Full text

Современные экономические и политические условия предопределяют значимость развития национальной образовательной системы, в рамках которой образовательные организации должны обеспечить выпуск квалифицированных и компетентных специалистов, способных удовлетворить как общественные, так и личные потребности. При этом управление современной образовательной организацией, ее научно-исследовательской и педагогической деятельностью должно быть ориентировано на воспроизводство новых знаний, реализацию инновационного формата их генерации, хранения, пользования.

Современные образовательные организации регионального масштаба должны стать научно-педагогическими рыночно ориентированными комплексами, обеспечивающими возможность интеграции педагогической, профессиональной и научной сфер, активизацию научно-исследовательской работы и генерацию научных новаций, обеспечение потребителей и экономики в целом инновационными и востребованными рынком образовательными технологиями и продуктами.

Образование является системой целенаправленной, социальной и педагогической помощи государства и общества всем гражданам в приобретении и повышении ими своей образованности на основе научного просвещения. Или вхождение человека в мир науки и культуры и есть образование [4].

Говоря об образовательной сфере, то в нее входят педагогическая, научная, исследовательская, научно-исследовательская деятельности отдельных людей, группы лиц и/или объединений. Именно данные виды деятельности являются катализатором, основным компонентом уровня образованности граждан и населения страны в целом.

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры [2].

Научная деятельность – интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:

-решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;

-обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [5].

Исследовательская деятельность – процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации [5].

Образование является детерминантом социально-экономического, политического, социо-культурного развития всего общества, именно образование выступает главным фактором качественного формирования цивилизованного общества.

В последнее время происходят существенные изменения в образовательной и научной сферах деятельности. За последние пять лет число российских вузов существенно сократилось. Напомним лишь в 2013 г. Министерством образования Российской Федерации сократилось на 132 вуза, с формулировкой «неэффективной деятельностью образовательного учреждения». В последующие годы «чистка» образовательных организации продолжалась, но уже не с такими объемами сокращения и реорганизации учреждений. Образовательные реформы Фурсенко А.А. и Ливанова Д.В. существенно сократили количество образовательных учреждений и их филиальных сети. Целью данных реформ является повышение эффективности и конкурентоспособности образовательных учреждений и улучшения качества образовательного процесса. Причем за тот же период произошли существенные изменения в Государственные образовательные стандарты и другие нормативно-правовые акты, коснувшиеся существенного увеличения объемов выполняемых работ сотрудников образовательных и научных сфер деятельности. Вместе с тем давайте рассмотрим заработную плату сотрудников образовательных учреждений со средней заработной платы. Так средняя заработная плата в Краснодарском крае в начале 2016 г. составила 25 989 руб. в месяц (более детальную информация по средней заработной плате можно просмотреть на портале Федеральной службы государственной статистики), в то время когда заработная плата на ставку преподавателя – 10-12 тыс. руб., доцента с ученой степенью 15-17 тыс. руб., профессора – 17-25 тыс. руб., а учителей зарплата доходит до 15 тыс. руб. в месяц. Справедливо возникает вопрос «Соответствует ли требования к сотрудникам образовательной сферы и их заработная плата?». Также приведем пример расчета средней заработной платы – утрировано. Главный врач больницы получает 800 тыс. руб., а медбрат той же больницы получает 12 тыс. руб., соответственно средняя заработная плата у данных работников составит 406 тыс. руб. ((800 тыс. руб. + 12 тыс. руб.)/2 = 406 тыс. руб.). В образовательной сфере наблюдается такая же проблема.

Хотелось бы отметить, что в Краснодарском крае происходит эффективное взаимодействие бизнеса, научных учреждений и администрации края. Так в качестве примера можно привести Кубанский государственный аграрный университет, который взаимодействует с сельскохозяйственными организациями и с администрацией края. Следующий пример сотрудничества институтов региона, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации осуществляет тесное сотрудничество с организациями Крайпотребсоюза и государственными и муниципальными учреждениями.

Если рассмотреть статистические данные деятельности образовательной сферы, необходимо отметить, что Краснодарский край сокращения и реорганизации образовательных учреждений, в количественном объеме был затронуты не существенно (табл. 1). В основном наблюдается сокращение филиальной сети (кроме Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Россинского), а также некоторые институты были ликвидированы на основе принятия решения самим руководством образовательного учреждения (например, Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента).

Таблица 1

Список образовательных учреждений и их филиалов в Краснодарском крае

на начало 2016 г. [3]

 

Название

Категория

Год

основания

Анапский филиал Кубанского государственного аграрного университета

государственный

2004

Анапский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова

государственный

1998

Армавирский институт социального образования (филиал Российского государственного социального университета)

государственный

1963

2001

Армавирский механико-технологический институт (филиал Кубанского государственного технологического университета)

государственный

1959

Горячеключевский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

ликвидирован

-

Краснодарский кооперативный институт (филиал Российского университета кооперации)

негосударственный

1960

Краснодарский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

государственный

1959

Краснодарский филиал Финансового университета

государственный

1994

Кубанский институт социоэкономики и права (филиал Академии труда и социальных отношений)

негосударственный

1995

Кубанский казачий государственный институт пищевой индустрии и бизнеса (филиал Московского государственного университета технологий и управления)

государственный

2009

Лабинский филиал Северо-Кавказского института бизнеса, инженерных и информационных технологий

ликвидирован

-

Новороссийский политехнический институт (филиал Кубанского государственного технологического университета)

