В мировом социально-культурном процессе тема развития городов занимает особое положение, так как, в современной культуре город занял центральное (основное) центральное место расселения землян. По данным социологических исследований, в половине субъектов Российской Федерации доля городского населения превышает 70%, а каждый третий житель страны проживает в субъектах, где доля горожан достигает 80% [1]. В этой связи следует говорить не только о социально-экономической, но и о социокультурной экспансии крупных российских городов.
Анализируя ретроспективу социально-культурного развития городских пространств необходимо отметить, что до XIX века включительно города основывались «как символы власти, как центры торговли, как портовые города». Да и с приходом эры капитализма длительный период города сооружались как показатель индустриализации, как центры освоения природных ресурсов.
В конце XIX века французский архитектор Т. Гарнье и английский урбанист Э. Ховарда предложили концепции, которые основывались на теории разделения городов на несколько зон: промышленную, жилую, зону отдыха, обслуживания и рекреации [2].
Становление города (в широком смысле) предполагает реализацию не столько в масштабах общества, сколько на всех уровнях. Важное значение город приобретает как социально-экономическое территория, объединяющая интересы разных социальных институтов: творческих коллективов, учреждений, организаций, увлечения самой личности как единицы социума.
XX век связан с массовым возникновением городов. Это связано с процессом урбанизации, который вовлек в этот процесс почти все индустриально развитые регионы. В соответствии с чем, большинство населения сконцентрировалось в городских населенных пунктах. Важно отметить, что градообразующими факторами стали не только наука и сосредоточение развитой промышленности, но и досуговая деятельность, включающая праздничную культуру и повседневную рекреацию.
Такая же ситуация происходила и нашей стране, где процесс градостроительства происходил в колоссальных масштабах.
В настоящее время социальная трансформация городов связана еще и с тем, что сегодня в них проживает большинство населения страны.
Кроме всего перечисленного процесс образования городов связан с научно-техническим прогрессом, который обусловливает переход от старого типа расселения – точечный город-село – к новому – агломерациям и урбанизированным районам. Крупные и сверхкрупные агломерации в нашей стране, такие как московская, уральская, самарская, нижегородская выявляют принципиально новые социальные проблемы, которые вызваны решением вопроса перенаселения ограниченной территории – города.
Функционирование современных городов и агломераций связано с решением разного рода проблем как общих, так и специфических. Центральное место среди обозначенных проблем занимают адаптация и социализация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, целесообразная организация повседневной жизни людей, организация социально-культурной деятельности на основе национально-религиозных и государственно-общественных традиций. Сегодня важной проблемой является то, что социально-культурное развитие города рассматривается как второстепенное дело, неполноправная проблемы, зачастую отходящая на задний план, так как долгое время экономический фактор был главенствующим в политике развития территории.
В связи с этим, немало жизненных вопросов возникает в городах, где отсутствуют необходимые условия для целесообразной организации повседневной жизни населения. Это вызывает неудовлетворенность людей местом работы и жительства и приводит их к вынужденной миграции.
Возможно, успешное решение обозначенных социальных городских проблем связано с обеспечением его стабильными квалифицированными кадрами. Наряду с такими показателями как, обеспеченность медицинскими учреждениями, предоставление условий для повышения образования (развитая система образования), возможность занятий спортом, чувствуется острый недостаток различных социально-культурных учреждений. Недостаточный акцент делается на социальные аспекты – поддержание традиционных норм поведения, «фундаментализация» существования городской территории.
Однако же нужно сказать, что имеются достаточно эффективные способы решения названных проблем на данном уровне: территориальное развитие и совершенствование используемых форм и методов в организации досуга, а также в просветительной и оздоровительной работах и т. д.
Осуществление экономической реформы, которая предъявляет современные требования к практической стороне функционирования городов, к решению вопроса оптимального сочетания территориальных интересов и производственных организаций и населения – актуализировало социальный аспект развития городов.
Для решения проблемы формирования благоприятной жизнеобеспечивающей среды важным является правильный выбор путей и методов, которые позволят эффективно решить социально-экологические, жилищные, торгово-бытовые, коммунальные, а также проблемы рациональной организации досуга.
Градообразующие факторы показывают взаимодействие города и социума, определяют количество рабочих мест, виды приложения труда, квалификацию кадров, т. е. все социальные аспекты, создающие условия функционирования городского жителя в его трудовой и повседневной жизнедеятельности.
Город рассматривается с различных позиций – архитектурно-градостроительной, географической, политической, экономической. Но в процессе функционирования городов необходимо учитывать не только технические и архитектурные характеристики, но и ориентироваться на социальный облик, создавать такие условия, которые дают возможность обеспечения рациональной жизнедеятельности, улучшают окружающую среду, удовлетворяют потребности социума, т. е. основной проблемой социально-культурного развития городов становится организация оптимальной жизнедеятельности городского населения.
Учитывая целостную характеристику города, его материальную и духовную составляющие, организацию подготовки кадров, имеющиеся рекреационные зоны, обеспечение охраны здоровья и защиты окружающей среды, реализацию социального обеспечения населения и охрану общественного порядка, осуществляемую общественную деятельность, можно определить направления социокультурного развития всего общества и отдельной личности.
Социально-культурная ситуация существенно влияет на жизнь горожан. Недостатки в социальном продвижении города не дают шансов на социально-культурное развитие городского пространства, вызывает ухудшение социального настроения, растет число конфликтных ситуаций, снижается уровень потребления и производства, возникают проблемы в использовании трудовых ресурсов. Так, имея специфические особенности, город как особая социальная система решает проблему рационального использования людских ресурсов в социальных образованиях, то есть город обеспечивает подготовку индивида к социально-культурному взаимодействию.
