Full text

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет круг главных задач общеобразовательной политики, заключающийся в обеспечении современного уровня качества образования на основе его соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства. Поэтому и оправдан интерес методистов к новым подходам, средствам обучения и соответствующим учебным материалам. В связи с этим одним из перспективных направлений модернизации образования представляется интеграция основных положений медиаобразования в процесс изучения гуманитарных дисциплин. Медиаобразование определяется как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [5, с. 45]. Медиаобразование во многом опирается на материал экранных искусств, под которыми в научной литературе понимаются «искусства, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т. д.) действительности» [6, с. 67]. В силу своей синтетической природы экранные искусства, объединяющие в себе возможности литературы, театра, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, хореографии, фотографии, задействуют максимум человеческих чувств, следовательно, имеют широчайший спектр воздействия на личность. Но в том числе и другие виды массовой культуры могут отражать действительность и использоваться в процессе обучения. Кино как массовое и востребованное молодёжной аудиторией искусство обладает значительным художественно-воспитательным потенциалом и является в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации молодежи.

Одним из главных преимуществ использования художественных фильмов, музыки и художественной литературы является положительное влияние на объём усваиваемой информации. Многочисленные исследования в области психологии установили, что в процессе восприятия информации каналы ее поступления тесно взаимосвязаны, и их сочетание непосредственно влияет на количество запоминаемой информации. Так как при просмотре фильма задействованы слуховой и зрительный каналы восприятия, а также речедвигательный анализатор, выполняющий роль вспомогательной следящей системы, то понимание, осознание, запоминание получаемой информации происходит лучше [4, c. 16]. В художественном фильме сочетаются все средства наглядности: зрительная, слуховая, моторная, смешанная, языковая, ситуативная, предметная и образная, что позволяет эффективно использовать художественные фильмы при обучении. В связи с этим интересным представляется высказывание А. А. Новиковой, которая пишет: «Ошибкой было бы считать, что навыки критического, вдумчивого зрителя необходимы только профессионалам в области киноиндустрии. Нашей целью не является также и воспитание будущих кинокритиков. Извлечь пользу из одного из самых популярных видов времяпрепровождения молодых людей и научить анализировать художественные, технические и коммерческие аспекты кинофильма — вот наши задачи на пути к главной цели – способствовать развитию критического мышления» [3, с. 796–799].

Таким образом, кино и музыка как массовое и востребованное молодёжной аудиторией искусство обладает значительным художественно-воспитательным потенциалом и является в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации молодёжи. С одной стороны, обладая мощным социализирующим потенциалом, художественные фильмы и песенное искусство транслируют в сознание студентов различные варианты жизненных сценариев, оказывают влияние на их мировоззрение, способствуют развитию критического мышления и толерантности. С другой стороны, использование фрагментов художественных фильмов в процессе обучения служит содержательной и смысловой основой для обеспечения понимания той или иной темы курса.

Различные события истории России XX века находят свое отражение в массовой культуре. При изучении явлений массовой культуры надо понимать, что она создается как под влиянием внешней конъюнктуры (зачастую те или иные произведения искусства создаются под госзаказ), так и вопреки ей.

Советское экранное искусство представляет важную составную часть гуманистической по содержанию, многонациональной по форме, интернациональной по духу и характеру общенародной культуры. В произведениях кинохудожников жизнь предстает во всем своеобразии ее конкретно-исторического и национального облика. Художественный строй фильмов наследует лучшие традиции национальных искусств, самобытными чертами отмечены характеры героев. Вместе с тем, для произведений советского кино характерны единство коренных идейно-творческих принципов нашего искусства, пафос советского патриотизма и интернационализма.

Развитие советского киноискусства неотделимо от истории нашей Родины. В героических свершениях советского народа кино находило свои темы и образы, обретало идейную и художественную силу.

Большинство национальных кинематографий в стране сложились после Октябрьской революции, и лишь некоторые из них имеют дореволюционную предысторию. Так, еще до революции снимались фильмы на территории современных Российской Федерации, Украины, Грузии, Прибалтики.

