Full text

Выполнение учителем начальных классов требований, касаемых формирования у детей младшего школьного возраста в условиях только урочной деятельности становится затруднительным, поэтому в помощь учителю приходит деятельность внеурочная.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с ООП образовательной организации решаются задачи воспитания, социализации и развития младших школьников.

С 2009 года внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности выбора занятий, а так же самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравствен­ное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т. д.

Традиционные направления, виды и формы внеурочной деятельности

 

Направления

Виды

Формы

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

другие виды

Кружок

Студия

Секция

Клуб

Объединение

Факультатив

Научное общество

Конференция

Слет

Игра

Соревнование

Турнир

Встреча

Концерт

Спектакль

Практика (полевая, социальная)

Экскурсия

Культпоход

Туристический поход

Субботник

Десант

другие формы

 

На формы используемой внеурочной деятельности влияют особенности самого предмета, в том числе процессуальные, связанные применяемыми методами и приемами и содержательные, определяемые характером изучаемого материала.

В связи с этим формы реализации внеурочной работы по учебному предмету «Окружающий мир» с одной стороны являются традиционными, включают общие для всех предметов формы а с другой стороны специфика самой предметной области привносит в данный перечень особые новые формы, которые отсутствуют в других учебных предметах. Внедрение ФГОС НОО повлекло за собой насыщение технопарка каждой образовательной организации способствовало подключение её в различные сети на разных уровнях, что в свою очередь дает возможность на каждой ступени обучения реализовывать в той или иной форме элементы электронного образования. Например, организация дистанционного участия детей младшего школьного возраста в формате on-line в олимпиадах по курсу «Окружающий мир».

Таким образом, нельзя составить полного перечня форм внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир», так как какие-то формы определяются многими факторами среди которых: территориальное расположение (сельская местность, город), технические и человеческие ресурсы, особенности аккумулирования и распространения информации в отдельно взятой образовательной организации.

В методике преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в связи с многообразием различных точек зрения на особенности и формы проведения внеурочной деятельности не представляется возможным представить единый перечень. Однако в данном пособии сделана попытка систематизировать как традиционные так и современные подходы.

 

 

 

Виды внеурочной работы по предмету «Окружающий мир»

 

Большинство из указанных форм внеурочной деятельности достаточно хорошо изучены, описаны, широко используются.

В контексте реализации интерактивного взаимодействия у учителей начальных классов с позиции формирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников представляет интерес флешмобы, соревновательная деятельность в виде олимпиад и конкурсов. Это обусловлено тем, что в настоящее время существует возможность индивидуального и группового участия в них, они очень разнообразны как по тематике, так и по уровням.

Флешмоб является ярким примером, как образование адаптирует под себя яркие, новые, необычные явления современной жизни общества. Первоначально флешмоб понимался как акция, которая проходит здесь и сейчас, люди, проводящие акцию часто незнакомы друг другом, но объединены общей идеей. Они встречаются на время флешмоба, который обязательно фиксируется и его результаты выкладываются для свободного доступа в сети. Вся предварительная подготовка флешмоба обычно происходит в сетях: как профессиональных, так и социальных.

В России данное направление получило свою интерпретацию в ходе использования её в образовательном процессе. Кроме традиционных видов флешмоба выделились так называемые долгосрочные (от одной недели до трех месяцев) образовательные флешмобы исследования.

Одним из первых в России 6 апреля 2012 года был запущен образовательный флэшмоб – исследование «Чему можно учиться в парке?» в рамках (https://sites.go­ogle.com/site/fmobpark/) проекта «Парковый урок».

Основная идея этого образовательного флэшмоба:

осуществление пробного действия;

мотивация участников проекта посредством создания коллективного образовательного продукта;

осознание парка как предметной, информационной и культурной среды;

виртуальное знакомство участников проекта.

Основная цель: самопрезентация участников и презентация образовательных возможностей «парков».

Конечный продукт: коллективная Google-карта «Чему можно учиться в парке?» Сроки проведения: 3-22 мая 2012 года

Сегодня проект «Парковый урок» привлекает все больше и больше участников. Сейчас уже прошло семь этапов проекта. Особый интерес представляет материал по особенностям организации и проведения данного флеш-моба-исследования, о том как он трансформировался с 2012 года можно узнать на блоге учителя начальных классов, который активно принимал участие вместе со своим классом (https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=2912 ).

Сейчас очень много учителей инициируют флешмобы по тому или иному поводу. Эти взрослые флешмобы можно использовать и во внеурочной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир».

Опишем подобный пример.

Остривна Е объявила Летний флешмоб «Привет, Галактика» (https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=16533&showentry=10432). Приведем его описание.

Берём фотоаппараты, видеокамеры, планшеты и смартфоны и раздвигаем реальность профессиональную и человеческую.

Пока есть свободные часы досуга, предлагаю принять участие в замечательном событии, которое позволит нам не только взглянуть в лица друг друга, услышать голоса, почувствовать летнее настроение, но и начать свои видеопыты с простого и приятного.

Итак, Галактика, здравствуй!!!

Подробная инструкция для участия в флешмобе:

  1. Посмотрите запись моего стартового видеоприветствия. Это пример для вашего видео в галактической перекличке. Формат может быть и другим, главное не забудьте назвать себя и географическое место, откуда ведётся видеозапись, кем вы работаете, и смело передавайте привет коллегам и Галактике.
  2. Текст для произнесения в приветствии:

-          Здравствуйте, меня зовут.......

-          Я работаю ..... в ........, города/села/........

