Full text

В связи с глобализационными процессами, ускоряющимся темпом жизни, информатизацией современного общества становится актуальным формирование креативного пространства городов. Понятие «креативное пространство» тесно взаимосвязано с термином «индустрия культуры». Индустрией культуры называется совокупность единообразных, типизированных нововведений в сфере искусства, музыки, литературы. Креативные пространства также являются разновидностью товара культурной индустрии. В книгах «Креативный класс» Ричарда Флориды и Чарльза Лэндри «Креативный город» высказаны идеи важности креативных, творческих проектов для решения разнообразных проблем города. Исследователи изучают природу креативного мышления и предпосылки. Они убеждены, что появление креативных пространств в городах положительным образом скажется на социально-культурном развитии жителей, формировании их интересов; создадут предпосылки для формирования творческой интеллигенции.

Основными задачами креативного пространства являются:

1)     обеспечение представителей креативного класса условиями для саморазвития, самообучения, обмена идеями;

2)     решение глобальных проблем путём создания стартапов творческого характера;

3)     создание площадки для профессиональной самореализации и обмена профессиональным опытом.

4)     создание, освоение, распространение ценностей культуры.

5)     развитие туристического бизнеса путем привлечения большего количества туристов.

К креативным пространствам можно отнести лофты, коворкинговые зоны, арт-бизнес-кластеры, арт-пространства. Во многих развивающихся и развитых странах появляются различные виды креативных пространств. Власти Германии, так же как и многие другие страны, работают в данном направлении, считая строительство креативных городов, творческих кластеров важным как для экономики, так и для культурной сферы.

Все больше немцев предпочитают работать не в офисах, а в коворкинговых зонах, лофтах, т. к. они способствуют большей работоспособности и создают условия для создания творческих проектов.

Зоны коворкинга (англ. co-working – совместно работающие) – пространство для совместной работы, коллоборации и кооперации людей. Участники коворкинговых зон объединяются для общения, решения актуальных проблем, творческого взаимодействия. Чаще всего, коворкинг-центры занимают помещения, не использующиеся по назначению: старые заводы, заброшенные казармы, бывшие образовательные и религиозные учреждения. Они становятся площадкой взаимодействия людей разных профессий, обмена профессиональными знаниями, навыками, опытом.

Примером развития коворкинговых пространств может послужить коворкинг-центр в Берлине «Betahaus». Именно этот коворкинг-центр стал одним из первых в столице Германии и приобрел широкую популярность. Большинство клиентов этой креативной зоны-фрилансеры, которые теперь могут работать не только дома, но и в удобном помещении, оснащенном современным техническим оборудованием, необходимым инструментарием. Также коворкинг располагает собственной кухней, комнатами для переговоров и отдельными офисами для небольших творческих команд.

Следующим видом креативного пространства является арт-кластер. Арт-пространство или арт-кластер – это просторное помещение с большой площадью, использующееся как для жилья, так и для организации культурных центров, хабов. Примерами европейских арт-пространств могут послужить TEA FACTORY в Лондоне, Даниловская мануфактура в Москве, арт-пространство «Фабрика» в Москве Cable Factory в Хельсинки Flacon.

В Германии также существует подобный вид креативного пространства. Сеть Baden-Württemberg – мегакластер, объединяющий 30 сетей,100 корпоративных сотрудников и 17 партнеров. Кластер был создан с целью укрепления и дальнейшего развития междисциплинарного диалога, поддержания и развития творческой активности, продвижение инноваций и конкурентоспособности.

Кроме того, Берлин можно назвать мировым центром современного искусства благодаря множеству арт-кварталов, арт-площадок. Берлинский район Pfefferberg находится рядом с центральной частью города, относится к району Панков. На его территории расположены культурные учреждения: Музей архитектурного рисунка, известная галерея Aedes, альтернативный театр, рестораны, кинотеатры.

Ещё одним кварталом искусств является арт-квартал Бетани в Берлине.

KreativGesellschaft – это хаб, оказывающий ряд услуг для поддержки и развития креативной сферы. Одной из основных задач центра является привлечение внимания широкой общественности и представителей власти. Арт-площадка предоставляет огромное пространство, обеспечивает деловое профессиональное развитие, доступ к финансовым средствам, нетворкинг, а также курирует развитие и трансформацию творческой жизни.

Другим арт-центром является «Frappant», основанный на достаточно демократичном управлении, в котором каждый участник имеет равное право голоса. Хаб финансируют сами участники. Недавно они приобрели заброшенные казармы, чтобы создать и сохранить площадку для общения художников, архитекторов, дизайнеров; также для организации культурных мероприятий. Участники арт-пространства не заинтересованы во внешних инвестициях, так как хотят сохранить независимость управления и организации своей работы. Ещё 250 участников хотят расшириться и стать частью большой сети кооперативов, данного креативного кластера.

Следующим видом арт-пространства является дизайнерский ритейл-стрит- Streetretail-особый вид недвижимости, включающий в себя торговые помещения с витринами и собственным входом. Стрит-ритейлы обладают множеством плюсов: редкая смена арендаторов, привлекательность для туристов, совмещение возможности посещения местных культурных учреждений и шопинга. Так, в Кёльне, Мюнхене, Берлине открыто несколько дизайнерских стрит-ритейлов, которые пользуются большой популярностью как среди местного населения, так и среди туристов со всего мира. Арт-кластеры включают в себя торговые центры, развлекательные площадки, зоны общественного питания.

Центры современного искусства – музейно-выставочные исследовательские платформы, основные усилия, которой направлены на развитие современного искусства в рамках мировой художественной культуры. Основными целями музейных центров являются продвижение всех видов современного искусства, популяризация музеев и их коллекций, повышение образовательного и культурного уровней населения.

К примеру, галерея современного искусства в Лейпциге находится в районе Музикфиртель. Здание музея представляет большую историческую ценность. Кроме того, музей включает в себя выставочные залы, в которых проводятся постоянные или временные экспозиции. На территории галереи расположено знаменитое кафе baubau, также работают библио-медиотеки. К работе музея часто привлекаются частные коллекционеры. Музей играет важную роль в рекреационной деятельности города, является современной креативной площадкой.

Музей современного искусства Дайхторхаллен считается одним из ключевых мест, которое привлекает ценителей современного искусства со всего мира. В одном из павильонов представлены экспозиции художников XX–XXI вв. Помимо этого, в музее выставлены работы современных фотографов. Почитатели искусства фотографии могут насладиться в полной мере произведениями, выставленными в музее. Архитектоника музея отличается особой оригинальностью. Здание Дайхторхаллена представляет собой металлический каркас, который располагается на территории, площадью более 6 тысяч кв. м. В музее проводятся тренинги, мастер-классы, выставки, лекции и семинары.

Пинакотека современности в Мюнхене являет собой арт-кластер, состоящий из четырёх разных музеев: Новая коллекция, коллекция современного искусства в составе Баварского государственного собрания живописи, Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, государственное графическое собрание Мюнхена. Музейные выставки создаются на основе коллекции работ модернистского направления, представленного в различных жанрах. Пинакотека является площадкой для общения, культурного саморазвития людей разных возрастов, профессий, морально-ценностных ориентиров.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Германии трансформируются и развиваются креативные пространства городских поселений. Жители Германии все чаще посещают креативные пространства. Популярность лофтов, коворкинговых зон среди немецких фрилансеров возрастает Подобные арт-площадки способствуют самовыражению представителей разных профессий, демонстрации другим своих творческих проектов и результатов их реализации, формированию личных интересов, повышению туристической привлекательности городов.