История советского кино началась с хроники. Русская советская документальная кинематография делала первые шаги в дни Октябрьской революции, когда хроникеры запечатлели ряд важных событий в Москве и Петрограде. В период гражданской войны съемки велись на фронте и в тылу. С июня 1918 г. стал выпускаться журнал «Кинонеделя», тогда же был налажен выпуск агитационных фильмов и игровых картин. Одним из первых полнометражных художественных фильмов был «Серп и молот» (1921) режиссера В. Р. Гардина [1, c. 223–228].

Я. А. Протазанов создал пользующиеся доныне неизменным успехом сатирические комедии «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Праздник святого Йоргена» (1930), разоблачающие стяжательство и церковное ханжество.

Русский национальный характер в его привлекательных, общечеловеческих проявлениях, самоотверженность и жажду справедливости русского рабочего человека, верность народа революционным идеалам и чаяниям, понятным миллионам простых людей планеты, — все это с поразительной силой выразили на экране кинематографисты 20-х и 30-х гг. Советской киноклассикой стали фильмы «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В. И. Пудовкина, «Стачка» (1925), «Броненосец „Потемкин“» (1925), «Октябрь» (1927) С. М. Эйзенштейна, «Чапаев» (1934) братьев Васильевых, «Мы из Кронштадта» (1936) Е. Л. Дзигана, трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939) Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, «Депутат Балтики» (1937), «Член правительства» (1940) А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица и многие другие картины, отмеченные талантливой постановкой, запоминающимися актерскими образами [1, c. 341–347].

Примерами советского историко-революционного фильма являются кинокартины о В. И. Ленине – «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) М. И. Ромма, «Человек с ружьем» (1938) и «Яков Свердлов» (1940) С. И. Юткевича. Образ вождя революции в этих фильмах ярко и выразительно воплотили замечательные актеры Б. В. Щукин и М. М. Штраух.

Плодотворным было обращение советских кинематографистов и к более ранним периодам русской истории. Важная задача воспитания патриотизма, любви к Родине, гордости за ее исторические свершения была выполнена в таких исторических фильмах, как «Петр Первый» (1937–1939) В. М. Петрова, «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1941) В. И. Пудовкина, «Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» (1941) И. А. Савченко и др. Полные экспрессии массовые сцены, достоверность в показе культуры и быта эпохи, яркие героические образы исторических деятелей были одними из основных достоинств этих фильмов. Главные роли в фильме «Петр Первый» с большой художественной выразительностью сыграли Н. К. Симонов (Петр Первый), М.И. Жаров (сподвижник Петра Меншиков), Н. К. Черкасов (царевич Алексей). Большой творческой удачей Н. К. Черкасова было создание образа Александра Невского в одноименном фильме. Актер Н. П. Черкасов (Сергеев), создав яркий образ замечательного русского полководца Суворова в одноименном фильме, показал его мудрость и неукротимую энергию, любовь и уважение к простым людям, солдатам, на храбрость и героизм которых он всегда мог положиться [1, c. 421–429].

Среди других жанров кино в отечественном искусстве достойное место занимает кинокомедия. Талантливые музыкальные кинокомедии создали советские режиссеры Г. В. Александров («Веселые ребята», 1934; «Цирк», 1936; «Волга-Волга», 1938; и др.), И. А. Пырьев («Свинарка и пастух», 1941; и др.). В этих кинокомедиях с большим успехом выступили актеры И.В. Ильинский, блестяще владевший искусством создания гротескных и в то же время реалистически точных характеров; Л. П. Орлова, обладавшая незаурядной музыкальностью и драматическим талантом; Н. А. Крючков, отличавшийся естественной, непринужденной манерой игры, и другие.

В годы войны был создан целый ряд художественных фильмов, отразивших борьбу советского народа с фашистскими захватчиками. «Секретарь райкома» (1942) И. А. Пырьева, «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера, «Радуга» (1944) М. С. Донского посвящены самоотверженной партизанской борьбе в тылу врага; «Два бойца» (1943) Л.Д. Лукова – героической обороне Ленинграда. Образы советских людей, самоотверженно борющихся с врагом, создали в этих фильмах В. В. Ванин, М. И. Жаров, В. П. Марецкая, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес.

