В процессе развития современного социума перед личностью возникают новые повышенные требования, связанные с инновационным и технологическим прогрессом. Особенно остро ощущается необходимость в людях всесторонне развитых – интеллектуальных, креативных, творческих, способных найти новые, нестандартные, подходы к решению приоритетных социально-экономических, культурных задач, тем самым оказывая положительное влияние на перспективы развития страны.
Современные общественные требования и технологические инновации ставят соответствующие задачи перед подрастающем поколением. Основываясь на данных требованиях, перед образовательными учреждениями, предстает задача создания оптимальных условий для самореализации и самоопределения личности каждого ребенка, с учетом личностных качеств каждого из участников образовательного процесса.
В период перехода на новый образовательный стандарт особенно актуальным становится вопрос о том, как правильно организовать процесс обучения, чтобы он соответствовал критериям нового стандарта, какие изменения необходимо внести в работу педагога, чтобы дошкольники успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению пребывания в дошкольном учреждении [1].
Таким образом, сегодня происходят изменения не только в содержании образования, но и в структуре преподавания, технологии преподавания, методах, формах и приёмах. Все это обуславливает актуальность рассматриваемой нами тематики.
Совершенствование личности невозможно без эффективного всестороннего развития дошкольников. При этом важно осознавать, что развитие должно проходить при активном взаимодействии творческих и интеллектуальных способностей ребенка. В данном контексте необходимо понимать, что развитие и совершенствование знаний иностранного языка способствует становлению ребенка на качественно новый уровень – у малышей появляется возможность расширения сфер коммуникации, саморазвития и как следствие самооценки. В перспективе, знание не только родного, но и иностранного языка способствует расширению спектра потенциальных возможностей и профессиональной реализации в будущем. Уделять внимание развитию лингвистических навыков целесообразно с этапа дошкольного образования, когда ребенок более открыт к общению и обладает повышенным интересом и любознательностью при получении новых знаний [2, 3].
В процессе выполнения поставленных образовательных задач, возникает необходимость использования различных методов и средств обучения, которые при реализации должны оказать положительное влияние на процесс обучения. Принимая во внимание тот факт, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеcпечение развития учебных действий, наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку.
Наиболее продуктивным условием успешного изучения иностранного языка у современных дошкольников, является правильная организация образовательной деятельности в сфере обучения. Прежде всего, в данном случае, необходимо обратить внимание на тот факт, что возрастные особенности детей оказывают влияние на процесс формирования и реализации различных форм и методов организации образовательного процесса в условиях современных дошкольных образовательных учреждений. Значительный вклад в изучение особенностей обучения иностранному языку дошкольников внесли А. А. Леонтьева и И. Л. Шолпо [5]. Независимо друг от друга, исследователи пришли к выводу о том, что «нет никаких ограничений, называемых «природой», на возможности ребенка».
Среди основных особенностей, которые влияют на процесс подбора форм и методов преподавания иностранного языка дошкольникам можно выделить:
- формирование достаточного уровня аудиального восприятия, что позволяет ребенку в значительной мере осознавать ритмическую и интонационную сторону речи;
- грамматическое восприятие – учить ребенка понимать структуру и общность грамматических конструкций, изучать базовые нормы словообразования и формообразования;
- развитие познавательного интереса в различных аспектах изучения иностранного языка. В данном случае, большую роль играет интерес к чужой культуре, звучанию и произношению различных слов, фраз и оборотов речи [4, 5].
По мнению Н. Д. Гальсковой, среди основных форм взаимодействия на уроке, можно выделить следующие виды деятельности:
- пассивная деятельность – изложение материала самим учителем. На наш взгляд, данный вид деятельности является наименее подходящим для работы с детьми, особенно с дошкольниками. Дело в том, что восприятие малышей еще не развито настолько, чтобы они могли сосредоточенно воспринимать лишь вербальную информацию, не подкрепленную какой – либо другой деятельностью;
- активная деятельность – в данном случае, эта форма взаимодействия является наиболее популярной и актуальной методикой проведения урока, поскольку дети и учитель активно взаимодействуют в процессе урока – просмотр мультфильмов, игра, чтение сказок, музыкальные занятия и т. д. Данную деятельность и форму организации занятий еще называют интерактивной. Рассмотрим подробнее каждую из форм активной организации образовательной деятельности в контексте преподавания иностранного языка [2].
Большое внимание игровой деятельности дошкольников в процессе изучения иностранного языка уделяет О. А. Колесникова. По мнению автора, самым интересным для ребенка, является, несомненно, игра. Именно она является естественной формой деятельности ребенка.
Развитие словарного запаса и основ грамматики становится возможным при внедрении следующих направлений игровой деятельности при изучении иностранного языка в дошкольных учреждениях:
- разучивание детьми различных стихотворений, которые учат воспринимать интонации, различные грамматические формы и интерпретации различных форм и оборотов;
- описание рисунков, не называя объект таким образом, чтобы другие дети поняли, о чем идет речь. В данном случае, дети тренируют воображение, совершенствуют аудиальное восприятие, а также расширяют словарный запас, что в значительной мере способствует совершенствованию знания и понимания иностранного языка современными дошкольниками [4].
Не менее важной формой организации образовательной деятельности при изучении иностранного языка, с точки зрения Н. Д. Епанчинцевой, является наличие музыкальных занятий в области развития компетенций иностранного языка. Этому способствуют следующие факторы:
- использование музыкальных произведений на уроках английского языка прежде всего приоритетно тем, что песни включают новые слова и выражения, что способствует более активному восприятию грамматического и лексического запаса языка;
- благодаря тому, что дети слушают песни на уроках английского языка, у них развивается музыкальное восприятие и, соответственно, аудиальный анализ произношения различных грамматических конструкций;
- благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка [3].
В последнее время все большую популярность приобретает использование театрально – ролевой деятельности, в области изучения иностранного языка. В своих исследованиях Е. Н. Безгина, акцентирует внимание на следующих аспектах, играющих немаловажную роль в процессе формирования восприятия иностранного языка у дошкольников:
- ролевая игра имеет образовательное значение. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра – перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей;
- ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними [1].
В целом существует множество факторов, форм и методов построения и проведения занятий по обучению иностранному языку среди дошкольников. При этом, вне зависимости от динамики и активности проведения урока, главная задача педагога заключается в реализации и соблюдении основного критерия – наличие компонента игровой деятельности. Игра является единственной стабильной, неизменной и целенаправленной деятельностью, которая характерна для этого периода развития. В момент игры со сверстниками происходит формирование основных коммуникативных навыков, которые играют немаловажную роль в процессе общения: развивается ответственность, находчивость, инициативность, благодаря игровому процессу происходит самореализация ребенка.