идеального преподавателя ответственным по отношению к людям, деликатным, мягким, добрым, заботливым, бескорыстным, отзывчивым, умеющим подбодрить и успокоить окружающих. Вероятно, такие данные были получены в связи с тем, что студентам больше хочется внимания со стороны преподавателей, чтобы преподаватель обладал лидерским качествами, был авторитетом среди студентов, но при этом достаточно дружелюбным и идущим на контакт.

В результате статистической обработки рисуночной проективной методики «Идеальный преподаватель» с помощью контент-анализа между экспериментальными группами был установлен ряд различий. В представлении студентов медико-профилактического дела, в отличие от студентов клинической психологии, преподаватель изображается с медицинской атрибутикой, в то время как студенты специальности клинической психологии изображают преподавателей с педагогической атрибутикой, что может быть связано со спецификой медицинской и врачебной практики студентов специальности медико-профилактического дела.

Также идеальный образ преподавателя среди студентов двух специальностей имеет различия в половой принадлежности. У студентов медико-профилактического дела преподаватель изображается мужчиной, в то время как студенты клинической психологии видят идеального преподавателя женщиной. Можно предположить, что это связано со спецификой их будущей профессии. Главной целью медико-профилактического дела является создание благоприятных условий для сохранения здоровья, профилактика заболеваемости населения, что требует большей выдержки, проявления мужских качеств. В то же время, образ психолога – это образ приятной женщины с качествами, присущими матери. В целом идеальный образ преподавателя у студентов III курса двух специальностей схож между собой. Идеальный преподаватель представлен ими в хорошем и радостном настроении, он с добротой, любовью и уважением относится к студентам, в свою очередь, студенты относятся к педагогу с восхищением и уважением, согласно результатам пострисуночного опроса.

Таким образом, в представлении об идеальном преподавателе у студентов двух специальностей можно выделить как сходства, так и различия.

Во-первых, для двух специальностей преподаватель должен быть профессионалом своего дела, уметь в доступной и комфортной для студентов форме представлять учебный материал. Он должен быть мягким, бесконфликтным, умеющим подбодрить, деликатным, при этом быть авторитетом в глазах студентов.

Во-вторых, среди студентов медико-профилактического дела отмечается желание видеть в преподавателе искреннего, непосредственного, прямолинейного, упрямого, упорного и настойчивого при достижении собственных целей человека. Также студенты медико-профилактического дела хотят, чтобы преподаватель совмещал в себе относительно противоположные личностные качества – требовательность и мягкость, авторитарность и конформность, настойчивость и упорство вместе с вежливостью и доверчивостью.

В-третьих, студенты клинической психологии хотят, чтобы преподаватель не имел собственного мнения, послушно и честно выполнял свои обязанности, при этом был скромным, робким, уступчивым, эмоционально сдержанным, способным подчиняться. Другими словами, педагог не должен предъявлять высокие требования к студентам, не пытаться доминировать, но должен своей уступчивостью и послушностью снимать остроту любой сложившейся ситуации. При этом он обязан уметь справляться с трудностями, быть целеустремленным, решительным, требовательным, организованным, контролирующим, уверенным в себе, развивающимся.

Полученные результаты позволили разработать несколько практических рекомендаций преподавателям ТГМУ для улучшения взаимоотношений со студентами:

1)     поводить лекционные и практические занятия с использованием интерактивных методов, позволяющих студентам проявлять свою активность на занятии, не бояться отвечать, стимулировать возникновение еще большей заинтересованности в данной специальности;

2)     преподавателям необходимо проявлять уважение по отношению к студентам, быть более мягкими, доброжелательными, отзывчивыми, чтобы студент мог обратиться за помощью и не бояться задавать волнующие его вопросы;

3)     преподавателям следует стремиться к объективности и справедливости при оценке выполненных студентами работ, что позволит формировать доверие учащихся к профессиональным навыкам педагога;

4)     также преподаватель должен быть структурированным и последовательным в своих действиях, чтобы студент с легкостью воспринимал знания и всегда знал, чего от него будет требовать педагог. При этом преподавателю необходимо оставаться требовательным, настойчивым, доминантным, проявлять сильную волю, чтобы оставаться в глазах студентов авторитетом.