Full text

Активно развивающиеся компании нуждаются в устойчивом притоке инвестиций, которые необходимы для обновления и увеличения производственных мощностей, внедрения инновационных технологий, расширения производства и увеличения капитализации компании в целом. Для привлечения инвестиций компаниям необходимо, в первую очередь, быть инвестиционно-привлекательными, как в своей отрасли, так и по всему рынку в целом, так как инвестиции по своей природе ищут то место применения, где они смогут дать максимальную отдачу вкупе с оценкой рисков.

Современный инвестор, который рассматривает российский рынок в качестве места приложения своих инвестиций, в условиях неопределенности, волатильности сырьевых рынков, политической нестабильности уделяет большое внимание дивидендной политике предприятия.

Главной целью дивидендной политики является установление пропорции между потреблением прибыли акционерами и реинвестированием ее в основную деятельность предприятия. Стоит отметить, что определение правильного баланса в этом вопросе, может существенно увеличить капитализацию ввиду того, что потребление прибыли решает вопрос краткосрочного роста котировок, а реинвестирование в основную деятельность – долгосрочного стратегического роста.

Правильная дивидендная политика предприятия, в конечном счете, реализует главную цель менеджмента компании – увлечение благосостояния собственников. Дивидендная политика является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия.

В условиях нестабильности в экономике Российской Федерации инвесторы особое внимание уделяют способности предприятий выплачивать дивиденды. Ввиду повышенных рисков инвестор заинтересован получить сиюминутную прибыль, так как реинвестирование нераспределенной прибыли в развитие бизнеса кажется весьма опасным. Так, на примере различных предприятий, котируемых на фондовой секции московской биржи, можно отметить, что в условиях нестабильности вырастает стоимость предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и получающих большую часть выручки в валюте, а также выплачивающих большую часть чистой прибыли в виде дивидендов.

К таким предприятиям можно отнести компанию ПАО «ГМК Норникель». На рисунке 1 мы видим котировки акций компаний в период с июль 2013 г. по сентябрь 2016 г. Данная компания стабильно выплачивает дивиденды два раза в год, и в пересчете последних двух лет средняя дивидендная доходность составляет 9,08% годовых, что является очень большим значением по отрасли. Стоит отметить, что рост капитализации компании связан с девальвацией рубля на фоне снижения стоимости энергоносителей, а также сырьевых товаров таких как: никель, медь, платина, от цен на которые зависит выручка компании.

 

Рис. 1. График движения цены акций ПАО «ГМК Норникель» за 2013-2016 гг. [1]

 

Также можно увидеть яркую взаимосвязь капитализации компании и дивидендной политики организации на примере ПАО «Газпром» и новостей вокруг компании. Так, 19 апреля 2016 года на совещании у премьера Дмитрия Медведева было согласовано решение, по которому ПАО «Газпром» выплатит за 2015 год дивиденды в размере 50% от чистой прибыли по РСБУ, скорректированной на результат финансовых вложений. Данное решение вызвало явный рост котировок акций компании, который за пару дней составил более 10% (рисунок 2, отметка 1), но впоследствии государство разрешило ПАО «Газпром» сэкономить на дивидендах в 2015 году и направить прибыль на реинвестирование в основную деятельность (рисунок 2, отметка 2). В дальнейшем в начале сентября (6 сентября) правительство вновь вспомнило о желании принудить госкомпании платить дивиденды в размере 50% от чистой прибыли и объявило об этом публично (рисунок 2, отметка 3), что мгновенно вызвало рост спроса на акции компании. За последние два года средняя дивидендная доходность на акцию компании составляет 5,6% из расчета, что на выплату дивидендов направляется 35% чистой прибыли.

 

 

Рис. 2. График движения цены акций ПАО «Газпром» за 2016 год [2]

 

Рассмотрим также ПАО «Магнит», которое занимается розничной торговлей, является крупнейшей сетью по продаже продуктов питания в России. ПАО «Магнит» было основано в 1994 году, IPOпроведено в 2006 году. Менеджмент компании благоприятствовал быстрому росту. Первое время после размещения акций на фондовом рынке вся прибыль реинвестировалась в развитие сети, первые дивиденды компания начала платить в 2009 году (в момент кризиса). В дальнейшем год от года дивиденды давали прирост порядка 100-200%. Агрессивная дивидендная политика предприятия благоприятствовала быстрому росту котировок. В 2016 году дивидендные выплаты впервые с 2009 года упали, что негативно отразилось на динамике котировок, а также вызвали консолидацию на уровне 10 000-12 000 руб.

На рисунке 3 мы можем увидеть снижение котировок компании после объявления дивидендов за 2015 год (точка 1). Снижение уровня выплачиваемых дивидендов инвесторы интерпретировали как замедление темпов развития компании и снижение ее прибыльности. Также стоит учитывать, что, так как ПАО «Магнит» является компанией розничной торговли, ее прибыль напрямую зависит от платёжеспособности населения и макростатистики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. График движения цены ПАО «Магнит» за 2015–2016 гг. [3]

 

Проанализировав ряд российских предприятий, можно подтвердить тот факт, что дивидендная политика предприятия напрямую сказывается на капитализации компании в целом. В российских реалиях особенно важно для организаций проводить грамотную дивидендную политику ввиду того, что российская экономика является развивающейся и инвесторы в большей своей части нацелены на сиюминутное извлечение прибыли.