Full text

Социально-экономическое развитие любой региональной системы определяется в настоящее время многими факторами, как наличного, так и создаваемого характера, образующими особенности современного положения региональной системы. Однако, задача по достижению устойчивого социально-экономического развития региона пока является недостижимой. Уникальность сочетания природного, человеческого (демографического), экономического, социального, технического потенциала определяет приоритеты социально-экономического развития региона. Выявленные приоритеты могут определять актуальность исследуемой проблематики в том случае, если становятся основой для выработки решений и рекомендаций по сглаживанию негативных и усилению позитивных тенденций в развитии региональной экономики. Определенным заделом для переведения траектории социально-эконо­мического развития в позитивное русло должно стать проведение эффективных государственных мероприятий с безусловным участием частной инициативы, которые направляются на воспроизведение экономического, человеческого и инновационного потенциала и определяют приоритеты социально-экономического развития.

Теоретико-методические аспекты оценки особенностей социально-экономичес­кого развития региона во многом помогут сформировать объективное представление, как о существующих проблемах, так и о приоритетах, что становится основой для принятия качественных и эффективных решений, принимаемых субъектами региональной экономики.

К настоящему времени проблемам оценки особенностей и приоритетов социально-экономического развития региональных систем посвящено множество научных работ. Однако, усиление или ослабление влияния отдельных групп факторов на социально-экономическое развитие делают избранную тему дискуссионной, поскольку предопределяют поиск адаптированных и актуальных форм, методов и инструментов как для оценки особенностей социально-экономического положения региона, так и для выработки рекомендаций по реализации устойчиво положительной динамики на основе приоритетов его развития.

Сегодня существует огромное множество методик оценки социально-экономического развития регионов. Так, по мнению А. Г. Гранберга, существует три основных подхода к оценки социально-экономического развития регионов, который визуализирован на рисунке [1, с. 108–109].

 

Основные подходы к социально-экономическому развитию региона

 

Одним из главных индикаторов развития регионов выделен такой показатель, как валовой региональный продукт. Однако, принято выделять еще и такие сводные показатели, как [3, с. 142–143]:

-     объем инвестиций в основной капитал организации;

-     объем внешнеторгового оборота региона;

-     финансовая обеспеченность региона на душу населения;

-     доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях;

-     уровень зарегистрированной безработицы;

-     уровень качества жизни населения региона;

-     соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

-     доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

-     суммарный оборот розничной торговли, общественного питания, платных услуг;

-     объемы инвестиции в регион;

-     основные фонды отраслей экономики;

-     коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля);

-     сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;

-     индекс человеческого потенциала

-     обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями.

Однако, на наш взгляд, необходимо включить и

-     мониторинг экономической безопасности регионов;

-     объемы произведенной продукции реального сектора экономики края (количество продукции на начало года и на конец, что позволит выявить резервы и возможные источники экономического роста субъекта Российской Федерации);

-     социальная защищенность и экологическая безопасность региона и др.

Далее целесообразно представить данные по социально-экономическому положению субъектов Российской Федерации, причем за основу воспользоваться экспертным методом оценки. В таблице нами представлен рейтинг социально-экономи­ческого положения субъектов Российской Федерации 2014–2015 гг.

 

Рейтинг социально-экономического положения

субъектов Российской Федерации 2014–2015 гг. [4]

 

Место по итогам 2015 года

Субъект Российской Федерации

Интегральный рейтинг по итогам 2015 года, баллы

Место по итогам 2014 года

1

г. Москва

82,114

1

2

г. Санкт-Петербург

74,564

2

3

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

72,871

3

4

Московская область

68,182

4

5

Республика Татарстан

66,923

5

6

Ямало-Ненецкий автономный округ

64,581

6

7

Сахалинская область

62,917

8

8

Тюменская область

61,367

7

9

Свердловская область

59,486

11

10

Республика Башкортостан

59,352

10

11

Ленинградская область

59,201

12

12

Пермский край

57,946

13

13

Самарская область

57,933

9

14

Красноярский край

57,420

16

15

Нижегородская область

56,589

14

16

Краснодарский край

56,118

15

17

Челябинская область

54,436

17

18

Белгородская область

54,358

18

19

Воронежская область

53,934

24

20

Липецкая область

53,837

19

…………………………………………………………………………………………..

