Социально-экономическое развитие любой региональной системы определяется в настоящее время многими факторами, как наличного, так и создаваемого характера, образующими особенности современного положения региональной системы. Однако, задача по достижению устойчивого социально-экономического развития региона пока является недостижимой. Уникальность сочетания природного, человеческого (демографического), экономического, социального, технического потенциала определяет приоритеты социально-экономического развития региона. Выявленные приоритеты могут определять актуальность исследуемой проблематики в том случае, если становятся основой для выработки решений и рекомендаций по сглаживанию негативных и усилению позитивных тенденций в развитии региональной экономики. Определенным заделом для переведения траектории социально-экономического развития в позитивное русло должно стать проведение эффективных государственных мероприятий с безусловным участием частной инициативы, которые направляются на воспроизведение экономического, человеческого и инновационного потенциала и определяют приоритеты социально-экономического развития.
Теоретико-методические аспекты оценки особенностей социально-экономического развития региона во многом помогут сформировать объективное представление, как о существующих проблемах, так и о приоритетах, что становится основой для принятия качественных и эффективных решений, принимаемых субъектами региональной экономики.
К настоящему времени проблемам оценки особенностей и приоритетов социально-экономического развития региональных систем посвящено множество научных работ. Однако, усиление или ослабление влияния отдельных групп факторов на социально-экономическое развитие делают избранную тему дискуссионной, поскольку предопределяют поиск адаптированных и актуальных форм, методов и инструментов как для оценки особенностей социально-экономического положения региона, так и для выработки рекомендаций по реализации устойчиво положительной динамики на основе приоритетов его развития.
Сегодня существует огромное множество методик оценки социально-экономического развития регионов. Так, по мнению А. Г. Гранберга, существует три основных подхода к оценки социально-экономического развития регионов, который визуализирован на рисунке [1, с. 108–109].
Основные подходы к социально-экономическому развитию региона
Одним из главных индикаторов развития регионов выделен такой показатель, как валовой региональный продукт. Однако, принято выделять еще и такие сводные показатели, как [3, с. 142–143]:
- объем инвестиций в основной капитал организации;
- объем внешнеторгового оборота региона;
- финансовая обеспеченность региона на душу населения;
- доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях;
- уровень зарегистрированной безработицы;
- уровень качества жизни населения региона;
- соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
- доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
- суммарный оборот розничной торговли, общественного питания, платных услуг;
- объемы инвестиции в регион;
- основные фонды отраслей экономики;
- коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля);
- сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;
- индекс человеческого потенциала
- обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями.
Однако, на наш взгляд, необходимо включить и
- мониторинг экономической безопасности регионов;
- объемы произведенной продукции реального сектора экономики края (количество продукции на начало года и на конец, что позволит выявить резервы и возможные источники экономического роста субъекта Российской Федерации);
- социальная защищенность и экологическая безопасность региона и др.
Далее целесообразно представить данные по социально-экономическому положению субъектов Российской Федерации, причем за основу воспользоваться экспертным методом оценки. В таблице нами представлен рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации 2014–2015 гг.
