Объем российского рынка приемопередающего оборудования, аксессуаров, антенно-фидерного оборудования, громкоговорящего оборудования и оборудования видеонаблюдения в 2015 составил более 253 млн рублей, что ниже на 37% в 2014 г.
В IMS отмечают, что системы видео-аналитики пока еще не занимают значительного сегмента рынка, однако потребность в таких продуктах растет, и за ними большое будущее. Такие системы могут использоваться для поиска людей, применяться в судебной экспертизе и в других областях деятельности. Перспективным направлением считаются тепловизорные видеокамеры. За рубежом растущее внимание привлекают «облачные» решения» – «видеонаблюдение как услуга» (Video Surveillance as a Service, VSaaS) [1].
Системы видеонаблюдения CCTV пользуются спросом у крупных коммерческих организаций, государственных учреждений, силовых структур и конечных пользователей. Росту этого сегмента способствует как создание крупномасштабных городских систем видеонаблюдения, так и развертывание персональных систем.
По данным IMS, среди потребителей систем видеонаблюдения самыми быстрорастущими и высокодоходными сегментами в России являются ГУВД, РЖД, государственные корпорации и коммерческие организации. Кроме того, видеонаблюдение активно используется в системах мониторинга транспортных потоков и управления движением, причем для распознавания номерных знаков автомобилей применяются камеры высокого разрешения (HD) и видеоаналитика. В рост продаж оборудования IP-видеонаблюдения свою лепту вносит сегмент спорта и развлечений [1].
Краснодарский край по объему розничной торговли занимает третье место по России и первое место в Южном федеральном округе. В 2015 г. произошло снижение оборота розничной торговли в регионе на 7% и составил 1160,6 млрд. рублей. Причем на долю предприятий частной формы собственности пришлось более 90%, что говорит о формировании и развитии предпринимательской деятельности в данном крае [2].
Анализируемое нами предприятие относится к организации частной формы собственности и занимает существенные позиции в крае (рис. 1). Так торговый оборот в Краснодарском края в 2015 г. по продаже приемопередающего оборудования, аксессуаров, антенно-фидерного оборудования, громкоговорящего оборудования и оборудования видеонаблюдения составил 45573 млн руб., а ООО «РАДИОСВЯЗЬТЕХНИКА» занимает 6,5% (2980/45573) от выручки края по продаже радиотехники. Расчет занимаемой долю предприятия ООО «РАДИОСВЯЗЬТЕХНИКА» в 2015 г. представлен ниже.
Рис. 1. Сравнительная характеристика выручки предприятий в секторе рынка
Краснодарского края по продаже радиотехники в 2015 г.
Из рис. 1 видно, что предприятия ООО «РАДИОСВЯЗЬТЕХНИКА» занимает второе место после предприятия ООО «Люкс», причем количество участников в данном виде деятельности – 37 организаций, и это без учета предприятий занимающимися смежными видами деятельности.
Для полного детального рассмотрения конкурентоспособности организации на региональном рынке сравнительная характеристика предприятии по выручке и расчет занимаемой хозяйственным субъектом доли емкости рынка недостаточно. Следовательно, считаем необходимым рассмотреть конкурентную среду и финансовое положение ООО «РАДИОСВЯЗЬТЕХНИКА» на рынке приемопередающего оборудования, аксессуаров, антенно-фидерного оборудования, громкоговорящего оборудования и оборудования видеонаблюдения в Краснодарском крае. Для этого воспользуемся матричным методом оценки конкурентоспособности предприятия на региональном рынке (отрасли), основывающийся на темпах роста объемов продаж во взаимосвязи с жизненным циклом продукции (табл. 1–4).
Исходя из табл. 2, можно заключить следующее: анализируемой нами предприятие занимает помимо значимой доли рынка, еще и быстро улучшающуюся конкурентную позицию на рынке радио, аудио, видеотехники Краснодарского края.
Таблица 1
Организации с быстро улучшающейся конкурентной позицией рынка радио-, аудио-, видеотехники Краснодарского края в 2015 г.