75

Костромская область

26,409

71

76

г. Севастополь

26,129

-

77

Республика Адыгея

25,017

75

78

Карачаево-Черкесская Республика

22,106

78

79

Кабардино-Балкарская Республика

22,062

76

80

Республика Северная Осетия — Алания

20,641

77

81

Республика Калмыкия

17,743

81

82

Республика Алтай

16,756

80

83

Республика Ингушетия

14,685

79

84

Еврейская автономная область

13,755

82

 

По результатам рейтинга в 2015 г. изменений в пяти регионах лидерах не произошли. Ведущие позиции, как и в рейтинге по итогам 2014 года, занимают Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Московская область и Республика Татарстан. Данное обстоятельство связано с сформировавшейся структурой финансовых и интеллектуальных центрах страны в регионах, а также регионы с развитой промышленной базой и большим количеством организации с нефтегазовой сферы. Можно отметить, что по совокупной добыче нефтегазовой продукции, регионы первой десятки приходится более 70% общероссийской добычи нефти и 90% добычи газа. Изменения последней десятки рейтинга произошли лишь у Чеченской Республики, что и неудивительно, т.к. за последние пять лет в республику стекаются существенные инвестиционные потоки.

Снижение Краснодарского края с 15-й позиции в 2014 г. до 16-го места в 2015 г., связано в первую очередь со следующими обстоятельствами:

-          физический и моральный износ основных средств организации и основного оборудования предприятий, и как следствие неконкурентоспособность техники и технологии на Кубани. Данная проблема свойственна многим регионам России;

-          снижение качества производимой продукции. В рамках всероссийского конкурса, чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» в Краснодарском кооперативном институте (филиала) Российского университета кооперации было выявлено обильное количество несоответствия продукции общественного питания ГОСТам, что лишний раз подтверждает вышеуказанные обстоятельства снижения рейтинга Краснодарского края;

-          выделение субсидий и субвенции в количественном плане возросли, но присутствует оппортунистическое поведение со стороны «принципалов», вплоть до востребования выделенных денежных средств в бюджет;

-          недостаточно развита инновационная инфраструктура в крае (например, малое количество организации осуществляющие инновации, количественно-качественные показатели венчурных компании (фондов) края, также низкоскоростное подключение Интернет связи оказывает существенное влияние на развитие инфраструктурных составляющих и многое другое);

-          снижение доходов курортов Краснодарского края за счет конкуренции со стороны Крымского полуострова (присоединение Крыма и Севастополя в марте 2014 г.);

-          снижение объемов строительства (увеличение объемов строительства в 2014 г., за счет олимпийских объектов и снижение данных показателей в 2015 г.);

-          снижение объемов переработки мясосырья на 15% в 2015 году по отношению к 2014 году;

-          снижение потребительского спроса. В статье «Проблемы и перспективы развития животноводства в Краснодарском крае» авторы делают вывод, о том, что спад производства в Краснодарском крае в 2015 году объясняется снижением потребительского спроса, покупательной способности. Данное обстоятельство связано со спадом производства, финансовым кризисом и резким падением курса рубля.

По статистическим данным Краснодарский край является одним из ведущих регионов по обеспечению продовольствия России, а агропромышленный комплекс развит перерабатывающими, логистическими и торговыми сельхоз производителям. Доля сельскохозяйственных организаций в годовом обороте Краснодарского края на протяжении последних четырех лет, остается стабильно выше 3,5% и как следствие благодаря введению российского продовольственного эмбарго, в 2014 г. произошел существенный рост их позиций. Однако, произошло существенное снижение доли сельскохозяйственных организаций в общем числе юридических лиц по краю, что свидетельствует об уходе с рынка определенного числа данных организаций и повышения их результативной деятельности.

На наш взгляд, для оценки социально-экономического развития регионов необходимо использовать статистические, экономико-математические методы и эвристические методы в частности метод экспертных оценок.