Full text

К учреждениям клубного типа относятся дворцы, дома культуры, городские и сельские клубы, которые являются универсальными культурно-досуговыми учреждения, ориентированными на использование различных форматов социально-культурной коммуникации. В сельской местности и в малых городах дома культуры и клубы – это своеобразные центры социально организованной культурной жизни. «На территории Самарской области на 01.01.2014 г., согласно статистическим данным, функционирует 690 муниципальных культурно-досуговых учреждений клубного типа. Из них 643 учреждения в сельской местности и 39 передвижных» [1]. Функциональное объединение отдыха, развлечений и развития людей в процессе совместной культурной деятельности и времяпрепровождения способствует органичному вхождению посетителей в социально-культурную среду. Сущность социально-культурной коммуникации в учреждениях клубного типа состоит в том, что субъективный мир одних людей становится достоянием других, и в процессе коммуникации происходит совместная выработка и освоение социальных норм культуры.

Социально-культурная коммуникация в массовой аудитории учреждений клубного типа (домах культуры), при всём многообразии форм работы, характеризуется некоторыми общими особенностями осуществления.

  1. Пространственная и количественная ограниченность аудитории в процессе коммуникации. Наличие временной реальной социально-культурной общности.
  2. Непосредственность коммуникации, осуществляемой в формах «живого» общения, что является условием, обеспечивающим прямую и обратную связь в процессе коммуникации.
  3. Многообразие форм организации коммуникации.
  4. Содержательная, тематическая вариативность коммуникации.
  5. Разнообразие средств и методов взаимовлияния участников процесса коммуникации.
  6. Вовлечение публики в активное взаимодействие, обмен информацией и личностное восприятие коммуникаторов и реципиентов.
  7. Возможности индивидуально-личностного публичного самовыражения.
  8. Возможность обеспечения адресной направленности коммуникационных процессов.

Социальная коммуникация, осуществляемая в условиях социально-культурной деятельности дома культуры, теоретически исследуется и практически обеспечивается на основе структурных компонентов процесса деятельности в системе субъектно-субъектных отношений. В доме культуры субъекты социально-культурной коммуникации отличаются по функционально-ролевому статусу. Субъекты профессиональной социально-культурной деятельности – сотрудники дома культуры осуществляют работу, создают условия и обеспечивают процесс коммуникации. Посетители дома культуры как субъекты проявляют коммуникативную активность различной степени, направленности и средств коммуникации. Коммуникационные процессы в массовой аудитории носят сложный разнонаправленный характер. Сотрудники дома культуры работают как социально-культурные технологи – обеспечивают социально-культурную коммуникацию между посетителями. Эффективность процесса и результата социокультурной коммуникации обеспечивается разработанной и практически реализуемой технологией подготовки и проведения социально-культурных программ. Социокультурная коммуникация в условиях дома культуры зависит от формы проведения. В различных массовых формах социально-культурной деятельности коммуникация субъектов обеспечивается системой структурных элементов технологического процесса. Технолог социально-культурной деятельности разрабатывает (определяет) и практически обеспечивает воплощение содержания социально-культурной программы реализуемой в процессе коммуникации. На основе содержания социально-культурная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: нравственное развитие личности; формирование правовой культуры; формирование политической культуры; естественнонаучное направление; гуманитарно-научное направление; художественное развитие; эстетическое развитие; экологическое и валеологическое развитие.

В силу эмоционального характера социально-культурной деятельности, для посетителей учреждений культуры доминирующее значение может иметь сам процесс времяпрепровождения, а не осознаваемая конечная цель деятельности. Цель социально культурной деятельности осмысливают и формулируют специалисты – профессиональные сотрудники учреждений культуры, руководствуясь «Основами государственной культурной политики» (документ вступил в силу 24 декабря 2014 года) где сформулированы «Основные цели государственной культурной политики – формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством культурного и гуманитарного развития.

Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам» [2].