Лучшие фильмы о войне 50-х гг. раскрывают «судьбу человека» — советского солдата, ценой тяжелых испытаний завоевавшего победу, не сломленного в жестокой борьбе и не утратившего своей человечности. За экранизацию рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» и проникновенное исполнение в ней роли рядового солдата Ивана Соколова (1959) режиссер и актер С. Ф. Бондарчук был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Образ другого солдата – Алеши Скворцова, трогательного в своей молодости, чистоте и бесстрашии, создал артист В. С. Ивашов в фильме «Баллада о солдате» (1959), поставленном Г. Н. Чухраем, который также был отмечен Ленинской премией за эту режиссерскую работу [1, c. 741–754].

В 1965 г. на экранах страны появился фильм «Отец солдата» грузинского режиссера Р. Д. Чхеидзе. Герой картины — пожилой крестьянин Георгий Махарашвили отправляется из своей кахетинской деревни в далекий путь, в прифронтовой госпиталь, где лечится после ранения его сын. Главную роль вдохновенно, ярко, по-народному мудро исполнил актер С. А. Закариадзе. И не случайно за эту свою актерскую работу С. А. Закариадзе получил Ленинскую премию.

С интересом был встречен зрителями фильм «Летят журавли» (1957) режиссера М. К. Калатозова, в котором с большой эмоциональной силой поставлены проблемы мужества и стойкости, верности, моральной чистоты. Главные роли в картине исполнили А. В. Баталов и Т.  Е. Самойлова. Событием явилось появление фильма «Иваново детство» (1962) А. А. Тарковского.

Наряду с картинами о рядовых героях войны в советском кино продолжалось создание эпических, масштабных произведений. Это «Повесть пламенных лет», поставленная Ю. И. Солнцевой по сценарию А. П. Довженко (1961); «Живые и мертвые» (1964) А. Б. Столпера по роману К. М. Симонова; киноэпопея «Освобождение» (1970–1972, 5 фильмов) в постановке Ю. Н. Озерова, убедительно показывающая решающую роль СССР в разгроме гитлеровской Германии.

С. Ф. Бондарчук воссоздал в своем монументальном фильме (1966–1967) события романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Он стремился выразить масштабность исторического мышления Толстого, воплотить на экране необычайно живые и глубокие образы героев этого произведения. В главных ролях фильма снимались А. П. Кторов (старый князь Болконский), С. Ф. Бондарчук (Пьер Безухов), В. В. Тихонов (Андрей Болконский).

В киноискусстве 60-х гг. на первый план выступает современная тема. Г. Н. Чухрай поставил фильм «Чистое небо» (1961) — о трудной судьбе летчика, храбро воевавшего, но сбитого в бою и попавшего в плен. О людях колхозной деревни рассказывают картины «Дело было в Пенькове» (1958) С. И. Ростоцкого, «Отчий дом» (1959) и «Когда деревья были большими» (1962) Л. А. Кулиджанова. В фильме «Простая история» (1960) рассказывается о судьбе рядовой колхозницы, выбранной односельчанами председателем колхоза; ее роль проникновенно исполняет Н. В. Мордюкова. Эта картина поставлена Ю.П. Егоровым, известным своими предшествующими работами в кино, посвященными героической истории комсомола, – «Они были первыми» (1956) и «Добровольцы» (1958). С интересом был встречен фильм «Девять дней одного года» (1962) М. И. Ромма, в котором запоминающиеся образы ученых-физиков создали актеры А. В. Баталов и И. М. Смоктуновский. Большой творческой удачей явился фильм «Председатель» (1964) А. А. Салтыкова. За исполнение главной роли Егора Трубникова, талантливого организатора колхозного производства, М. А. Ульянов в 1966 г. был удостоен Ленинской премии. Одной из лучших работ И. Г. Лапикова стало создание образа Семена Трубникова в этом фильме. В киноленте «Доживем до понедельника» (1968) С. И. Ростоцкого будничная жизнь школы показана через острые психологические конфликты, столкновения разных характеров и судеб.

Полюбились советским зрителям талантливые кинокомедии, созданные в 60‑е гг.: «Берегись автомобиля» (1966) Э.А. Рязанова, «Девчата» (1962) Ю. С. Чулюкина, «Кавказская пленница» (1967) Л. И. Гайдая, «Не горюй!» (1969) Г. Н. Данелия и др.

Замечательным мастером русской национальной кинематографии был В. М. Шукшин (1929–1974), сочетавший в своем творчестве талант сценариста, режиссера и актера. Характер нашего современника был ярко выражен Шукшиным в его фильмах «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). Запоминаются актерские работы Шукшина в картинах С. А. Герасимова, С. Ф. Бондарчука, М. М. Хуциева.

