Сохранение и укрепления здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением всего общества. Формирование основ здорового образа жизни в настоящее время осуществляется в семье и образовательных учреждениях (как в урочной, внеурочной, так и во внеклассной деятельности).
Современные школы должны стремиться к тому, чтобы улучшить состояние здоровья детей. Для этого в любом общеобразовательном учреждении необходимо создать условия для формирования правильного физического развития детей, повышение сопротивляемости их организмов болезням. Почти каждое образовательное учреждение стремиться воплотить в жизнь передовые и свои идеи в этой области. Но чаще всего вопросы, касающиеся основ здорового образа жизни, рассматриваются или только в отдельных темах учебных дисциплин (биология, ОБЖ, физическая культура), или при проведении разрозненных воспитательных мероприятий.
В то же время нельзя не согласиться с тем, что строить в современной школе воспитательный процесс на отдельных разрозненных, эпизодически проводимых мероприятиях по формированию основ здорового образа жизни или другим направлениям – значит упустить важные для становления личности воспитанника годы, потерять возможность педагогического влияния на молодежь.
Вот почему все активнее и настойчивее ставиться вопрос о создании в каждом общеобразовательном учреждении такой воспитательной системы, которая будет способствовать развитию учащихся и максимально сохранять их здоровье.
Организация любого воспитательного мероприятия предусматривает два этапа – подготовка и проведение. Начальным моментом в работе учителя по организации воспитательного мероприятия является определение им воспитательной цели, задач в данный период работы с коллективом воспитанников. Важно на каждом этапе четко определить содержание, методы, приемы организационной деятельности, как самого педагога, так и учащихся, а также условия, обеспечивающие результативность их участия.
Смысл и значение организационно-воспитательной работы, проводимой на этапе подготовки, состоит в том, чтобы, во-первых, определить педагогическую целесообразность проведения того или иного воспитательного мероприятия, во-вторых, психологически и практически подготовить учащихся к предстоящему мероприятию: вызвать устойчивый интерес к нему, помочь осмыслить его значение для коллектива и каждого члена в отдельности, обеспечить активную позицию всем воспитанникам в ходе подготовки.
Окончательное оформление воспитательного мероприятия завершается определением организационной формы его проведения, которая бы максимально содействовала достижению поставленной цели и воспитательных задач в данном коллективе.
После проведения необходимо мероприятие проанализировать, определить достигнутый уровень воспитанности учащихся, слабые стороны в развитии коллектива и отдельных учащихся. Это позволяют определить дальнейшую работу с коллективом на ближайшую перспективу.
Анализ современной литературы и опыта, накопленного в некоторых учебных заведениях, показывает, что усложнение программы обучения и интенсификация учебного процесса приводят к снижению двигательной активности детей, к сокращению продолжительности отдыха и к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, а также основ здорового образа жизни.
Формирование основ здорового образа жизни, могут быть: занятия в объединении дополнительного образования (кружок «Общефизическая подготовка», на базе школы), викторина, беседа и т. д.
Решению проблемы низкого здоровья учащихся поможет создание здоровьесберегающей среды в условиях современной школы. Продуманная здоровьесберегающая среда, физкультурно-оздоровительная работа в сочетании с воспитательной, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни.
На организацию здоровьесберегающей среды в школе требуется достаточно много усилий со стороны педагогического коллектива и учащихся. В то же время на создание здоровьесберегающей среды влияет финансовое обеспечение учебного заведения, так как на приобретение специального оборудования (стоматологический кабинет, оборудование для тренажерного зала, медицинское оборудование) необходимы значительные финансовые затраты.
Следовательно, в связи с тем, что в настоящее время лишь малый процент школ оснащен соответствующим оборудованием, а в остальных учебных заведениях на приобретение его нет денежных средств, необходимо вести работу по созданию здоровьесберегающей среды в тех направлениях, которые требуют минимальных финансовых затрат, но в то же время, способствуют созданию условий для сохранения и улучшения здоровья учащихся.
В связи с этим и была разработана система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды в условиях школы.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды может проводиться в различных направлениях, среди которых наиболее рациональными и эффективными, на наш взгляд, являются:
- Формирование основ образа жизни через организацию внеклассной деятельности.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- Профилактика вредных привычек.
На основе анализа каждого из указанных направлений был отобран теоретический материал и разработана система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создания здоровьесберегающей среды в условиях современной школы.
Поскольку система – это множество взаимосвязанных между собой элементов, составляющих определенное целостное образование, то система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды в условиях современной школы, будет являться комплексная и целенаправленная работа с учащимися, осуществляемая по трем направлениям. Раскроем каждое.
- 1. Формирование основ здорового образа жизни через организацию внеклассной деятельности
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности детей во внеучебное время, обеспечивающих условия для полноценной социализации ребенка.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы формирует личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые умения и навыки.
Внеклассная деятельность, направленная на формирование основ здорового образа жизни, решает следующие задачи:
- Обеспечение условий для развития потребностей в здоровом образе жизни.
- Формирование устойчивых представлений о личных санитарно-гигиенических нормах, превращение представлений в повседневный навык.
- Совмещение физического и психического здоровья субъекта образовательного процесса.
- Превращение потребностей здорового образа жизни в устойчивую жизненную позицию.
Работа в этом направлении включает в себя проведение классных часов по темам: «Ты и твое здоровье», «О пользе закаливания», «Учимся питаться правильно», «Личная гигиена школьника», «Как организовать свой день», «Отдыхать с пользой для здоровья», «Мой образ жизни» и т. д.; общешкольных мероприятий, таких как викторины, смотры-конкурсы, дискуссии, турниры по темам основ здорового образа жизни.
