Становление открытой хозяйственной системы, связывающей национальные хозяйства прочными экономическими, политическими, социальными и культурными отношениями, наиболее значимый процесс в ХХI столетии.
В таких условиях принципиально меняется положение не только национальных хозяйств, но и регионов федеративных государств как значимых субъектов глобальных экономических процессов. Усиливается их экономическая самостоятельность и открытость, как в межрегиональных отношениях, так и в мирохозяйственных связях. На протяжении всей предшествующей истории развитие регионов федеративного государства определялось преимущественно эндогенными факторами. Теперь же вследствие усиления экономической открытости национального хозяйства регионы испытывают мощное и все усиливающееся влияние экзогенных факторов.
Данные процессы требуют новых взглядов на проблему открытости регионов и адекватных подходов к оценке их социально-экономического развития. Все это актуализирует тему исследования, которая определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, определяющей ролью внешних факторов в функционировании и развитии экономики национального государства и регионов. Во-вторых, недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ проблем открытости экономики региона и несовершенством применяемого инструментария. В-третьих, высокими рисками и негативными последствиями, являющимися результатом противоречивой региональной политики в части адаптации регионов к условиям открытости национальной экономической системы.
Далее представим статистические данные по Федеральным округам Российской Федерации в 2015 г., представлены в табл. 1.
Таблица 1
Статистические данные по Федеральным округам Российской Федерации
на начало 2015 г. [5]
№ |
Название округа |
Площадь |
Население |
Количество субъектов России |
1 |
650 205 |
39 091 231 |
18 |
|
2 |
1 686 972 |
13 850 809 |
11 |
|
3 |
420 876 |
14 042 858 |
6 |
|
4 |
170 439 |
9 717 500 |
7 |
|
5 |
1 036 975 |
29 668 736 |
14 |
|
6 |
1 818 497 |
12 306 147 |
6 |
|
7 |
5 144 953 |
19 320 640 |
12 |
|
8 |
6 169 329 |
6 194 529 |
9 |
|
9 |
26 945 |
2 327 309 |
2 |
Из таблицы видно, что Южный федеральный округ занимает седьмую позицию из девяти округов, четвертое место по количеству субъектов и населению. В Южном федеральном округе локомотивом социально-экономического развития по количественным показателям является Краснодарский край.
Краснодарский край расположен на юге Европейской части Российской Федерации. Площадь региона составляет почти 0,5% от всей территории России. В состав края входят 38 районов, 15 городов краевого и 11 районного подчинения; 24 поселка городского типа; 386 сельских административных округов, объединяющих 1750 сельских населенных пунктов [1]. Одним из основных показателей социально-экономического развития – валовой региональный продукт (ВРП). Результаты ВРП Краснодарского края с 2005 по 2014 г. представлены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Производство валового регионального продукта
(по хозяйственным видам деятельности; тыс. рублей) [3]
Вид деятельности |
2005 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость в основных ценах) |
372930 |
1028308 |
1244653 |
1459491 |
1662969 |
1792048 |
в том числе: |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
58638 |
127569 |
154209 |
140746 |
151808 |
182900 |
рыболовство, рыбоводство |
276 |
1103 |
1127 |
983 |
1017 |
1227 |
добыча полезных ископаемых |
7133 |
8188 |
8819 |
9015 |
10043 |
10994 |
обрабатывающие производства |
48642 |
103208 |
136995 |
171753 |
181217 |
221531 |
строительство |
35093 |
172335 |
238885 |
289005 |
342478 |
259970 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
53330 |
171208 |
201999 |
246746 |
280926 |
321904 |
гостиницы и рестораны |
8812 |
27833 |
33369 |
39798 |
44932 |
55941 |
транспорт и связь |
71649 |
158978 |
186285 |
198064 |
217753 |
260810 |
финансовая деятельность |
103 |
4514 |
6080 |
5445 |
4502 |
4314 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
26535 |
73030 |
85385 |
108360 |
137461 |
155146 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
13981 |
60653 |
55415 |
76301 |
82648 |
88921 |
образование |
12242 |
32407 |
34333 |
47209 |
53657 |
59498 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
18329 |
48410 |
54710 |
66355 |
76730 |
85089 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
5909 |
13119 |
16102 |
23055 |
34928 |
37996 |
Производство валового регионального продукта в расчете на душу населения, рублей |
72794 |
196914 |
236751 |
274996 |
309838 |
330100 |
Для более детального анализа в табл. 3 представлена структура валового регионального продукта в процентном соотношении, которая позволит нам более четко представить данные по хозяйственной деятельности края. Так из таблицы видно, что к основным инфраструктурным видам хозяйственной деятельности края является: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; обрабатывающие производства; строительство; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Однако, следует отметить, что 2014 г. (время санкции зарубежных стран и ответных российских санкции) позволил укрепить Краснодарскому краю свой позиции по агропромышленному комплексу края (импортозамещение продукции сельского хозяйства), по строительному рынку (турбулентная среда российского финансового рынка, привела к инвестиционной активности строительного сектора) и т. д.
Такие высокие показатели валового регионального продукта края достигнуты благодаря экономическому потенциалу региона и пространственно-территориальному расположению.
