Выполнение учителем начальных классов требований, касаемых формирования у детей младшего школьного возраста в условиях только урочной деятельности становится затруднительным, поэтому в помощь учителю приходит деятельность внеурочная.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с ООП образовательной организации решаются задачи воспитания, социализации и развития младших школьников.
С 2009 года внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности выбора занятий, а так же самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т. д.
Традиционные направления, виды и формы внеурочной деятельности
Направления |
Виды |
Формы |
Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное |
Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность другие виды |
Кружок Студия Секция Клуб Объединение Факультатив Научное общество Конференция Слет Игра Соревнование Турнир Встреча Концерт Спектакль Практика (полевая, социальная) Экскурсия Культпоход Туристический поход Субботник Десант другие формы |
На формы используемой внеурочной деятельности влияют особенности самого предмета, в том числе процессуальные, связанные применяемыми методами и приемами и содержательные, определяемые характером изучаемого материала.
В связи с этим формы реализации внеурочной работы по учебному предмету «Окружающий мир» с одной стороны являются традиционными, включают общие для всех предметов формы а с другой стороны специфика самой предметной области привносит в данный перечень особые новые формы, которые отсутствуют в других учебных предметах. Внедрение ФГОС НОО повлекло за собой насыщение технопарка каждой образовательной организации способствовало подключение её в различные сети на разных уровнях, что в свою очередь дает возможность на каждой ступени обучения реализовывать в той или иной форме элементы электронного образования. Например, организация дистанционного участия детей младшего школьного возраста в формате on-line в олимпиадах по курсу «Окружающий мир».
Таким образом, нельзя составить полного перечня форм внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир», так как какие-то формы определяются многими факторами среди которых: территориальное расположение (сельская местность, город), технические и человеческие ресурсы, особенности аккумулирования и распространения информации в отдельно взятой образовательной организации.
В методике преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в связи с многообразием различных точек зрения на особенности и формы проведения внеурочной деятельности не представляется возможным представить единый перечень. Однако в данном пособии сделана попытка систематизировать как традиционные так и современные подходы.
Виды внеурочной работы по предмету «Окружающий мир»
Большинство из указанных форм внеурочной деятельности достаточно хорошо изучены, описаны, широко используются.
В контексте реализации интерактивного взаимодействия у учителей начальных классов с позиции формирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников представляет интерес флешмобы, соревновательная деятельность в виде олимпиад и конкурсов. Это обусловлено тем, что в настоящее время существует возможность индивидуального и группового участия в них, они очень разнообразны как по тематике, так и по уровням.
Флешмоб является ярким примером, как образование адаптирует под себя яркие, новые, необычные явления современной жизни общества. Первоначально флешмоб понимался как акция, которая проходит здесь и сейчас, люди, проводящие акцию часто незнакомы друг другом, но объединены общей идеей. Они встречаются на время флешмоба, который обязательно фиксируется и его результаты выкладываются для свободного доступа в сети. Вся предварительная подготовка флешмоба обычно происходит в сетях: как профессиональных, так и социальных.
В России данное направление получило свою интерпретацию в ходе использования её в образовательном процессе. Кроме традиционных видов флешмоба выделились так называемые долгосрочные (от одной недели до трех месяцев) образовательные флешмобы исследования.
Одним из первых в России 6 апреля 2012 года был запущен образовательный флэшмоб – исследование «Чему можно учиться в парке?» в рамках (https://sites.google.com/site/fmobpark/) проекта «Парковый урок».
Основная идея этого образовательного флэшмоба:
осуществление пробного действия;
мотивация участников проекта посредством создания коллективного образовательного продукта;
осознание парка как предметной, информационной и культурной среды;
виртуальное знакомство участников проекта.
Основная цель: самопрезентация участников и презентация образовательных возможностей «парков».
Конечный продукт: коллективная Google-карта «Чему можно учиться в парке?» Сроки проведения: 3-22 мая 2012 года
Сегодня проект «Парковый урок» привлекает все больше и больше участников. Сейчас уже прошло семь этапов проекта. Особый интерес представляет материал по особенностям организации и проведения данного флеш-моба-исследования, о том как он трансформировался с 2012 года можно узнать на блоге учителя начальных классов, который активно принимал участие вместе со своим классом (https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=2912 ).
Сейчас очень много учителей инициируют флешмобы по тому или иному поводу. Эти взрослые флешмобы можно использовать и во внеурочной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир».
Опишем подобный пример.
Остривна Е объявила Летний флешмоб «Привет, Галактика» (https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=16533&showentry=10432). Приведем его описание.
Берём фотоаппараты, видеокамеры, планшеты и смартфоны и раздвигаем реальность профессиональную и человеческую.
Пока есть свободные часы досуга, предлагаю принять участие в замечательном событии, которое позволит нам не только взглянуть в лица друг друга, услышать голоса, почувствовать летнее настроение, но и начать свои видеопыты с простого и приятного.
Итак, Галактика, здравствуй!!!
Подробная инструкция для участия в флешмобе:
- Посмотрите запись моего стартового видеоприветствия. Это пример для вашего видео в галактической перекличке. Формат может быть и другим, главное не забудьте назвать себя и географическое место, откуда ведётся видеозапись, кем вы работаете, и смело передавайте привет коллегам и Галактике.
- Текст для произнесения в приветствии:
- Здравствуйте, меня зовут.......
- Я работаю ..... в ........, города/села/........