государственный

1938

Новороссийский филиал Адыгейского государственного университета

государственный

1940

Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института

негосударственный

1996

Новороссийский филиал Пятигорского государственного лингвистического университета

государственный

1997

Новороссийский филиал Финансового университета

государственный

1994

Северо-Кавказский филиал Российский государственный университет правосудия

государственный

2001

Сочинский институт (филиал Российский университет дружбы народов)

государственный

1998

Сочинский институт курортной рекреации и гостеприимства (филиал Российской международной академии туризма)

ликвидирован

-

Сочинский филиал Московского института предпринимательства и права

ликвидирован

-

Филиал в Анапе Академического правового института

негосударственный

1994

Филиал в Анапе Российского государственного социального университета

государственный

1998

Филиал в Анапе Сочинского государственного университета

государственный

1998

Филиал в Армавире Кубанского государственного университета

государственный

1996

Филиал в Белореченске Адыгейского государственного университета

государственный

1997

1999

Филиал в Брюховецкой Московского психолого-социального университета

негосударственный

-

Филиал в Геленджике Кубанского государственного университета

государственный

1996

Филиал в Геленджике Южного федерального университета

государственный

1995

Филиал в Ейске Ростовского государственного экономического университета

государственный

1999

Филиал в Краснодаре Ивановского государственного политехнического университета

ликвидирован

1999

Филиал в Краснодаре Московского педагогического государственного университета

ликвидирован

-

Филиал в Краснодаре Московского университета имени С. Ю. Витте

негосударственный

1993

 

Филиал в Краснодаре Ростовского государственного университета путей сообщения

ликвидирован

-

 

Филиал в Краснодаре Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права

негосударственный

1996

 

Филиал в Кропоткине Карачаево-Черкесского государственного университет

ликвидирован

-

 

Филиал в Кропоткине Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента

ликвидирован

-

 

Филиал в Кропоткине Ростовского государственного университета путей сообщения

ликвидирован

-

 

Филиал в Кропоткине Ставропольского института имени В. Д. Чурсина

ликвидирован

-

 

Филиал в Кропоткине Московского государственного машиностроительного университета

ликвидирован

-

 

Филиал в Курганинске Армавирского лингвистического социального института

негосударственный

1999

2004

 

Филиал в Новороссийске Белгородского государственного технологического университета

государственный

2003

 

Филиал в Новороссийске Кубанского государственного университета

государственный

1997

 

Филиал в Полтавской Московского психолого-социального университета

негосударственный

-

 

Филиал в Славянске-на-Кубани Кубанского государственного университета

государственный

1994

 

Филиал в Сочи Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

государственный

2008

 

филиал в Сочи Московского нового юридического института

ликвидирован

-

 

Филиал в Сочи Российского государственного социального университета

государственный

2014

 

Филиал в Тихорецке Армавирского лингвистического социального института

негосударственный

1999

 

Филиал в Тихорецке Кубанского государственного университета

государственный

1997

 

Филиал в Туапсе Российского государственного гидрометеорологического университета

государственный

1996

 

Филиал в Туапсе Ростовского государственного университета путей сообщения

государственный

1997

 

Филиал в Усть-Лабинске Армавирского лингвистического социального института

негосударственный

-

 

 

Далее считаем важным отметить, что данные по вузам необходимо раскрыть вместе с их направлениями обучения и востребованностью рынка региона. В данном контексте, что и в Краснодарском крае, что и в России в целом абитуриенты поступают в основном на экономические, юридические и медицинские направления.

Существует значительная проблема в области несоответствия востребованных направлений подготовки среди студентов, выпускников и потребностям рынка труда. Зачастую выпускники на практике работают не по своей специальности и профилю подготовки, в качестве основной проблемы выступает проблема перенасыщения рынка определенными специалистами, что в последствии оказывает существенное влияние на заработную плату. Причем многие организации требует от претендентов на рабочее место, опыт работу, которого у студента, выпускника просто отсутствует. Далее представим десять самых невостребованных направлений среди абитуриентов, но востребованных на рынке труда (рис. 1).

 

 

 

Топ-10 невостребованных направлений среди абитуриентов [1]

 

Следовательно, необходимы следующие концепции развития современного образования [4]:

а)     интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;

б)     переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;

в)     демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору;

г)      динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

д)     изменение роли образования в информационном обществе, расширение пространства образования; отказ от классической модели образования, формирование новой концепции образования, ориентированной на реалии информационного общества;

е)     трансформация ценностей образования вследствие антропологического поворота в современной культуре;

ж)    необходимость гуманитаризации современного образования и, соответственно, гуманизации современного общества;

з)      возрастание значимости человеческого капитала. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования.

Увеличение акцента на региональных аспектах социально-экономического развития в последнее десятилетие влечет за собой необходимость существенной корректировки направлений и интенсивности стратегических управленческих воздействий, изменение значимости традиционных факторов эффективности регионального образовательного процесса, потребовало существенной модернизации региональной образовательной концепции, призванной обеспечить комплексное решение задачи устойчивого социально-экономического развития региональной экономики. Регионализация высшего образования становится ключевым элементом национальной образовательной системы, обеспечивает ряд системообразующих и коммуникационных функций в основных сферах общественной жизни.

В условиях необходимости реализации кардинальных реформ сферы высшего профессионального образования остро встает вопрос о месте, значении, конкурентоспособности и особенностях управления региональными образовательными организациями. В условиях недостатка регионального и местного бюджетного финансирования актуальным становится внедрение в практику управления научной и педагогической деятельностью образовательных организаций принципов маркетинг-менеджмента и внутриорганизационного маркетинга.