Таблица 3
Структура валового регионального продукта, в % [4]
Хозяйственная деятельность |
2005 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Валовой региональный продукт(валовая добавленная стоимость в основных ценах) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
15,7 |
12,4 |
12,4 |
9,6 |
9,1 |
10,2 |
рыболовство, рыбоводство |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
1,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
обрабатывающие производства |
13,0 |
10,0 |
11,0 |
11,8 |
10,9 |
12,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
строительство |
9,4 |
16,8 |
19,1 |
19,9 |
20,5 |
14,5 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
14,3 |
16,6 |
16,1 |
16,9 |
16,9 |
17,9 |
гостиницы и рестораны |
2,4 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
3,1 |
транспорт и связь |
19,3 |
15,5 |
15,0 |
13,6 |
13,1 |
14,6 |
финансовая деятельность |
0,0 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
7,1 |
7,1 |
6,9 |
7,4 |
8,3 |
8,7 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
3,7 |
5,9 |
4,5 |
5,2 |
5,0 |
5,0 |
образование |
3,3 |
3,2 |
2,8 |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4,9 |
4,7 |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
4,7 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,6 |
1,3 |
1,3 |
1,6 |
2,1 |
2,1 |
Так роль Краснодарского края в области обеспечения продовольственной безопасности национальной экономики неоценима, большое количество произведенной и импортной продукции края обеспечивает Россию, как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Данное обстоятельство обусловлено наличие морских портов в крае и развитой инфраструктурой автомобильных и железных дорог.
Крупнейшие предприятия Краснодарского края [1]: Машиностроение и металлообработка: ЗАО «Кубаньжелдормаш» г. Армавир, ОАО «Армавирский электротехнический завод», 570-АРЗ г. Ейск, АООТ «Аттракцион, АООТ «Краснодарсельмаш», ОАО «Сатурн», ЗАО ТКС-Седин, ОАО «Компрессорный завод», ОАО «Кропоткинский завод МИССП», ОАО «КрМЭЗ» г. Кропоткин, ГП Новороссийский ВРЗ, ЗАО «Красный двигатель» г. Новороссийск, ОАО Новороссийский судоремонтный завод, ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод».
Химическая и нефтехимическая промышленность: ОАО «Минудобрения» г. Белореченск, ОАО «Армавирский завод резиновых изделий», ОАО «завод резинотехнических изделий» Краснодар, ЗАО «Химик», ОАО «Ильский завод «Утяжелитель», ГП «Троицкий йодный завод».
Легкая промышленность: ОАО «Искусственные материалы» г. Армавир, ЗАО «Краснодарская фабрика кожизделий», ОАО «Кубаньтекс», ЗАО «Александрия», ЗАО «Аркадия», АО Швейная фабрика «Славянская», ЗАО ПКФ «Кубаньфарфор».
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность: ОАО «Казак-мебель» г. Армавир, ООО фирма СБС, ОАО «Черномормебель» г. Новороссийск, ОАО «Юг» Мостовской район.
Сахарная промышленность: ЗАО «Кристалл» Выселковский район, ОАО «Гиркубс» Гулькевичский район, ОАО «Динсксахар», ОАО «Каневсксахар», ЗАО «Сахарный завод «Ленинградский, ЗАО «Кристалл-2» Новокубанский район, ОАО «Сахарный завод «Павловский», ЗАО «Тбилисский сахарный завод», ЗАО «Сахарный завод «Свобода», ОАО «Успенский сахарный завод».
В 2015 году на поддержку малого предпринимательства из бюджета Краснодарского края выделено 700 миллионов рублей, что в 3 раза выше объёма средств, выделенных в 2014 года. Благодаря таким показателям Краснодарский край не только входит в число регионов России, которые самостоятельно обеспечивают свои расходы, но и вносит немалый вклад в бюджет России [1].
Считаем, что гостиничный и ресторанный бизнес края хоть и показывает существенное увеличение в количественных показателях, даже, несмотря на конкуренцию со стороны Крымского полуострова, однако не использует имеющийся потенциал. К сожалению, по качественным показателям курорты Краснодарского края намного уступает зарубежным странам и лишь санкции позволили региону увеличить количественные показатели за последние два с половиной года. Из компаративистского опыта гостиничный бизнес может составлять более четверти бюджета национальной экономики – ОАЭ, Саудовская Аравия и т. д.
Финансовая деятельность Краснодарского края показывает существенное снижение в абсолютных величинах, причем с 2010 г., а доля данной сферы деятельности существенно отличается от доли регионов Европейской части России. Также считаем важным, отметить, что эффективно-результативная деятельность венчурных компаний края оставляет «желать лучшего». Данное обстоятельство связано с ухудшением деятельности реального сектора экономики страны в целом и Краснодарского края в частности. Здесь на наш взгляд венчурным организациям необходимо использовать компаративистский подход и повысить мотивационно-ориентированную стратегию привлечения «бизнес-идей» жителей края.
Поэтому необходимо использование передовых прикладных исследовании отдельных регионов, как инфраструктурной составляющей развития государства в целом и отдельных субъектов в частности.