- Сейчас я нахожусь ........
- Передаю привет всем своим галактическим коллегам.
- Присоединяйтесь к летнему флешмобу «Привет, Галактика!!!»
- Я производила запись на планшет, поместив его на мониторе, напротив себя. Возможно, вы это сделаете на улице, держа его (или другой гаджет) в рука или попросив записать ваше обращение родных и знакомых. Здесь совершенная свобода и творчество.
- Полученную запись размещаете на YouTube, на своём канале или на экспериментальном галактическом при отсутствии своего аккаунта.
- В специальном форуме даёте ссылку на ваше видеоприветствие на видеохостинге, где вы его разместили.
- Всё, вы стали участником эстафеты галактических видеоприветствий. Оставляем комментарии и знакомимся с виртуальными пользователями ближе.
- Активным участникам флешмоба будет начислено 1000 баллов по Программе накопления баллов сообщества Intel® Education Galaxy за август.
- Флешмоб продлится до 30 августа.
В материале Детская карта Галактического флешмоба (https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=10768) описано как можно включить детей в участие флешмоба. Под руководством взрослого дети начали следить за движением флешмоба и изучать географию нашей родной страны и ближнего зарубежья путем знакомства с городами и другими населенными пунктами, откуда передавали приветы участники галактического действа. Затем на пустой карте России и зарубежья отмечать маршруты флешмоба, взяв за точку отправления местожительство детей.
В требованиях ФГОС НОО зафиксировано использование технологии портфолио для фиксации учебных и личностных результатов школьников. Значение портфолио с каждым годом возрастает с каждым годом. Например, при переходе в другую образовательную организацию либо при поступлении в вуз, за портфолио может быть начислен дополнительный балл. Портфолио обязан вести каждый обучающийся вне зависимости от ступени обучения. Одним из критериев оценки портфолио школьника является участие в олимпиадах и конкурса разного уровня и наличие/отсутствие призовых мест в них. С позиции стандартов второго поколения это должно способствовать формированию субъектной позиции обучающихся. Но сейчас в школе обучаются дети с разными возможностями и потребностями, а наличие портфолио обязательно для всех. Поэтому если раньше в предметных олимпиадах и конкурсах могли участвовать только самые выдающиеся, хорошо зарекомендовавшие себя в данной учебном предмете дети младшего школьного возраста после одобрения их кандидатур педагогами, то сейчас в соответствии с ФЗ «Об Образовании в РФ» школьник, как и образовательная организация несут ответственность за результаты своего обучения, то становиться необходимым создание условий, при которых индивидуальные соревнования (олимпиады и конкурсы) можно было бы проходить при удаленном доступе, т. е. дистанционно, учитель может только рекомендовать участвовать в каком либо конкурсе, но не может запретить, даже если школьник не соответствует. Так как уровень и сложность соревнований сейчас как и цена представлены в достаточно большом диапазоне задача учителя начальных классов исходя из возможностей и потребностей конкретного школьника составить рекомендации по участию его в определенных видах соревнований. В связи с тем, что по учебному предмету «Окружающий мир» достаточно много в сети представлено олимпиад и конкурсов свой выбор учитель должен останавливать на тех, у которых информационное и методическое сопровождение находится на высоком уровне (присутствует архив работ, конкурсные работы выставляются на всеобщий доступ, представлены рейтинговые таблицы участников по объявленным номинациям, организована обратная связь с организаторами соревнований). Примером таких ресурсов может стать региональный портал «Моя Югра» (http://moyaugra.ru/?yclid=18158080022839300691).
На данном портале представлены конкурсы, викторины, олимпиады для обучающихся разных ступеней обучения, для педагогов и родителей. При этом ребенок может сам зарегистрироваться, выбрать, представить и принять участие в соревнованиях по любому количеству номинации, представив неограниченное количество работ. Причем оплата за использование ресурса – минимальная.
Администрация образовательной организации еженедельно получает информацию о конкурсах и олимпиадах разного уровня, которые учитель предоставляет родителям и школьникам.
Так как олимпиады и конкурсы связаны очень часто с организацией исследовательской деятельности, то перед учителем начальных классов стоит первостепенная задача сформировать навыки осуществления исследовательской деятельности. Последним этапом любого вида соревнований является представление результатов работы школьника, а так как большая часть данных соревнований происходит дистанционно, становится особо востребованным умение самопрезентации результатов своей работы в любом виде (доклад, резюме, видеоролик, инженерная книга и т. п.)
Виды внеурочной деятельности разные, поэтому формы могут быть различные. Например, «Познай свой край» может проводиться в форме экскурсии как в реально, так и в виртуально.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п. Выбор формы зависит от содержания деятельности.
Одной из форм внеурочной деятельности является музейная педагогика. Особенности реализации музейно-педагогической программы «Окружающий мир и музей» описан Т. П. Мышевой.
В рамках проектной деятельности можно организовать участие детей в сетевых проектах, например, на сайте http://nachalka.com. Но какую бы форму организация внеурочной деятельности не выбрал учитель начальных классов по курсу «Окружающий мир» она должна позволить решить следующие задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
организовать общественно-полезную и досуговую деятельность школьников совместно с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; воспитывать культуру досуговой деятельности и общения обучающихся, стремление к здоровому образу жизни, потребность в интеллектуальном совершенствовании.
Все разнообразные формы внеурочной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир» представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности администрации образовательной организации, классного руководителя, педагогов, обучающихся и родителей и партнёров.