Full text

В последние годы в сфере обучения иностранным языкам всё чаще поднимается вопрос о важности и целесообразности использования Интернет-ресурсов в иноязычном образовании, что подразумевает не только анализ применения новых технических средств, но и исследование положительных и отрицательных сторон внедрения инновационных форм и методов преподавания.

Современные методики преподавания иностранных языков связаны с непрекращающимся техническим прогрессом, а также с технологическим обновлением процесса обучения. Последние достижения в области высоких технологий и распространение глобальной сети Интернет открывают перед преподавателями иностранных языков, методистами, а также самими учащимися широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Актуальность применения Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам, исследование их видов и особенностей обусловлены как продуктивностью их использования для лучшего усвоения базовых знаний, так и удобством, экономичностью применения тех или иных средств в условиях современного информационного общества. Целесообразность применения новых информационных технологий продиктована потребностями современного образования в повышении эффективности обучения, в частности, необходимостью формирования навыков самостоятельной учебной, поисковой деятельности, исследовательского, креативного подхода к обучению, формированию критического мышления современных школьников [5]. Использование Интернет-технологий в преподавании иностранного языка обусловлено не только стремлением к модернизации процесса обучения, но и тем фактом, что на базе веб-технологий становится возможным реализация личностно ориентированного подхода как к учащемуся, так и ко всему процессу обучения в целом, что является основным направлением образования в наше время [4].

Идея внедрения интернет-технологий в ход теоретических и практических занятий по иностранному языку, по мнению Э. Я. Соколовой, получила широкое распространение у преподавателей, методистов во всем мире. Дидактические аспекты компьютеризации обучения разрабатывались широко известными учеными и педагогами Э. Г. Азимовым, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунским, И. О. Логиновым, Е. И. Машбиц, Р. П. Мильруд, Е. С. Полат, Н. Ф. Талызиной, И. В. Роберт, А. В. Хуторской и другими [9].

Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности имеет ряд неоспоримых достоинств, в частности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает более высокое качество процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников, так как учащиеся большое количество времени проводят в виртуальном мире и охотнее усваивают информацию, распространяемую в социальных сетях и мобильных приложениях. Новейшие мультимедийные и Интернет технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильное произношение, изучить грамматические правила, освоить беглое чтение и глубокое понимание аутентичных текстов, создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к языку. Все это является важнейшими задачами обучения иностранному языку для совершенствования уже приобретенных навыков и развития новых.

В настоящий момент Интернет предоставляет исключительные возможности для обучения иностранному языку, так как с его помощью обеспечивается возможность живого общения на изучаемом языке, предоставляется доступ к всевозможным аутентичным материалам и огромному числу учебных ресурсов в текстовом, аудио- и видео-форматах. В контексте языкового образования это позволяет создать технологичную обучающую языковую среду для формирования иноязычных компетенций учащихся [1]. Интернет-ресурсы предоставляют учителям и учащимся специальные программы обучения иностранным языкам, страноведческий материал, новости экономики и политики, культуры, необходимую аутентичную литературу, отбор которой преподаватель может проводить самостоятельно и адаптировать к конкретным учебным целям. Учащиеся, в свою очередь, при грамотном выборе материала, программ, ресурсов получают возможность принимать участие в Интернет конференциях, вебинарах, конкурсах, создавать мультимедийные презентации в процессе работы над проектами. Таким образом, учащиеся находятся в постоянном контакте с иностранным языком как в школьное время, так и при подготовке домашнего задания с помощью Интернета.

Более того, применение Интернет-ресурсов как в школьной деятельности, так и в самостоятельном обучении учащихся дает возможность развития всех видов речевой деятельности. Так, например, устная речь развивается посредством применения видео конференций с использованием веб-камеры или соответствующих веб-ресурсов (Skype, Live Messenger) [2]. Письменная речь совершенствуется с применением социальных сетей (Facebook, Twitter), где учащиеся имеют возможность практиковать письменные навыки общения с одноклассниками, а также с самими носителями изучаемого языка. Так, общение никак не ограничивается заданными в школе тематиками, что дает возможность для создания реальной ситуации взаимодействия на иностранном языке, где учащиеся неосознанно отрабатывают грамматические структуры и тренируют свой активный словарный запас. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение способствует решению одной из насущных проблем межличностной и межкультурной коммуникации, когда учащийся удален от преподавателя территориально.

