Современные экономические и политические условия предопределяют значимость развития национальной образовательной системы, в рамках которой образовательные организации должны обеспечить выпуск квалифицированных и компетентных специалистов, способных удовлетворить как общественные, так и личные потребности. При этом управление современной образовательной организацией, ее научно-исследовательской и педагогической деятельностью должно быть ориентировано на воспроизводство новых знаний, реализацию инновационного формата их генерации, хранения, пользования.
Современные образовательные организации регионального масштаба должны стать научно-педагогическими рыночно ориентированными комплексами, обеспечивающими возможность интеграции педагогической, профессиональной и научной сфер, активизацию научно-исследовательской работы и генерацию научных новаций, обеспечение потребителей и экономики в целом инновационными и востребованными рынком образовательными технологиями и продуктами.
Образование является системой целенаправленной, социальной и педагогической помощи государства и общества всем гражданам в приобретении и повышении ими своей образованности на основе научного просвещения. Или вхождение человека в мир науки и культуры и есть образование [4].
Говоря об образовательной сфере, то в нее входят педагогическая, научная, исследовательская, научно-исследовательская деятельности отдельных людей, группы лиц и/или объединений. Именно данные виды деятельности являются катализатором, основным компонентом уровня образованности граждан и населения страны в целом.
Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры [2].
Научная деятельность – интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:
-решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;
-обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [5].
Исследовательская деятельность – процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации [5].
Образование является детерминантом социально-экономического, политического, социо-культурного развития всего общества, именно образование выступает главным фактором качественного формирования цивилизованного общества.
В последнее время происходят существенные изменения в образовательной и научной сферах деятельности. За последние пять лет число российских вузов существенно сократилось. Напомним лишь в 2013 г. Министерством образования Российской Федерации сократилось на 132 вуза, с формулировкой «неэффективной деятельностью образовательного учреждения». В последующие годы «чистка» образовательных организации продолжалась, но уже не с такими объемами сокращения и реорганизации учреждений. Образовательные реформы Фурсенко А.А. и Ливанова Д.В. существенно сократили количество образовательных учреждений и их филиальных сети. Целью данных реформ является повышение эффективности и конкурентоспособности образовательных учреждений и улучшения качества образовательного процесса. Причем за тот же период произошли существенные изменения в Государственные образовательные стандарты и другие нормативно-правовые акты, коснувшиеся существенного увеличения объемов выполняемых работ сотрудников образовательных и научных сфер деятельности. Вместе с тем давайте рассмотрим заработную плату сотрудников образовательных учреждений со средней заработной платы. Так средняя заработная плата в Краснодарском крае в начале 2016 г. составила 25 989 руб. в месяц (более детальную информация по средней заработной плате можно просмотреть на портале Федеральной службы государственной статистики), в то время когда заработная плата на ставку преподавателя – 10-12 тыс. руб., доцента с ученой степенью 15-17 тыс. руб., профессора – 17-25 тыс. руб., а учителей зарплата доходит до 15 тыс. руб. в месяц. Справедливо возникает вопрос «Соответствует ли требования к сотрудникам образовательной сферы и их заработная плата?». Также приведем пример расчета средней заработной платы – утрировано. Главный врач больницы получает 800 тыс. руб., а медбрат той же больницы получает 12 тыс. руб., соответственно средняя заработная плата у данных работников составит 406 тыс. руб. ((800 тыс. руб. + 12 тыс. руб.)/2 = 406 тыс. руб.). В образовательной сфере наблюдается такая же проблема.
Хотелось бы отметить, что в Краснодарском крае происходит эффективное взаимодействие бизнеса, научных учреждений и администрации края. Так в качестве примера можно привести Кубанский государственный аграрный университет, который взаимодействует с сельскохозяйственными организациями и с администрацией края. Следующий пример сотрудничества институтов региона, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации осуществляет тесное сотрудничество с организациями Крайпотребсоюза и государственными и муниципальными учреждениями.
Если рассмотреть статистические данные деятельности образовательной сферы, необходимо отметить, что Краснодарский край сокращения и реорганизации образовательных учреждений, в количественном объеме был затронуты не существенно (табл. 1). В основном наблюдается сокращение филиальной сети (кроме Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Россинского), а также некоторые институты были ликвидированы на основе принятия решения самим руководством образовательного учреждения (например, Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента).