Рейтинг социально-экономического положения
субъектов Российской Федерации 2014–2015 гг. [4]
Место по итогам 2015 года |
Субъект Российской Федерации |
Интегральный рейтинг по итогам 2015 года, баллы |
Место по итогам 2014 года |
1 |
г. Москва |
82,114 |
1 |
2 |
г. Санкт-Петербург |
74,564 |
2 |
3 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
72,871 |
3 |
4 |
Московская область |
68,182 |
4 |
5 |
Республика Татарстан |
66,923 |
5 |
6 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
64,581 |
6 |
7 |
Сахалинская область |
62,917 |
8 |
8 |
Тюменская область |
61,367 |
7 |
9 |
Свердловская область |
59,486 |
11 |
10 |
Республика Башкортостан |
59,352 |
10 |
11 |
Ленинградская область |
59,201 |
12 |
12 |
Пермский край |
57,946 |
13 |
13 |
Самарская область |
57,933 |
9 |
14 |
Красноярский край |
57,420 |
16 |
15 |
Нижегородская область |
56,589 |
14 |
16 |
Краснодарский край |
56,118 |
15 |
17 |
Челябинская область |
54,436 |
17 |
18 |
Белгородская область |
54,358 |
18 |
19 |
Воронежская область |
53,934 |
24 |
20 |
Липецкая область |
53,837 |
19 |
………………………………………………………………………………………….. |
|||
75 |
Костромская область |
26,409 |
71 |
76 |
г. Севастополь |
26,129 |
- |
77 |
Республика Адыгея |
25,017 |
75 |
78 |
Карачаево-Черкесская Республика |
22,106 |
78 |
79 |
Кабардино-Балкарская Республика |
22,062 |
76 |
80 |
Республика Северная Осетия — Алания |
20,641 |
77 |
81 |
Республика Калмыкия |
17,743 |
81 |
82 |
Республика Алтай |
16,756 |
80 |
83 |
Республика Ингушетия |
14,685 |
79 |
84 |
Еврейская автономная область |
13,755 |
82 |
По результатам рейтинга в 2015 г. изменений в пяти регионах лидерах не произошли. Ведущие позиции, как и в рейтинге по итогам 2014 года, занимают Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Московская область и Республика Татарстан. Данное обстоятельство связано с сформировавшейся структурой финансовых и интеллектуальных центрах страны в регионах, а также регионы с развитой промышленной базой и большим количеством организации с нефтегазовой сферы. Можно отметить, что по совокупной добыче нефтегазовой продукции, регионы первой десятки приходится более 70% общероссийской добычи нефти и 90% добычи газа. Изменения последней десятки рейтинга произошли лишь у Чеченской Республики, что и неудивительно, т.к. за последние пять лет в республику стекаются существенные инвестиционные потоки.
Снижение Краснодарского края с 15-й позиции в 2014 г. до 16-го места в 2015 г., связано в первую очередь со следующими обстоятельствами:
- физический и моральный износ основных средств организации и основного оборудования предприятий, и как следствие неконкурентоспособность техники и технологии на Кубани. Данная проблема свойственна многим регионам России;
- снижение качества производимой продукции. В рамках всероссийского конкурса, чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» в Краснодарском кооперативном институте (филиала) Российского университета кооперации было выявлено обильное количество несоответствия продукции общественного питания ГОСТам, что лишний раз подтверждает вышеуказанные обстоятельства снижения рейтинга Краснодарского края;
- выделение субсидий и субвенции в количественном плане возросли, но присутствует оппортунистическое поведение со стороны «принципалов», вплоть до востребования выделенных денежных средств в бюджет;
- недостаточно развита инновационная инфраструктура в крае (например, малое количество организации осуществляющие инновации, количественно-качественные показатели венчурных компании (фондов) края, также низкоскоростное подключение Интернет связи оказывает существенное влияние на развитие инфраструктурных составляющих и многое другое);
- снижение доходов курортов Краснодарского края за счет конкуренции со стороны Крымского полуострова (присоединение Крыма и Севастополя в марте 2014 г.);
- снижение объемов строительства (увеличение объемов строительства в 2014 г., за счет олимпийских объектов и снижение данных показателей в 2015 г.);
- снижение объемов переработки мясосырья на 15% в 2015 году по отношению к 2014 году;
- снижение потребительского спроса. В статье «Проблемы и перспективы развития животноводства в Краснодарском крае» авторы делают вывод, о том, что спад производства в Краснодарском крае в 2015 году объясняется снижением потребительского спроса, покупательной способности. Данное обстоятельство связано со спадом производства, финансовым кризисом и резким падением курса рубля.
По статистическим данным Краснодарский край является одним из ведущих регионов по обеспечению продовольствия России, а агропромышленный комплекс развит перерабатывающими, логистическими и торговыми сельхоз производителям. Доля сельскохозяйственных организаций в годовом обороте Краснодарского края на протяжении последних четырех лет, остается стабильно выше 3,5% и как следствие благодаря введению российского продовольственного эмбарго, в 2014 г. произошел существенный рост их позиций. Однако, произошло существенное снижение доли сельскохозяйственных организаций в общем числе юридических лиц по краю, что свидетельствует об уходе с рынка определенного числа данных организаций и повышения их результативной деятельности.
На наш взгляд, для оценки социально-экономического развития регионов необходимо использовать статистические, экономико-математические методы и эвристические методы в частности метод экспертных оценок.