- 2. Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимся.
Работа, проводимая в этом направлении, включает в себя проведение динамических пауз общего и специального назначения в режиме учебного дня, организацию проведения Дней здоровья, спортивно-массовую работу.
Динамические паузы (физкультурные минутки) – это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные паузы являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благоприятно влияют на организм учащихся.
Учебные занятия в классе связаны с длительным сидением детей за партой в определенном положении, часто в довольно напряженном состоянии (во время письма). Это вызывает нежелательные явления в организме детей: застойные явления крови в ногах, области таза, живота; изменение в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Противодействуя этим явлениям, физические упражнения улучшают кровообращение, содействуют выпрямлению позвоночника, активизируют организм учащихся. Таким образом, динамические паузы содействуют повышению успеваемости школьников, обеспечивают активный кратковременный отдых и способствуют улучшению здоровья детей.
Динамические паузы включают в себя обычно три упражнения. Первое – выпрямления позвоночного столба и грудной клетки, второе – для ног и третье – для туловища. Упражнение для рук следует сочетать с другими упражнениями.
Для проведения динамических пауз требуется две-три минуты, они обязательно должны сопровождаться музыкой.
Комплекс динамических пауз составляются учителем физической культуры, и меняется один раз в две недели.
Дни здоровья в школе включают в себя:
- Специальное оформление рекреаций, учебных кабинетов, других помещений в соответствии с тематикой праздника. Это могут быть выставки рисунков, плакатов, стенных газет по итогам проведенных конкурсов по тематике «Здорового образа жизни».
- Уроки в системе учебных занятий (гуманитарного, естественно-биологического цикла, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности).
- Мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены). Работа школьного радиоузла, телецентра, школьной многотиражки.
- Система внеурочных мероприятий с обучающимися, педагогами и родителями.
В рамках учебных занятий гуманитарного естественно-биологического цикла, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, исходя и специфики предметной области рассматриваются вопросы характеристики здоровья, гигиенических навыков, истории физической культуры, роли физкультуры и спорта в жизни великих ученых, деятелей искусства, литературы и исторических деятелей, проблемы экологии, нравственного выбора, духовного и душевного здоровья, социальной адаптации компетентности обучающихся.
- 3. Профилактика вредных привычек
Из всех направлений профилактической работы для создания здоровьесберегающей среды наиболее приемлемыми являются организация медико-педагогической профилактики. В этом случае профилактическая работа проводится одновременно с воспитательной работой по вопросам в формировании основ здорового образа жизни.
В системе мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей среды, профилактическая работа проводится не только с учащимися (на классных часах, общешкольных мероприятиях), но и их родителями (на родительских собраниях).
Исследовательская деятельность по разработке и реализации указанной системы мероприятий была организована и проведена в несколько этапов:
- Диагностический.
- Реализация системы мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды в условиях современной школы.
- Обработка полученных результатов (исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 18).
На первом этапе было проведено диагностическое исследование, перед которым были поставлены следующие задачи:
- проанализировать состояние здоровья учащихся;
- определить отношение школьников к своему здоровью;
- изучить мотивацию учащихся к сохранению здоровья;
- выяснить, что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;
- выяснить пожелания учащихся, кто и каким образом должен формировать медицинскую культуру в школе.
Анализ состояния здоровья учащихся был проведен на основе исследования медицинских карт. В ходе исследования было выявлено, что большая часть учащихся страдает различными заболеваниями.
В рамках реализации системы мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей среды, в МАОУ СОШ №18 была организована:
- Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися.
- Внеклассная работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся.
- Профилактическая работа с учащимися и их родителями.
Для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режим работы школы были введены мероприятия:
- «Папа, мама, я – спортивная семья» – спортивное соревнование цель которого–приобщение учащихся и их семей к здоровому образу жизни (включает 11 конкурсов);
- «День здоровья» – цель игры по станциям –приобщение и расширение знаний учащихся в области ЗОЖ (10 станций);
- работа спортивных секций, проведены динамические паузы на уроках.
Для формирования целостного понимания здоровья и здорового образа жизни была проведена серия классных часов и других внеклассных мероприятий по темам основ здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни», «Мой образ жизни». Для профилактики вредных привычек проводилась беседа с учащимися по теме «Вредные привычки». Для родителей проводилась лекция по теме «О влиянии наркомании», тестирование «Факторы риска и факторы защиты».
Диагностическое исследование показало, что у учащихся сформировалось правильное представление о здоровье и составляющих здорового образа жизни. Изменилось поведение детей. Они стали следить за личной гигиеной, заниматься спортом. Изменилось отношение учащихся к их образу жизни. Они чаще стали задумывать о последствиях для здоровья тех или иных привычек.
Для оздоровления учащихся в школе проводятся уроки физической культуры, созданы объединения дополнительного образования спортивной направленности для всех возрастных групп – общефизическая подготовка (легкая атлетика, волейбол, футбол).
Введены продолжительные перемены, горячие завтраки и обеды; сокращена продолжительность урока (до 40 минут, 35 минут в начальных классах) и во время урока организуются динамические паузы; проводятся Дни здоровья, разрабатываются и реализуются на практике здоровьесберегающие программы и здоровьесберегающие технологии.
Мы убеждены, что система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни, будет способствовать созданию здоровьесберегающей среды в условиях нашей школы.