Воевода Е. В. подчеркивает важность применения таких ресурсов в подготовке учащихся к сдаче государственных экзаменов. Так, учащиеся получают возможность непрерывного контакта с преподавателем, а также вырабатывают необходимые навыки самоконтроля при решении электронных версий экзаменационных работ. Внедрение веб-технологий в подготовку к государственным экзаменам позволяет научить выпускников работать самостоятельно, контролировать свой уровень знаний лексических единиц, грамматического материала, умение работать с печатным и аудио- текстом. Например, сайт Британского Посольства предлагает пользователям материал по всем видам речевой деятельности в соответствии с Европейской шкалой уровней владения иностранным языком. Учащиеся получают возможность определить свой уровень подготовленности к тому или иному экзамену, а также для них открывается большое количество материалов тестового характера, где учащиеся практикуют различные виды речевой деятельности, а также контролируют подготовленность к итоговой аттестации. Все это позволяет выпускникам готовиться к сдаче экзаменов по иностранному языку в непрерывном режиме, совмещая работу в школе и дома [2].

Ученые полагают, что целесообразность использования Интернета обусловлена тем фактом, что информационные технологии обеспечивают экономный с точки зрения времени и финансов метод изучения иностранного языка, который удовлетворяет потребностям учащихся в информационном обществе. Веб-ресурсы предоставляют возможность изучающим иностранный язык пребывать в постоянном контакте с носителями языка, вплоть до 24 часов в сутки, вводя тем самым учащегося в постоянный процесс активного использования иностранного языка, а также позволяя ему самому выбирать время и место обучения, его варианты, виды и даже учителя, носителя языка, в зависимости от потребностей того или иного учащегося.

Известный американский ученый Девид Кристал в своей публикации «Язык и Интернет» определяет несколько причин целесообразности использования интернета в преподавании иностранных языков [7]. Он утверждает, что одна причина заключается в том, что лингвистическая природа коммуникации в режиме онлайн необходима для совершенствования языкового изучения. Другая причина эффективности использования Интернета в обучении иностранным языкам, по словам ученого, состоит в том, что веб-ресурсы создают благотворные условия для обучения письменной речи, так как сетевые ресурсы предоставляют аудиторию для письменного общения. Следующая причина, выдвинутая Дэвидом Кристалом, состоит в том, что общение онлайн в несколько раз увеличивает мотивацию студентов к изучению живого языка, а также дает положительный эффект от большого количества времени, проводимого учащимися в Интернете [7].

Рассматривая различные мнения насчет пользы применения Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам, мы обращаемся к мнениям зарубежных исследователей. Например, в рекомендациях для преподавателей Кембриджского Университета М. Варшауэр заявляет, что Интернет является одним из факторов, вносящих существенный вклад в продвижение применения компьютеров для языкового образования [3]. По мнению ученого, с появлением Интернета изучающие иностранный язык получили прекрасную возможность общаться с минимальными затратами средств и времени с другими учащимися или носителями изучаемого языка по всему миру. Кроме того, М. Варшауэр выделяет одно из преимуществ использования компьютеров и Интернета в практике преподавания и изучения языков именно для учителей, утверждая, что Интернет и живое языковое общение теперь стали единым процессом, постоянно доступным целевой аудитории изучающих иностранный язык [3]. В результате одним из главных преимуществ внедрения веб-технологий является обеспечение преподавателя огромным многообразием обучающих ресурсов, материалов, технологий посредством Интернета. Именно через Интернет учителя теперь имеют возможность легко получить различные материалы для обучения учащихся, а также открывают для себя все самые современные методики обучения иностранному языку, применяемые как в России, так и в странах изучаемого языка.

Проанализировав популярность Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку, мы приходим к выводу о том, что необходимо классифицировать и структурировать возможности использования интернета в обучении иностранному языку, так как они действительно обеспечивают результативность и заинтересованность учащихся в овладении иностранным языком. Использование ИКТ в ходе обучения иностранному языку оказывает влияние на профессиональный рост учителя, на его способность «идти в ногу со временем», что в свою очередь, отражается на значительном повышении качества образования учащихся и их знания иностранного языка [8].