Таблица 1
Список образовательных учреждений и их филиалов в Краснодарском крае
на начало 2016 г. [3]
Название |
Категория |
Год основания |
|
Анапский филиал Кубанского государственного аграрного университета |
государственный |
2004 |
|
Анапский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова |
государственный |
1998 |
|
Армавирский институт социального образования (филиал Российского государственного социального университета) |
государственный |
1963 2001 |
|
Армавирский механико-технологический институт (филиал Кубанского государственного технологического университета) |
государственный |
1959 |
|
Горячеключевский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы |
ликвидирован |
- |
|
Краснодарский кооперативный институт (филиал Российского университета кооперации) |
негосударственный |
1960 |
|
Краснодарский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова |
государственный |
1959 |
|
Краснодарский филиал Финансового университета |
государственный |
1994 |
|
Кубанский институт социоэкономики и права (филиал Академии труда и социальных отношений) |
негосударственный |
1995 |
|
Кубанский казачий государственный институт пищевой индустрии и бизнеса (филиал Московского государственного университета технологий и управления) |
государственный |
2009 |
|
Лабинский филиал Северо-Кавказского института бизнеса, инженерных и информационных технологий |
ликвидирован |
- |
|
Новороссийский политехнический институт (филиал Кубанского государственного технологического университета) |
государственный |
1938 |
|
Новороссийский филиал Адыгейского государственного университета |
государственный |
1940 |
|
Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института |
негосударственный |
1996 |
|
Новороссийский филиал Пятигорского государственного лингвистического университета |
государственный |
1997 |
|
Новороссийский филиал Финансового университета |
государственный |
1994 |
|
Северо-Кавказский филиал Российский государственный университет правосудия |
государственный |
2001 |
|
Сочинский институт (филиал Российский университет дружбы народов) |
государственный |
1998 |
|
Сочинский институт курортной рекреации и гостеприимства (филиал Российской международной академии туризма) |
ликвидирован |
- |
|
Сочинский филиал Московского института предпринимательства и права |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Анапе Академического правового института |
негосударственный |
1994 |
|
Филиал в Анапе Российского государственного социального университета |
государственный |
1998 |
|
Филиал в Анапе Сочинского государственного университета |
государственный |
1998 |
|
Филиал в Армавире Кубанского государственного университета |
государственный |
1996 |
|
Филиал в Белореченске Адыгейского государственного университета |
государственный |
1997 1999 |
|
Филиал в Брюховецкой Московского психолого-социального университета |
негосударственный |
- |
|
Филиал в Геленджике Кубанского государственного университета |
государственный |
1996 |
|
Филиал в Геленджике Южного федерального университета |
государственный |
1995 |
|
Филиал в Ейске Ростовского государственного экономического университета |
государственный |
1999 |
|
Филиал в Краснодаре Ивановского государственного политехнического университета |
ликвидирован |
1999 |
|
Филиал в Краснодаре Московского педагогического государственного университета |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Краснодаре Московского университета имени С. Ю. Витте |
негосударственный |
1993 |
|
Филиал в Краснодаре Ростовского государственного университета путей сообщения |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Краснодаре Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права |
негосударственный |
1996 |
|
Филиал в Кропоткине Карачаево-Черкесского государственного университет |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Кропоткине Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Кропоткине Ростовского государственного университета путей сообщения |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Кропоткине Ставропольского института имени В. Д. Чурсина |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Кропоткине Московского государственного машиностроительного университета |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Курганинске Армавирского лингвистического социального института |
негосударственный |
1999 2004 |
|
Филиал в Новороссийске Белгородского государственного технологического университета |
государственный |
2003 |
|
Филиал в Новороссийске Кубанского государственного университета |
государственный |
1997 |
|
Филиал в Полтавской Московского психолого-социального университета |
негосударственный |
- |
|
Филиал в Славянске-на-Кубани Кубанского государственного университета |
государственный |
1994 |
|
Филиал в Сочи Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета |
государственный |
2008 |
|
филиал в Сочи Московского нового юридического института |
ликвидирован |
- |
|
Филиал в Сочи Российского государственного социального университета |
государственный |
2014 |
|
Филиал в Тихорецке Армавирского лингвистического социального института |
негосударственный |
1999 |
|
Филиал в Тихорецке Кубанского государственного университета |
государственный |
1997 |
|
Филиал в Туапсе Российского государственного гидрометеорологического университета |
государственный |
1996 |
|
Филиал в Туапсе Ростовского государственного университета путей сообщения |
государственный |
1997 |
|
Филиал в Усть-Лабинске Армавирского лингвистического социального института |
негосударственный |
- |
|
Далее считаем важным отметить, что данные по вузам необходимо раскрыть вместе с их направлениями обучения и востребованностью рынка региона. В данном контексте, что и в Краснодарском крае, что и в России в целом абитуриенты поступают в основном на экономические, юридические и медицинские направления.
Существует значительная проблема в области несоответствия востребованных направлений подготовки среди студентов, выпускников и потребностям рынка труда. Зачастую выпускники на практике работают не по своей специальности и профилю подготовки, в качестве основной проблемы выступает проблема перенасыщения рынка определенными специалистами, что в последствии оказывает существенное влияние на заработную плату. Причем многие организации требует от претендентов на рабочее место, опыт работу, которого у студента, выпускника просто отсутствует. Далее представим десять самых невостребованных направлений среди абитуриентов, но востребованных на рынке труда (рис. 1).
Топ-10 невостребованных направлений среди абитуриентов [1]
Следовательно, необходимы следующие концепции развития современного образования [4]:
а) интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
б) переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
в) демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору;
г) динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
д) изменение роли образования в информационном обществе, расширение пространства образования; отказ от классической модели образования, формирование новой концепции образования, ориентированной на реалии информационного общества;
е) трансформация ценностей образования вследствие антропологического поворота в современной культуре;
ж) необходимость гуманитаризации современного образования и, соответственно, гуманизации современного общества;
з) возрастание значимости человеческого капитала. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования.
Увеличение акцента на региональных аспектах социально-экономического развития в последнее десятилетие влечет за собой необходимость существенной корректировки направлений и интенсивности стратегических управленческих воздействий, изменение значимости традиционных факторов эффективности регионального образовательного процесса, потребовало существенной модернизации региональной образовательной концепции, призванной обеспечить комплексное решение задачи устойчивого социально-экономического развития региональной экономики. Регионализация высшего образования становится ключевым элементом национальной образовательной системы, обеспечивает ряд системообразующих и коммуникационных функций в основных сферах общественной жизни.
В условиях необходимости реализации кардинальных реформ сферы высшего профессионального образования остро встает вопрос о месте, значении, конкурентоспособности и особенностях управления региональными образовательными организациями. В условиях недостатка регионального и местного бюджетного финансирования актуальным становится внедрение в практику управления научной и педагогической деятельностью образовательных организаций принципов маркетинг-менеджмента и внутриорганизационного маркетинга.