Full text

Характерным явлением сегодняшнего дня является использование новых технологий во всех сферах, в том числе в педагогике. Новые педагогические технологии характеризуются переходом:

-          от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

-          от ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

-          от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

-          от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В современном образовательном процессе главным считается не учить студента, а научить его самостоятельно получать знания. Именно с этим связано значительное увеличение количества часов, отводимых на самостоятельную работу в учебных планах всех направлений. Очевидно, что рассчитывать на положительный результат в такой образовательной системе можно только при условии, если установлен жёсткий контроль качества самостоятельной работы студентов. Способом организации такого контроля может стать регулярное тестирование как важнейшая часть учебного процесса.

Тестирование уже стало распространённым явлением в образовании. По общему признанию, тесты обладают наибольшей объективностью из известных способов контроля и значительно большей возможностью охвата контролируемого материала [3]. Можно отметить две основные тенденции теории и практики образования. Первая – это разработка тестов для проведения объективного текущего и итогового контроля знаний учащихся. Вторая тенденция – использование обучающего потенциала заданий в тестовой форме для организации самоконтроля (самой гуманной формы контроля знаний).

Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, ведущая идея которого – минимальным числом типовых заданий за короткое время быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся. По существу, это идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний. Заслуживает пристального внимания также теория и практика такого рода заданий для тематического и рубежного контроля (т. н. псевдотестовые задания), куда входят тематические, текстовые, цепные и ситуационные задания в тестовой форме. Эти задания могут сыграть заметную роль в улучшении учебного процесса.

Практика применения тестирования в системе российского образования свидетельствует, что у традиционного тестирования есть множество достоинств и недостатков. С одной стороны, упрощаются, стандартизируются, объективизируются прохождение тестов и обработка результатов, что ведёт к более простому и во многом бесспорному тестированию (например, известно, что число апелляций при автоматизированном тестировании в простых формах сокращается в несколько раз). С другой стороны, такое тестирование часто не даёт реальной картины, неточно отражает наличие и полноту знаний у учащихся и, что ещё хуже, приучает их к угадыванию ответов вместо изучения предмета [2, с. 85]. Кроме того, существует вероятность (и немалая) запоминаемости обучаемыми ложных ответов в процессе тестирования. Выдумывая ложные ответы, похожие на настоящие, мы вкладываем в головы обучаемых такие «знания», которые не имеют права на существование. Память сберегает этот «информационный мусор» [1]. Негативно влияет на ситуацию также то обстоятельство, что возросший спрос на тесты и кажущаяся простота их создания породили множество некачественных материалов. Нужны новые средства, как методически, так и инструментально.

По-настоящему тесты могут быть востребованы и полезны только в таком учебном процессе, в котором преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно-педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения студентов. Обучение должно начинаться с входного тестового контроля, сопровождаться самоконтролем и заканчиваться итоговым тестированием. Другое условие – концентрация усилий на создании такого учебного процесса, в котором доля самостоятельной работы учащихся выше, чем доля занятий по расписанию. Кроме того, применение оптимизационной схемы возможно в случае, когда тест предварительно проработан на типичных выборках. Отсюда вывод о важности проверки заданий любого теста до того, как он начнёт применяться на практике. То есть каждое задание должно пройти эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся. Полученный таким путём уровень трудности тестовых заданий – главная их характеристика.

Система тестирования как элемент системы оценки качества подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе должна включать совокупность стандартизированных тестовых заданий и программно-инструментальных средств, позволяющих:

-          объективно оценивать качество учебных достижений студентов и уровень профессиональной подготовленности выпускников;

-          осуществлять обработку и анализ результатов тестирования для различных пользователей, выявлять недостатки в методике преподавания отдельных дисциплин и подготовке специалистов;

-          определять направления совершенствования учебного процесса в вузе.