Перестройка вернула зрителям творческое наследие А. А. Тарковского, фильмы «Комиссар» (1966) А. А. Аскольдова, «Иванов катер» (1972) М. Д. Осепьяна, ленты С. И. Параджанова, А. Г. Германа и др.

«Артистами эстрады» в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной музыки (хотя собственно понятие «эстрада» значительно шире). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Песни были рассчитаны на вокальное мастерство, обладали четкими, запоминающимися мелодиями, аккомпанементу уделялась второстепенная роль. Поэтому на советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, не играющие на инструментах и не пишущие сами свой репертуар.

Среди артистов раннего периода – Л. Утёсов (также один из пионеров советского джаза), Л. Орлова, К. Шульженко, Р. Бейбутов. Среди артистов «оттепели» и эпохи «застоя» – М. Магомаев, Ю. Гуляев, Л.Мондрус, А. Ведищева, К. Лазаренко, Э. Хиль, Л. Сенчина, Л. Зыкина,Э. Пьеха, И. Кобзон, А. Пугачёва, С. Ротару, Л. Лещенко, В. Толкунова. Песни в исполнении этих артистов часто входили в саундтреки к кинофильмам, и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов.

Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза Композиторов (наиболее известные – А. Пахмутова, В. Соловьёв-Седой, Т. Хренников, Д. Тухманов, Р. Паулс, Э. Ханок, Е. Крылатов и др.), а тексты песен – профессиональными и благонадежными поэтами (М. Матусовский, В. Лебедев-Кумач, Н. Добронравов, В. Харитонов, И. Шаферан, Р. Рождественский, М. Танич, Л. Дербенёв, Ю. Энтин). Все это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую, либо любовную лирику.

Особой частью советской эстрады было движение ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), которое зародилось в конце 1960-х. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедший утверждение худсовета. Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодежь. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте, фирме «Мелодия».

ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны – 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.

Что касается телевещания, то 22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения. Программа не имела четко выраженной тематики. По ней транслировались новостные передачи, музыкальные программы, кинофильмы и мультфильмы студии «Союзмультфильм». Первое время программа транслировалась лишь несколько раз в неделю, но с 1 января 1955 года она была переведена в режим ежедневного вещания. Вторая московская программа вышла в эфир в феврале 1956 года.

Вообще на середину 50-х годов пришелся «бум» развития советского телевидения. Если в 1953 году работали всего лишь 3 телецентра, то к 1960 году их уже насчитывалось около 100, причем в это число входили лишь крупные телевизионные станции. Кроме них, по всей стране располагались около 170 ретрансляционных станций малой мощности. Чуть забегая вперед, нужно отметить, что к 1970 году количество мощных телевизионных станций составляло 300 штук, а число малых и вовсе перевалило за тысячу.

В данной статье показано лишь направление некоторых ее сфер с указанием наиболее ярких, но далеко не всех произведений. Что же касается студенческой молодежи, то, читая ту или иную книгу или просматривая тот или иной кинофильм, молодые люди зачастую не задумываются о том отражении истории страны, поставленных в произведении. Поэтому в процессе изучения в целях понимания взаимоотношений общества и государства следует обращать внимание как на известные культурные явления, так и на малознакомые. Литературные и кинематографические произведения следует давать в отрывках, которые дают наиболее яркие представления о предмете изучения. Такие фрагменты оставляют яркие воспоминания, что способствует лучшему усвоению темы, а также – росту заинтересованности студентов к тому или иному продукту массовой культуры, к которому они будут обращаться в дальнейшем. Также можно использовать и метод работы в микрогруппах, когда студенты самостоятельно разбирают этические проблемы, поставленные в том или ином фильме. Однако добиться вовлеченности всей студенческой аудитории к результатам исследования микрогрупп возможно лишь в том случае, если студенты окажутся способны в ограниченный период времени дать четкий и яркий анализ культурного явления.

Культурное поле постоянно обновляется и с каждым днем дает все больше новых отражений исторического процесса. Задача современного преподавателя оставаться в культурном тренде, чтобы сделать процесс обучения понятным для молодежи, а также важно уметь сохранить те высокие культурные стандарты, которые характерны для нашей страны.