В целом, можно выделить несколько общих положительных моментов в применении Интернет-ресурсов в преподавании. Так, ИКТ на уроке иностранного языка позволяют:

-          обеспечить стабильную мотивацию к изучению иностранного языка;

-          создать комфортную атмосферу на уроке;

-          обеспечить высокую степень персонализированности обучения;

-          повысить объем выполняемой работы и увеличить объем знаний, умений, навыков, приобретаемых на уроке;

-          усовершенствовать качество контроля знаний, учащихся;

-          рационально спланировать и организовать учебный процесс, тем самым повысить эффективность урока;

-          формировать коммуникативную компетенцию учащихся по средством аутентичных материалов;

-          обеспечить доступ учеников к различным словарям, справочным системам, электронным библиотекам, хранилищам и другим информационным ресурсам [8].

В современной методике преподавания иностранных языков достаточно давно выделились наиболее распространенные ресурсы, которые доказали свою эффективность в практике преподавания английского языка. Данные Интернет-ресурсы содержат различный языковой материал, в том числе текстовый, аудио- и визуальный по разнообразным тематикам на изучаемом языке. Поисковые системы Интернета позволяют учителю использовать на занятиях аутентичные материалы, такие как аудио, видео и тексты, знакомиться с произведениями художественной литературы авторов из страны изучаемого языка, приобщиться к иноязычной культуре, развить кругозор и набрать лексику в свой активный словарный запас [6].

Выделяют несколько видов интернет-сервисов, которые можно применить для самостоятельной работы учащихся:

  1. Хотлист (список по теме) – представляет собой своеобразный список сайтов с текстами по изучаемой теме. Если пользователь хочет его создать, то ему необходимо ввести ключевое слово в поисковую систему.
  2. Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) – предстает в виде системы мультимедийных ресурсов, где кроме ссылок на текстовые сайты есть еще и большое количество мультимедийных материалов, в том числе таблицы, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачаны как преподавателями, так и учащимися и использованы как наглядный демонстрационный материал при изучении определенной темы.
  3. Трежа хант (охота за сокровищами) – представляет собой веб-ресурс, где кроме ссылок на различные сайты можно найти вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью данных вопросов преподаватель может контролировать познавательную деятельность учащихся. В заключение поиска может быть задан один более общий вопрос на комплексное понимание темы. На данный запрос поступит развернутый ответ, который будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.
  4. Сабджект сэмпла – сайт, занимающий следующую ступень сложности по сравнению с предыдущим ресурсом. Он также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы глобальной сети Интернет. В рамках работы с данным ресурсом, пользователь должен не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому вопросу.
  5. Вебквест (интернет-проект) – представляет собой самый сложный вид учебных Интернет-ресурсов. Данный ресурс включает сценарий организации проектной деятельности по выбранной учителем теме с использованием ресурсов сети Интернет [6].

Суммировав информацию, полученную в ходе изучения данных сервисов, мы можем отметить, что, используя интернет в учебной деятельности, преподавателю необходимо четко понимать целесообразность его применения на определённом этапе обучения, все положительные и отрицательные стороны внедрения веб-технологий.

Применение веб-ресурсов на школьных занятиях и в самостоятельной подготовке учащихся с учетом возрастных, психологических, индивидуальных характеристик обучаемых любого возраста, позволит успешно усваивать языковую информацию и развивать речевые умения, делать образовательный процесс более интересным, ярким, информативным, затрагивать все виды памяти и все способы восприятия языкового материала, тем самым облегчая процесс обучения иностранному языку как для учителя, так и для учащихся.

В заключение следует заметить, что применение Интернет-ресурсов и мультимедийных средств дает педагогам прекрасную возможность усовершенствовать управление обучением, увеличить эффективность и объективность учебного процесса, сэкономить время преподавателя, повысить мотивацию учащихся на получение знаний, заинтересовать их изучением иностранных языков, привить стойкое желание к самоконтролю и самосовершенствованию, что положительно скажется на результатах обучения. Более того, используя веб-ресурсы, учителя значительно упрощают процесс коммуникации учащихся как между собой, так и с носителями языка, так как школьники получают возможность общаться как письменно, так и устно посредством видео конференций или социальных сетей, при этом не только на школьные темы, а открывая для себя ситуации ежедневного общения, максимально приближенные к коммуникации в реальных условиях.