Темпы прироста рыночной доли (Т), % |
Доля рынка (Д), % |
Лидеры рынка (Д≥5%) |
|
Быстро улучшающая конкурентная позиция (от +0,9% до 5%) |
ЗАО «Антикит», ЗАО «Атэк-Холдинг», ЗАО «Цезарь Сателлит», ООО «Кубань-система, ООО «Ап Лайн ЮГ», ООО «Профи», ООО «Люкс», ОАО «Икар», ООО «Yota LTE Mimo», ООО «Радиосвязь»
|
Сильная конкурентная позиция (4,99%≥Д≥3%) номер предприятия |
|
Быстро улучшающая конкурентная позиция (от +0,9% до 5%) |
ООО «АвтоКлимат», ООО «Эдельвейс», ООО «Бастион-Юг», ООО «Эффективные технологии ресурсосбережения Юг», АвтоДрайв93», ООО «Юг Электро», ООО «ООО «Автозвук», ООО «АвтоИмидж», ООО «Бари», ООО «Эксклюзив» ООО «Mobistar», ООО «MsKuban», ООО «АвС» |
Слабая конкурентная позиция (2,99%≥Д≥1,5%) номер предприятия |
|
Быстро улучшающая конкурентная позиция (от +0,9% до 5%) |
ООО «Спутниковые системы», ООО «Безопасность и Комфорт», ООО «Комфорт-Сервис», ООО «Атера», ООО «Техпромплюс», ООО «Компания Русский Отель», ООО «Стопол Рус Кубань» ООО «Альфа-Арсенал», ООО «Инженерные Системы», ООО «Europe-Сar», ООО «F-cor», ООО «Автоконнекс-Юфо», ООО «Интерпрайс», ООО «АВМ-Комплекс», ООО «NGS-CENTER» |
Быстро улучшающая конкурентная позиция (от +0,9% до 5%) |
ООО «АСК», ООО «Краснодар Медиа», ООО «Спутник ТВ»,ООО «Кубаньпожбезопасность», ООО «Фоникс», ООО «Видеком», ООО «Евро» ООО «S-сервис», ООО «Профи-Кубань», ООО «Management Kaizen Group» |
В табл. 2 представлены организации с улучшающейся конкурентной позицией, которые постоянно увеличивают темпы своего развития и расширяют товарный ассортимент предприятия.
Таблица 2
Организации с улучшающейся конкурентной позицией на рынке радио-, аудио-, видеотехники Краснодарского края в 2015 г.
Темпы прироста рыночной доли (Т),% |
Доля рынка (Д), % |
Лидеры рынка (Д≥5%), номер предприятия |
|
Улучшающая конкурентная позиция (от 0,5 до +0,89%≥) |
ООО «Геостройконсалтинг», ООО «Дом-Сервис», ООО «Квазар», ООО «Арсенал плюс», ООО «Itv», ООО «Кварц», ООО «KiB MOTORS», ООО «Dream car», ООО «Аквариус», ООО «Enter», ООО «ГеоНавигация», ООО «Инвестор», ООО «Айпибум», ООО «Видеопроект» |
Сильная конкурентная позиция (4,99%≥Д≥3%) номер предприятия |
|
Улучшающая конкурентная позиция (от 0,5 до +0,89%≥) |
ООО «Регион Юг», ООО «Дк-Юг», ООО «КубаньПожСервис», ООО «Альфа-безопасность», ООО «Савитар», ООО «Геркон-Юг», ООО «Дивайс Авто», ООО «Гала-Транзит», ООО «Кофр», |
Слабая конкурентная позиция (2,99%≥Д≥1,5%) номер предприятия |
|
Улучшающая конкурентная позиция (от 0,5 до +0,89%≥) |
ООО «FreeWay», ООО «МегаЮгТв», ООО «Автобонус», ООО «Планета Автостекла», ООО «ИСТ-груп», ООО «Кобра Гарант», ООО «Автоаудиоцентр», ООО «Giraffe» |
Аутсайдеры рынка (1,49%≥Д≥0,5%) номер предприятия |
|
Улучшающая конкурентная позиция (от 0,5 до +0,89%≥) |
ООО «Евродеталь», ООО «Art-car», ООО «SpezVision», ООО «Витязь Рубеж», ООО «АТ-Сервис», ООО «Идеал Климат», ООО «DMACK TYRES SOUTH», ООО «Багратион», ООО «ReMotors.ru», ООО «Газнефтестрой» |
В табл. 3 представлены организации с ухудшающейся конкурентной позиции, но углубляющие свой товарный ассортимент.