В связи с этим, необходимо отметить, что в городе как социальном пространстве должно учитываться не только промышленная составляющая, а в большей мере социально-культурная деятельность – учебные и научные учреждения, культурная среда, городское пространство как творческий потенциал, т. е. все то, что отражает уровень удовлетворенности городского населения жизнью.
С учетом всех городских проблем значимыми становятся социальное самочувствие горожан, их настроение и возможность воплотить в жизнь все свои желания. Центральной фигурой социокультурной урбанистики становится человек как городской житель, а важнейшей задачей – организация его жизнедеятельности. Социокультурный потенциал, духовное пространство города создаются жителями, которые имеют общую и специальную подготовку. Для постоянного развития культурной среды города необходимо заботиться об увеличении их количества.
Современный город нельзя воспринимать без постоянного совершенствования социально-культурной сферы.
Именно поэтому одной из важнейших остается проблема эффективной организации свободного времени, предполагающее саморазвитие личности, а при неблагоприятных условиях является фактором его деградации. Социальное формирование города определяет пути реализации мер по систематическому решению негативных проблем – поступки антиобщественного характера.
Остается уязвимой стороной жизни городов – введение современных методических форм работы и улучшение культуры быта.
Анализ публикаций по теме исследования позволил выявить, что имеется несколько подходов в изучении феномена «город»: эволюционный, исторический, типологический, социологический, культурологический, контекстуальный. Реализуются различные принципы исследования этого понятия: историко-генетический, феноменологический, теоретико-дефинитивный, структурно-функциональный, компаративистский. Социокультурное осознание феномена «город» имеет в своей основе изучение осуществляющихся в нем процессов. С этой точки зрения рассматриваемая проблема «город как объект исследования» может раскрываться в соответствии со следующими аспектами: 1) рассмотрение города как части исторического процесса, сам объект (город) является данностью этого процесса и формирует его; 2) город в определенных исторических границах представляется как социально-культурное пространство с его определенным содержанием и структурой.
Социокультурный подход включает в себя методологический и системный подходы. Его суть заключается в попытке рассмотрения общества в единстве культуры и социальности, которые образуют и преобразуют деятельность человека. В соответствии с принципом системного подхода, единство создаст целое, однако его характеристики не выводятся из свойств отдельных частей. С точки зрения социокультурного подхода сама личность рассматривается во взаимосвязи с культурой общества (совокупность норм и ценностей) и с выстроенной системой социальных отношений. Социокультурный подход базируется на актуальных принципах, которыми руководствуется исследователь. Принцип рассматривается как исходное положение теоретического знания, как основа категориального строя той или иной системы знания [1]. Иными словами, введение принципов определяет наличие основных утверждений в соотношении с окружающей средой, в зависимости от характеристик и особенностей исследуемой действительности. Принципы позволяют исследователю решить имеющиеся концептуальные противоречия, отобрав из имеющегося комплекта начальных теоретических положений, формируемых при анализе сложных социальных феноменов, именно тот, который более соответствует поставленным целям и задачам исследования. Выявим основные принципы социокультурного подхода:
- Принцип homo activus – человек рассматривается как био-социо-культурное существо, которое осознает свои действия как компонент взаимодействия с другими субъектами общества.
- Принцип эволюции логически развивает предыдущий принцип. Принцип эволюции связан со способностью системы к развитию и делает возможным утверждение о возникновения качественно новых по характеру социально-культурных явлений в процессе развития социума.
- Основополагающий принцип социокультурного подхода – антропосоциентальное взаимодействие. Оно дает возможность выявить движущие силы эволюции социума и определить в этой деятельности роль homo activus.
В настоящее время реализация социокультурного подхода дает возможность моделировать несколько вариантов социокультурной динамики страны:
- Окончание процесса либерализации и становление рационального общества – попытка признать теорию М. Вебера.
- Возврат к традиционной социальной модели (не как социокультурной системы, а как модели выстроенной на фундаменте «общинного идеала»).
- Осуществление жизнедеятельности в рамках промежуточной цивилизации (А.С. Ахиезер). Несмотря на плодотворную реализацию социокультурного подхода в период преобразующих процессов современной России. По мнению ученых-социологов, реализация этого подхода привела к кризису.
Суть вышесказанного можно обобщить в виде следующих тезисов:
- Анализ реалий российского общества, проведенный исследователями с помощью социокультурного подхода, демонстрирует критическое видение современного российского социума и алармизм. Это предполагает неоднозначность прогнозов на будущее.
- Социокультурный подход может определить пути, связывающие общество и культуру. Это взаимодействие дает возможность стабилизации культурных механизмов и позволяют сохранить целостность общества. Методологическая ограниченность социокультурного подхода вытекает из поставленных целей и задач его использования.
- Реализация социокультурного подхода сталкивается с конкретными проблемами, возникающими при попытке типологизации и классификации российского общества и его элементов.
- В работах С. Н. Гаврова и А. С. Ахиезера принцип эволюции является философским критерием, а не социологическим и не культурологическим, так как его основа рассматривается через метафизическую идею («раскол» или «модернизация»), что не всегда совпадает с оценкой современников [3].
Таким образом, в развитии города значимым является социально-культурный принцип, который не противоречит экономическим, технологическим, психологическим и другим факторам, а принимает их через призму детерминирующего фактора – культуры. Безусловно, нельзя рассматривать социально-культурный подход как панацею, способную раскрыть все стороны общественных отношений, объяснить сущность общественного развития. Такие исследования – это попытка к решению важных вопросов социально-культурного развития городов с разных позиций. Продолжение исследований по данной проблеме может обогатить знания о городском сообществе.