-          Сейчас я нахожусь ........

-          Передаю привет всем своим галактическим коллегам.

-          Присоединяйтесь к летнему флешмобу «Привет, Галактика!!!»

  1. Я производила запись на планшет, поместив его на мониторе, напротив себя. Возможно, вы это сделаете на улице, держа его (или другой гаджет) в рука или попросив записать ваше обращение родных и знакомых. Здесь совершенная свобода и творчество.
  2. Полученную запись размещаете на YouTube, на своём канале или на экспериментальном галактическом при отсутствии своего аккаунта.
  3. В специальном форуме даёте ссылку на ваше видеоприветствие на видеохостинге, где вы его разместили.
  4. Всё, вы стали участником эстафеты галактических видеоприветствий. Оставляем комментарии и знакомимся с виртуальными пользователями ближе.
  5. Активным участникам флешмоба будет начислено 1000 баллов по Программе накопления баллов сообщества Intel® Education Galaxy за август. 
  6. Флешмоб продлится до 30 августа.

В материале Детская карта Галактического флешмоба (https://edugalaxy.in­tel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=10768) описано как можно включить детей в участие флешмоба. Под руководством взрослого дети начали следить за движением флешмоба и изучать географию нашей родной страны и ближнего зарубежья путем знакомства с городами и другими населенными пунктами, откуда передавали приветы участники галактического действа. Затем на пустой карте России и зарубежья отмечать маршруты флешмоба, взяв за точку отправления местожительство детей.

В требованиях ФГОС НОО зафиксировано использование технологии портфолио для фиксации учебных и личностных результатов школьников. Значение портфолио с каждым годом возрастает с каждым годом. Например, при переходе в другую образовательную организацию либо при поступлении в вуз, за портфолио может быть начислен дополнительный балл. Портфолио обязан вести каждый обучающийся вне зависимости от ступени обучения. Одним из критериев оценки портфолио школьника является участие в олимпиадах и конкурса разного уровня и наличие/отсутствие призовых мест в них. С позиции стандартов второго поколения это должно способствовать формированию субъектной позиции обучающихся. Но сейчас в школе обучаются дети с разными возможностями и потребностями, а наличие портфолио обязательно для всех. Поэтому если раньше в предметных олимпиадах и конкурсах могли участвовать только самые выдающиеся, хорошо зарекомендовавшие себя в данной учебном предмете дети младшего школьного возраста после одобрения их кандидатур педагогами, то сейчас в соответствии с ФЗ «Об Образовании в РФ» школьник, как и образовательная организация несут ответственность за результаты своего обучения, то становиться необходимым создание условий, при которых индивидуальные соревнования (олимпиады и конкурсы) можно было бы проходить при удаленном доступе, т. е. дистанционно, учитель может только рекомендовать участвовать в каком либо конкурсе, но не может запретить, даже если школьник не соответствует. Так как уровень и сложность соревнований сейчас как и цена представлены в достаточно большом диапазоне задача учителя начальных классов исходя из возможностей и потребностей конкретного школьника составить рекомендации по участию его в определенных видах соревнований. В связи с тем, что по учебному предмету «Окружающий мир» достаточно много в сети представлено олимпиад и конкурсов свой выбор учитель должен останавливать на тех, у которых информационное и методическое сопровождение находится на высоком уровне (присутствует архив работ, конкурсные работы выставляются на всеобщий доступ, представлены рейтинговые таблицы участников по объявленным номинациям, организована обратная связь с организаторами соревнований). Примером таких ресурсов может стать региональный портал «Моя Югра» (http://moya­ugra.ru/?yclid=18158080022839300691).

На данном портале представлены конкурсы, викторины, олимпиады для обучающихся разных ступеней обучения, для педагогов и родителей. При этом ребенок может сам зарегистрироваться, выбрать, представить и принять участие в соревнованиях по любому количеству номинации, представив неограниченное количество работ. Причем оплата за использование ресурса – минимальная.

Администрация образовательной организации еженедельно получает информацию о конкурсах и олимпиадах разного уровня, которые учитель предоставляет родителям и школьникам.

Так как олимпиады и конкурсы связаны очень часто с организацией исследовательской деятельности, то перед учителем начальных классов стоит первостепенная задача сформировать навыки осуществления исследовательской деятельности. Последним этапом любого вида соревнований является представление результатов работы школьника, а так как большая часть данных соревнований происходит дистанционно, становится особо востребованным умение самопрезентации результатов своей работы в любом виде (доклад, резюме, видеоролик, инженерная книга и т. п.)

Виды внеурочной деятельности разные, поэтому формы могут быть различные. Например, «Познай свой край» может проводиться в форме экскурсии как в реально, так и в виртуально.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п. Выбор формы зависит от содержания деятельности.

Одной из форм внеурочной деятельности является музейная педагогика. Особенности реализации музейно-педагогической программы «Окружающий мир и музей» описан Т. П. Мышевой.

В рамках проектной деятельности можно организовать участие детей в сетевых проектах, например, на сайте http://nachalka.com. Но какую бы форму организация внеурочной деятельности не выбрал учитель начальных классов по курсу «Окружающий мир» она должна позволить решить следующие задачи:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

организовать общественно-полезную и досуговую деятельность школьников совместно с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; воспитывать культуру досуговой деятельности и общения обучающихся, стремление к здоровому образу жизни, потребность в интеллектуальном совершенствовании.

Все разнообразные формы внеурочной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир» представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности администрации образовательной организации, классного руководителя, педагогов, обучающихся и родителей и партнёров.