Таблица 3
Организации с ухудшающейся конкурентной позицией на рынке радио-, аудио-, видеотехники Краснодарского края в 2015 г.
Темпы прироста рыночной доли (Т),% |
Доля рынка (Д), % |
Лидеры рынка (Д≥5%), номер предприятия |
|
Ухудшающаяся конкурентная позиция (от -0,5% до 0) |
ООО «Мир СКБ», ООО «Навишоп», ООО «АвтоМега», ООО «Autopoint», ООО «C-net», ООО |
Лидеры рынка (Д≥5%), номер предприятия |
|
Ухудшающаяся конкурентная позиция (от -0,5% до 0) |
«Ньютон-Юг», ООО «Beauty авто», ООО «Оазис», ООО «Автонавигатор», ООО «Омега 8» |
Сильная конкурентная позиция (4,99%≥Д≥3%) номер предприятия |
|
Ухудшающаяся конкурентная позиция (от -0,5% до 0) |
ООО «Металлпласт-сервис», ООО «АВМ-Комплекс»,ООО «Оптимум», ООО «Eco», ООО «Пионер», ООО «Dssl», ООО «АксессАвтоГрупп», ООО «Планета 23», ООО «Интеллект Хауз» |
Слабая конкурентная позиция (2,99%≥Д≥1,5%) номер предприятия |
|
Ухудшающаяся конкурентная позиция (от -0,5% до 0) |
ООО «СветИк», ООО «Скорпион», ООО «Авторадар», ООО «Скутум»,ООО «Авторесурс», ООО «Hermes auto», ООО «Связь Комплект» |
Аутсайдеры рынка (1,49%≥Д≥0,5%) номер предприятия |
|
Ухудшающаяся конкурентная позиция (от -0,5% до 0) |
ООО «Саунд Динамик», ООО «Кубтвком», ООО «Сова», ООО «Автотеатр», ООО «Марко», ООО «Агрострой», ООО «Спецвидеотехника», ООО «Сотмаркет-Краснодар», ООО «NoLimit Electronics», ООО «АвтоСтраж», ООО «Поискъ», ООО «Интеллектуальные сети» |
В табл. 4 представлены организации с быстро ухудшающейся конкурентной позиции, но расширяющие и углубляющие ассортиментный перечень.
Таблица 4
Организации с быстро ухудшающейся конкурентной позицией на рынке
радио‑, аудио-, видеотехники Краснодарского края
Темпы прироста (Т),% |
Доля рынка (Д), % |
Лидеры рынка (Д≥5%), номер предприятия |
|
Быстро ухудшающаяся конкурентная позиция (-1% до-5%) |
ООО «Центр Антенн», ООО «Центр Связи», ООО «Ампер», ООО «Бкц-Краснодар», ООО «Чиж-Авто», ООО «Edevice», |
Быстро ухудшающаяся конкурентная позиция (-1% до-5%) |
ООО «Радар-центр», ООО «Безопасный город», ООО «Цифроман», ООО «NeoN-autoshop», ООО «Амерта», ООО «Раптор» |
Сильная конкурентная позиция (4,99%≥Д≥3%) номер предприятия |
|
Быстро ухудшающаяся конкурентная позиция (-1% до-5%) |
ООО «Спутник+», ООО «Универсал-Монтаж», ООО «Фантом», ООО «Безопасный Дом», ООО «PLUS-MINUS», ООО «АвтоТехЛига», ООО «Интелликом», ООО «Бизон» |
Слабая конкурентная позиция (2,99%≥Д≥1,5%) номер предприятия |
|
Быстро ухудшающаяся конкурентная позиция (-1% до-5%) |
ПБОЮЛ Лымарев А.Н., ПБОЮЛ Марченко А.О., ПБОЮЛ Кулагин В.А., ПБОЮЛ Афанасьев С.Л., ПБОЮЛ Винник А.Е., ООО «Ева-драйв», ООО «Гармин», ООО «Автобутик», ООО «Абрис», ООО «АБТ», ООО «Pixel» |
Аутсайдеры рынка (1,49%≥Д≥0,5%) номер предприятия |
|
Быстро ухудшающаяся конкурентная позиция (-1% до-5%) |
ПБОЮЛ Гучемуков А.Р., ООО «ГеоДом», ПБОЮЛ Демченко О.В., ПБОЮЛ Карпович Л.Г., ООО «THULE», ПБОЮЛ Лапенко И.В., ПБОЮЛ Меретуков Г.М.. ПБОЮЛ Назари Ф.А., ПБОЮЛ Павлюк А.В., ПБОЮЛ Пестрецов В.В., ПБОЮЛ Рудько С.А., ПБОЮЛ Степанов С.М., ПБОЮЛ Столяров А.А. ООО «Коммуникационные системы», ПБОЮЛ Фоменко И.А., ООО «БНС», ПБОЮЛ Сторчак И. А., ПБОЮЛ Фрунзе В.Ф., ООО «ДорСнабЮг», ООО «ААА», ПБОЮЛ Хагуров Ю.А. |