На основе общегосударственных целей формулируются специфические для домов культуры в целом, и для отдельных социально-культурных программ, цели и задачи. Наиболее общими для работы домов культуры являются цели: формирование у людей представлений о культурных ценностях и способности самостоятельно вырабатывать отношения к различным явлениям культуры; предоставление информации, знаний, навыков в области культуры и искусства; творческое самовыражение через создание новых предметов, явлений и взаимоотношений в культуре и искусстве; восстановление духовных и физических сил; осуществление социального контроля и социальной регламентации общения и поведения в соответствии с общепринятыми нормами.

Достижение целей предполагает определение задач, которые решаются в процессе проведения социально-культурных программ. Основные области задач определяются на основе интегративной специфики структуры социально-культурной деятельности.

  1. Социально-культурные задачи: социализации, инкультурации, консолидации, интеграции.
  2. Культурно-педагогические задачи: освоение знаний; формирование ценностных представлений; освоение навыков деятельности в области культуры; развитие творческих способностей [3 с. 288–298].
  3. Культурно-досуговые задачи: культурный отдых; развлечения; развитие личности.

Цели и задачи достигаются с использованием средств социально-культурной коммуникации. Средства – это инструменты передачи содержания социально-культурных программ [4 c. 58]. В доме культуры активно используются средства искусства, которые эмоционально и рационально воздействуют на посетителей и комплексно выполняют познавательные, воспитательные, коммуникативные и гедонистические функции [5 с. 143–150]. Современные жанры искусства в социально-культурной сфере активно оснащаются техническими средствами с целью повышения эмоционального воздействия. Устные средства коммуникации являются основным средством передачи и обмена информацией; применяются в процессе проведения социально-культурных программ и свободного культурно-досугового общения. Особым средством социально-культурного воздействия являются документальные средства, которые в силу своей реалистичности обладают свойством объекта, подтверждающего подлинность информационных сообщений и производят дополнительный эмоциональный эффект. В доме культуры наглядные средства представлены в виде баннеров, постеров, плакатов, дизайна, декораций, ориентированных на визуальное восприятие информации.

Социально-культурные программы имеют различные формы организации и проведения. Формы социально-культурной работы это целесообразно ориентированные, структурно организованные социально-культурные конструкции, объединённые общим замыслом социально-культурного развития, осуществляемого в процессе социально-культурной коммуникации. Социально-культурная деятельность в клубных учреждениях организуется в массовых, коллективно-групповых формах и в процессе свободного общения и времяпрепровождения посетителей]. К массовым формам работы относятся праздники, конкурсы, фестивали, концерты, театрализованные представления, игровые программы, информационно-просветительные программы, дискотеки, церемонии, литературно-музыкальные композиции, ток-шоу. «Культурно-досуговыми учреждениями клубного типа Самарской области в 2013 году проведено 108726 мероприятий» [1].

Социально-культурная коммуникация в доме культуры является условием социально-культурного развития в сфере досуга и может быть эффективной при использовании профессиональными работниками методов влияния на людей с целью культурного развития. Метод (от греч. metodos – путь) – это путь достижения цели культурного развития. В социально-культурной деятельности методы это способы влияния на культурное развитие людей и общества. В процессе социально-культурной коммуникации используются приёмы работы с массовой аудиторией. Метод социально-культурной деятельности состоит из приёмов и средств, используемых для достижения поставленной цели культурного развития. В процессе распространения культуры используются методы влияния на аудиторию: информирование, комментирование, объяснение, убеждение, внушение, пример [6, с. 391–417]. Методы стимулирования социально-культурной активности: соревнование, оценка, поощрение, перспектива, требование. Знание методов, средств и приёмов воздействия на людей и умение применять их в работе – один из важных признаков профессионализма.

Социально-культурный результат массовой коммуникации в учреждении клубного типа предполагает постепенное продвижение к первоначально сформулированной цели. Поэтому, наряду с отдельными, одноразовыми программами, которые могут производить яркое впечатление, следует проводить циклы социально-культур­ных программ, выстроенных на основе преемственности, последовательности и систематичности. Социально-культурная эффективность коммуникации обеспечивается на основе системного, технологически обоснованного, целенаправленного процесса подготовки и проведения массовых социально-культурных программ, с высокой степенью надёжности приводящих к запланированному результату – прогрессивному и влиянию на культурное развитие людей.