Но для более детальной оценки конкурентоспособности предприятия рассмотрим предложенный нами в первой главе многоугольник конкурентоспособности организации (рис. 2).
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности организации
Исходя из рис. 2 видно, что наиболее значимыми конкурентами среди проанализированных предприятий являются такие организации, как ООО «Люкс». При этом анализируемая организация опережает ближайших конкурентов по многим позициям (послепродажная подготовка и послепродажное обслуживание, местоположение и доля рынка), что говорит о необходимости совершенствования остальных элементов.
Поэтому необходимы пути повышения и обеспечения конкурентоспособности предприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В современных условиях для обеспечения и повышения конкурентоспособности ООО «РАДИОСВЯЗЬТЕХНИКА» необходимо применение в практической деятельности следующих мероприятий:
1) использование на сайте организации скрипт «онлайн консультант» – это большой функционал с возможностями, это уникальная и удобная система облегчает общение с посетителями Вашего сайта. Все вопросы, возникающие у пользователя, он может уточнить и решить в режиме онлайн. Причем привлекательность данного программного обеспечения заключается в том, что можно воспользоваться бесплатным предложением, один нюанс – единственно у бесплатной версии ограниченный функционал возможностей;
2) мониторинг рынка конкурентов, потребителей и конкурентной стратегией и конъюнктуры рынка. Для этого необходимо следующие: – развитие ПроКонтекст, WelcmSEO, API Яндекс.Маркета, программа «Мониторинг конкурентов» и т. д. А также мониторинг деятельности конкурентов в Интернет пространстве, а именно:
- мониторинг контекстной рекламы с помощью сервисов advse.ru (присутствует бесплатный режим и платный – 12 тыс. руб. в год) или spywords.ru (бесплатный функционал хуже, но стоимость платного продукта, чуть ниже и составляет 10,5 тыс. руб. в год);
- использование баннерной (тизерной) рекламы с помощью сервиса adsdock.com, который сортирует объявления по социальным сетям (Фейсбук, Вконтакте, Мой мир и Одноклассники). Данный инновационный продукт даже в бесплатной демоверсии может выборочно увидеть лучшие объявления конкурентов ВКонтакте. Также можно применить аналогичный сервис tools-cpa.com;
- мониторинг размещения хостингов конкурентов, их статистики и контекстной рекламы с помощью Builtwith.com;
3) использование бесплатной информационной базы в области экономики, статистических отчетов и маркетинговых исследовании, таких как: консалтинговая группа «Ареопаг», данные Росстата, Краснодарская краевая статистика, Российский статистический ежегодник, stroy-stroyka.ru и т. д.
Использования инновационных подходов в деятельности предприятия является одним из важных элементов финансово-экономической результативности хозяйствующего субъекта. Однако, считаем важным отметить общеизвестные методы повышения и обеспечения конкурентоспособности предприятия, к которым относится матричный метод.
В табл. 5 представлена матрица критериев оценки конкурентоспособности, которая на наш взгляд позволит сформировать иерархическое представление причинно-следственной связи оценки субъектов и объектов исследования.
Таблица 5
Матрица критериев оценки конкурентоспособности
Объект оценки |
Субъект оценки |
||||
Потребитель |
Производитель |
Инвестор |
Государство |
||
Товар и/или услуга |
Полнота удовлетворения потребностей |
Прибыльность товара (рентабельность) |
Востребованность товара, уровень рентабельности продаж |
Востребованность товара, его социальная значимость |
|
Предприятие |
Надежность предприятия, его стабильность и положение на рынке |
Соотношение цены и качества выпускаемой продукции, соответствие техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам |
Рентабельность предприятия в целом, его финансово-экономическое положение |
Востребованность продукции предприятия, её значимость, объемы продаж |
|
Объект оценки |
Субъект оценки |
||||
Потребитель |
Производитель |
Инвестор |
Государство |
||
Отрасль |
Эластичность спроса на продукцию (работы, услуги) различных отраслей |
Средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из неё |
Средний уровень рентабельности |
Востребованность продукции отрасли, значимость (как продукции, так и отрасли в целом), объемы продаж |
|
Страна (регион) |
Обеспечение определенного уровня качества жизни |
Обеспеченность ресурсами, их качество и доступность |
Инвестиционный климат |
Эффективность использования ресурсов, платежный баланс |
|
Однако представление лишь матрицы без последующего алгоритма анализа и оценки конкурентоспособности не даст объективных мероприятий по повышению и обеспечению конкурентоспособности организации (табл. 6).
Таблица 6
Алгоритм анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
ООО «РАДИОСВЯЗЬТЕХНИКА»
Формирование отчета на основе авторского алгоритма анализа и оценки конкурентоспособности продукции и предприятия в целом |
||
Начальный этап |
||
Показатели |
База сравнения |
Отчетные данные |
Расчет емкости рынка |
- |
- |
Занимаемая доля рынка (сегмента) предприятия |
- |
- |
Экспертное мнение по оценке рыночной доли предприятия |
Сумма баллов по оценки рыночной доли предприятия (сводная таблица) |
|
Основной этап |
||
Оценка сильных и слабых сторон, потенциала конкурентоспособности предприятия на основе постоянного мониторинга конкурентоспособности |
||
Интегральный показатель конкурентной силы |
- |
- |
Оценка конкурентоспособности продукции |
Опрос, исследование и составление экспертного мнения |
|
Рейтинговая оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта |
Оценка рыночных показателей и оценка качества и цены продукции |
|
Получение необходимой информации по всем сравниваемым организациям (предприятиям) отрасли, сферы деятельности |
||
Исходные показатели соотносите соответствующими показателями предприятия-конкурента (лучшего в отрасли, эталонного предприятия) |
||
Предприятия-конкуренты ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. |
||
Оценка возможностей организации |
Качество продукции, срок эксплуатации товара, широта ассортимента, коэффициент конкурентной нагрузки, групповой показатель конкурентоспособности, уровень цен продукции, групповой показатель конкурентоспособности продукций по экономическим параметрам |
|
Заключительный этап |
||
Построение многоугольника конкурентоспособности организации |
||
Составление прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность |
Предложенный алгоритм позволит сравнить общие взвешенные оценки, покажет, у каких предприятий наиболее сильные или слабые позиции и насколько оно отличается от фирм-конкурентов (количественно-качественная характеристика объекта исследования), а также позволит определить их конкурентные позиции (группировку на слабые, средние, сильные или лидирующие).
В основной части включен и анализ позиционирования предприятия в рыночной среде, что немало важно в современных условиях хозяйственной деятельности.
Одно из основных достоинств заключительной части предложенного нами алгоритма является оценка конкурентоспособности товара, предприятия, региона, отрасли и национальной экономики в целом.
Спрогнозировать эффект от данных мероприятий сложно и трудоемко и в конечном счете сильное влияние оказываю внешние факторы По статистическим и маркетинговым исследованиям, комплекс предложенных мероприятий просто необходим для выживания в конкурентных условиях и конкурентной борьбы на рынке.
Направленность и последовательность этапов информационного обеспечения руководства организации необходимой информации по анализу и оценки конкурентоспособности предприятия является результатирующим фактором эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.